Выставка, посвящённая 100-летию со дня рождения Георгия Щетинина
В Государственном музее А. С. Пушкина открылась выставка, посвященная не столь широко известному, но заслуживающему пристального внимания художнику-иллюстратору ХХ века Георгию Щетинину.
Георгий Щетинин родился в 1916 году. Он пришел в искусство в 1930-е годы, встав в когорту молодых советских художников. В 1947 году он был принят в Союз художников. В течение последующих 35 лет работал в различных издательствах, в том числе «Гослитиздате», «Издательстве иностранной литературы», издательствах «Мир» и «Прогресс», где оформил около восьмидесяти книг. Помимо книжной иллюстрации, Щетинин много работал в области графического дизайна. Станковые графические работы, в которые погрузился Щетинин в начале 1960-х годов, и составляют большую часть нынешней экспозиции.
Несмотря на то, что творчество Георгия Щетинина никогда не соответствовало генеральной линии партии (было глубоко личным переживанием, а значит, по тем временам, индивидуальным и порицаемым), художник так и не попал в анналы нонконформизма и оставался «безвестным героем» советского искусства.
Георгию Щетинину удалось очень лично рассказать о войне в серии офортов «В оккупации», его дипломной работе, где страшный смысл представлен не общим (коллективным) бедствием, а сугубо индивидуальным страданием: страхом, горем и унижением. Графический цикл «Любовь», созданный в 1950-х годах, также выходит за общепринятые нравственные нормы той эпохи: в нем изображена полураздетая влюбленная пара на постели или рядом с ней, теряющая и обретающая форму в складках мятого белья.
В конце 1960-х годов появляется цикл «черных работ» Георгия Щетинина. Черно-белая графика изображает картины мрачного мира Александровской слободы, резиденции Ивана Грозного, чья эпоха часто становилась символом современности для советских творцов. В почти плакатной живописи автор четко обозначает границы человеческого тела, установленные самим человеком и для себя, и для остального мира.
Первая книжная работа Щетинина – это иллюстрации к роману Александра Малышкина «Люди из захолустья». Далее был и лермонтовский «Вадим», и полувековой диалог со стихами Франсуа Вийона, и даже работа над собственным литературным произведением – романом «Марфа и Мария».
15.04.2016
Еще статьи по теме
- К импрессионистам нужно прийти (2) - 20.04.2017
Комментарии
Написать комментарий