Новости

Торговые сети признаны неисправимым злом

Торговые сети признаны неисправимым злом

ФАС возобновляет боевые действия вокруг закона «О торговле»

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) представила вчера проект поправок к закону «О регулировании торговой деятельности», возобновляющий начатую несколько лет назад атаку на торговые сети. Проект дает ФАС не только почти неограниченную возможность вмешиваться в работу продовольственного ритейла, но и право наказывать поставщиков сетей, заключающих не устраивающие ФАС контракты. Идея «борьбы с сетями» впервые с 2008 года получила чисто идеологическое обоснование: любые сети, по мнению ФАС, аналогичны по силе монополистам.

Проект поправок к закону «О торговле» и КоАП РФ обнародован ФАС в уже подготовленном виде, хотя ведомство пока рассматривает общественное обсуждение только концепции проекта. Проект ФАС строится на трех предположениях: сети по своей природе, вне зависимости от размера, имеют непреодолимую без ФАС «рыночную силу»; почти любые практики работы сети — следствие принуждения с ее стороны; ФАС необходимо право вмешательства по крайней мере в работу продовольственных сетей вне зависимости от того, есть ли жалобы со стороны их контрагентов (см. подробнее “Ъ-Онлайн”). Фактически сети — вне зависимости от размера — предполагается считать монополистами и применять к ним арсенал карающих мер закона о защите конкуренции. В пояснительной записке авторы законопроекта объясняют свою логику через понятие «рыночная власть» — абстрактный ресурс, которым, по их мнению, обладают торговцы и которого лишены производители, нуждающиеся на этом основании в защите.

В тексте закона ФАС фактически возвращает дискуссию о роли сетей в экономике в состояние 2008 года (см.  историю вопроса на “Ъ-Онлайн”). Однако сейчас у ведомства более агрессивная и наступательная позиция, чем предыдущие версии инициатив ведомства. В первую очередь ФАС настаивает на своей полицейской, а не правозащитной роли — санкции за нарушение регулирования в торговле, в частности, штрафы по КоАП РФ (до 5 млн руб.) могут налагаться без наличия жалобы на ритейлера со стороны его поставщика, предлагается изменить часть сроков давности по нарушениям. По сути, ФАС превращается в аналог прокуратуры на рынке продовольствия, следящей за соблюдением установленных ею же норм законности (в данном случае — конкурентности). При этом аргументация ФАС о «рыночной силе» применима не только к продовольственным, но и к любым ритейловым сетям (и, строго говоря, к любой цепочке дистрибуции любого товара), что грозит в будущем распространением нормы о сети как о заведомо доминирующей на рынке группе лиц с заведомо большей, чем у контрагента, «рыночной силой», и на другие рынки. Наконец, на этот раз ФАС, по сути, борется не только с сетями, но и с поставщиками: штрафы в КоАП РФ за ряд нарушений предусмотрены за заключение с сетью договора запрещенного вида или с запрещенными условиями.

Продовольственные сети, для которых предыдущий раунд борьбы с антимонопольной концепцией вмешательства в работу ритейла прошел в целом безболезненно, хотя и нервно, сейчас, очевидно, будут искать «технический компромисс» с ФАС — хотя, напомним, в 2008–2009 годах и в ритейле, и в правительстве обнаруживались открытые оппоненты идеям ведомства Игоря Артемьева. Представитель Х5 Retail Group (сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») Владимир Русанов говорит, что законопроект готовился ФАС уже давно (один-два года) и носит «технический» характер. «Его смысл в том, чтобы ФАС могла делать выводы о нарушении или ненарушении закона ритейлерами, не дожидаясь жалобы поставщика,— отмечает господин Русанов.— Мы считаем эту меру преждевременной, поскольку только год как начал складываться опыт саморегулирования наших отношений с партнерами на основе кодекса добросовестных практик».

Отметим, в отличие от предыдущих раундов «войны с супермаркетами», сейчас инициатива ФАС не обусловлена даже формальным поводом. Вчера ведомство не комментировало собственный проект, пообещав представить пояснения сегодня; по словам представителей отраслевых союзов, на профильных совещаниях и обсуждениях в ведомствах, в частности, в Минэкономики, был представлен другой вариант законопроекта — не основанный на концепции непреодолимой без ФАС сверхъестественно великой «рыночной силы» сетей.

Станислав Кувалдин, Дмитрий Бутрин, Олег Трутнев, "Коммерсант"
Advertology.Ru

18.02.2014

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR не находит себе места PR не находит себе места
PR-агентство Comunica опросило читателей отраслевых Telegram-каналов о месте PR-блока в структуре компании и наличии собственного бюджета.
PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.

Книги по дизайну


Красавицы и воины. Тиканобу

Красавицы и воины. Тиканобу
Красавицы и воины. Тиканобу. Погрузиться в жизнь японских красавиц и воинов можно листая книгу "Красавицы и Воины. Тиканобу". Ёсю (Тоёхара) Тиканобу можно назвать одним из последних признанных мастеров японской гравюры. Исторический слом пришёлся ровно на середину жизни художника. Выходец из самурайской семьи низкого ранга, Хасимото Наоёси (имя, данное художнику при рождении) в юности начал учиться у мастеров укиё-э, но со смертью отца вынужден был отдать свой вассальный долг и стать участником сражений войны Босин между сторонниками сёгуната Токугава и императора Муцухито. После войны Хасимото Наоёси вернулся в обновлённую страну и начал зарабатывать на жизнь как художник, взяв творческое имя Ёсю Тиканобу. На одной из первых страниц книги расположена подробная карта города Эдо (современного Токио), но в самом центре бумажного полотна – белое пятно, словно кто-то намеренно постарался стереть все детали. Это – замок Тиёда, резиденция военных правителей Японии, сёгунов Токугава. Изображение любых строений внутри замка было запрещено по требованиям безопасности того времени. Внутрь крепости могли попасть лишь представители высшего самурайского сословия, все женщины (члены семьи сёгуна, наложницы и фрейлины) жили там затворницами, а наемным служанкам под страхом по-настоящему сурового наказания было запрещено разглашать любую информацию о происходящем внутри замка. Таким образом, белое пятно на карте иллюстрирует уровень секретности, сопровождавший судьбу жителей замка Тиёда. В течение всего периода правления сёгунов Токугава художники изображали только внешние стены неприступной крепости. Все происходящее внутри огромного военного укрепления оставалась для простых горожан Эдо абсолютной загадкой. Только во второй половине периода Мэйдзи (1868–1912) стало возможным появление серий гравюр, посвященных жизни правящего военного сословия и традициям, соблюдавшимся в самурайских замках, – «Внутренние покои дворца Тиёда» (1894–1896) и «Внешние владения замка Тиёда» (1897), которые создал Тоёхара (Ёсю) Тиканобу, один из последних великих мастеров гравюр периода Мэйдзи. В книге разобраны сюжеты гравюр Тиканобу из серий полиптихов «Внутренние покои дворца Тиёда» (1894–1897) и «Внешние владения замка Тиёда» (1897), отдельные гравюры серии «Зеркало эпох» (1897), а также ряд печатных листов художника разных лет. Из описаний сюжетов гравюр можно узнать о том, как попала в Японию игра в поло; какие виды стрельбы из лука практиковали самураи; каким образом готовилось горячее сакэ, которым старшие угощали младших в первый день Нового года; чем игра в мяч японских аристократов отличается от европейского футбола; когда появились считающиеся традиционными японские причёски с длинными шпильками кандзаси. Книга является своеобразным путеводителем по японским традициям, истории, литературным и театральным сюжетам, деталям быта. Большая часть гравюр публикуется в России впервые. Перед Вами настоящая энциклопедия японской жизни эпохи Эдо, иллюстрированная одним из лучших мастеров укиё-э – прощальным подарком ушедшей великой эпохи. Книга превосходно издана и, несомненно, займет достойное место на полке каждого любителя японского искусства. Издание предназначено для широкого круга читателей, интересующихся японской культурой.

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

26.06.2025 - 09:29
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация