Анализ рынков

Россияне не научились экономить

Россияне не научились экономить

Сэкономить на крупных покупках не получилось.

Год назад россияне заявили о своих намерениях максимально сократить расходы на дорогостоящие покупки. Более половины россиян вообще не планировали крупных расходов. Однако по результатам аналогичного опроса, проведенного в феврале текущего года, выяснилось, что у страха перед экономическим кризисом глаза велики. По факту россияне потратились и на одежду, и на отдых с развлечениями, и на медицину, и на различные ремонты. Сократилась только доля купивших в прошлом году недвижимость и автомобили. Планы на крупные расходы на ближайшие полгода, как обычно, более скромные, чем реально совершенные покупки. Но тотальной экономии не предвидится. Вероятно, россияне уже несколько приспособились к новым экономическим реалиям и достаточно успешно планируют свои бюджеты.

В феврале текущего года исследовательский холдинг Ромир в ходе очередного всероссийского опроса поинтересовался у респондентов, какие крупные расходы были совершены в их семьях за последние 6 месяцев и какие планируются на следующее полугодие. Аналогичные опросы проводятся с 2011 года, чтоб позволяет отслеживать динамику крупных расходов россиян.

Прошедший 2015 год оказался очень непростым для россиян. Высокая инфляция и рост цен, ослабление рубля и расширение санкций России в отношении зарубежных стран наложило свой отпечаток на потребительское поведение. Однако, как показывают результаты опросов Ромир, экономические опасения россиян и планы на тотальную экономию, анонсированные год назад, по факту не оправдались.

Как мы писали ранее, россияне предпочитают перераспределять свои семейные бюджеты в целях противостояния экономическим трудностям. Растет доля тех, кто готов экономить на еде и товарах первой необходимости при сокращении числа тех, кто отказывается от отдыха или покупки дорогостоящих товаров длительного пользования.

Вот и по результатам опроса о крупных покупках выяснилось, что все декларации россиян об отказе от существенных трат на покупку мебели, бытовой техники, автомобилей, квартир, оплаты отдыха и развлечений оказались далеки от правды. По сравнению с результатами опроса годичной давности сократилась только доля купивших автомобили, квартиры и ювелирные изделия. По всем остальным статьям расходов произошел рост.

Какие-то крупные траты, вероятно, оказались несколько спонтанными, как например, покупка одежды и обуви или расходы на развлечения. Другие траты, не исключено, были продиктованы возникшей необходимостью, как например, медицинские расходы или ремонт автомобиля.

Особенно наглядно прослеживаются изменение планов на крупные расходы и действительно произведенные траты. Год назад, напуганные кризисом, россияне заявляли о планах на тотальную экономию на всем. Однако год спустя мы видим, что сэкономить респондентам не удалось. Особенно выделяются расходы на развлечения – планировали оплачивать свои дорогостоящие развлечения всего 1% опрошенных, но год спустя о крупных тратах по этой статье заявили 7% опрошенных. Похожая ситуация и с затратами на отдых, на медицину, покупку мебели, бытовой техники и электроники. Таким образом беспрецедентно высокая доля (51%) тех, кто не собирался делать крупных покупок год назад, год спустя пришла к достаточно привычному уровню в 31%.

Крупные расходы в 2011-2016 гг.

Что купили за предыдущие 6 месяцев в сравнении с тем, что планировали купить. 

Что купили за предыдущие 6 месяцев и что планируют купить.

Источник: Ромир, февраль 2016

Вот и в своих планах на крупные покупки в ближайшие полгода в текущем году россияне стали менее осторожными, чем год назад. Разница между долями тех, кто сделал дорогостоящие покупки в последние полгода и теми, кто их планирует, не такая большая. В предыдущие годы наблюдалась аналогичная картина. Планы обычно всегда ниже позже реально совершенных покупок. Такова, видимо, природа и психология потребителей.

Одежда

Лидером по затратам, как и в предыдущие годы, стали покупки одежды и обуви. И даже при провале этой категории в начале прошлого года, как видно из предыдущего опроса, ситуация во второй половине года и начале текущего выровнялась. 38% россиян заявили, что они покупали одежду и обувь. И этот показатель близок к данным благополучного 2012 года. И на ближайшие полгода треть опрошенных не исключают расходов, связанных с покупкой этой категории.

Медицина

Оплачивали медицинские услуги 14% россиян, хотя планировали всего 6%. Таким образом, доля потратившихся на платную медицину, оказалась аналогичной показателю 2013 года. На ближайшие полгода оплату медицинских услуг запланировали 8% россиян. Однако при следующем опросе, наверняка, доля россиян, действительно потратившихся на оплату медуслуг, будет выше. Как показывает практика, запланированные обращения к врачам – это одна тема, но всегда возникают внезапные нужды и, соответственно, незапланированные расходы.

Бытовая техника и электроника

О покупках крупной бытовой техники и электроники завили 13% опрошенных. И это самый высокий показатель по этой категории за все годы измерений. В начале прошлого года о покупках БТЭ заявил каждый десятый респондент. И мы помним, как наши соотечественники в массовом порядке скупали телевизоры и холодильники в конце 2014 года на фоне растущих курсов валют. Однако и в течение всего прошлого года она не прекратили это делать. В итоге доля семей, которая обновила домашнюю технику, еще немного увеличилась. О планах на покупку это категории заявляют 8% респондентов, что тоже неплохо.

Ремонт

Не исключено, что покупка бытовой техники связана с ремонтами в квартирах и на дачах, о чем заявили 12% опрошенных. Полученный при последнем опросе результат вряд ли можно назвать кризисным, т.к. аналогичные показатели были зафиксированы в благополучные 2012 и 2014 годах. И ремонтный бум вряд ли успокоится в текущем году. О планах на ремонт заявил каждый десятый (9%) опрошенный.

Отдых

Полученные при прошлом опросе результаты по затратам на отпуск казались пугающими. В начале 2015 года только 7% респондентов ответили, что покупали туристические путевки или самостоятельно оплачивали свои путешествия. По сравнению с замером 2014 года падение доли ответов составило 3 раза. И планы на крупные затраты на отдых в прошлом году строили только 6% россиян. Однако оказалось, что планы были перевыполнены почти вдвое. В итоге в начале текущего года о затратах на отдых заявили 11% опрошенных. А в течение этого года планируют туристические поездки 12% респондентов. Не исключено, что в реальности доля отдохнувших и, соответственно, потратившихся на отпуск окажется выше. Россияне приспосабливаются к новым реалиям, осваивают новые туристические маршруты и направления.

Развлечения

В вопросе развлечений, в том числе и дорогостоящих, россияне тоже не стали провидцами. Как только жизнь свернула на кризисную дорожку, респонденты начали декларировать планы по сокращению расходов на развлечения. Однако по факту такого рода траты сделали 7% россиян по итогам прошлого года, что вдвое больше, чем результат аналогичного опроса в начале 2015 года. Более того, если год назад о планах на дорогостоящие развлечения заявлял только 1% опрошенных, то эти тревожные планы, к счастью для индустрии интертеймента, не оправдались. С учетом отказа от туристических поездок, экономии на других статьях расходов вплоть до еды, без развлечений, хотя бы в виде походов в кино, отказаться не получилось. Надо же хоть как-то разбавлять кризисные будни. Вот и на следующие полгода ощутимые затраты на развлечения запланировали уже 4% опрошенных, доля которых в реальности, наверняка, окажется выше.

Мебель

За последние полгода купили новую мебель 8% респондентов, что, возможно, также связано с проведенными ремонтами. Этот показатель превышает данные и 2012-2013 года, и результаты провального начала 2015 года. Более того, рынок мебели имеет шансы на некоторый успех в этом году, судя по заявлениям 6% россиян на покупку этой категории в ближайшие шесть месяцев.

Автомобиль

На фоне просевших продаж автомобилей, а обновили свои авто всего 4% россиян за последние полгода, выросла доля дорогостоящих ремонтов машин. Вероятно, отказавшись от покупки новых автомобилей, водителям пришлось вложиться в основательный ремонт и техобслуживание уже имеющихся. Текущий год вряд ли исправит ситуацию на автомобильном рынке. Только 2% россиян строят планы по обновлению автомобиля. Не исключено, что приобрести они могут не новые, а уже подержанные авто.

Недвижимость

Рынок недвижимости сейчас пребывает не в самом своем лучшем состоянии. Если наравне с автомобилями, телевизорами и холодильниками в конце 2014 года россияне активно скупали и недвижимость, то в последние полгода такого рода сделки совершили всего 2% опрошенных. Вялость в вопросе покупки квартир и дач, вероятно, сохранится и в течение всего текущего года. О планах на покупку недвижимости заявили не более 2% россиян. 

18.03.2016

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

Есть мнение ...

"В Москве общий уровень дизайна улучшается, а хороший уровень..."В Москве общий уровень дизайна улучшается, а хороший уровень...
Как менялись московские вывески на протяжении последних трех десятилетий, чем московские вывески отличаются от европейских и почему дизайнеры наших вывесок, равно как и навигации в метро, не помогают горожанам сориентироваться. Об этом «Москвич Mag» рассказали владельцы дизайнерских студий, разработчики дизайн-кода Москвы, графические дизайнеры и участники фестиваля шрифтовиков Typomania. 
Sabre Award 2019: забота о здоровье, инфлюенсеры, цифровые технологии...Sabre Award 2019: забота о здоровье, инфлюенсеры, цифровые технологии...
22 мая состоялось награждение победителей одного из самых престижных конкурсов в сфере PR SabreAward 2019. Специалисты аналитического агентства Смыслография проанализировали кейсы победителей и номинантов и отметили актуальные направления развития мирового PR рынка.
Поколение Z. Смогут ли его представители стать хорошими...Поколение Z. Смогут ли его представители стать хорошими... (1)
Поколение Z — люди, рожденные после 1995-ого года. Уже сейчас «зетовцы» составляют почти четверть всего населения РФ и, судя по подсчетам прогнозистов, к 2020-ому штат каждой российской компании на 40% будет состоять именно из сотрудников этого поколения. Насколько компетентными и квалифицированными PR-специалистами могут стать эти пока еще очень молодые и даже совсем юные ребята? О перспективах поколения Z в PR рассуждает Дарья Субоч, СЕО коммуникационного агентства SlavaPR.
PR-бюджет в 50 тысяч рублей приводит московский бизнес к разочарованиюPR-бюджет в 50 тысяч рублей приводит московский бизнес к разочарованию
Коммуникационное агентство «Со-общение» провело исследование удовлетворенности компаний Москвы и Санкт-Петербурга результатами использования PR как инструмента продвижения своих товаров и услуг.
Как видео помогает сайтам улучшать позиции в поискеКак видео помогает сайтам улучшать позиции в поиске
Специалисты сервиса Rookee провели эксперимент и выяснили, влияет ли видео на ранжирование сайта в поисковых системах.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».
87% компаний используют три и более каналов для внутренних...87% компаний используют три и более каналов для внутренних...
«Лучшие кейсы по внутрикорпоративным коммуникациям. Ключевые тенденции последнего времени. Изменения стремительны, успеваем ли мы за ними?» - данную тему 25 апреля 2018 года обсудили на заседании  Комитета по внутрикорпоративным  коммуникациям Ассоциации менеджеров.
New media, new creativity! "Серебряный меркурий" расширяет...New media, new creativity! "Серебряный меркурий" расширяет...
21-22 марта в Санкт-Петербурге состоялся IV Фестиваль рекламы и маркетинговых услуг «Серебряный Меркурий. Северо-Запад», в рамках  которого прошла Большая конференция. Организатором мероприятия стало ведущее брендинговое агентство России – Brandson (Total Identity Group), во главе с Генеральным директоров агентства, Членом совета АБКР, Еленой Юферевой.
Выставка, посвящённая 100-летию со дня рождения Георгия ЩетининаВыставка, посвящённая 100-летию со дня рождения Георгия Щетинина (6)
В Государственном музее А. С. Пушкина открылась выставка, посвященная не столь широко известному, но заслуживающему пристального внимания художнику-иллюстратору ХХ века Георгию Щетинину.

Форум

Вакансии

  • Загрузка ...

на правах рекламы

20.07.2019 - 05:35
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru на Facebookfacebook    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR

Вход | Регистрация