Статьи

Музыкальный "оброк" возрос до 5,3 млрд рублей в год

Музыкальный "оброк" возрос до 5,3 млрд рублей в год

Количество исков, поданных против ресторанов и магазинов в интересах поп-исполнителей, увеличилось в 9 раз.

За последние 3 года количество исков в арбитражных судах к владельцам баров, кафе и магазинов за незаконное воспроизведение фонограмм отечественных и зарубежных звезд выросло в 9 раз. А суммарные сборы авторских вознаграждений, которые собирают с бизнесменов Российское авторское общества (РАО) и Всероссийская организация интеллектуальной собственности (ВОИС), увеличились в 2 раза, достигнув в 2013 году рекордной отметки в 5,3 млрд рублей. 

Предприниматели сравнивают этот музыкальный «оброк» с узаконенным рэкетом и жалуются на непрозрачность схемы сбора и распределения средств. РАО и ВОИС — частные структуры, не имеющие никакого отношения к государству, и в конечном счете проверить, кому конкретно и в каком объеме идут собранные средства, практически невозможно. 

«О Боже, какой мужчина!»

Самый громкий судебный процесс последних лет из-за авторских вознаграждений  завершился в начале августа полным поражением борцов за права музыкантов, композиторов и звукозаписывающих студий. ВОИС требовал взыскать с компании «Метро Кэш энд Керри» 500 тыс. рублей за публичное исполнение 10 фонограмм. Песни звучали в одном из торговых центров «Метро», в зале с бытовой техникой. Однако представители ответчика в суде заявили, что оборудование, выставленное на продажу, могли включить посетители для его проверки. 

Кроме того, им удалось доказать, что из колонок аппаратуры звучали хиты, транслировавшиеся в эфире одной из музыкальных радиостанций. А в ст. 1330 ГК РФ говорится, что «авторский сбор» за исполнение произведений и фонограмм в радио- и телепередачах осуществляется только в местах с платным входом. Вход в торговые залы бесплатный, поэтому суд ВОИС в иске отказал. 

В ВОИС не исключают, что это решение может быть обжаловано. 

— Пока наши юристы еще не получили на руки решения суда, будем мы его обжаловать или нет, станет понятно после того, как внимательно изучим документ, — заявили «Известиям» представители ВОИС. 

В компании «Метро» называют решение суда справедливым. 

Между тем владельцу маленького кафе или магазинчика отбиться от подобного иска гораздо тяжелее — нужно и время, и деньги для оплаты услуг команды высококлассных специалистов. А ведь по закону штрафные санкции за «нелегальное» воспроизведение хитов для мелких предпринимателей такие же, как и для крупных компаний — от 10 тыс. до 5 млн рублей. 

Например, индивидуальной предпринимательнице Ольге Плехановой из маленького удмуртского городка Камбарка с населением 10 тыс. человек только один хит Натали «О Боже, какой мужчина!» обошелся в 20 тыс. рублей. Всего же РАО взыскало через суд с Плехановой 160 тыс. рублей за воспроизведение восьми песен Натали и группы «Руки вверх». Песни звучали на дискотеке в местном кафе МАХ, которое невзыскательные жители Камбарки пафосно называют ночным клубом.  

— 160 тыс. для нашего городка, где у людей зарплаты 8–12 тыс. рублей, — очень большие деньги, — жалуется предпринимательница. — А с меня их взыскали за песни.

Музыкальный «оброк» для «Уралвагонзавода»

РАО, собирающее деньги в пользу авторов произведений, и ВОИС, действующая в интересах исполнителей и изготовителей фонограмм, работают по одинаковой схеме. Вначале направляют владельцам заведений, где звучит музыка, письмо с предложением заключить лицензионный договор. Если же хозяин отказывается, то к нему под видом посетителей приходят специально обученные инспекторы. Они записывают на видеокамеру всё, что звучит в помещении, а потом с этой пленкой в качестве вещественного доказательства идут в суд.  

По словам юристов РАО, владельцы заведений и торговых точек, попавших под «санкции», как правило, заявляют, что не знали о том, что для публичного воспроизведения песен нужна лицензия. 

При этом борцы за права артистов требуют денег не только с владельцев ресторанов и кафе. Сейчас ВОИС пытается взыскать 150 тыс. рублей у авиакомпании «ЮТэйр» за воспроизведение на борту самолетов записей выступлений солистов и оркестра московского музыкального театра «Геликон-опера», а также требует 168 тыс. рублей с авиакомпании «Трансаэро» за то, что на рейсах Ростов-на Дону – Москва (Домодедово) звучат произведения саксофониста Kenny G (Кеннет Горелик).  

РАО же подало иск в размере 60 тыс. рублей к молодежной общественной организации знаменитого нижнетагильского «Уралвагонзавода». По словам ее председателя Алексея Гильмутдинова, РАО пытается получить авторское вознаграждение за концерт в поддержку курса президента, который их движение проводило 2 года назад. 

— Тогда организацией руководили другие ребята, но я знаю, что всё было сделано по закону, — рассказывает Гильмутдинов. — Они специально всё выясняли, как организовываются такие мероприятия, подписывали какие-то документы. А теперь вдруг с нас потребовали 60 тыс. рублей. Но таких денег у нас нет, мы же некоммерческая организация, и счета у нас нулевые. 

В филиале РАО по Свердловской области комментировать претензии к молодежи «Уралвагонзавода» отказались. 

Миллиардные сборы

Между тем общее количество исков к пользователям с требованием уплатить причитающуюся «маржу» артистам, авторам произведений и владельцам фонограмм от РАО и ВОИС выросло в 9 раз. 

Так, по данным базы «Спарк-Интерфакс», в 2012 году РАО подало 88 исков в арбитражные суды на сумму 17 млн рублей. А в 2014 году уже 504 иска на сумму более более 44 млн рублей. 

В свою очередь, ВОИС, по данным «Спарк», в 2012 году выдвигала только 29 исковых требований на сумму более 55 млн рублей, а в 2014-м от нее поступило в арбитражи 511 исков на сумму более 107 млн рублей. В отчетности ВОИС, вывешенной на официальном сайте, говорится, что в 2012 году организация инициировала 214 судебных процесса с требованием выплатить компенсации за нарушения авторских прав, а также еще подала 268 исков против тех, кто не платит по договорам. Данных по 2013 и 2014 годам на сайте нет. 

В РАО «Известиям» заявили, что для обеспечения защиты прав авторов, композиторов и иных правообладателей общество подало в 2013 году 2837 исков в суды различной инстанции, в том числе и арбитражные. В картотеке арбитражного суда зафиксировано около 2,1 тыс. дел, в которых участвует ВОИС, и 1,5 тыс. с участием РАО.

Рост тяжб в арбитражных судах юристы объясняют изменением законодательства. В 2011 году подведомственность споров с участием обществ по управлению правами на коллективной основе была передана из судов общей юрисдикции в арбитраж, замечает адвокат Александр Островский. 

Вместе с количеством тяжб выросло и количество авторских сборов. Так, если в 2010 году РАО, согласно своей отчетности, получило 2,7 млрд рублей, то в 2013-м — уже 4,4 млрд рублей. 

ВОИС также демонстрирует почти двукратный рост по сборам вознаграждений. В 2010 году организация собрала 426,9 млн рублей. В 2013-м, по словам первого заместителя генерального директора ВОИС Алексея Карелова, эта сумма удвоилась и составила более 930 млн рублей.

— Значительно увеличилось и количество договоров с пользователями ВОИС — организациями, осуществляющими публичное исполнение, а также сообщение в эфир или по кабелю фонограмм, опубликованных в коммерческих целях, — говорит Карелов. — В 2010 году было заключено 6782 договора с пользователями, а на 30 апреля 2014-го — 15 713.

Аккредитованные частники

Между тем по своей сути РАО и ВОИС — это частные организации, тесно связанные между собой. Первая была зарегистрирована в 1993 году. В состав учредителей авторского общества вошли заслуженные деятели культуры: певец и композитор Юрий Антонов, сатирик Аркадий Арканов, секретарь правления Союза дизайнеров СССР Ирэн Андреева и др. Возглавляет организацию 37-летний Сергей Федотов, который также является и соучредителем ВОИС. Последняя организация была зарегистрирована в 2008 году, почти сразу после вступления в силу четвертой части Гражданского кодекса, ужесточавшей ответственность за нарушения авторских прав и регламентировавшей сборы вознаграждения с пользователей интеллектуальной собственности. В 2009 году ВОИС стала единственным аккредитованным государством сборщиком вознаграждений за так называемые смежные права, владельцами которых являются певцы, исполняющие песни и студии, выпустившие фонограммы. 

Также РАО и ВОИС наряду с Союзом кинематографистов Никиты Михалкова являются соучредителями Российского союза правообладателей (РСП), который осуществляет так называемый авторский сбор с импортеров аудио- и видеотехники в размере 1% от цены или его таможенной стоимости. Предполагается, что это вознаграждение должно компенсировать правообладателям потери от пиратского копирования их произведений. Причем авторским сбором облагаются любые современные аппаратура и устройства: флеш-карты, CD-диски, мобильные телефоны, телевизоры, компьютеры и т.д. В прошлом году РСП получил более 390 млн рублей авторского сбора. Возглавляет РСП всё тот же Сергей Федотов.  

Предприниматели называют все эти авторские сборы узаконенным рэкетом и жалуются на несовершенство отечественного законодательства в области защиты интеллектуальной собственности.   

— В России нет реестра объектов интеллектуальной собственности, который позволял бы предпринимателю или суду, обратившись к данному ресурсу, выяснить, обладает тот или иной объект охранным статусом и нужно ли за него выплачивать вознаграждение, — рассказывает юрист Федерации рестораторов России Марина Орлова. — По закону, если прошло 70 лет со дня смерти автора или 50 лет со дня записи первой фонограммы, то данные произведения не подпадают под охранный статус и вознаграждение авторам или их наследникам не выплачивается.

Но, по словам Орловой, из-за отсутствия реестра суд не всегда может выяснить данные нюансы и накладывает на предприятия и коммерсантов штрафы, которые поступают в распоряжение РАО.

Орлова говорит, что непонятна ей и схема отчислений артистам и композиторам. Ведь РАО и ВОИС сами собирают и сами распределяют, какому исполнителю и сколько надо заплатить за использование песни.

В ВОИС утверждают, что всё распределяется по-честному. Общая сумма выплат правообладателям в 2009–2013 году составила более 1 млрд рублей. 

— В структуре выплат наибольшую долю традиционно занимают российские правообладатели, — рассказывает первый замдиректора ВОИС Алексей Карелов. — Что закономерно отражает соотношение использования российского и зарубежного репертуаров на территории России.

На официальном сайте ВОИС сказано, что в 2012 году больше всего авторских вознаграждений — 500 тыс. рублей — было собрано на композиции Fly Project Musica. Вторую строчку с 450 тыс. рублей занимала Мадонна, и лишь только на 11-м месте была композиция российской певицы Нюши «Воспоминание» — 350 тыс. рублей. При этом из 50 самых кассовых композиций только 10 — российские, и занимают они в этом своеобразном рейтинге последние места.

По словам представителя Натали Марины Наумовой, не всегда рестораторы приобретают лицензии на воспроизведение фонограмм Натали. 

— Конечно, получить деньги за фонограмму песен с маленького уличного кафе почти невозможно, а вот с крупной сети кафе и ресторанов — вполне реально. Этим и занимаются юристы ВОИС и РАО. И этот механизм работает, — говорит Наумова. — Эти организации регулярно перечисляют Натали средства и от выигранных судебных процессов о защите интеллектуальной собственности исполнителя. Как правило, они поступают раз в год, отчисления за 2013 год мы увидели в начале 2014-го.

Интересы певицы Нюши представляет Первое музыкальное издательство. Там «Известиям» сообщили, что «организации РАО и ВОИС защищают ее интеллектуальные права исполнителя в части публичного исполнения, сообщения в эфире и по кабелю ее музыкальных произведений и использования ее фонограмм в коммерческих целях, а также выплачивают Нюше вознаграждения за вышеуказанные виды использования». 

На вопросы, о каких суммах отчислений идет речь, представители самых востребованных композиций на российском рынке отвечать отказались.

Герман Петелин, Александр Раскин 
Известия
Advertology.Ru

12.08.2014

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Telegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистовTelegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистов
Владимир Ступников, Генеральный директор коммуникационного агентства АУРА в составе Газпром-Медиа Холдинга. Социальные медиа становятся все более важным инструментом в работе каждого PR-специалиста, и одной из относительно новых, но стремительно растущих платформ, является Telegram. Этот мессенджер, изначально позиционировавшийся как безопасный и приватный инструмент связи, приобретает все большую популярность и привлекает внимание маркетологов и PR-специалистов по всему миру.
PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии...PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии... (1)
Татьяна Жигаленкова, управляющий партнер LotUS Communications, рассказала какие компетенции, и требования PR-специалистов будут актуальны через 5 лет.
Маркетинг с AR и VR от HICLICKМаркетинг с AR и VR от HICLICK
В 2024 году маркетологи все чаще начинают использовать метавселенные. По сравнению с социальными сетями, вовлеченность пользователей в иммерсивных площадках гораздо больше. Одним из самых интересных для клиентов форматов являются АR и VR. Как технологии будущего применять в маркетинге уже сегодня, разобрали в агентстве высоких откликов HICLICK.
Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?
Искусственный интеллект уже давно среди нас. Он прочно вошел в нашу жизнь, используется абсолютно в разных её сферах и кардинально меняет лицо современного бизнеса. Рекламная индустрия - не исключение. Самый яркий и известный пример - это нейросети, на основе которых построен поиск рекламных систем Яндекса. Использование нейросетей и других алгоритмов ИИ, делает рекламу еще более эффективной и качественной. Евгений Халин, директор по продуктам Коkос Group рассказывает о том, как работает ИИ, в чем его преимущество и какие перспективы нас ждут.
Как подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраляКак подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраля
В период гендерных праздников предприниматели отмечают 50%-ый рост продаж. – Даже в случае торговли сепараторами или двигателями, при должном подходе. Для маркетологов это время – забег на короткие дистанции. Поэтому важно грамотно подойти к выбору инструментов.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

24.04.2024 - 19:04
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация