Новости

Банкиров заставят отвечать за Visa и MasterCard

Банкиров заставят отвечать за Visa и MasterCard

Законодатели предлагают разделить ответственность за блокировку карт между платежными системами и банками.

По информации «Известий», сенатор, член комитета Совета Федерации по экономической политике Евгений Тарло разрабатывает законопроект, который вводит солидарную ответственность платежной системы и банка — эмитента за блокировку карт клиентов. Поправки будут внесены в закон «О национальной платежной системе». По мнению Тарло, клиенты банков, пострадавших из-за санкций, являются заведомо слабой стороной, а суды отказываются привлекать к ответственности платежные системы. На прошлой неделе суд отклонил иск бизнесмена Александра Московкина к MasterCard: платежная система весной заблокировала операции СМП Банка, клиентом которого является Московкин.

По словам сенатора, средства пострадавшим клиентам должны возмещаться максимально быстро и в этом процессе нужно руководствоваться принципом «с кого проще взыскать». В ряде случаев, как говорит собеседник «Известий», средства проще получить с банка-эмитента: граждане ведь взаимодействуют с кредитными организациями, а не платежными системами. Именно с банком клиенты заключают прямой договор, и именно он является участником платежной системы. Поэтому банк должен нести ответственность вместе с платежной системой, рассуждает Тарло.

Однако и платежная система должна отвечать за блокировку карт граждан. По словам Тарло, в каждом конкретном случае будет решаться, банк или система должны вернуть средства гражданам, и рассматривать эти вопросы будет суд — при солидарной ответственности можно требовать исполнения обязательства как от всех тех, между кем она поделена законом, так и от каждого в отдельности, полностью или частично.

Поводом для законодательных изменений стал прецедентный иск российского бизнесмена Александра Московкина к платежной системе MasterCard за блокировку карт клиентов ряда российских банков в марте этого года после санкций США. Напомним, что 21 марта Visa и MasterCard без каких-либо уведомлений перестали оказывать услуги по проведению платежных операций по картам эмитированных банками: «Россия», его «дочкой» — Собинбанком, СМП Банком, а также его дочерним Инвесткапиталбанком. Позже операции по картам СМП Банка были возобновлены. Иск против российской и европейской «дочек» американской платежной системы — MasterCard Europe и MasterCard Worldwide — был подан Московкиным в Мещанский суд Москвы. В России все операции идут через ООО «Мастеркард», которое подчиняется MasterCard Europe, последняя подконтрольна американской MasterCard Worldwide.

Московкин в заявлении требовал взыскать с «дочек» MasterCard 100 рублей в качестве морального ущерба, причиненного ему блокировкой американской платежной системой операций по карте истца, и 400 рублей материального ущерба. Карта Московкина была эмитирована СМП Банком (третье лицо по делу), попавшим под санкции. В результате приостановки операций по «пластику» Московкин в марте не смог совершить покупки в одном из магазинов. На днях суд отказал Московкину в иске, сославшись на то, что у бизнесмена нет прямого договора с американской платежной системой, это соглашение заключено у него с банком. Московкин сообщил «Известиям», что собирается обжаловать решение в Мосгорсуде.

В случае законодательных изменений, как отмечает Тарло, у клиентов будет шанс вернуть потерянные из-за форс-мажорных обстоятельств средства — деньги Московкина не исчезли, он не смог ими воспользоваться, отсюда ущерб.

После того как 21 марта Visa и MasterCard заблокировали операции по картам российских банков, сообщалось, что это затронуло сотни тысяч россиян, но точная сумма ущерба неизвестна.

Защитники прав потребителей рассказали «Известиям», что пока в их организации не поступало обращений от пострадавших клиентов банков, чьи карты были заблокированы.

— Пока не было такого, — сообщает зампредседателя Московского общества защиты потребителей Антон Недзвецкий. — Население понимает, что в сложившейся ситуации банки не виноваты, в то же время подача исков и претензий в общества защиты потребителей против платежных систем сопряжена рядом сложностей. В частности, непросто доказать факт причинения ущерба из-за блокировки карты: нужно собрать доказательства, что из-за невозможности провести операцию по «пластику» клиент потерпел убытки. Просто невозможность приобрести товар по карте — еще не аргумент. Нужно доказывать потери, которые не возникают при возможности расплатиться наличными. Другое дело — когда у человека не было на руках наличных. Но это еще нужно доказать. Зато никто не ограничен в суммах морального ущерба.

Председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Наталья Бурыкина считает, что клиент и без новых законов должен в случае блокировки карты обращаться в суд с иском к банку-эмитенту, с которым у него заключен договор, и средства взыскиваются с банка в пользу гражданина. Если банк не виноват в отключении от международной платежной системы (выполнял перед ней все обязательства), то кредитная организация также через суд может добиться взыскания средств, которые выплатила клиенту, с платежной системы.

Вице-президент СМП Банка Ирина Данилина согласна с Тарло в том, что финансовые интересы простых клиентов банков не должны зависеть от внешнеполитической конъюнктуры. По ее мнению, законопроект способен «успокоить» граждан, которые будут уверены в том, что при наличии убытков они гарантированно смогут получить возмещение от банка.

— Однако до момента развития в России национальных платежных систем или перевода международных на процессинг в РФ все отечественные банки при проведении расчетов (особенно трансграничных) будут по-прежнему напрямую зависеть от действий иностранных платежных систем и политической воли госорганов стран их происхождения, — говорит Данилина. — В случае принятия законопроекта Тарло на практике до 100% суммы убытков, которые может понести клиент банка в результате односторонних неправомерных действий операторов платежной системы, должен будет возместить клиенту банк, вины которого в наступлении таких убытков нет. При этом последующее взыскание суммы убытков с платежной системы в пользу банка в порядке регресса остается под вопросом — особенно с учетом того, что сама процедура взыскания должна будет проводиться не в российских судах, а в «родных» для международных платежных систем юрисдикциях и по их правилам.

По словам замдиректора департамента банковских карт СБ Банка Станислава Свентковского, в данной ситуации банк является пострадавшей стороной так же, как и клиент. Поэтому распространять ответственность за блокировку карт на банк наравне с международными платежными системами некорректно, считает Свентковский.

— Закон должен полностью регламентировать действия в случае тех или иных ситуаций, тех или иных причин блокировок банковских карт, — считает руководитель направления разработки карточных продуктов Бинбанка Александр Матущенко. — Просто перекладывать вину с одного пострадавшего на другого было бы неправильно. Если мы говорим только о ситуации, когда блокировка производится платежной системой из-за вводимых санкций, то было бы корректно возложить ответственность именно на платежную систему, так как банк не имеет к этому прямого отношения.

По словам адвоката компании «Яковлев и партнеры» Натальи Костиной, банк имеет право взыскать убытки с платежной системы при возмещении ущерба клиенту в порядке регресса. С ней согласен юрист компании «Юков и партнеры» Владимир Клименко:

— Если невозможность использования карты вызвана сбоем самой платежной системы, представляется справедливым, если банк, возместивший клиенту убытки, сможет требовать их возмещения с платежной системы.

Данилина указывает, что в случае принятия законопроекта Тарло риски, связанные с форс-мажором, банки будут закладывать в стоимость услуг.

— Чтобы этого не было, банкам необходимо дать возможность в бесспорном порядке компенсировать все расходы, понесенные ими в результате неправомерных действий международных платежных систем. Страховые депозиты вполне могли бы стать подходящим источником такого возмещения, — добавила собеседница.

Закон о национальной платежной системе обязывает платежные системы внести в ЦБ страховые депозиты — 25% от среднедневного оборота за предыдущий квартал — до 31 октября. Эти взносы должны стать залогом бесперебойной работы международных платежных систем в России. При этом к текущему моменту три чтения в Думе прошел законопроект, который дает возможность международным системам передать процессинг операций по своим картам дочерней компании ЦБ (Национальной системе платежных карт) в порядке и на условиях, которые установит регулятор, — в таком случае международные компании смогут избежать размещения страхового депозита в Банке России.

Анастасия Алексеевских (Известия)

Advertology.Ru

20.10.2014

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR не находит себе места PR не находит себе места
PR-агентство Comunica опросило читателей отраслевых Telegram-каналов о месте PR-блока в структуре компании и наличии собственного бюджета.
PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.

Книги по дизайну


Актуальный дизайн: Упаковка 01

Актуальный дизайн: Упаковка 01
Актуальный дизайн: Упаковка 01. Чтобы выделится на высоко конкурентном рынке, современные дизайнеры должны четко знать все этапы создания упаковки. В книге «Актуальный дизайн: Упаковка 01» вы найдете: новаторские теории, процессы и методы, используемые самыми лучшими профессионалами дизайна упаковки; бесценные советы и практические решения вопросов которые ставит перед дизайнером заказчик;  идеи создания запоминающейся упаковки, тщательно протестированные, и представленные в простом и понятном виде. «Актуальный дизайн: Упаковка 01» включает разнообразные примеры упаковки - множество форм, цветов, шрифтов и материалов, созданные для разных типов и клиентов. Они представлены известными дизайнерами, решившими поделиться с вами своими секретами успешного дизайна упаковки. Серия «Актуальный дизайн» представляет детальный подход к самым распространенным задачам дизайна и дает дизайнерам ресурсы для создания работы, которая не только эстетически привлекательна, но и тщательно продумана и технологична. Выбирая эту книгу из огромного количества изданий о дизайне, вы подтверждаете, что качественный дизайн актуален как никогда. А хороший дизайн - это больше, чем самовыражение. УПАКОВКА - средство или комплекс средств, обеспечивающих защиту товара и окружающей среды от повреждения и потерь и облегчающих процесс обращения товаров. В широком смысле понятие «Упаковка» включает в себя и тару, в узком смысле упаковку отличает от тары одноразовый характер первой. УПАКОВКА - изделие, являющееся частью упаковываемого товара и одновременно средством защиты от повреждений при транспортировке, складировании и т. п.. УПАКОВКА - операция по подготовке продукции, в т. ч. печатной, к транспортировке, хранению, реализации и потреблению с применением упаковочных средств. УПАКОВКА -  способ предохранения и фасовки товара, исполняющий также и рекламную функцию. УПАКОВКА (слэнг., оцен.) - стильодежды, материальная часть имиджа («прикида»)  - от военной формы до «брендового» наряда.

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

31.05.2025 - 11:01
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация