Анализ рынков

ИПА: повседневное потребление стабилизировалось

ИПА: повседневное потребление стабилизировалось

В июне 2014 года повседневные потребительские расходы снизились на 7% по сравнению с маем и на 2,3% по сравнению с апрелем. Это нормальное, традиционное сезонное снижение потребительской активности. 

По сравнению с июнем 2013 повседневные расходы номинально выросли на 4%. Увеличение расходов в годовом выражении фиксируется второй месяц подряд (в мае было +6%). Таким образом, тенденция к снижению потребительской активности в формате месяц к месяцу предыдущего года, наблюдавшаяся семь месяцев подряд, сменилась небольшим ростом. С учетом годовой инфляции в 7-7,5% реальные расходы в июне сократились на 3% по сравнению с июнем 2013 года. Наихудшие показатели по потребительской активности уже в который раз продемонстрировали москвичи, где повседневные расходы в июне снизились на 9% относительно мая. В полном объеме традиционный сезонный спад также демонстрируют горожане с высокими доходами – видимо, отпуска у них начались по расписанию.

По данным исследовательского холдинга Ромир, полученным на основе панели домашних хозяйств *Romir Household Panel, в июне 2014 года повседневные расходы снизились на 7% в номинальном выражении по сравнению с показателями мая. Напомним, что в мае они выросли на 5% по сравнению с апрелем, что весьма необычно для этого месяца. Обычно уже в мае начинается сезонный спад потребительской активности, продолжающийся до осени. В этом году снижение началось только в июне.

По сравнению с апрелем повседневные расходы в июне сократились только на 2,3%. В прошлом году аналогичный показатель составлял 10%. В 2011 и 2012 гг. снижение июнь к апрелю было в пределах 5-6%. А в 2010 составило рекордные 11%. Так что нынешнее сезонное снижение даже можно назвать незначительным.

По сравнению с июнем 2013 года повседневные расходы населения в июне 2014 года выросли на 4% в номинальном выражении. С учетом инфляции потребительского рынка (7-7,5% за год по данным Росстата) можно говорить о снижении реальных повседневных расходов в пределах 3%.

Снижение реальных повседневных расходов наблюдается уже девять месяцев подряд (с октября 2013 года) и приняло характер среднесрочного тренда. Но если с октября по апрель снижение реальных повседневных расходов составляло 5-10% (месяц к месяцу предыдущего года), то в мае и июне оно составило только 1,5-3%. А вот заметный рост номинальных расходов в формате «месяц к месяцу предыдущего года» фиксируется второй месяц подряд. Этот факт дает надежду на перелом ситуации в сторону стабилизации, а затем, возможно, и восстановления роста повседневного потребления. Об этом же могут говорить и возобновившие рост после продолжительной стабилизации показатели среднего чека.

За пять лет (с июня 2009 года) номинальные расходы на продукты питания и непродовольственные товары повседневного спроса выросли на 68,5%. Накопленная инфляция за этот период (по данным Росстата) составила 45%. В реальном выражении повседневные расходы в июне 2014 оказались на 16% выше, чем в июне 2009.

Средняя начисленная заработная плата по экономике в целом выросла за эти пять лет в номинальном выражении на 75%, а средняя пенсия увеличилась в два раза. Таким образом, номинальный рост повседневных расходов за пять лет практически совпал с номинальным ростом заработной платы и доходов населения. Поскольку заработная плата составляет две трети от совокупных доходов населения, то доля расходов на повседневное потребление в совокупных потребительских расходах фактически вернулась к значениям пятилетней давности.

В 2010, 2011 и 2013 годах (до сентября) повседневные расходы росли опережающими темпами по сравнению с ростом доходов, и доля повседневного потребления в совокупных расходах росла. В 2012 повседневные расходы росли вровень с ростом номинальных доходов, и ситуация была стабильна. А с октября 2013 рост номинальных доходов существенно опережает рост номинальных повседневных расходов, и их доля в совокупном потреблении сократилась.

Диаграмма 1. Динамика индекса повседневных потребительских расходов россиян за весь период наблюдений, январь 2008 – июнь 2014 100% = январь 2008 года

Динамика индекса повседневных потребительских расходов россиян за весь период наблюдений

Источник: Холдинг Ромир, Romir Household Panel, июнь 2014

Доля продовольствия

В июне 2014 доля продуктов питания в общем объеме потребления повседневных товаров (без учета услуг и крупных покупок) немного возросла по сравнению с июнем 2013 и составила 57% против 53% годом ранее. Доля непродовольственных товаров повседневного спроса снизилась и составила 43%.

С учетом изменения структуры можно сказать, что расходы на продукты питания за год выросли на 12%, а на непродовольственные товары повседневного спроса сократились на 5%. Это новая тенденция. С октября 2013 по март 2014 доля расходов на продукты снижалась в годовом выражении. В отдельные месяцы наблюдалось даже сокращение номинальных расходов на продукты питания на 12-15%. И вот теперь расходы на продукты начали восстанавливаться.

Города

В Москве в июне 2014 продолжилось снижение потребительской активности - минус 9% к маю, минус 11% к апрелю и минус 17% к марту. В столице сезонный спад идет по полной программе. И номинальное значение июня оказалось всего на 1,7% выше значения июня 2013. А с учетом инфляции приходится констатировать снижение реального уровня потребления на 5% в годовом выражении. Именно московские вялые показатели в июне ухудшили картину по стране в целом. За пять лет (с июня 2009) номинальные расходы москвичей выросли на 63%, а реальные – только на 12%. Кстати, последние 5-7 лет номинальная средняя заработная плата в столице растет немного медленнее, чем в других городах страны.

В Санкт-Петербурге повседневные расходы в июне снизились на 5% к маю, на 4% к апрелю и на 10% к марту. Таким образом, в северной столице сезонный спад пока менее сильный, чем в первопрестольной. По сравнению с июнем прошлого года номинальные расходы выросли здесь на 9,5%. Даже с учетом инфляции можно говорить о небольшом росте повседневных расходов – в пределах 2% в годовом выражении. За пять лет (с июня 2009) номинальный рост повседневных расходов составил в Петербурге 84%, а реальный – около 27%. Кстати, и средняя заработная плата в Петербурге за пять лет выросла ощутимее, чем в Москве, хотя в абсолютном выражении она все еще ниже московской на 25-30%.

В городах с населением свыше миллиона жителей повседневное потребление в июне снизилось к маю на 9%, к апрелю – на 2%, к марту – на 8%. И здесь сезонный спад пока в пределах обычного. По сравнению с июнем 2013 повседневные расходы в этих городах выросли на 10% в номинальном выражении и на 2,3% - в реальном. За пять лет (с июня 2009) номинальный рост в городах этого размера составил в среднем 70%, а реальный - около 17-18%.

В городах с населением свыше 500 тысяч жителей повседневные расходы в июне снизились к маю и марту на 2%, а к апрелю, когда наблюдался серьезный спад, выросли на 7,5%. Так что здесь пока говорить о сезонных явлениях еще рано. По сравнению с июнем 2013 повседневное потребление в крупных областных центрах увеличилось номинально на 9,5%, а в реальном выражении – на 2%. За пять лет номинальный рост в этих городах составил в среднем 74%, реальный – около 20%.

В городах с населением от 100 до 500 тысяч жителей повседневные расходы в июне снизились на 4,5% к маю, на 1,5% к апрелю и на 11,5% к марту. По сравнению с июнем прошлого года произошло снижение номинального потребления на 4,5%, а реального – на 11%. Скверные показатели средних городов подпортили годовую статистику по всей стране в целом. Если бы в этих городах был не спад, а хотя бы нулевой рост (в номинальном выражении), то общие цифры оказались бы на уровне майских показателей.

Доходные группы

Потребители с доходами ниже среднего уровня в июне снизили свои повседневные расходы по сравнению с маем только на 2%. А по ранению с апрелем они даже выросли на 12%, по сравнению с мартом – на 4%. Так что в этой группе пока никакого сезонного спада не наблюдается. За год повседневные расходы в этой группе выросли на 17% в номинальном и на 9% в реальном выражении. Вне всякого сомнения, в июне 2014 года именно эта группа потребителей вступила в качестве локомотива роста повседневных потребительских расходов. За пять лет (с июня 2009) номинальный рост расходов этой группы составил 82%, реальный – около 25%.

У группы семей со средним уровнем доходов повседневные расходы в июне снизились на 4,5% к маю, на 0,5% к апрелю и на 6% к марту. По сравнению с июнем 2013 номинальные расходы выросли на 4,5%. В реальном выражении (с учетом инфляции) повседневные расходы у этой группы снизились на 2,7% за год. За пять лет (с июня 2009) номинальный рост расходов этой группы составил только 61%, реальный – около 11%.

У потребителей с доходами выше среднего уровня повседневные расходы в июне снизились сразу на 10% по сравнению с майским значением, на 7% к апрелю и на 14% к марту. Вот в этой группе сезонный спад проявился в полной мере. И летние отпуска, судя по всему, начались по расписанию. По сравнению с июнем прошлого года номинальные повседневные расходы у этой группы потребителей не изменились. В реальном выражении имеет место снижение расходов на 7 – 7,5%. За пять лет (с июня 2009) номинальный рост расходов этой группы составил только 45,5% - т.е. совпал с уровнем официальной потребительской инфляции.

Более скромные темпы роста повседневных расходов у этой группы, вероятно, не столько более медленными темпами роста доходов, сколько номинально относительно высоким уровнем повседневного потребления, достигнутого уже 5-7 лет назад. Из экономической теории давно известно, что после достижения точки насыщения дальнейший рост номинальных доходов приводит к пропорционально меньшему росту расходов на блага низшего порядка. А товары повседневного потребления, без сомнения, относятся именно к этой группе. Многолетние наблюдения Ромир уже многократно приносили многочисленные статические подтверждения основных постулатов экономической теории потребительского поведения.

* Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Household Panel основана на данных потребления 10000 россиян, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России с населением более 100 тысяч человек. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в он-лайн режиме поступают в базу данных скан-панели. 

unipack.ru
Advertology.Ru

14.07.2014

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Telegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистовTelegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистов
Владимир Ступников, Генеральный директор коммуникационного агентства АУРА в составе Газпром-Медиа Холдинга. Социальные медиа становятся все более важным инструментом в работе каждого PR-специалиста, и одной из относительно новых, но стремительно растущих платформ, является Telegram. Этот мессенджер, изначально позиционировавшийся как безопасный и приватный инструмент связи, приобретает все большую популярность и привлекает внимание маркетологов и PR-специалистов по всему миру.
PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии...PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии... (1)
Татьяна Жигаленкова, управляющий партнер LotUS Communications, рассказала какие компетенции, и требования PR-специалистов будут актуальны через 5 лет.
Маркетинг с AR и VR от HICLICKМаркетинг с AR и VR от HICLICK
В 2024 году маркетологи все чаще начинают использовать метавселенные. По сравнению с социальными сетями, вовлеченность пользователей в иммерсивных площадках гораздо больше. Одним из самых интересных для клиентов форматов являются АR и VR. Как технологии будущего применять в маркетинге уже сегодня, разобрали в агентстве высоких откликов HICLICK.
Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?
Искусственный интеллект уже давно среди нас. Он прочно вошел в нашу жизнь, используется абсолютно в разных её сферах и кардинально меняет лицо современного бизнеса. Рекламная индустрия - не исключение. Самый яркий и известный пример - это нейросети, на основе которых построен поиск рекламных систем Яндекса. Использование нейросетей и других алгоритмов ИИ, делает рекламу еще более эффективной и качественной. Евгений Халин, директор по продуктам Коkос Group рассказывает о том, как работает ИИ, в чем его преимущество и какие перспективы нас ждут.
Как подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраляКак подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраля
В период гендерных праздников предприниматели отмечают 50%-ый рост продаж. – Даже в случае торговли сепараторами или двигателями, при должном подходе. Для маркетологов это время – забег на короткие дистанции. Поэтому важно грамотно подойти к выбору инструментов.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

20.04.2024 - 04:21
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация