Новости

ФАС выдала более 1 тыс. предупреждений из-за повышения цен

ФАС выдала более 1 тыс. предупреждений из-за повышения цен

Претензии ведомства коснулись как компаний, так и 26 экспертов, спрогнозировавших подорожание продуктов и товаров.

Федеральная антимонопольная служба в рамках мониторинга розничных цен с начала 2015 года выдала более 1 тыс. предупреждений компаниям, злоупотребляющим доминирующим положением, и 26 предостережений — отдельным участникам рынка — за прогнозы о повышении цен. Об этом «Известиям» рассказала начальник управления контроля агропромышленного комплекса ФАС Анна Мирочиненко.

— Предупреждение выдается участнику рынка до возбуждения дела в случае злоупотребления доминирующим положением — при отказе от заключения договоров с определенными продавцами, покупателями или навязывании контрагенту невыгодных условий договора. Всего за первое полугодие ФАС России выдала более 1 тыс. таких предупреждений, в эту цифру входят и нарушения на продовольственных рынках. Предостережение же выдается при публичном заявлении участника рынка о повышении цен. Такие прогнозы подстегивают инфляционные ожидания, а могут послужить и призывом для других участников рынка также повысить цены, то есть привести к своеобразному «молчаливому» сговору, когда компании, действующие на конкурентном рынке, ничего между собой не подписывают, ни о чем не договариваются, но цены поднимают до уровня, который был публично озвучен, — пояснила Мирочиненко.

По ее словам, за первую половину 2015 года ФАС выдала 26 предостережений персонально руководителям предприятий и представителям отраслевых союзов.

— Центральный аппарат ФАС, например, за время работы «горячей линии» выдал предостережение гендиректору «Русагро» за публичное заявление о повышении цен на сахар, гендиректору ОАО «Экстра М» — за прогноз о возможном повышении цен производителями макаронных изделий и председателю совета директоров АО «Владимирский хлебокомбинат», члену правления Российского союза предприятий хлебопекарной промышленности — за заявление о росте цен на хлеб. За появление на страницах газеты «Известия» публичного заявления о повышении оптовых цен на чай и кофе получил предостережение генеральный директор некоммерческой организации «Российская ассоциация производителей чая и кофе «Росчайкофе», — сказала Мирочиненко.

Она считает, что «в этом, конечно, есть и доля вины СМИ — с появлением информации о повышении цен они охотно подхватывают ее и с громкими заголовками распространяют, подогревая ажиотаж среди покупателей, что в итоге приводит к дисбалансу спроса и предложения и как, следствие, повышению цены». Однако ни одного предостережения печатным изданиям и информационным агентствам за сообщения о ценовых изменениях на продовольственных рынках не было.

Выдачу предупреждений регулирует ст. 39.1 ФЗ «О защите конкуренции», а предостережений — ст. 25.7. Как пояснили в ФАС, предупреждение выдается хозяйствующему субъекту, когда есть явные признаки нарушения антимонопольного законодательства, но дело еще не заведено. Нарушителю дают 10 дней на исправление ситуации, в обратном случае возбуждается антимонопольное дело, и санкции по его итогам зависят от характера нарушения. Предостережение не имеет такой силы. Оно выдается, чтобы проинформировать о возможном создании неконкурентного положения на рынке для ряда участников. Если получатель не обращает внимания на предостережение ФАС, то для службы это является сигналом к проверке деятельности его компании или ряда компаний, которые он представляет.

В конце августа глава территориального управления ФАС в Тюмени Игорь Веретенников заявил, что производителям и торговым сетям нельзя публично в СМИ заявлять о планируемом поведении, в том числе о повышении цен, чем вызвал волну критики со стороны бизнеса.

Как рассказали «Известиям» в одной из федеральных торговых сетей, пристальное внимание антимонопольной службы действительно повлияло на публичные заявления от имени компании относительно ценовой ситуации. Так, даже сообщая об уведомлениях о росте цен от поставщиков, ритейлеры не называют, какие именно компании повышают цену, не называют торговую марку продукта, разницу в рублях между старой и новой ценой и дату, с которой поставщик изменяет прайс.

— Отсутствие на рынке необоснованных заявлений о ценах — это хорошо. Но то, что делает ФАС, — это благое дело, превращенное в фарс. По такому принципу можно запретить новости об экономике во всех СМИ или сообщать публично только о вчерашних событиях, — говорит член президиума «Опоры России» Алексей Небольсин.

По его мнению, предостережения стали косвенным инструментом цензуры и ограничивают участников рынка и прессу в предоставлении объективной информации.

— Прогноз — это не конечная истина, это один из вариантов развития ситуации, подкрепленный аналитическими данными. Если прогноз сделан голословно, только тогда могут быть претензии, — считает Небольсин.

Гендиректор «Росчайкофе» Рамаз Чантурия, получивший предостережение, вовсе не считает, что своими действиями антимонопольные инспекторы ограничивают его или его коллег в публичных заявлениях.

— Если не сказал один — скажет другой. Никакой тренд или же изменение на рынке не удастся замолчать, — говорит Чантурия. — Напротив, те, кто по тем или иным причинам делал громкие заявления о дефиците, снижении или повышении цен, теперь более ответственно подходят к своим публичным словам. Для меня предостережение было неожиданностью, так как неоднократно сотрудничал с ФАС. Но я изучил вопрос и сделал выводы. Для санкций со стороны ведомства достаточно получить предостережение дважды.

Его позицию разделяет исполнительный директор Рыбного союза Сергей Гудков.

— Мы консультировались с ФАС и нам разъяснили, что внимание ведомства прежде всего обращено к отраслевым союзам, так как они представляют интересы ряда игроков, а также компаниям, которые занимают от 35% рынка. Все остальные эксперты и участники могут делать любые заявления, — говорит Гудков.

Мирочиненко заверила «Известия», что ФАС продолжает мониторить ситуацию. Напомним, ФАС объявила о контроле за теми, кто прогнозирует рост цен на продовольствие, в ноябре прошлого года. На фоне объявлений о повышении цен на гречку, рис, макароны и хлеб депутат от ЛДПР Александр Старовойтов обратил внимание ведомства на то, что массовые прогнозы от участников рынка могут быть следствием сговора производителей и поставщиков и, кроме того, приводят к ажиотажному спросу на дорожающую продукцию.

Анна Лялякина (Известия)

Advertology.Ru

08.09.2015

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Telegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистовTelegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистов
Владимир Ступников, Генеральный директор коммуникационного агентства АУРА в составе Газпром-Медиа Холдинга. Социальные медиа становятся все более важным инструментом в работе каждого PR-специалиста, и одной из относительно новых, но стремительно растущих платформ, является Telegram. Этот мессенджер, изначально позиционировавшийся как безопасный и приватный инструмент связи, приобретает все большую популярность и привлекает внимание маркетологов и PR-специалистов по всему миру.
PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии...PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии... (1)
Татьяна Жигаленкова, управляющий партнер LotUS Communications, рассказала какие компетенции, и требования PR-специалистов будут актуальны через 5 лет.
Маркетинг с AR и VR от HICLICKМаркетинг с AR и VR от HICLICK
В 2024 году маркетологи все чаще начинают использовать метавселенные. По сравнению с социальными сетями, вовлеченность пользователей в иммерсивных площадках гораздо больше. Одним из самых интересных для клиентов форматов являются АR и VR. Как технологии будущего применять в маркетинге уже сегодня, разобрали в агентстве высоких откликов HICLICK.
Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?
Искусственный интеллект уже давно среди нас. Он прочно вошел в нашу жизнь, используется абсолютно в разных её сферах и кардинально меняет лицо современного бизнеса. Рекламная индустрия - не исключение. Самый яркий и известный пример - это нейросети, на основе которых построен поиск рекламных систем Яндекса. Использование нейросетей и других алгоритмов ИИ, делает рекламу еще более эффективной и качественной. Евгений Халин, директор по продуктам Коkос Group рассказывает о том, как работает ИИ, в чем его преимущество и какие перспективы нас ждут.
Как подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраляКак подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраля
В период гендерных праздников предприниматели отмечают 50%-ый рост продаж. – Даже в случае торговли сепараторами или двигателями, при должном подходе. Для маркетологов это время – забег на короткие дистанции. Поэтому важно грамотно подойти к выбору инструментов.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

24.04.2024 - 16:24
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация