Статьи

"В поисках "0,10"" в Фонде Бейелеров

"В поисках "0,10"" в Фонде Бейелеров

В базельском Фонде Бейелеров открылась выставка "В поисках "Последней футуристической выставки картин 0,10"", посвященная 100-летию "Черного квадрата" Малевича.

Поиски привели в Третьяковскую галерею, Русский музей и еще в 14 федеральных и областных музеев России, а также в Центр Помпиду, Стеделейк-Мюсеум, MoMA, коллекцию Костаки в Салониках, Музей Людвига в Кельне и другие собрания, откуда привезены работы русских авангардистов. Вдобавок Малевича чествуют роскошной выставкой современного искусства, вдохновленного открытиями супрематистов.

Первый раз работы Казимира Малевича показали в Швейцарии вскоре после смерти художника – в 1937 году, как раз в Базеле, в Кунстхалле, на выставке "Конструктивисты". Отчего теоретик и практик супрематизма, близкого конструктивизму так же, как идеализм близок материализму, наверное, перевернулся в своем супрематическом гробу. На афише красовались имена Мондриана, Кандинского, Лисицкого – для имени Малевича места не нашлось, он оказался среди "и др.".

При жизни ему не везло на Западе, несмотря на некоторую известность, выставки и публикации теоретических сочинений – признание было недостаточным, понимания не было вовсе. Выставка "Черное Солнце", которую лично курировал директор Фонда Бейелеров Сэм Келлер, в свое время превративший ярмарку Art Basel в главное арт-шоу мира, – это грандиозный оммаж автору "Черного квадрата", сделанный на базе роскошной бейелеровской коллекции и множества других частных и государственных собраний Старого и Нового Света.

В почтительном реверансе застыли и Пит Мондриан с Василием Кандинским, и все мастера послевоенной абстракции с Марком Ротко во главе, и все последующие деконструкторы картины во главе с Герхардом Рихтером. И те, кто категорически отрицал свою связь с русским авангардом, как Эллсуорт Келли, утверждающий, что знать не знал, кто такой Малевич, когда в 1953-м писал свои парные квадраты – черный и белый. И те, кто насмешничал, как Дэмиен Херст с колоссальным кругом "Черного Солнца", засиженным мириадами дохлых мух. Вся история мирового модернизма и постмодернизма сквозь призму "Черного квадрата" – иконы искусства XX века, столетие которой отмечается в этом году.

Сам Малевич, правда, датировал рождение "царственного младенца" 1913 годом, подтасовывая факты и эскизы, дабы уверить всех, что замысел "Черного квадрата" воплотился в сценографии заумной оперы "Победа над Солнцем". Однако форму картины замысел приобрел только в 1915-м – премьера состоялась на "Последней футуристической выставке картин "0,10"", открывшейся к концу года в Петрограде, в доме Адамини на Марсовом поле, где помещалось Художественное бюро Добычиной.

От выставки, указавшей искусству дорогу к беспредметности, нам остались слепой, то есть без иллюстраций и с названиями вроде "Натюрморт", "Интерьер", "Пейзаж", каталог, подборка чаще ругательных рецензий и кое-какие фотографии, но наиболее информативен всего один знаменитый снимок экспозиции. С тем самым "красным углом" Малевича, в котором иконой, что из критиков заметил и ужаснулся кощунству один лишь противник футуристов Александр Бенуа, висел "Черный квадрат" в плотном окружении других супрематических композиций.

В выставке участвовали 14 художников, в каталоге значатся 154 работы. Реконструкции "красного угла" Малевича предпринимались не раз, но реконструировать всю выставку невозможно: одни вещи не опознать по спартанскому каталогу, другие исчезли, третьи не подлежат перевозке ввиду хрупкости. Куратор базельской выставки американец Мэттью Дратт говорит, что, не претендуя на точность реконструкции, пытался воссоздать дух эпохи "0,10".

В Фонде Бейелеров собраны работы экспонентов "0,10", датированные в основном 1914-1915 годами, и количество их примерно пропорционально тому, что обозначено в каталоге. Частью это то, что действительно было на выставке, частью – то, что могло быть. Одной из участниц нет: следов наследия таинственной Анны Кирилловой найти не удалось. Остальные 13 апостолов "нового живописного реализма" вольготно разместились в полных воздуха и света залах Фонда Бейелеров, спроектированных Ренцо Пьяно: Малевичу отведено два, Владимиру Татлину и Ивану Пуни – по одному, "амазонки авангарда" собраны вместе, Иван Клюн разделил комнату с Михаилом Меньковым, чьи "вихревые" картины привезли из Самары и Ульяновска.

Именно благодаря этой встрече музеев Астрахани и Амстердама, Махачкалы и Чикаго, Нижнего Тагила и Стокгольма, очевидно потребовавшей миллионных вложений, и возникает этот невероятный эффект. Когда понимаешь, что сугубо маргинальная в 1915-м чертова дюжина может составить ядро великолепного музея современного искусства и что даже в 1960-х многие работы с выставки "0,10" можно было бы выдавать за только что сделанные. Недаром куратор так восторгается тем, что из участников семь, ровно половина, художницы – просто идеал феминисток, за какой они сражаются с 1970-х.

Жаль, что буквально восстановить "0,10" нельзя – ведь Малевич, как мы теперь понимаем, был и пионером концептуального, тонко выверенного и осмысленного экспонирования. Нынешняя стандартная разреженная развеска придает ему, его ученикам и единомышленникам, что в скором времени станут врагами, нейтрально академический и несколько товарный вид. Третьяковка, Русский музей, художественные музеи Саратова, Екатеринбурга и Иваново, нью-йоркский MoMA, парижский Центр Помпиду, амстердамский Стеделейк-Мюсеум, стокгольмский "Модерна Мусеет", Чикагский художественный институт, Музей Людвига в Кельне, базельский Фонд Бейелеров, множество частных коллекций – музейная география Малевича изменилась кардинально по сравнению с его первым появлением в Базеле в 1937-м. Но он мечтал об идейном, а не о товарно-денежном признании.

В праздновании юбилея "Черного квадрата" Россия выступает в привычном амплуа сырьевой державы, поставляя сокровища из музейных закромов родины для зарубежных проектов. На собственный воли, сил и средств не хватило. В числе малевичевских картин из частных коллекций в Базеле выставлены две абстракции, приобретенные анонимными владельцами через Галерею Гмуржинской, и куратор выставки господин Дратт заверил корреспондента "Ъ", что не сомневается в их подлинности и безупречном происхождении, так как они принадлежали Николаю Харджиеву. Историю того, как великому исследователю и коллекционеру авангарда Харджиеву помогли расстаться с его собранием, вряд ли можно назвать безупречной, равно как и путь ряда вещей Малевича в западные музеи.

Впрочем, нам, не сумевшим толком отметить столетие главной русской картины, странно предъявлять какие-либо претензии: до сих пор весь мир ориентируется на каталог-резоне Малевича, изданный в Париже болгарско-французским искусствоведом Андреем Наковым, но никто не запрещал отечественным ученым издать новую версию полного каталога на нескольких европейских языках и тем самым подтвердить свой мандат на интерпретацию Малевичева наследия.

Не сказать чтобы мнение российских искусствоведов никого не интересовало: основным текстом в базельском каталоге стала ранее публиковавшаяся статья о "0,10" покойного Анатолия Стригалева, чьей памяти Фонд Бейелеров и посвятил выставку. На ее открытии директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о последних технико-технологических исследованиях "Черного квадрата" 1915 года, предпринятых в музее: сенсационные результаты будут опубликованы в книге Ирины Вакар, которая выйдет в издательстве Третьяковки в декабре этого года,– как наше подношение дорогому юбиляру.

 

 

Анна Толстова (kommersant.ru)
Advertology.Ru

09.10.2015

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Telegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистовTelegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистов
Владимир Ступников, Генеральный директор коммуникационного агентства АУРА в составе Газпром-Медиа Холдинга. Социальные медиа становятся все более важным инструментом в работе каждого PR-специалиста, и одной из относительно новых, но стремительно растущих платформ, является Telegram. Этот мессенджер, изначально позиционировавшийся как безопасный и приватный инструмент связи, приобретает все большую популярность и привлекает внимание маркетологов и PR-специалистов по всему миру.
PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии...PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии... (1)
Татьяна Жигаленкова, управляющий партнер LotUS Communications, рассказала какие компетенции, и требования PR-специалистов будут актуальны через 5 лет.
Маркетинг с AR и VR от HICLICKМаркетинг с AR и VR от HICLICK
В 2024 году маркетологи все чаще начинают использовать метавселенные. По сравнению с социальными сетями, вовлеченность пользователей в иммерсивных площадках гораздо больше. Одним из самых интересных для клиентов форматов являются АR и VR. Как технологии будущего применять в маркетинге уже сегодня, разобрали в агентстве высоких откликов HICLICK.
Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?
Искусственный интеллект уже давно среди нас. Он прочно вошел в нашу жизнь, используется абсолютно в разных её сферах и кардинально меняет лицо современного бизнеса. Рекламная индустрия - не исключение. Самый яркий и известный пример - это нейросети, на основе которых построен поиск рекламных систем Яндекса. Использование нейросетей и других алгоритмов ИИ, делает рекламу еще более эффективной и качественной. Евгений Халин, директор по продуктам Коkос Group рассказывает о том, как работает ИИ, в чем его преимущество и какие перспективы нас ждут.
Как подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраляКак подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраля
В период гендерных праздников предприниматели отмечают 50%-ый рост продаж. – Даже в случае торговли сепараторами или двигателями, при должном подходе. Для маркетологов это время – забег на короткие дистанции. Поэтому важно грамотно подойти к выбору инструментов.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

25.04.2024 - 05:59
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация