Новости

Клуб веселых и доходчивых

Клуб веселых и доходчивых

Брошюра, плакат, мультфильм, онлайн-калькулятор, настольная игра — правительство РФ ждет от граждан идей, как сделать госбюджет понятным народу. Конкурс открыт для всех желающих, заявки принимаются до 1 ноября. Устоять невозможно.

Ролевые игры

Ночью, когда все налогоплательщики, получатели и распорядители бюджетных расходов мирно спят, просыпается Минэкономразвития, пересматривает макроэкономический прогноз на среднесрочную перспективу и снова засыпает. Просыпается Минфин. Проверяет одного распорядителя на наличие скрытых резервов. Поутру мирные распорядители расходов обнаруживают, предположим, что бюджет недополучит 459 млрд руб. в 2014 году и 1 трлн 80 млрд в 2015-м (здесь для наглядности приводится реальное расхождение между тем объемом доходов, что год назад закладывался в бюджет 2013-2015, и тем, что прогнозирует Минфин сейчас, но понятно, что разница может быть любой). 

Минфин выдвигает свои предложения, чьи бюджеты следует сократить (вовсе не обязательно это будет тот же распорядитель, что ранее попал под подозрение). В каждом раунде участники обязаны согласиться с урезанием чьих-либо расходов, но при этом должны отвести эту угрозу от себя, по возможности нарастив собственное финансирование. Они могут образовывать коалиции (к примеру, доказывая вредность заморозки тарифов "Газпрома", РЖД или "Российских сетей"), переваливать друг на друга ответственность и переводить стрелки ("заберите деньги и у них тоже"), предрекать долгосрочные экономические последствия ("что будет с ростом ВВП?") и социальные взрывы и даже апеллировать к главе государства. 

В рамках игры исход обращения к президенту определяется подбрасыванием монетки (1 руб.). Обращение может быть только однократным, его результат пересмотру не подлежит. Стартовый капитал и роли участников определяются при раздаче фишек. Игра рекомендована для развития коммуникативных навыков у граждан от 18 до 70 лет (предельный возраст пребывания на госслужбе), а также первичного знакомства с некоторыми понятиями Бюджетного кодекса (доходы и расходы, распорядители бюджетных средств, дефицит бюджета, бюджетный процесс). И, конечно, ее участники получают практический ответ на вопрос: "Кем и как определяется объем денег и приоритетные направления расходов?" (согласно конкурсной документации, это N2 в "Перечне вопросов, в наибольшей степени интересующих граждан"). 

Наглядная агитация

На вопрос граждан N1 — "Что считается приоритетными расходами?" — проще всего ответить с помощью плакатов, которые следует, пожалуй, развесить в общественном транспорте. Иначе 54% взрослого населения так и останутся при убеждении, что деньги бюджета расходуются неправильно (данные ФОМ, 2012 год). На самом деле они, разумеется, расходуются на меры социальной политики. Пока, в 2013 году, это 34,2% бюджетных трат. Но дальше будет меньше (снижение к 2016 году до 31,8% предполагалось еще до августовского пересмотра прогноза Минэкономики), поэтому плакат, предположим, "Каждый третий рубль — на социальные нужды" стоит показать Минфину и отправлять в печать только после утверждения бюджета. 

В целом, не стоит использовать для наглядной агитации изображения матерей с двумя и более младенцами — хотя выплаты материнского капитала в нынешнем виде прекращаются лишь в 2017 году, да и то не факт (Минтруда и вице-премьер Ольга Голодец до сих пор готовы за них побороться), до наступления полной определенности не стоит лишний раз будоражить население. И ответ на "вопрос N29", сколько семей воспользовались материнским капиталом, тоже лучше пока не афишировать (хотя известно, благодаря отчету экспертов ВШЭ, что в 2007-2012 годах его получили 4 млн семей, из них полностью или частично его использовали 1,5 млн). 

Не очень подойдут для наглядной агитации и улыбающиеся пенсионеры — учитывая, что рано или поздно все мы окажемся на пенсии, а правительство решило сэкономить 102 млрд руб. в 2014 году, 116 млрд в 2015-м и 133 в 2016-м на изменении схемы выбора накопительной пенсии ("молчуны" вместо 2% не получат ничего). Зато все еще есть возможность языком плаката говорить о стабильном внимании государства к вопросам культуры и спорта. Это безопасные ответы на "интересующий вопрос N3": "Сколько тратится в нашей стране на образование, здравоохранение, науку, культуру, социальную, демографическую, семейную политику и пенсионное обеспечение? Растут эти расходы или сокращаются?". 

Росту не только бюджетной просвещенности, но и патриотической гордости граждан могло бы способствовать размещение плакатов вида "Десятая часть бюджета — на защиту Родины!". Величина, правда, тоже нуждается в уточнении, в связи с решением отказаться в 2014 году от индексации зарплат госслужащим и военным, что сбережет 31 млрд руб., и перенести на "после 2016 года" 300 млрд расходов на госпрограмму вооружений. Но, во-первых, к падению оборонных расходов это не привело. Глава МЭРа Алексей Улюкаев после заседания в среду комиссии по бюджетным проектировкам даже возмутился в эфире "Эха Москвы" тем, что расходы "на образование, здравоохранение, науку и технологии недостаточны", а "один сектор — расходы на национальную оборону — не сокращается, а растет". А во-вторых, кто ж эти расходы на защиту Родины действительно считал ("интересующий вопрос" N26)? 

По оценке экспертов ВШЭ и РАНХиГС (она публиковалась на сайте Минфина), доля закрытых расходов в бюджете сейчас превышает 14,2%, и должна была увеличиться до 17,4% в 2015-м году. Поскольку неизвестно точно, не относятся ли эти расходы к защищенным, избежавшим 5-процентного сокращения, нельзя исключать, что как доля в бюджете они могли и вырасти (судя по косвенным сведениям, так и было). А насколько серьезное оборонительное значение имеют диски патриотических песен, которые, по словам министра Сергея Шойгу, издает Минобороны, не нам судить. 

Надо сказать, у Шойгу еще одна замечательная идея: уже в этом году создать "кинокомпанию, которая будет делать документальные, анимационные и художественные фильмы. Основная задача — возвращение к истокам нашей истории и патриотическое воспитание" (цитата по "Интерфаксу"). В целях экономии государственных средств компанию, полагаем, можно использовать и для просвещения граждан насчет бюджета. 

Искусство кино

Отправлять россиян читать Бюджетный кодекс только для того, чтобы пополнить их словарный запас, было бы бесчеловечно. Даже простое определение бюджета ("форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления", вопрос N13) обычного человека заставляет задуматься. Определение консолидированного, поверьте на слово, можно использовать для тренировки дикции телеведущих. А уж такие полезные вещи, как объяснение программного подхода к бюджету, вообще ни в каком законе не найдешь. Очевидно, здесь нужно снимать кино. Поскольку речь идет о понятиях, подошел бы жанр криминальной драмы. 

Впрочем, учитывая интересы женской аудитории, можно также снять сериал об управлении семейными финансами. В каком-то смысле эта аналогия даже ближе к конструкции российского бюджета, учитывая наличие Резервного фонда в РФ и заначки в кармане старого пиджака — у большинства российских мужей. (Минфин, кстати, отлично это чувствует — в его "Макете бюджета для граждан", опубликованном на сайте Открытого правительства, даже есть пункт "Бюджет государства как бюджет семьи или организации".) 

Еще парочка интересующих граждан вопросов: "Что будет с бюджетом, если цена на нефть очень резко упадет?" (N8) и "Зачем сберегаются нефтегазовые доходы?" (N28) — сгодятся как синопсис фильма катастроф, либо, при желании, фильма ужасов. Начинать съемки можно уже сейчас — падения цен на нефть еще нет, а сбережение нефтегазовых доходов уже под вопросом: в этом году 900 млрд руб., по словам первого замминистра финансов Татьяны Нестеренко, будут направлены "не в Резервный фонд, как должно было быть", а на замещение выпадающих ненефтегазовых доходов. В ближайшие годы сильного роста фонда тоже не предвидится — Минфин ожидает, что к концу 2016 года он вырастет до 3,7 трлн руб. (4,3% ВВП), хотя прежде прогнозировались 4,7 трлн к концу 2015 года. 

Решить проблему бюджетных дыр при сохранении всех расходов, требующихся на выполнение инаугурационных указов президента (в том числе на 2014 год — 530 млрд руб.), помогут несколько новаций в законодательстве. Введение утилизационного сбора на автомобили, произведенные в России (за три года это должно принести 382,9 млрд руб., в том числе 118,9 млрд руб. в 2014 году); "налоговый маневр" для нефтяников (снижение экспортных пошлин с одновременным повышением НДПИ); повышение дивидендов госкомпаний до 35% от чистой прибыли по МСФО — правда, это только с 2015 либо 2016 года, в зависимости от решимости правительства к действию. Но и без нее наскребется в следующем году 13,5 трлн доходов. Хватит, чтобы свести бюджет с дефицитом 0,5% ВВП (расходы — 13,9 трлн руб.). 

Калькуляция и анимация

Обратите внимание: в этом напряженном сюжете, где Минфину традиционно досталась роль непонятного народом героя-одиночки, есть милейший эпизод — отказ от индексации в следующем году чиновничьих зарплат. Расходы на госслужащих и их численность тоже живо интересуют граждан (вопросы N9 и N18). По данным Росстата, на первое полугодие 2013 года в федеральных органах власти работали 38,6 тыс. гражданских служащих со средней зарплатой 69,4 тыс. руб. (не считая соцвыплат), а на региональном уровне — еще 709,9 тыс. гражданских и 331,3 муниципальных служащих (те и другие — со средней зарплатой 32,3 тыс. руб.). Но по сравнению с прошлым годом их меньше на 20 тыс. человек, и это явление, думается, достойно небольшого мультфильма о законах роста и уменьшения чиновничьих популяций. Пожалуй, граждане РФ не отказались бы даже от симпатичного онлайн-калькулятора, показывающего, какая доля их налогов уходит на оплату услуг тех или иных государственных и муниципальных чиновников. Вполне безопасная игрушка — ведь распоряжаться своими налогами им все равно никто не даст. 

kommersant.ru
Advertology.Ru

23.09.2013

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Маркетинг с AR и VR от HICLICKМаркетинг с AR и VR от HICLICK
В 2024 году маркетологи все чаще начинают использовать метавселенные. По сравнению с социальными сетями, вовлеченность пользователей в иммерсивных площадках гораздо больше. Одним из самых интересных для клиентов форматов являются АR и VR. Как технологии будущего применять в маркетинге уже сегодня, разобрали в агентстве высоких откликов HICLICK.
Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?
Искусственный интеллект уже давно среди нас. Он прочно вошел в нашу жизнь, используется абсолютно в разных её сферах и кардинально меняет лицо современного бизнеса. Рекламная индустрия - не исключение. Самый яркий и известный пример - это нейросети, на основе которых построен поиск рекламных систем Яндекса. Использование нейросетей и других алгоритмов ИИ, делает рекламу еще более эффективной и качественной. Евгений Халин, директор по продуктам Коkос Group рассказывает о том, как работает ИИ, в чем его преимущество и какие перспективы нас ждут.
Как подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраляКак подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраля
В период гендерных праздников предприниматели отмечают 50%-ый рост продаж. – Даже в случае торговли сепараторами или двигателями, при должном подходе. Для маркетологов это время – забег на короткие дистанции. Поэтому важно грамотно подойти к выбору инструментов.
Тренды в мобильном маркетинге-2024Тренды в мобильном маркетинге-2024
Как будет работать мобильный маркетинг в 2024 году и какие тренды прямо сейчас влияют на весь рынок, рассказывает Алла Рауд, руководитель направления ASO в IT-Agency.
Новые медиа – Новая реальностьНовые медиа – Новая реальность
Сегодня российская блогосфера стремительно трансформируется. И это неудивительно: только за последний год ведущие отечественные социальные сети продемонстрировали, пожалуй, самую серьезную бизнес- и маркетинговую активность за долгие годы – появились новые сервисы, произошло резкое расширение аудиторий, усилился приток авторов, возникли инновационные форматы и мн. др.  Блогеры, в свою очередь, стали расширять перечень жанров, в которых они работают; оформился тренд на мультиформатность и партнерства. Рекламодатели же сделали ставку на блогосферу как на приоритетный и наиболее эффективный канал продвижения. Наконец, государство стало рассматривать блогосферу как полноценного экономического субъекта, что, естественно, отразилось в законодательной базе.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

28.03.2024 - 10:18
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация