Новости

Торговые сети признаны неисправимым злом

Торговые сети признаны неисправимым злом

ФАС возобновляет боевые действия вокруг закона «О торговле»

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) представила вчера проект поправок к закону «О регулировании торговой деятельности», возобновляющий начатую несколько лет назад атаку на торговые сети. Проект дает ФАС не только почти неограниченную возможность вмешиваться в работу продовольственного ритейла, но и право наказывать поставщиков сетей, заключающих не устраивающие ФАС контракты. Идея «борьбы с сетями» впервые с 2008 года получила чисто идеологическое обоснование: любые сети, по мнению ФАС, аналогичны по силе монополистам.

Проект поправок к закону «О торговле» и КоАП РФ обнародован ФАС в уже подготовленном виде, хотя ведомство пока рассматривает общественное обсуждение только концепции проекта. Проект ФАС строится на трех предположениях: сети по своей природе, вне зависимости от размера, имеют непреодолимую без ФАС «рыночную силу»; почти любые практики работы сети — следствие принуждения с ее стороны; ФАС необходимо право вмешательства по крайней мере в работу продовольственных сетей вне зависимости от того, есть ли жалобы со стороны их контрагентов (см. подробнее “Ъ-Онлайн”). Фактически сети — вне зависимости от размера — предполагается считать монополистами и применять к ним арсенал карающих мер закона о защите конкуренции. В пояснительной записке авторы законопроекта объясняют свою логику через понятие «рыночная власть» — абстрактный ресурс, которым, по их мнению, обладают торговцы и которого лишены производители, нуждающиеся на этом основании в защите.

В тексте закона ФАС фактически возвращает дискуссию о роли сетей в экономике в состояние 2008 года (см.  историю вопроса на “Ъ-Онлайн”). Однако сейчас у ведомства более агрессивная и наступательная позиция, чем предыдущие версии инициатив ведомства. В первую очередь ФАС настаивает на своей полицейской, а не правозащитной роли — санкции за нарушение регулирования в торговле, в частности, штрафы по КоАП РФ (до 5 млн руб.) могут налагаться без наличия жалобы на ритейлера со стороны его поставщика, предлагается изменить часть сроков давности по нарушениям. По сути, ФАС превращается в аналог прокуратуры на рынке продовольствия, следящей за соблюдением установленных ею же норм законности (в данном случае — конкурентности). При этом аргументация ФАС о «рыночной силе» применима не только к продовольственным, но и к любым ритейловым сетям (и, строго говоря, к любой цепочке дистрибуции любого товара), что грозит в будущем распространением нормы о сети как о заведомо доминирующей на рынке группе лиц с заведомо большей, чем у контрагента, «рыночной силой», и на другие рынки. Наконец, на этот раз ФАС, по сути, борется не только с сетями, но и с поставщиками: штрафы в КоАП РФ за ряд нарушений предусмотрены за заключение с сетью договора запрещенного вида или с запрещенными условиями.

Продовольственные сети, для которых предыдущий раунд борьбы с антимонопольной концепцией вмешательства в работу ритейла прошел в целом безболезненно, хотя и нервно, сейчас, очевидно, будут искать «технический компромисс» с ФАС — хотя, напомним, в 2008–2009 годах и в ритейле, и в правительстве обнаруживались открытые оппоненты идеям ведомства Игоря Артемьева. Представитель Х5 Retail Group (сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») Владимир Русанов говорит, что законопроект готовился ФАС уже давно (один-два года) и носит «технический» характер. «Его смысл в том, чтобы ФАС могла делать выводы о нарушении или ненарушении закона ритейлерами, не дожидаясь жалобы поставщика,— отмечает господин Русанов.— Мы считаем эту меру преждевременной, поскольку только год как начал складываться опыт саморегулирования наших отношений с партнерами на основе кодекса добросовестных практик».

Отметим, в отличие от предыдущих раундов «войны с супермаркетами», сейчас инициатива ФАС не обусловлена даже формальным поводом. Вчера ведомство не комментировало собственный проект, пообещав представить пояснения сегодня; по словам представителей отраслевых союзов, на профильных совещаниях и обсуждениях в ведомствах, в частности, в Минэкономики, был представлен другой вариант законопроекта — не основанный на концепции непреодолимой без ФАС сверхъестественно великой «рыночной силы» сетей.

Станислав Кувалдин, Дмитрий Бутрин, Олег Трутнев, "Коммерсант"
Advertology.Ru

18.02.2014

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Telegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистовTelegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистов
Владимир Ступников, Генеральный директор коммуникационного агентства АУРА в составе Газпром-Медиа Холдинга. Социальные медиа становятся все более важным инструментом в работе каждого PR-специалиста, и одной из относительно новых, но стремительно растущих платформ, является Telegram. Этот мессенджер, изначально позиционировавшийся как безопасный и приватный инструмент связи, приобретает все большую популярность и привлекает внимание маркетологов и PR-специалистов по всему миру.
PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии...PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии... (1)
Татьяна Жигаленкова, управляющий партнер LotUS Communications, рассказала какие компетенции, и требования PR-специалистов будут актуальны через 5 лет.
Маркетинг с AR и VR от HICLICKМаркетинг с AR и VR от HICLICK
В 2024 году маркетологи все чаще начинают использовать метавселенные. По сравнению с социальными сетями, вовлеченность пользователей в иммерсивных площадках гораздо больше. Одним из самых интересных для клиентов форматов являются АR и VR. Как технологии будущего применять в маркетинге уже сегодня, разобрали в агентстве высоких откликов HICLICK.
Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?
Искусственный интеллект уже давно среди нас. Он прочно вошел в нашу жизнь, используется абсолютно в разных её сферах и кардинально меняет лицо современного бизнеса. Рекламная индустрия - не исключение. Самый яркий и известный пример - это нейросети, на основе которых построен поиск рекламных систем Яндекса. Использование нейросетей и других алгоритмов ИИ, делает рекламу еще более эффективной и качественной. Евгений Халин, директор по продуктам Коkос Group рассказывает о том, как работает ИИ, в чем его преимущество и какие перспективы нас ждут.
Как подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраляКак подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраля
В период гендерных праздников предприниматели отмечают 50%-ый рост продаж. – Даже в случае торговли сепараторами или двигателями, при должном подходе. Для маркетологов это время – забег на короткие дистанции. Поэтому важно грамотно подойти к выбору инструментов.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

20.04.2024 - 00:36
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация