Новости

Беловежская пища

Беловежская пища

Друзья России уже придумали, как обессмыслить продуктовое эмбарго.

Столкнувшись с необходимостью быстрого замещения импортного продовольствия, попавшего под санкции, власти РФ стимулировали быстрое изменение логистики поставок и увеличение объемов переработки сырья в странах Таможенного союза (ТС), бывшей Югославии и Латинской Америки. Белоруссия до конца 2014 года намерена закрыть до половины объема поставок отдельных продуктов, попавших под запрет. Главные идеи — увеличить экспорт в Россию своего сырья, заменив его для своих внутренних рынков западным, и наладить максимально дешевую переработку сырья из ЕС по "серым" схемам. Инвестировать в обеспечение долгосрочной продовольственной безопасности РФ от Запада мешает неопределенность в сроках действия российского эмбарго.

Энтузиазм, с которым последние две недели российские чиновники рапортуют о все новых возможностях замещения поставок рыбы, мяса, молочной продукции и овощей из стран, попавших под эмбарго, объясняется не внезапно обнаружившимся избытком продовольствия на мировом рынке. О готовности фактически немедленно и в разы увеличить экспорт продовольствия в РФ с 7 августа, даты введения "продуктового эмбарго" в РФ, уже заявили власти Сербии, Македонии, Чили, Эквадора, Бразилии, Аргентины и стран Таможенного союза — Белоруссии и Казахстана. Но если власти латиноамериканских стран находятся под постоянным давлением ЕС и США, пытающихся ограничить поставки в РФ, то страны Таможенного союза и Южной Европы станут хабом для восстановления запрещенных поставок в РФ, убеждены опрошенные "Ъ" аналитики и участники рынка: схемы для этого уже придуманы.

Напомним, вопросы "недопущения незаконных поставок в Россию через Казахстан и Белоруссию товаров из ряда стран, запрещенных в соответствии с недавним постановлением правительства", сообщают в Кремле, обсуждаются в телефонных переговорах с главами стран ТС. 13 августа правительство РФ разрешило поставки пищевой продукции, попавшей под запрет, но лишь в случае ее глубокой переработки в Белоруссии и Казахстане. Тогда же глава Федеральной таможенной службы РФ Андрей Бельянинов, ссылаясь на отсутствие рычагов контроля при перемещении продукции в зоне ТС, обратился к вице-премьеру Аркадию Дворковичу с просьбой поручить контролировать такие поставки Роспотребнадзору и Россельхознадзору. 18 августа глава Россельхознадзора Сергей Данкверт сообщил о первых случаях прямого реэкспорта запрещенных товаров из Белоруссии и Казахстана, пригрозив их полным закрытием, а Роспотребнадзор вчера сообщил, что усилит проверки пищевой продукции на границе с Белоруссией и Казахстаном.

Эксперты между тем уже уверены в том, что эмбарго РФ не будет преодолеваться прямым реэкспортом. В первые две недели его действия стали очевидны почти легальные возможности новых партнеров РФ обессмыслить санкции для самой России, возместив ЕС, США, Австралии и Норвегии потери на российском рынке за счет своего импорта — причем с потерями для потребителей и производителей РФ. "Текущая ситуация обнажила выбор — либо всерьез контролировать "серый" реэкспорт и отложить идею евразийской интеграции и ТС, либо отказаться от ответных санкций",— убежден завлабораторией международной торговли Института экономической политики имени Гайдара Александр Кнобель.

Так, уже даже объявленные руководством Белоруссии планы увеличить поставки продовольствия в полтора раза, увеличив до конца 2014 года объемы экспорта в РФ до $6,5 млрд, угрожают свести на нет эффект ответных санкций. Фактически в Белоруссии открыт зеленый коридор для поставщиков продовольственного сырья из стран, попавших под санкции РФ. По словам главы Минсельхозпрода республики Леонида Зайца, только на экспорте мясомолочной продукции планируется заработать дополнительно $2,1 млрд. Если учесть, что прямые потери стран ЕС от ограничения поставок еды составляют, по разным оценкам, от $7 млрд до $9 млрд, от половины до трети намерены компенсировать только белорусские компании.

"В Белоруссии нет мощностей, позволяющих в столь короткий срок наводнить российский рынок собственной продукцией. Никто в ЕС не намерен уступать нам свою долю на рынке РФ, поэтому в Минске фактически занялись государственной контрабандой, создав за несколько дней порядка десяти госпредприятий — они перехватывают контракты бывших российских поставщиков",— заявил "Ъ" замдекана факультета мировой экономики и мировой политики Высшей школы экономики Андрей Суздальцев. Белоруссия уже в ближайшем будущем "сможет обнулить эффект от санкций против ЕС", считает он. Сергей Афонцев из ИМЭиМО РАН, придерживается более сдержанной позиции: республика сможет заместить не более 5-7% запрещенного из ЕС агроэкспорта. Зато дополнительным хабом по реэкспорту в РФ товаров из Южной Европы станут Сербия, Македония и Черногория. "Может быть, тактикой правительства РФ будет закрыть на все глаза. Впрочем, с моей точки зрения, обнуления санкций все равно не будет",— говорит господин Афонцев.

Практически все опрошенные "Ъ" участники рынка при этом убеждены: прямой реэкспорт — не главное, белорусские и казахские аграрии имеют отличные возможности направить максимальные объемы произведенного у себя сырья и продукции на российский рынок (цены на котором из-за ограниченного предложения более чем привлекательны), заместив его импортным (цены на которое падают). "Это позволит обогатиться белорусским и казахским производственникам",— уверен один из собеседников "Ъ". Правда, 19 августа Евразийская экономическая комиссия установила объемы тарифных квот на 2015 год на импорт продовольствия уже в весь ТС: Белоруссия, например, не будет иметь право импортировать говядину. Впрочем, на импорт сырья из стран СНГ этот запрет не распространяется, поэтому на российском эмбарго смогут заработать, удлиняя цепочку "замещения", молдаване и украинцы.

При этом и макроэкономисты, и участники рынка убеждены: оплачивать эмбарго РФ все равно будут внутренние потребители: схемы, избранные партнерами России, все равно ограничивают предложение и конкуренцию на российском рынке и поэтому спровоцируют рост цен в России. Только усложнение логистики доставки европейских, американских и австралийских поставок на рынки РФ может добавить к внутренним оптовым ценам до 5%, считают в ВШЭ. Глава мясного союза Сергей Юшин отмечает, что отсутствие прямого реэкспорта в любом случае стимулирует реэкспорт — он делает неконкурентоспособным именно российских переработчиков импортного сырья. Глава Всероссийской ассоциации рыбопроизводителей и экспортеров Александр Фомин полагает, что в сложившейся ситуации Норвегия перенаправит свои поставки, предназначавшиеся для России, в США и Канаду, а все чилийские объемы, которые изначально были рассчитаны на покрытие американского спроса (лосось из Чили в два-три раза дороже), пойдут в Россию. Эта схема плохо работает только в случае овощей — скорее всего, на этом рынке будут работать против эмбарго проверенные полуконтрабандные схемы.

При этом неопределенность в отношении сроков, на которые будут реально ограничены поставки в РФ из ЕС, лишает западные компании смысла инвестировать в ориентированные на Россию перерабатывающие мощности на территории Белоруссии, Латинской Америки и юга Европы. В этой же логике "короткое" эмбарго (напомним, оно введено сроком на один год) для поддержки отечественного производителя также обещает быть хуже постоянного.

Алексей Шаповалов, Анна Зиброва, Наталья Ильина
Коммерсантъ
Advertology.Ru

22.08.2014

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Telegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистовTelegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистов
Владимир Ступников, Генеральный директор коммуникационного агентства АУРА в составе Газпром-Медиа Холдинга. Социальные медиа становятся все более важным инструментом в работе каждого PR-специалиста, и одной из относительно новых, но стремительно растущих платформ, является Telegram. Этот мессенджер, изначально позиционировавшийся как безопасный и приватный инструмент связи, приобретает все большую популярность и привлекает внимание маркетологов и PR-специалистов по всему миру.
PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии...PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии... (1)
Татьяна Жигаленкова, управляющий партнер LotUS Communications, рассказала какие компетенции, и требования PR-специалистов будут актуальны через 5 лет.
Маркетинг с AR и VR от HICLICKМаркетинг с AR и VR от HICLICK
В 2024 году маркетологи все чаще начинают использовать метавселенные. По сравнению с социальными сетями, вовлеченность пользователей в иммерсивных площадках гораздо больше. Одним из самых интересных для клиентов форматов являются АR и VR. Как технологии будущего применять в маркетинге уже сегодня, разобрали в агентстве высоких откликов HICLICK.
Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?
Искусственный интеллект уже давно среди нас. Он прочно вошел в нашу жизнь, используется абсолютно в разных её сферах и кардинально меняет лицо современного бизнеса. Рекламная индустрия - не исключение. Самый яркий и известный пример - это нейросети, на основе которых построен поиск рекламных систем Яндекса. Использование нейросетей и других алгоритмов ИИ, делает рекламу еще более эффективной и качественной. Евгений Халин, директор по продуктам Коkос Group рассказывает о том, как работает ИИ, в чем его преимущество и какие перспективы нас ждут.
Как подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраляКак подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраля
В период гендерных праздников предприниматели отмечают 50%-ый рост продаж. – Даже в случае торговли сепараторами или двигателями, при должном подходе. Для маркетологов это время – забег на короткие дистанции. Поэтому важно грамотно подойти к выбору инструментов.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

20.04.2024 - 12:47
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация