Новости

ФАС выдала более 1 тыс. предупреждений из-за повышения цен

ФАС выдала более 1 тыс. предупреждений из-за повышения цен

Претензии ведомства коснулись как компаний, так и 26 экспертов, спрогнозировавших подорожание продуктов и товаров.

Федеральная антимонопольная служба в рамках мониторинга розничных цен с начала 2015 года выдала более 1 тыс. предупреждений компаниям, злоупотребляющим доминирующим положением, и 26 предостережений — отдельным участникам рынка — за прогнозы о повышении цен. Об этом «Известиям» рассказала начальник управления контроля агропромышленного комплекса ФАС Анна Мирочиненко.

— Предупреждение выдается участнику рынка до возбуждения дела в случае злоупотребления доминирующим положением — при отказе от заключения договоров с определенными продавцами, покупателями или навязывании контрагенту невыгодных условий договора. Всего за первое полугодие ФАС России выдала более 1 тыс. таких предупреждений, в эту цифру входят и нарушения на продовольственных рынках. Предостережение же выдается при публичном заявлении участника рынка о повышении цен. Такие прогнозы подстегивают инфляционные ожидания, а могут послужить и призывом для других участников рынка также повысить цены, то есть привести к своеобразному «молчаливому» сговору, когда компании, действующие на конкурентном рынке, ничего между собой не подписывают, ни о чем не договариваются, но цены поднимают до уровня, который был публично озвучен, — пояснила Мирочиненко.

По ее словам, за первую половину 2015 года ФАС выдала 26 предостережений персонально руководителям предприятий и представителям отраслевых союзов.

— Центральный аппарат ФАС, например, за время работы «горячей линии» выдал предостережение гендиректору «Русагро» за публичное заявление о повышении цен на сахар, гендиректору ОАО «Экстра М» — за прогноз о возможном повышении цен производителями макаронных изделий и председателю совета директоров АО «Владимирский хлебокомбинат», члену правления Российского союза предприятий хлебопекарной промышленности — за заявление о росте цен на хлеб. За появление на страницах газеты «Известия» публичного заявления о повышении оптовых цен на чай и кофе получил предостережение генеральный директор некоммерческой организации «Российская ассоциация производителей чая и кофе «Росчайкофе», — сказала Мирочиненко.

Она считает, что «в этом, конечно, есть и доля вины СМИ — с появлением информации о повышении цен они охотно подхватывают ее и с громкими заголовками распространяют, подогревая ажиотаж среди покупателей, что в итоге приводит к дисбалансу спроса и предложения и как, следствие, повышению цены». Однако ни одного предостережения печатным изданиям и информационным агентствам за сообщения о ценовых изменениях на продовольственных рынках не было.

Выдачу предупреждений регулирует ст. 39.1 ФЗ «О защите конкуренции», а предостережений — ст. 25.7. Как пояснили в ФАС, предупреждение выдается хозяйствующему субъекту, когда есть явные признаки нарушения антимонопольного законодательства, но дело еще не заведено. Нарушителю дают 10 дней на исправление ситуации, в обратном случае возбуждается антимонопольное дело, и санкции по его итогам зависят от характера нарушения. Предостережение не имеет такой силы. Оно выдается, чтобы проинформировать о возможном создании неконкурентного положения на рынке для ряда участников. Если получатель не обращает внимания на предостережение ФАС, то для службы это является сигналом к проверке деятельности его компании или ряда компаний, которые он представляет.

В конце августа глава территориального управления ФАС в Тюмени Игорь Веретенников заявил, что производителям и торговым сетям нельзя публично в СМИ заявлять о планируемом поведении, в том числе о повышении цен, чем вызвал волну критики со стороны бизнеса.

Как рассказали «Известиям» в одной из федеральных торговых сетей, пристальное внимание антимонопольной службы действительно повлияло на публичные заявления от имени компании относительно ценовой ситуации. Так, даже сообщая об уведомлениях о росте цен от поставщиков, ритейлеры не называют, какие именно компании повышают цену, не называют торговую марку продукта, разницу в рублях между старой и новой ценой и дату, с которой поставщик изменяет прайс.

— Отсутствие на рынке необоснованных заявлений о ценах — это хорошо. Но то, что делает ФАС, — это благое дело, превращенное в фарс. По такому принципу можно запретить новости об экономике во всех СМИ или сообщать публично только о вчерашних событиях, — говорит член президиума «Опоры России» Алексей Небольсин.

По его мнению, предостережения стали косвенным инструментом цензуры и ограничивают участников рынка и прессу в предоставлении объективной информации.

— Прогноз — это не конечная истина, это один из вариантов развития ситуации, подкрепленный аналитическими данными. Если прогноз сделан голословно, только тогда могут быть претензии, — считает Небольсин.

Гендиректор «Росчайкофе» Рамаз Чантурия, получивший предостережение, вовсе не считает, что своими действиями антимонопольные инспекторы ограничивают его или его коллег в публичных заявлениях.

— Если не сказал один — скажет другой. Никакой тренд или же изменение на рынке не удастся замолчать, — говорит Чантурия. — Напротив, те, кто по тем или иным причинам делал громкие заявления о дефиците, снижении или повышении цен, теперь более ответственно подходят к своим публичным словам. Для меня предостережение было неожиданностью, так как неоднократно сотрудничал с ФАС. Но я изучил вопрос и сделал выводы. Для санкций со стороны ведомства достаточно получить предостережение дважды.

Его позицию разделяет исполнительный директор Рыбного союза Сергей Гудков.

— Мы консультировались с ФАС и нам разъяснили, что внимание ведомства прежде всего обращено к отраслевым союзам, так как они представляют интересы ряда игроков, а также компаниям, которые занимают от 35% рынка. Все остальные эксперты и участники могут делать любые заявления, — говорит Гудков.

Мирочиненко заверила «Известия», что ФАС продолжает мониторить ситуацию. Напомним, ФАС объявила о контроле за теми, кто прогнозирует рост цен на продовольствие, в ноябре прошлого года. На фоне объявлений о повышении цен на гречку, рис, макароны и хлеб депутат от ЛДПР Александр Старовойтов обратил внимание ведомства на то, что массовые прогнозы от участников рынка могут быть следствием сговора производителей и поставщиков и, кроме того, приводят к ажиотажному спросу на дорожающую продукцию.

Анна Лялякина (Известия)

Advertology.Ru

08.09.2015

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Анализ рынков

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Уже 42% москвичей полностью игнорируют телевизорУже 42% москвичей полностью игнорируют телевизор
За последние семь лет каждый десятый москвич перестал включать телевизор. По данным свежего опроса Superjob, в 2025 году почти половина горожан его уже полностью игнорируют.
Личный бренд - это тренд: публичный имидж развивают 40% российских...Личный бренд - это тренд: публичный имидж развивают 40% российских...
Развитие личного бренда постепенно превращается в неотъемлемую характеристику успешного руководителя. Как выяснили эксперты hh.ru и коммуникационного агентства FAVES Communications, сразу 40% управленцев разного уровня уделяют внимание своей публичности и имиджу в профессиональной среде. Еще 28% хотели бы это делать, однако пока к этому не приступили по разным причинам.
Медиаинфляция в fashion-индустрии: за последний год стоимость клика...Медиаинфляция в fashion-индустрии: за последний год стоимость клика...
E-Promo Group представила ежеквартальный отчет по динамике уровня медиаинфляции в performance-каналах в разрезе фешн-направления (одежда, обувь, аксессуары).
Бьюти-рынок столкнулся с ростом затрат на рекламуБьюти-рынок столкнулся с ростом затрат на рекламу
E-Promo Group представила ежеквартальный отчет по динамике уровня медиаинфляции в performance-каналах в разрезе косметики и парфюмерии.
ИИ-видео: как искусственный интеллект меняет производство рекламыИИ-видео: как искусственный интеллект меняет производство рекламы
ИИ-видео революционизируют рекламу! Узнайте, как нейросети создают низкобюджетные ролики с высоким качеством

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Психологическая гибкость: почему без нее бизнесу не выжитьПсихологическая гибкость: почему без нее бизнесу не выжить
Advertology побывал на выступлении бизнес-психолога Евгении Хижняк на конференции SM Network 2025 и рассказывает, как оставаться успешным в мире постоянных перемен.
Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (4)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.

Форум

на правах рекламы

17.12.2025 - 14:32
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация