Новости

Законопроект ФАС может перекрыть воздух российским правообладателям

Законопроект ФАС может перекрыть воздух российским правообладателям

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) разработала поправки в закон о защите конкуренции, затрагивающие интернет-ритейлеров и владельцев объектов интеллектуальной собственности. С одной стороны, ведомство разработало механизм защиты национального рынка от недобросовестных иностранных правообладателей, а с другой — подставило под удар отечественных игроков.

В распоряжении портала оказался законопроект с поправками в Федеральный закон «О защите конкуренции» и КоАП, разработанный ФАС для регулирования сферы в условиях цифровизации. В документе прописаны нормы для работающих в сети торговых площадок, касающиеся, в частности, используемых ими ценовых алгоритмов. Кроме того, в документе содержатся нормы, распространяющие антимонопольное законодательство на сферу интеллектуальной собственности, в частности — крупных иностранных правообладателей.

Проект предусматривает введение в федеральное законодательство новых понятий «сетевой эффект» и «ценовой алгоритм». Оценка сетевого эффекта станет ключевой при определении положения компании на рынке: какую фору получает ритейлер от числа пользователей торговой площадки и использования их данных. Если ФАС сочтет сетевой эффект слишком высоким, игрок может быть признан монополистом, даже если его доля на рынке меньше 35%.

«Компания, которая владеет большими объемами данных в определенных сферах, например в сельском хозяйстве или промышленности, может дополнительно усиливать свое доминирующее положение, даже если доля у нее не очень большая», — объяснил суть механизма оценки замглавы ФАС Сергей Пузыревский в интервью «Коммерсанту».

Предполагается, что сотрудники ведомства также будут отслеживать использование участниками рынка «ценового алгоритма» — а именно программ, которые применяются для мониторинга и контроля цен, а также при торгах. Использование таких роботов может обернуться для предпринимателей, уличенных в злоупотреблении доминирующим положением на рынке, административной ответственностью. Согласно законопроекту, ценовой алгоритм станет отягчающим обстоятельством.

Нормы, предлагаемые антимонопольщиками, призваны установить добросовестную конкуренцию на рынке интернет-услуг. «ФАС вводит специальные термины и нормы, потому что очевидно, что существующие нормы им применять к интернету трудно», — пояснил Павел Катков, старший партнер юридической компании «Катков и партнеры». Также российские власти действовали в случае с антипиратским законом: регулирующую эту сферу нормы уже были прописаны в законодательстве, однако было решено принять специальный документ.

Специалист отмечает, что в случае принятия законопроекта регуляторная нагрузка на интернет-компании увеличится: «Для ФАС это хороший инструмент управления интернет-рынком, а для интернет-компаний — это бесспорный регуляторный риск».

Проект поправок включает в себя и нормы, касающиеся объектов интеллектуальной собственности. В случае с оценкой сетевого эффекта речь, например, может идти о продаже не товаров, а, например, музыкальных альбомов или кинофильмов. Тут-то и заходит речь о сфере интеллектуальной собственности.

«В законе содержится норма, согласно которой компании, в том числе это могут быть компании-правообладатели, обращаются в ФАС за соответствующими одобрениями, например при заключении сделок», — говорит Павел Катков. И здесь возникает риск для зарубежных компаний: если она не выполнит предписание ведомства, оно может «предоставить разрешение на использование объекта интеллектуальных прав, принадлежащих иностранному лицу, на территории РФ».

В проекте документа, который имеется в распоряжении портала, эта норма сформулирована следующим образом: «При неисполнении иностранными лицами и (или) организациями предписания (...) антимонопольный орган вправе: 1) разрешить использование на территории РФ объектов интеллектуальных прав, принадлежащих указанным иностранным лицам или организациям, без их согласия, на условиях, определенных антимонопольным органом; 2) обратиться в суд с требованием о запрете оборота товара или товаров на территории РФ, производимых указанными иностранными лицами или организациями».

Если читать норму дословно, можно представить следующую ситуацию: Apple направляет в ФАС запрос на согласование по какой-либо сделке, получает предписание, отказывается его выполнять, после чего российские органы власти разрешают свободно использовать, скажем, песню, права на которую принадлежат американской компании. Однако формальная трактовка, по-видимому, ошибочна. Пока неизвестно, о какой интеллектуальной собственности будет идти речь. Предположительно, привязанной к выданному антимонопольщиками предписанию.

«Это, конечно, беспрецедентная мера. Мне неизвестно, чтобы в нашем законодательстве был полный аналог нормы, позволяющей органу государственной власти распоряжаться по своему усмотрению объектом интеллектуальной собственности», — подчеркивает Павел Катков.

В соответствии с предлагаемыми нормами, однако, лишиться права на интеллектуальную собственность могут и российские компании, которые будут признаны монополистами на основе анализа сетевого эффекта. При этом реальная доля игрока на рынке может не достигать и 10%, и даже еще меньшего показателя, из-за чего под ударом могут оказаться и самые обычные компании. Кроме того, даже большая доля на рынке необязательно говорит о манипулировании своим доминирующим положением. Из-за нововведений такие игроки могут оказаться в крайне невыгодном положении: конкуренты смогут воспользоваться их положением и оспорить возможность использования того или иного товара, в том числе объекта интеллектуальной собственности.

12.02.2018

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

Есть мнение ...

"В Москве общий уровень дизайна улучшается, а хороший уровень..."В Москве общий уровень дизайна улучшается, а хороший уровень...
Как менялись московские вывески на протяжении последних трех десятилетий, чем московские вывески отличаются от европейских и почему дизайнеры наших вывесок, равно как и навигации в метро, не помогают горожанам сориентироваться. Об этом «Москвич Mag» рассказали владельцы дизайнерских студий, разработчики дизайн-кода Москвы, графические дизайнеры и участники фестиваля шрифтовиков Typomania. 
Sabre Award 2019: забота о здоровье, инфлюенсеры, цифровые технологии...Sabre Award 2019: забота о здоровье, инфлюенсеры, цифровые технологии...
22 мая состоялось награждение победителей одного из самых престижных конкурсов в сфере PR SabreAward 2019. Специалисты аналитического агентства Смыслография проанализировали кейсы победителей и номинантов и отметили актуальные направления развития мирового PR рынка.
Поколение Z. Смогут ли его представители стать хорошими...Поколение Z. Смогут ли его представители стать хорошими... (1)
Поколение Z — люди, рожденные после 1995-ого года. Уже сейчас «зетовцы» составляют почти четверть всего населения РФ и, судя по подсчетам прогнозистов, к 2020-ому штат каждой российской компании на 40% будет состоять именно из сотрудников этого поколения. Насколько компетентными и квалифицированными PR-специалистами могут стать эти пока еще очень молодые и даже совсем юные ребята? О перспективах поколения Z в PR рассуждает Дарья Субоч, СЕО коммуникационного агентства SlavaPR.
PR-бюджет в 50 тысяч рублей приводит московский бизнес к разочарованиюPR-бюджет в 50 тысяч рублей приводит московский бизнес к разочарованию
Коммуникационное агентство «Со-общение» провело исследование удовлетворенности компаний Москвы и Санкт-Петербурга результатами использования PR как инструмента продвижения своих товаров и услуг.
Как видео помогает сайтам улучшать позиции в поискеКак видео помогает сайтам улучшать позиции в поиске
Специалисты сервиса Rookee провели эксперимент и выяснили, влияет ли видео на ранжирование сайта в поисковых системах.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».
87% компаний используют три и более каналов для внутренних...87% компаний используют три и более каналов для внутренних...
«Лучшие кейсы по внутрикорпоративным коммуникациям. Ключевые тенденции последнего времени. Изменения стремительны, успеваем ли мы за ними?» - данную тему 25 апреля 2018 года обсудили на заседании  Комитета по внутрикорпоративным  коммуникациям Ассоциации менеджеров.
New media, new creativity! "Серебряный меркурий" расширяет...New media, new creativity! "Серебряный меркурий" расширяет...
21-22 марта в Санкт-Петербурге состоялся IV Фестиваль рекламы и маркетинговых услуг «Серебряный Меркурий. Северо-Запад», в рамках  которого прошла Большая конференция. Организатором мероприятия стало ведущее брендинговое агентство России – Brandson (Total Identity Group), во главе с Генеральным директоров агентства, Членом совета АБКР, Еленой Юферевой.
Выставка, посвящённая 100-летию со дня рождения Георгия ЩетининаВыставка, посвящённая 100-летию со дня рождения Георгия Щетинина (6)
В Государственном музее А. С. Пушкина открылась выставка, посвященная не столь широко известному, но заслуживающему пристального внимания художнику-иллюстратору ХХ века Георгию Щетинину.

Форум

Вакансии

  • Загрузка ...

на правах рекламы

18.07.2019 - 19:45
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru на Facebookfacebook    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR

Вход | Регистрация