Русская футуристическая книга
Эта книга посвящена издательской деятельности русских футуристов, поэтов и художников, вернее — литографированным изданиям, появившимся в 1910-е годы. Это был смелый полиграфический эксперимент, упразднивший главное звено в процессе печатания книги — типографский набор.
Книжки футуристов издавались незначительными тиражами, с каждым десятилетием они становятся все большей редкостью, и представляется важным зафиксировать все сохранившееся в библиотеках и частных коллекциях. Этой цели и служит настоящая книга, в которой публикуется обстоятельный каталог девятнадцати литографированных и гравированных на линолеуме изданий 1910-х годов.
Первые литографированные книжки — «Старинная любовь», «Мирсконца», «Игра в аду» — вышли в октябре — декабре 1912 года. Своим полукустарным характером, «рукодельной» внешностью, диковинными — не только на взгляд обывателя — иллюстрациями они резко отличались от всего, что появлялось тогда на книжном рынке. Они поставили в тупик эстетов из «Мира искусства», не разглядевших в них ничего, кроме издевки над здравым смыслом. «Нельзя же допустить мысль, что вот и через десять лет талантливейший Ларионов будет дурить и издавать свои скоморошьи альбомчики» — возмущался А.Н.Бенуа.
Инициатором этих изданий был А.Е.Крученых, в то время начинающий поэт-«будетлянин» (так называли себя русские футуристы). Крученых, обладавший незаурядным организаторским даром, был вдохновителем краткой, но бурной деятельности художников-футуристов на поприще литографированных изданий.
Нет сомнения, что в намерения авторов литографированных сборников входили сознательный эпатаж читателя, издевка над привычными вкусами, разрушение эстетических шаблонов и стереотипов восприятия. Серая дешевая бумага, картонные обложки, небрежность брошюровки были вызовом эстетским пристрастиям круга «Мира искусства». Возникла своего рода «антикнига» в сравнении с роскошными изданиями «Мира искусства».
В издании «Русская футуристическая книга» представлены работы таких художников, как: Е.А.Крученых, М.Ф.Ларионов, Н.С.Гончарова, Н.Д.Бурлюк, К.С.Малевич, В.Е.Татлин, В.И.Матвей, Н.И.Кульбин, О.В.Розанова, В.В.Маяковский, Л.Ф.Шехтель, В.Н.Чекрыгин, К.А.Большаков, П.Н.Филонов.
В последние годы заметно возрос интерес к футуристической книге. Данное издание будет интересно профессионалам издательского дела, искусствоведам, культурологам и коллекционерам.
04.04.2014
Еще статьи по теме
- Почти 70% россиян регулярно читают книги - 27.05.2022
- "Чебуманы" и "Пекерсы" - новинки от бренда "Горячая штучка" - 30.11.2020
- "Биактив" - мороженое с пробиотиками для активных людей - 13.07.2020
- В России выбрали лучшие медицинские книги - 16.10.2019
- Кевин Келли - РБК: "Рано или поздно мы сами станем богами" - 15.05.2018
- Читать так читать: почему 50% россиян отдают предпочтение печатным книгам - 20.04.2018
- Открыта Международная книжная выставка non/fictio№17 - 25.11.2015
- Типография Ситипринт провела ребрендинг - 09.11.2015
- Покупатель целится на новое - 23.06.2015
- Кацусика Хокусай (1) - 19.06.2015
- все статьи по теме...
Комментарии
Написать комментарий