Статьи

Карманные опросы: как смартфоны меняют исследование мира

Карманные опросы: как смартфоны меняют исследование мира

Рынок социологических и маркетинговых исследований радикально изменится, а эра традиционных опросов, проводимых интервьюерами, закончится

Что делает людей более счастливыми – работа в огороде или занятие сексом? Реклама в какой ТВ-передаче приводит самых богатых покупателей? Склонны ли люди, любящие эскимо, забывать возвращать кредит? Такие вопросы постоянно возникают в бизнесе и в госуправлении. Но бессмысленно задавать их напрямую: нужно собрать исходные данные по каждой из переменных и замерить связь между ними. А еще не забывать при этом, что корреляция вовсе не означает причинно-следственную связь (если наблюдается устойчивая связь между потреблением дорогостоящих наркотиков и владением премиальным автомобилем, не совсем корректно делать вывод, что приобретение дорогого автомобиля приводит к наркотической зависимости). Для выявления причинно-следственной связи необходимо изолировать воздействие интересующего фактора, а значит, анализировать влияние всего множества переменных, которые могут влиять на результат.

Традиционно такие данные собирали методом опроса. Обученные интервьюеры опрашивают специально отобранных респондентов в квартире, на улице, по телефону или вручают дневник для самостоятельного заполнения.

За последние 30 лет появилось множество технологических решений, которые сделали замеры проще и точнее – например, компьютеры с выходом в интернет или устройства, фиксирующие просмотр ТВ. Но ни одно из них не оказывало на процесс исследований такого кардинального воздействия, которое предстоит произвести смартфонам. И вот почему.

1. Смартфон позволяет с минимальными искажениями фиксировать поведение и состояние пользователя. Смартфон – всегда с владельцем: 91% американских пользователей постоянно держат его на расстоянии вытянутой руки (Edison Research). Телефоном пользуются в течение всего дня (в среднем 3,3 часа в день), то есть практически любые действия на протяжении дня могут быть замерены в необходимый момент. Значит, не придется полагаться на память респондента при заполнении дневника или при ответе на вопросы спустя несколько дней после события. Это критически важно для качества исследования, ведь человеческая память извращает реальность даже без всякого умысла.

2. Смартфоны получили очень большое распространение.Уровень проникновения смартфонов в отдельных группах населения достиг весьма значимых величин – например, среди москвичей в возрасте 16–34 лет он превысил 70% (M’Index).

Эти два фактора делают возможным истинно случайный отбор респондента. Ведь именно случайность отбора, а вовсе не количество респондентов, как ошибочно думают многие, делает выборку репрезентативной. Многие отчеты можно смело выбрасывать в мусор из-за смещения выборки, обусловленной разной достижимостью или различной мотивацией для ответа у разных категорий респондентов. Простейший пример: если вы предложите позвонить по одному телефонному номеру тем, кто застревал в лифте за последний месяц, а по другому – тем, кому застрять не довелось, результаты такого опроса не будут означать практически ничего. Причина проста: пострадавшие будут существенно более настойчивы в донесении своей версии правды, значит, результаты по данному типу ответа будут завышены. С помощью автоматизации мы решаем эти проблемы и делаем отбор респондента истинно случайным.

3. Раз от участника исследования требуются минимальные усилия, сам факт наблюдения будет лишь в минимальной степени воздействовать на изучаемый объект.

4. Благодаря смартфону возможно автоматизированно собирать такое количество переменных, которое будет не под силу собрать интервьюерам в обычных опросах. Во-первых, смартфон содержит самые разные датчики: часы, GPS, акселерометр, фотокамеру. Во-вторых, приложения и вовсе охватывают все сферы жизни: обучение, работа, путешествия, покупки, здоровье, игры и развлечения. Причем сбор данных может быть как главным предназначением приложения, так и второстепенным – существует множество сервисов, которые можно встраивать в приложения для сбора и анализа информации.

5. Смартфон позволяет свести воедино несколько пластов данных в привязке к одному индивиду. Допустим, есть пипл-метры, замеряющие контакт зрителя с ТВ-рекламой. Но как отследить дальнейшее поведение этого зрителя в плане его покупок и принесенной им выручки? Данные со смартфона могут комбинироваться с массивами данных из других источников (выходы рекламы, погода, загруженность дорог).

Например, можно сопоставить данные по набранным рейтинговым пунктам ТВ-ролика и регистрации с мобильных устройств в те же временные промежутки. Отслеживая поведение когорт посетителей Workle, пришедших по рекламе в конкретных передачах на ТВ, мы узнали, что пользователи, которые зарабатывают у нас на сайте больше всего, приходят с рекламы в передачах с детективно-исследовательским началом («Великие тайны», «Шеф полиции», «Суд присяжных. Окончательный вердикт», «Тайны мира с Анной Чапман»). Можно предположить, что зрители таких программ в наибольшей степени способны к самостоятельному обучению, которое необходимо при онлайн-работе.

6. Смартфон делает исследование на порядки дешевле.Зачастую издержки на дополнительного респондента могут быть сведены к нулю, что делает возможным некоммерческие исследования с гигантскими выборками.

Один из самых интересных реализованных проектов такого рода – Mappiness, где изучают, что именно делает людей счастливыми. Принцип работы очень прост: на протяжении трех лет мобильное приложение через случайные промежутки времени интересовалось у владельца про его уровень счастья, расслабленности и про окружающую обстановку – с кем и чем он занимается в данный момент. Узнать про счастье захотели 50 тысяч человек, было собрано более трех миллионов ответов. Респондентам ничего не платили, мотивацией было любопытство.

Выяснилось, что самые благотворные для счастья занятия – это секс (+14,2 процентных пункта; стоит отметить отверженность испытуемых, которые умудрялись одновременно отвечать на вопросы приложения), посещение театра/клуба/концерта (+9,3), посещение выставки или музея (+8,8), спорт (8,1), работа в саду (7,1). Самые неприятные – нахождение в кровати по болезни (-20,3) и учеба/работа (-5,4). Необходимость работать рано с утра, поздно вечером или в выходные снижает уровень счастья. Любопытно, что зачастую для самих респондентов результаты были неожиданными: так, некоторые с изумлением узнавали, что лучше всего себя чувствуют, находясь дома в одиночестве.

Понять, что влияет на уровень счастья, безусловно, очень интересно. Но есть область, которая еще больше нуждается в подобных замерах, – медицина. Какой образ жизни является оптимальным? Эффективно ли лекарство, хирургическое вмешательство? Каков эффект от сочетания нескольких лекарств? Работает ли диета?

В медицинских исследованиях обычно одной части испытуемых выдается тестируемый препарат (экспериментальная группа), другой части – плацебо, с третьей не производится никакого воздействия (контрольные группы), результаты сравниваются. Группы должны отличаться только тестируемым воздействием, а по остальным параметрам быть одинаковыми. Проведение подобных экспериментов означает большие затраты времени и ресурсов, порой это и вовсе затруднительно – например, в хирургии.

Так, в 1950-е годы страдающим от стенокардии (боли в сердце, связанные с недостаточностью кровоснабжения) проводилась операция перевязки двух артерий в грудной клетке в расчете на увеличение кровоснабжения сердца. Операция приносила облегчение пациентам и была популярной на протяжении более 20 лет, пока однажды кардиолог Леонард Кобб не решил проверить ее эффективность с помощью эксперимента. Операция была проведена половине исследуемых, другой половине были сделаны лишь два надреза скальпелем. В итоге обе группы почувствовали мгновенное облегчение от боли, у обеих групп облегчение длилось три месяца. Электрокардиограммы не показывали различий между двумя группами.

То есть существовал эффект плацебо, но операция сама по себе была бессмысленной. С одной стороны, очень полезный эксперимент, избавивший людей от бессмысленного хирургического вмешательства. Но задайте себе вопрос: хотели бы вы или ваши родственники попасть в контрольную группу?

С другой стороны, без выделения контрольной группы, просто наблюдая за прооперированными, очень тяжело вычленить эффект самой операции. Что повлияло на конечный результат – операция, вера в результат операции или то, что на операцию согласились более дисциплинированные люди, которые регулярно совершали предписанные упражнения и соблюдали диету? Ответ на этот вопрос может дать только мониторинг по существенной выборке респондентов, которая сделала бы возможным вычленение эффекта каждого из факторов. Еще десять лет назад это было бы очень дорогостоящей инициативой. Сегодня вы можете провести такое исследование с небольшими затратами: надо лишь сформулировать тестируемую гипотезу (какие факторы могут потенциально влиять на целевую функцию), проработать методологию и техническую сторону, замотивировать респондентов участвовать.

В сфере медицины, конечно, речь идет не только о смартфонах. Они будут дополняться устройствами, носимыми непосредственно на теле, – например, «умными» часами или линзами, которые без всякого участия человека смогут собирать множество данных о состоянии организма. Но ждать этих гаджетов не обязательно. Главное – правильно задавать вопросы, ответ – уже в кармане.

Михаил Добров, slon.ru
Advertology.Ru

04.06.2014

на печать


Комментарии

Александр
05.06.2014 12:12 | сообщение #1
 

Восторженная статья "ни о чём".
"Глубокое проникновение смартфонов в жизнь" - миф восторженного, москвича - офисного работника. Во-первых, 70% - это только в Москве, во-вторых - 70% проникновения - только для возраста 16-34 (да и то - вряд ли, т.к. молодые - склонны врать в ответах на то, какое у них устройство связи), в-третьих - огромная часть людей этого активного возраста - смартфон как устройство - использует только для звонков, а не для чего-то еще, в-четвертых - смартфоном просто неудобно пользоваться за рулем... Вероятно есть еще много в-пятых, -шестых и пр. Но и этого достаточно понять, что с помощью этих технологий - абсолютно невозможно работать с сельским населением, населением переферийных городов (даже просто в силу того, что там мобильная связ монополизирована и гораздо дороже Мск и СПб), с населением других возрастов, ряда профессий и определенных видов деятельности/отдыха/передвижения.... Кстати, спросите мотоциклистов - чем они пользуются..., среди байкеров - мало кто пользуется всякими Эпполами и Самсунгами, а предпочитают "долгоиграющие" смартфоны Флай или вообще недорогие моджли простых кнопочных телефонов из-за простоты и "долгозарядности". Так что восторги - это для "детей из офисного плнактона", которые даже не поймут, что выборки будут абсолютно не репрезентативные..., в силу даже того, что есть масс людей, которые вообще редко или никогда не используют мобильную связь (да-да, представьте: есть и такие..., и даже - в Москве).

Гость
05.06.2014 13:41 | сообщение #2
 

Александр, использовав полученные результаты исследования, автора отмАтивируют ...

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Telegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистовTelegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистов
Владимир Ступников, Генеральный директор коммуникационного агентства АУРА в составе Газпром-Медиа Холдинга. Социальные медиа становятся все более важным инструментом в работе каждого PR-специалиста, и одной из относительно новых, но стремительно растущих платформ, является Telegram. Этот мессенджер, изначально позиционировавшийся как безопасный и приватный инструмент связи, приобретает все большую популярность и привлекает внимание маркетологов и PR-специалистов по всему миру.
PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии...PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии... (1)
Татьяна Жигаленкова, управляющий партнер LotUS Communications, рассказала какие компетенции, и требования PR-специалистов будут актуальны через 5 лет.
Маркетинг с AR и VR от HICLICKМаркетинг с AR и VR от HICLICK
В 2024 году маркетологи все чаще начинают использовать метавселенные. По сравнению с социальными сетями, вовлеченность пользователей в иммерсивных площадках гораздо больше. Одним из самых интересных для клиентов форматов являются АR и VR. Как технологии будущего применять в маркетинге уже сегодня, разобрали в агентстве высоких откликов HICLICK.
Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?
Искусственный интеллект уже давно среди нас. Он прочно вошел в нашу жизнь, используется абсолютно в разных её сферах и кардинально меняет лицо современного бизнеса. Рекламная индустрия - не исключение. Самый яркий и известный пример - это нейросети, на основе которых построен поиск рекламных систем Яндекса. Использование нейросетей и других алгоритмов ИИ, делает рекламу еще более эффективной и качественной. Евгений Халин, директор по продуктам Коkос Group рассказывает о том, как работает ИИ, в чем его преимущество и какие перспективы нас ждут.
Как подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраляКак подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраля
В период гендерных праздников предприниматели отмечают 50%-ый рост продаж. – Даже в случае торговли сепараторами или двигателями, при должном подходе. Для маркетологов это время – забег на короткие дистанции. Поэтому важно грамотно подойти к выбору инструментов.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

24.04.2024 - 16:35
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация