Новости

Как у ЦБ за пазухой

Как у ЦБ за пазухой

Реформа российской платежной системы и пересмотр роли в ней международных платежных систем (МПС) на фоне санкций может оказаться глубже, чем предполагалось. Visa и MasterCard в России могут утратить не только право на собственный клиринг и процессинг, но и лишиться самостоятельности в выборе расчетных банков. Эту функцию, по данным “Ъ”, также предлагается замкнуть на ЦБ. И если МПС такое избавление от значительной части ответственности в непростой геополитической ситуации даже выгодно, то Сбербанк и ВТБ, сейчас выполняющие функции расчетных центров для Visa и MasterCard, это может лишить части бесплатных пассивов. Кроме того, перенастройка IT-систем банков—участников МПС может затянуть сроки самой реформы.

О том, что в результате антисанкционной реформы российской национальной платежной системы крупнейшие игроки Visa и MasterCard могут перевести под контроль Центробанка не только процессинг и клиринг, как изначально планировалось, но и расчеты, “Ъ” сообщили три источника, знакомые с ситуацией. «Это предусматривает проект обсуждаемого сейчас трехстороннего соглашения международных платежных систем (МПС.— “Ъ”), Национальной системы платежных карт (НСПК.— “Ъ”) и Банка России»,— говорит один из собеседников “Ъ”. «По этому соглашению, если оно будет реализовано, МПС будут выступать операторами, НСПК — выполнять функции процессинга и клиринга, а ЦБ — проводить расчеты между банками—участниками систем, то есть выступать расчетным банком для МПС»,— уточняет другой источник “Ъ”. Такая конфигурация означает, что из игры на этом рынке выходят крупнейшие российские госбанки — Сбербанк и ВТБ, сейчас выступающие расчетными центрами в России для MasterCard и Visa соответственно. Таким образом, реформа, начатая российскими властями после санкционной блокировки МПС карт ряда российских банков («Россия», СМП-банк) на фоне конфликта с Украиной, частично может затронуть и бизнес крупнейших российских игроков.

Интересно, что российское законодательство вопрос о том, какие структуры могут быть расчетными центрами МПС, не регулирует. Антисанкционными поправками, внесенными в закон «О национальной платежной системе», прямо регламентирован лишь вопрос о платежном и клиринговом центрах МПС, указывают эксперты. Согласно поправкам, банки, эмитирующие карты МПС, как и сами МПС, «обязаны получать услуги от операционного и платежного клирингового центра НСПК (контролируется Центробанком.— “Ъ”)». Между тем речь идет о достаточно крупных суммах в виде остатков на счетах банков—участников международных платежных систем, которые в описанном варианте взаимодействия будут выведены из Сбербанка и ВТБ, отмечает предправления НП НПС Алма Обаева. «Нигде не написано, что Банк России должен быть еще и расчетным банком для МПС»,— говорит она. «Автоматически из поправок к закону это не следует»,— согласен и председатель совета директоров платежной системы «Золотая корона» Николай Смирнов.

Это идея ЦБ, пока вопрос обсуждается, окончательного решения нет, указывают источники “Ъ”. Но по их словам, учитывая заинтересованность регулятора в реализации именно такого сценария, которая появилась уже при новом руководстве платежного блока регулятора (летом его возглавила в ранге зампреда Банка России выходец из Росбанка Ольга Скоробогатова.— “Ъ”), вероятность смены расчетных банков Visa и MasterCard очень высока. Официально в международных платежных системах этот вопрос не комментируют. Впрочем, источники “Ъ” указывают, что МПС не готовы вступать в противоречия с Банком России. Более того, в какой-то мере передача функций расчетного банка Центробанку даже облегчает МПС работу в России в условиях санкций. «Если бы санкции в отношении госбанков оказались такими же жесткими, как в отношении СМП-банка и банка “Россия”, Visa и MasterCard не смогли бы общаться со своими расчетными банками, направлять им распоряжения о проведении расчетов между своими участниками, и приостановились бы операции вообще по всем картам МПС в стране»,— говорит один из источников “Ъ”.

В самом Банке России на запрос “Ъ” ответили уклончиво, но отрицать информацию источников “Ъ” не стали.

«В соответствии с законом ”О национальной платежной системе”, ЦБ продолжает работу по организации завершения расчетов между кредитными организациями—участниками МПС по корреспондентским счетам, открытым этим кредитным организациям в ЦБ»,— заявили в пресс-службе регулятора.

Госбанки даже в качестве потенциально пострадавших сторон были немногословны. В пресс-службе ВТБ “Ъ” заявили, что «информации о таком решении со стороны Visa не поступало», отметив, что «оператор любой платежной системы, зарегистрированной на территории РФ, в соответствии с законом может принять решение о привлечении дополнительного расчетного центра или о его смене». В Сбербанке и вовсе предпочли воздержаться от комментариев на предмет возможной утраты статуса расчетного банка MasterCard.

Официально объем средств, размещенных в расчетных банках Visa и MasterCard банками—прямыми участниками этих МПС, не раскрывается. По оценкам участников рынка, таковых у Visa порядка 80 игроков, у MasterCard — около 100 (через них с МПС работают остальные банки — аффилированные члены Visa и MasterCard). Объем средств на счетах в расчетных банках МПС опрошенные “Ъ” эксперты оценивают с большим разбросом: от нескольких сотен миллионов долларов до $1 млрд на каждого. «Учитывая масштаб бизнеса указанных госбанков, на их позицию по ликвидности утрата этих средств не повлияет»,— говорит замдиректора группы «Рейтинги финансовых институтов» S&P Сергей Вороненко. Действительно, средства корпоративных клиентов на депозитах и расчетных счетах в Сбербанке и ВТБ исчисляются несколькими триллионами рублей. «Однако любая потеря бесплатных, а в данном случае еще и стабильных пассивов не позитивна, особенно в условиях дефицита ликвидности»,— заключает господин Вороненко.

При этом сокращением пассивов госбанков эффект от предложения ЦБ не ограничится, отмечают эксперты. «Смена расчетного банка — длительный и трудоемкий процесс: ведь каждому банку-участнику придется перенастраивать свои IT-системы»,— указывает господин Смирнов. Кроме того, продолжает он, самому ЦБ нужно научиться исполнять новую функцию, прописать все регламенты, порядок урегулирования споров между участниками расчетов и т. п. «Все это может существенно удлинить срок создания платежной системы в новой, неподвластной санкциям конфигурации, именно поэтому, когда в качестве антисанкционной меры МПС предлагалось работать не эксклюзивно через ЦБ, а через рыночных российских игроков, вопрос о смене Visa и MasterCard расчетных банков даже не поднимался»,— указывает господин Смирнов.

Ольга Шестопал (Коммерсантъ)

Advertology.Ru

18.11.2014

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Telegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистовTelegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистов
Владимир Ступников, Генеральный директор коммуникационного агентства АУРА в составе Газпром-Медиа Холдинга. Социальные медиа становятся все более важным инструментом в работе каждого PR-специалиста, и одной из относительно новых, но стремительно растущих платформ, является Telegram. Этот мессенджер, изначально позиционировавшийся как безопасный и приватный инструмент связи, приобретает все большую популярность и привлекает внимание маркетологов и PR-специалистов по всему миру.
PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии...PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии... (1)
Татьяна Жигаленкова, управляющий партнер LotUS Communications, рассказала какие компетенции, и требования PR-специалистов будут актуальны через 5 лет.
Маркетинг с AR и VR от HICLICKМаркетинг с AR и VR от HICLICK
В 2024 году маркетологи все чаще начинают использовать метавселенные. По сравнению с социальными сетями, вовлеченность пользователей в иммерсивных площадках гораздо больше. Одним из самых интересных для клиентов форматов являются АR и VR. Как технологии будущего применять в маркетинге уже сегодня, разобрали в агентстве высоких откликов HICLICK.
Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?
Искусственный интеллект уже давно среди нас. Он прочно вошел в нашу жизнь, используется абсолютно в разных её сферах и кардинально меняет лицо современного бизнеса. Рекламная индустрия - не исключение. Самый яркий и известный пример - это нейросети, на основе которых построен поиск рекламных систем Яндекса. Использование нейросетей и других алгоритмов ИИ, делает рекламу еще более эффективной и качественной. Евгений Халин, директор по продуктам Коkос Group рассказывает о том, как работает ИИ, в чем его преимущество и какие перспективы нас ждут.
Как подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраляКак подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраля
В период гендерных праздников предприниматели отмечают 50%-ый рост продаж. – Даже в случае торговли сепараторами или двигателями, при должном подходе. Для маркетологов это время – забег на короткие дистанции. Поэтому важно грамотно подойти к выбору инструментов.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

19.04.2024 - 05:51
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация