Анализ рынков

Россияне переложили триллион из длинных вкладов в короткие

Россияне переложили триллион из длинных вкладов в короткие

В декабре сложилась редкая ситуация, когда краткосрочные вклады оказались привлекательнее долгосрочных, и многие вкладчики переложили деньги под более выгодный процент.

За декабрь 2014 года объем рублевых вкладов на срок свыше 1 года сократился на 1,26 трлн рублей, за тот же месяц объем вкладов на срок от 1 месяца до 1 года вырос на 1,18 трлн рублей. Это следует из сводного анализа 101-й формы банков (на 1 января 2015 года), которую публикует Центробанк. В результате объем рублевых вкладов населения сроком до года достиг 6,48 трлн рублей, а свыше года — 7,23 трлн; до декабря 2014 года коротких было меньше примерно на 3 трлн рублей.

Такая динамика объясняется тем, что банки вслед за повышением ключевой ставки ЦБ сразу на 6,5 процентного пункта, до 17% годовых, в декабре 2014 года взвинтили ставки по вкладам населения. Доходность вкладов в некоторых банках достигала 22% годовых, ставки росли преимущественно по коротким вкладам (izvestia.ru/news/580922). В госбанках ставки по вкладам выросли после повышения ключевой ставки ЦБ на 2,95–9,3 процентного пункта (п.п.), по вкладам на 3 месяца — на 2,54–7,8 п.п., на полгода — на 2,12–5 п.п. В то же время доходность по длинным вкладам в банках с госучастием (на срок от года) увеличилась только на 0,5–4,5 п.п. Например, Сбербанк увеличил ставки по рублевым вкладам граждан на месяц с 6,75 (на 1 декабря) до 9,7% годовых (на 25 декабря), на 3 месяца — с 7,85 до 10,39%, на полгода — с 8,4 до 10,52% и на срок от года — с 8,9 до 8,95%.

Частные банки более существенно повышали ставки по рублевым вкладам граждан: ставки вкладов на срок 1 месяц выросли на 10 п.п., на 3 месяца — на 8,5–10 п.п., на полгода — на 4–9,5 п.п. По длинным вкладам (на срок от года) ставки увеличены на 2,5–9,5 п.п. 

— Изначальной причиной тренда является нежелание клиентов в условиях текущей экономической ситуации надолго отдавать свои средства в систему, чем и пользуются банки, предлагая высокие ставки на короткие сроки, — отметили в пресс-службе Сбербанка. — Также банки, имея опыт прошлых кризисных ситуаций, стараются не задерживать «очень дорогие» средства клиентов надолго, надеясь на изменение экономической ситуации в стране.

Начальник аналитического управления банка БКФ Максим Осадчий говорит, что аналогичная валютная рокировка в структуре вкладов была еще более существенной.

— Никогда ранее столь гигантского перетока вкладов из длинных в короткие не наблюдалось, — комментирует эксперт. — Из-за валютного кризиса начался набег вкладчиков на банки, наиболее известной жертвой которого стал банк «Траст», отправленный на санацию 22 декабря. Банки стали защищаться от этого набега повышением ставок по вкладам существенно выше порога 10 крупнейших банков плюс 3,5 п.п., установленного ЦБ (сейчас максимальный уровень составляет 18,205% годовых. — «Известия»). Причем повышались ставки по вкладам преимущественно на сроки менее 1 года из-за неопределенности ситуации. Вкладчики, привлеченные высокими ставками по коротким вкладам, частично вернули забранные средства в банковскую систему. Тем не менее в целом произошел отток вкладов — за декабрь рублевые вклады сократились на 0,6%, а валютные с учетом переоценки — на 1,2%. В валютных вкладах в декабре проявилась та же тенденция перетока из длинных в короткие, что и в рублевых, но в существенно более радикальной форме: вклады сроком до года выросли (с учетом валютной переоценки на 45,8%), свыше 1 года сократились (на 17,7%).

Руководитель направления центра вкладных продуктов Бинбанка Анна Оносова указывает, что короткие вклады в конце декабря 2014 года были очень выгодны и граждане стали переразмещаться в них, боясь упустить лучшее предложение.

— При столь существенной разнице между ставками по длинным и коротким вкладам (в пользу последних), которую мы наблюдали в декабре, вкладчики всегда предпочтут более короткий вклад, — говорит Оносова. — Банки не желают повторять ошибки 2009 года, когда они привлекали дорогие длинные вклады, поэтому отдают предпочтение «коротким» деньгам, формируя по ним более выгодное предложение. Когда ставки по вкладам на рынке в целом снижаются, банкам становится невыгодно держать в портфеле пассивы, привлеченные под повышенный процент; если депозиты привлечены на срок от года, такая ситуация и возникает.

Зампред Банка расчетов и сбережений Сергей Шамин говорит, что вкладчики достаточно оперативно отреагировали на изменившуюся конъюнктуру рынка — в декабре было выгоднее досрочно снять деньги с уже открытых длинных депозитов со ставкой порядка 10%, потеряв почти все проценты, и переложиться в короткие депозиты, ставка по которым достигла 20% и более.

По словам начальника управления розничных продуктов Локо-банка Светланы Повикаловой, в начале 2015 года тенденция перетока средств граждан с длинных вкладов на короткие сроки только укрепилась.

— Данное изменение поддерживается совокупностью факторов — это и более высокие ставки по вкладам в банках на сроки до года, и неясность экономических перспектив для населения, — поясняет Повикалова. — Зимой 2015 года гражданам России достаточно проблематично планировать финансы на сроки более 6 месяцев; вкладчики опасаются дальнейшей девальвации рубля. Сейчас среднее предложение по вкладам на 3 месяца составляет 15% годовых, на полгода — 15–16%. Со II квартала 2015 года ставки по вкладам начнут постепенно выравниваться в традиционную линейку и предпочтение начнет переключаться с коротких сроков на более длинные. Этому будет способствовать постепенная стабилизация ситуации в российской экономике.

Зампред СДМ-банка Вячеслав Андрюшкин полагает, что ставки по краткосрочным и годовым депозитам будут выравниваться в течение ближайших 2–3 месяцев — но при условии, что политическая ситуация в мире также будет выравниваться. Управляющий директор компании «Инвесткафе» Иван Кабулаев полагает, что ставки по коротким вкладам будут выше, чем по длинным, до снижения ставки фондирования со стороны ЦБ до уровня 8–10%. Ставки едва ли будут меняться еще месяц: банки теперь будут ждать следующего заседания совета директоров ЦБ, которое состоится 13 марта и будет посвящено изменению ключевой ставки.

Анастасия Алексеевских (Известия)

Advertology.Ru

13.02.2015

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Telegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистовTelegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистов
Владимир Ступников, Генеральный директор коммуникационного агентства АУРА в составе Газпром-Медиа Холдинга. Социальные медиа становятся все более важным инструментом в работе каждого PR-специалиста, и одной из относительно новых, но стремительно растущих платформ, является Telegram. Этот мессенджер, изначально позиционировавшийся как безопасный и приватный инструмент связи, приобретает все большую популярность и привлекает внимание маркетологов и PR-специалистов по всему миру.
PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии...PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии... (1)
Татьяна Жигаленкова, управляющий партнер LotUS Communications, рассказала какие компетенции, и требования PR-специалистов будут актуальны через 5 лет.
Маркетинг с AR и VR от HICLICKМаркетинг с AR и VR от HICLICK
В 2024 году маркетологи все чаще начинают использовать метавселенные. По сравнению с социальными сетями, вовлеченность пользователей в иммерсивных площадках гораздо больше. Одним из самых интересных для клиентов форматов являются АR и VR. Как технологии будущего применять в маркетинге уже сегодня, разобрали в агентстве высоких откликов HICLICK.
Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?
Искусственный интеллект уже давно среди нас. Он прочно вошел в нашу жизнь, используется абсолютно в разных её сферах и кардинально меняет лицо современного бизнеса. Рекламная индустрия - не исключение. Самый яркий и известный пример - это нейросети, на основе которых построен поиск рекламных систем Яндекса. Использование нейросетей и других алгоритмов ИИ, делает рекламу еще более эффективной и качественной. Евгений Халин, директор по продуктам Коkос Group рассказывает о том, как работает ИИ, в чем его преимущество и какие перспективы нас ждут.
Как подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраляКак подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраля
В период гендерных праздников предприниматели отмечают 50%-ый рост продаж. – Даже в случае торговли сепараторами или двигателями, при должном подходе. Для маркетологов это время – забег на короткие дистанции. Поэтому важно грамотно подойти к выбору инструментов.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

23.04.2024 - 18:42
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация