Новости

Символ ЧМ-2018 оказался "Душой"

Символ ЧМ-2018 оказался "Душой"

В FIFA подтвердили, что выбрали для логотипа ЧМ-2018 название «Душа» и теперь регистрируют его как интеллектуальную собственность организации.

Как выяснили «Известия», эмблема чемпионата мира по футболу, который пройдет в России в 2018 году, получила название «Душа». Сейчас FIFA регистрирует в европейском и российском патентных бюро в качестве товарных знаков собственно красный лого, а также отдельно слова dusha и «душа» (последнее — дизайнерским славянским шрифтом). В пресс-службе FIFA подтвердили, что выбрали для логотипа ЧМ-2018 именно такое название. Бразильский логотип ЧМ-2014 с тремя кистями рук назывался Inspiration — «Вдохновение».

Как пояснили в пресс-службе FIFA, задание, которое Международная федерация футбола подготовила для дизайнеров, было сфокусировано на концепции русской души и необходимости представить историческое и культурное наследие России. Стоит отметить, что президент FIFA Йозеф Блаттер, представляя эмблему 28 октября, заявил, что она «показывает душу и сердце России», но это было воспринято в контексте.

Авторы логотипа — дизайнеры из португальского агентства Brandia Central, которое выиграло конкурс (в нем участвовали и российские креативные агентства) и среди прочего специализируется на айдентике спортивных мероприятий, — не знали, что FIFA назовет логотип «Душой». В агентстве, по крайней мере, эмблему никак не называли.

Гендиректор оргкомитета «Россия-2018» Алексей Сорокин тоже сказал «Известиям», что слышит о «Душе» как о названии эмблемы мундиаля впервые.

— Видимо, тут какая-то ошибка, вряд ли бы FIFA стала подавать такую заявку, не поставив нас в известность, — сказал он.

Практика давать названия логотипам чемпионатов началась в рамках подготовки к чемпионату мира 2014 года. Тогда логотип для Бразилии, который разработало местное дизайнерское агентство Africa, получил название Inspiration («Вдохновение»). Тогда же FIFA стала включать в технические задания для дизайнеров пункт, по которому форма эмблемы чемпионата должна повторять очертания кубка, который получает победитель. Ранее символы для чемпионатов мира не были жестко регламентированы и нередко напоминали скорее плакаты.

— Форма официальной эмблемы чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года повторяет форму всеми узнаваемого кубка чемпионата мира FIFA. Контуры кубка также стали источником вдохновения для официальной эмблемы чемпионата мира по футболу FIFA 2014 года в Бразилии. Однако при создании каждой из официальных эмблем чемпионатов мира используются уникальные графические элементы, включенные в общую художественную композицию эмблемы, которая, в свою очередь, навеяна характерными особенностями и культурным богатством страны проведения турнира, — сообщили в пресс-службе FIFA.

У португальских дизайнеров и FIFA, кстати, расходятся толкования того, что изображено на лого. В описании заявки на регистрацию товарного знака, которую подала федерация в Роспатент (по всем классам), говорится о том, что изображены «стилизованные изображения двух людей с поднятыми вверх руками, причем руки верхнего изображения человека образуют кольцо». Всего расположено три таких кольца, причем в верхнем стилизованное изображение планеты Сатурн, говорится в описании заявки. По словам представителя Brandia Central, на лого никакого Сатурна нет, на самом деле наверху мяч и имитация спутника — первого антропогенного аппарата в космосе.

В свою очередь, Виталий Мутко, председатель оргкомитета «Россия-2018», заявлял, что «волшебный шар наверху эмблемы, по замыслу создателей, символизирует всеобщую любовь к футболу».

В FIFA уточнили, что добавить человеческие фигуры было оригинальной идеей Brandia Central.

— Это решение позволило придать динамики эмблеме, также там визуально выражены такие идеи, как мечта о путешествиях в космосе, завоевание футбольной славы и объединение всего мира вокруг футбольного чемпионата, — сказали в пресс-службе FIFA. В федерации добавили, что разработка эмблемы для чемпионата мира по футболу полностью финансировалась FIFA, суммы конфиденциальны.

Как и бразильский Inspiration («похож на фейспалм, когда ладонью от стыда прикрывают лицо»; «в футболе руками не держат мяч»), «Душа» чемпионата уже обросла толстым слоем критических шуток. Интернет-пользователи сразу заметили, что эмблема напоминает гриб, гуманоида из мультсериала и даже персонажа картины «Крик» Эдварда Мунка. 

— Мы понимаем, что вкусы и мнения в обществе различаются, и полностью это уважаем. Но главным для нас является то, что эмблему в целом хорошо приняли и в России, и на международном уровне, поскольку, на наш взгляд, она хорошо передает суть чемпионата и дух принимающей стороны, — объяснили в FIFA.

По мнению президента Первой патентной компании Анатолия Аронова, технически в регистрации товарного знака «Душа» могут отказать на основании пункта о недопустимости регистрации знаков, противоречащих общественной морали.

— Это распространенная формулировка отказа для подобных знаков. Зависит от регистратора, но если бы шла речь о заурядном заявителе, то, скорее всего, отказали бы на том основании, что такой товарный знак заденет чувства верующих, — считает Аронов.

Впрочем, как он уточнил, в случае с FIFA проблем не будет. В свою очередь, гендиректор компании «Зуйков и партнеры» Сергей Зуйков считает, что формальных препятствий нет.

— Отказывают в регистрации общих понятий только в том случае, если они являются названиями какого-либо товара или услуги. А душа товаром не является, — рассуждает Зуйков. К тому же ФИФА претендует на «Душа» и Dusha не целиком: не по всем классам международной классификации товаров и услуг — только по 9-му и 16-му классам, а именно по категориям машинописных шрифтов и цифровых накопителей информации. В Европейское патентное бюро также подана заявка от FIFA на Dusha по 9-му и 16-му классам. Также FIFA ранее в этом году оформила в патентные ведомства заявки на сочетания «Россия-2018» и Russia 2018 по всем классам.

— По определению, не видя весь набор алфавитных знаков (его может и не быть), представленное произведение — «Душа» — невозможно считать «шрифтом», — говорит Евгений Юкечев, шрифтовой дизайнер и главный редактор журнала «Шрифт». В данном случае это так называемый леттеринг, если проще — надпись (или логотип). Мне не известен шрифт с подобным рисунком (если судить по буквам Д, У, А), хотя мотивы, например, в букве А могут отсылать к разным стилизациям кирилловских форм устава и полуустава (древнейшие формы кириллицы XI–XVII веков) или примерам унциального письма (каллиграфический вариант одного из основных типов обычного письма IV–VII веков).

В целом качество исполнения данного образца Юкечев оценил как «неубедительное»: эксперт иронично заметил, что авторам удалась одна буква из четырех, буква Ш. Впрочем, логотип и его название рассчитаны в значительной степени на иностранцев, им может вполне хватить экзотики исполнения кириллицы как таковой.

Павел Чернышов (Известия)

Advertology.Ru

06.11.2014

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Telegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистовTelegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистов
Владимир Ступников, Генеральный директор коммуникационного агентства АУРА в составе Газпром-Медиа Холдинга. Социальные медиа становятся все более важным инструментом в работе каждого PR-специалиста, и одной из относительно новых, но стремительно растущих платформ, является Telegram. Этот мессенджер, изначально позиционировавшийся как безопасный и приватный инструмент связи, приобретает все большую популярность и привлекает внимание маркетологов и PR-специалистов по всему миру.
PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии...PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии... (1)
Татьяна Жигаленкова, управляющий партнер LotUS Communications, рассказала какие компетенции, и требования PR-специалистов будут актуальны через 5 лет.
Маркетинг с AR и VR от HICLICKМаркетинг с AR и VR от HICLICK
В 2024 году маркетологи все чаще начинают использовать метавселенные. По сравнению с социальными сетями, вовлеченность пользователей в иммерсивных площадках гораздо больше. Одним из самых интересных для клиентов форматов являются АR и VR. Как технологии будущего применять в маркетинге уже сегодня, разобрали в агентстве высоких откликов HICLICK.
Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?
Искусственный интеллект уже давно среди нас. Он прочно вошел в нашу жизнь, используется абсолютно в разных её сферах и кардинально меняет лицо современного бизнеса. Рекламная индустрия - не исключение. Самый яркий и известный пример - это нейросети, на основе которых построен поиск рекламных систем Яндекса. Использование нейросетей и других алгоритмов ИИ, делает рекламу еще более эффективной и качественной. Евгений Халин, директор по продуктам Коkос Group рассказывает о том, как работает ИИ, в чем его преимущество и какие перспективы нас ждут.
Как подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраляКак подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраля
В период гендерных праздников предприниматели отмечают 50%-ый рост продаж. – Даже в случае торговли сепараторами или двигателями, при должном подходе. Для маркетологов это время – забег на короткие дистанции. Поэтому важно грамотно подойти к выбору инструментов.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

29.04.2024 - 14:49
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация