Новости

Кинокомпании просят изменить схему возврата денег государству

Кинокомпании просят изменить схему возврата денег государству

По мнению Ассоциации продюсеров кино и телевидения, нынешняя схема финансирования проектов приведет к падению доли российского кино в отечественном прокате до 5%.

Руководитель кинокомпании СТВ, сопредседатель правления Ассоциации продюсеров кино и телевидения Сергей Сельянов призвал правительство России смягчить возвратную схему финансирования проектов через Фонд кино. Свое заявление он сделал в процессе подведения итогов киногода на III Санкт-Петербургском международном культурном форуме.

 По мнению продюсера, существующий механизм негативно скажется на позициях отечественного кино уже через 2–3 года и приведет к падению доли российского кино в отечественном прокате до 12%, а при сопутствующих негативных факторах — и до 5%. 

— По новым правилам предполагается, что из 3 млрд рублей, которые распределяет Фонд кино, должны быть возвращены 1,3 млрд. Однако российский кинорынок, к сожалению, остается системно убыточным, тогда как возвратность возможна только с прибыли. Фактически общая сумма госсубсидии просто снизилась до 1,8 млрд рублей, — сказал Сергей Сельянов в беседе с «Известиями».

Низкая эффективность проката усугубляется жесткими сроками возврата средств, поставленных Фондом кино, — создатели обязаны выплатить сумму спустя три месяца после старта проката, а значит, не в состоянии полностью реализовать иные возможности заработать на картине — через продажу для показа за рубеж, интернет-показ и т.д. Невыполнение обязательств влечет за собой судебный иск.

— Многие понадеялись на удачу, однако кино — это очень рискованный бизнес, особенно в России. И достаточно сильные проекты (а раз Фонд кино одобрил, значит, это действительно достойные проекты) не собирают приемлемой кассы. Уже можно констатировать, что большая часть продюсеров (за исключением лидеров, у которых достаточно оборотных средств), взявших деньги на условиях возврата, не справятся с поставленными задачами, — полагает Сельянов.

Сейчас Фонд кино ведет судебные споры по 20 контрактам. 20 выигранных судов — это 20 обанкротившихся компаний, считает продюсер. То есть в ближайшей перспективе они не смогут более претендовать на господдержку, наращивать производство и попасть в число мейджоров. Сергей Сельянов подчеркнул, что был среди сторонников реформы Фонда кино и признает достоинства лидерской модели распределения госсубсидий, однако призвал беречь небольшие кинокомпании.

— Девять компаний-лидеров делают примерно 15 картин в год, им достается большая часть сборов. Но основной поток кинопродукции, без которой невозможна индустрия, поставляют остальные 200 кинокомпаний, — подчеркнул продюсер. 

Для нормализации существующей ситуации Сергей Сельянов предлагает ввести трехлетний переходный период со снижением возвратных средств до 5–10%, а к повышенной возвратности из прибыли вернуться, «когда индустрия окрепнет, встанет на ноги и начнет зарабатывать деньги».

Исполнительный директор Фонда кино Антон Малышев подтвердил «Известиям», что примерно 20 контрактов («не компаний, а именно контрактов») постоянно находится в проблемной зоне из-за нарушений с возвратом, а недобросовестное исполнение обязательств непременно будет учитываться при распределении средств в будущем.

— С кем-то мы быстро закрываем вопрос, с некоторыми дело доходит до судебных разбирательств. Но не всегда нарушения связаны с неудачными кассовыми сборами. В частности, фильм собирает деньги в прокате, однако дистрибутор не перечисляет кинокомпании средства в нужный срок. Компания подает в суд на дистрибутора, процесс идет, но и мы обязаны в соответствии с правилами подать свой встречный иск, — пояснил Антон Малышев.

Он выделил ряд достоинств действующей системы, отметив, что фактически Фонд кино дает кинематографистам «беспроцентный рублевый кредит без обеспечения».

— Попробуйте найти подобные условия в банке, — предложил глава Фонда кино. — Мы исходим из принципов, что нет вредных инструментов. Каждый может принести ту или иную пользу в зависимости от ситуации. В этом году у нас уже 700 млн рублей возвратных денег, реинвестированных в отрасль. В 2013-м было только 200 млн. И сейчас в отличие от прошлого года поддержка в прокате осуществляется за счет этих возвращенных в фонд средств.

Сергей Сельянов, в свою очередь, предостерег от полной трансформации Фонда кино в инвестора или «кредитно-финансовую организацию», которая руководствуется в распределении средств исключительно прокатными перспективами.

— Общие фильмы и мультфильмы объединяют нас в нацию. Есть проекты, на которых не обязательно нужно зарабатывать, — подчеркнул продюсер.

Киноаналитик, главред журнала «Искусство кино» Даниил Дондурей считает, что предложения Сергея Сельянова следует обсудить всем экспертным сообществом.

— Это большая проблема едва ли не всех сфер деятельности в России — отсутствие внимания к экспертной оценке. В этом всем руководителями необходимо поучиться у президента, который постоянно созывает всевозможные совещания. Если Сергей Сельянов прогнозирует спад, к его мнению необходимо прислушаться. Найти оппонентов, дать всем сторонам высказаться и прийти к консолидированному решению. И тогда у нас доля российского кино будет 40%, — полагает Дондурей.

Руководитель отдела аналитики издания «Бюллетень кинопрокатчика» Андрей Белый признает как эффективность возвратного механизма, так и необходимость его совершенствования.

— Фонд кино изначально создавался для поддержки фильмов широкого проката, то есть тех, которые должны быть привлекательными для массового зрителя и должны зарабатывать. Полностью невозвращаемые субсидии — это путь в никуда. Это не стимулирует создание качественных фильмов, не заставляет тщательно разрабатывать маркетинговую кампанию и вообще делать всё возможное, чтобы картина заработала. Трехмесячный срок возврата может работать (многие сделки о продаже фильма на ТВ или в интернет совершаются еще до начала проката или же вскоре после его начала), но для более эффективной работы схемы сроки могли бы быть и больше, — отмечает эксперт.

По данным Фонда кино, в 2014 году должно состояться 82 релиза национальных фильмов, что выше прошлогодних показателей (64 кинокартины). Несмотря на то что пока только «Вий» перешагнул миллиардный рубеж, скорее всего, доля национальных картин в отечественном прокате останется примерно в районе 18%, как и в прошлом году. 

Как отметил Антон Малышев, темп удалось сохранить благодаря возросшему количеству проектов, собравших от 100 млн до 700 млн рублей — иными словами, возрос средний уровень сборов среди зрительского кино. Доля российских картин в этом сегменте по сравнению с прошлым годом возросла в два раза.

В список мейджоров (компаний с правом приоритетного получения госсубсидий), который обновляется ежегодно, в 2014 году вошли девять компаний: Art Pictures Studio, «Дирекция кино», СТВ, «Нон-стоп Продакшн», «Профит», студия ТРИТЭ Никиты Михалкова, «ТаББак», «Централ Партнершип», Enjoy Movies.

Николай Корнацкий (Известия)

Advertology.Ru

12.12.2014

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Анализ рынков

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Уже 42% москвичей полностью игнорируют телевизорУже 42% москвичей полностью игнорируют телевизор
За последние семь лет каждый десятый москвич перестал включать телевизор. По данным свежего опроса Superjob, в 2025 году почти половина горожан его уже полностью игнорируют.
Личный бренд - это тренд: публичный имидж развивают 40% российских...Личный бренд - это тренд: публичный имидж развивают 40% российских...
Развитие личного бренда постепенно превращается в неотъемлемую характеристику успешного руководителя. Как выяснили эксперты hh.ru и коммуникационного агентства FAVES Communications, сразу 40% управленцев разного уровня уделяют внимание своей публичности и имиджу в профессиональной среде. Еще 28% хотели бы это делать, однако пока к этому не приступили по разным причинам.
Медиаинфляция в fashion-индустрии: за последний год стоимость клика...Медиаинфляция в fashion-индустрии: за последний год стоимость клика...
E-Promo Group представила ежеквартальный отчет по динамике уровня медиаинфляции в performance-каналах в разрезе фешн-направления (одежда, обувь, аксессуары).
Бьюти-рынок столкнулся с ростом затрат на рекламуБьюти-рынок столкнулся с ростом затрат на рекламу
E-Promo Group представила ежеквартальный отчет по динамике уровня медиаинфляции в performance-каналах в разрезе косметики и парфюмерии.
ИИ-видео: как искусственный интеллект меняет производство рекламыИИ-видео: как искусственный интеллект меняет производство рекламы
ИИ-видео революционизируют рекламу! Узнайте, как нейросети создают низкобюджетные ролики с высоким качеством

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Психологическая гибкость: почему без нее бизнесу не выжитьПсихологическая гибкость: почему без нее бизнесу не выжить
Advertology побывал на выступлении бизнес-психолога Евгении Хижняк на конференции SM Network 2025 и рассказывает, как оставаться успешным в мире постоянных перемен.
Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (4)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.

Форум

на правах рекламы

20.12.2025 - 00:32
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация