Репортажи

TYPOMANIA: праздник чистописания

TYPOMANIA: праздник чистописания

Нынешний праздник молодых шрифтовиков прошел под знаком каллиграфии. Небольшой фоторепортаж с первого дня фестиваля. 

В прошлый раз был «праздник букваря», а сегодня, по меткому определению организатора фестиваля Александра Васина, - праздник прописи и чистописания. И это интереснейший, и, кажется, даже поворотный момент. Репутация шрифтовика в массовом сознании колеблется нынче между корифеем и профаном, «советским занудой» и «перестроечным шутом». И роль шута-профана - в последние 20 лет приелась настолько, что колесо скрипнуло и чуть-чуть повернулось в сторону «порядка». Но этого «чуть-чуть» хватило, чтобы явился на свет удивительный артефакт, достойный, по словам известного каллиграфа Евгения Добровинского, презентации на биеннале современного искусства. Судите сами:

TYPOMANIA: праздник чистописания

TYPOMANIA: праздник чистописания

TYPOMANIA: праздник чистописания

То, что занимает целую стену одного из цехов бывшего завода «Флакон»  напоминает знаменитую «Стену плача» и являет собой настоящую новую архаику - тут и ежедневный, трехлетний труд, и замах на громадное количество текста (непременное условие профессиональной состоятельности каллиграфа), и личное желание научиться говорить на «языке написания», его тесно-телесное, ни на каких курсах непреподаваемое, проживание. С одной стороны. С другой - скучный, морально устаревший, всеми разруганный «Бонк». Не любимый роман, не высокочтимый Словарь и, тем более, не священный текст, а нечто массово-расхожее, со всею серьезностью удостоенное «сакральной» коммуникации.

Но ведь не с учебником, а с латиницей.  Любовь Натальи Торопицыной к латинице безгранична до абсурда - художница призналась, что переписала римским капитальным шрифтом.... «Ежика в тумане», так что нежный, эфемерный ежик стал монументальным. Наталья - иллюстратор, естественным образом добравшийся и до текста. Впереди, очевидно, Livre d'artiste. Но такого экстравагантного начала не будет уже ни у одного из корифеев жанра. Думается, дело не столько в Наталье даже и не в школе Евгения Максовича Добровинского, сколько во времени, о чем свидетельствует еще один проект - вырезать буквы римского кэпитала на мраморе. Идея другой ученицы Добровинского - Ольги Умпелевой.

TYPOMANIA: праздник чистописания

TYPOMANIA: праздник чистописания

TYPOMANIA: праздник чистописания

Евгений Максович как-то показал ученикам «камешки», благо в Крыму, куда школа выезжает уже много лет, немало старинных кладбищ. Теперь мастер шутит: можно жить спокойно: надгробие мне ученики сделают. Ольга признается, что прикосновение к камню после компьютерных бдений настолько потрясающе, что хочется резать по мрамору всю жизнь.

Страсть по реальности выплескивается  в материал и инструмент, в буквы и расхожие, а то и в «неподобающие» тексты (где-нибудь на выставке актуального искусства Торопицынский «Ежик» был бы остроумным «посвящением» Гоголевскому Башмачкиу).

Тренд тронулся, точнее, болото вездесущей виртуальной расхлябанности начинает подергиваться ледком рукотворного мастерства, а баланс свободы и необходимости начинает тяготеть к желанной симметрии. В молодежной среде. Приятно.

Послушаем учителя. Евгений Максович Добровинский, каллиграф, член Союза художников, Союза дизайнеров России, академик Академии графического дизайна.

Помнится, на одной выставке в Музее искусство народов Востока, я видела прекрасную каллиграфию современных художников с Ближнего Востока. Но музейщики относились к работам скептически: никакого сакрального текста внутри вязи не было - чистая декорация. Вот и сейчас удивительной красоты и чистоты каллиграфический труд в 700 листов может быть посвящен обычному учебнику английского...

Стоит учесть, что эта каллиграфия, все-таки, шла изнутри, человек хотел изучить язык - и это желание срослось с умением писать. Наталья Торопицына - прекрасный каллиграф, и, вдобавок, иллюстратор, занимается книгами. Конечно, лучше было бы, если бы это было Моисеево Пятикнижие...

У меня в Израиле был опыт знакомства с переписчиками Торы. Конечно, у них все более цельно. Но это не умаляет качества работы обычного каллиграфа. Мы в школе долгое время пишем просто буквы...

Но ведь и буква, понятая как сакральный текст или даже просто как текст, самодостаточна.

Совершенно верно. И очень красивые выходят листы, посвященные поиску формы одной-единственной буквы. Для непосвященного глаза все смотрится одинаково, а мы видим, в чем разница. И это магическое зрелище - одна буква 10 листов, и мы анализируем нюансы и ошибки...

TYPOMANIA: праздник чистописания

TYPOMANIA: праздник чистописания

TYPOMANIA: праздник чистописания

Вы преподаете культурологию шрифта? Погружаете в кульрурную традицию письма?

Это сложный вопрос: в какую культуру прогружать? Если взять русскую традицию, то мы не занимаемся историческими шрифтами (это особое направление - вязь, полуустав, устав, скоропись). Я же ориентирую студентов на занятие современным искусством. Я довольно долго прожил в Израиле, я знаю иудейскую традицию  -  там самая мощная традиция письма, ибо оттуда алфавит произошел - и арабский, и греческий, и кириллический, и латинский - в основе всего алфавит из 22 букв, которыми были написаны Моисеевы Скрижали. Но я сознательно не погружаю туда людей - религиозные и философские вопросы я оставляю открытыми. Во-первых, у меня разные люди, во вторых, религиозное начертание - это  совсем другие дела. Сам я занимаюсь, это мое, но не преподаю. - только каллиграфию в контексте современного ее понимания.

И, все же, вы в лекции упомянули о том, что каллиграфия выстраивает личность. Расскажите. 

Об этом много можно рассказать. Представляете, взрослого человека посадить и сказать: пиши палочки. Мне нужно 100 листов палочек. На каждом листе примерно 20 строчек и в каждой строке 50 - 200 палочек на листе. 100 листов - 2000 палочек. К следующему занятию. И он пишет. Я знаю, чего это стоит! Он должен обязательно преодолеть себя.   Кто не выдерживает - уходит. У меня свободное посещение, я не выдаю никаких дипломов, все построено на личном интересе к профессии и к моему преподаванию. Конечно, мне интересны те, кто делает успехи. Но я никого не гоню - лишь однажды я попросил человека уйти - он создавал нездоровую атмосферу в группе.

Я принимаю почти всех, кто хочет, правда, сначала долго отговариваю. Потому что обидно, когда человек начинает дело и потом говорит, что не сдюжил. И жалко времени и сил.

И как меняются те, кто остается?

Очень сильно. Потому что занятие письмом - само писание, вождение рукой по бумаге и изображение букв в разных сочетаниях связано с развитием мелкой моторики, за которую отвечают, грубо говоря, определенные доли головного мозга. Я по себе знаю: гибкость и чувствительность пальцев у меня, почти 70-летнего человека, очень высокая. Я даже не могу брать теплые предметы, которые для нормального человека привычны.

Я сейчас говорю о физиологии, но обретение почерка, стиля, ощущение стильности в письме - важнейшая духовная вещь, оно ювелирное, оно напрямую связано с тем, как человек себя ведет, как одевается и так далее. Почерк - один из «перекрестков» развития личности. И то, что в современной школе дети не пишут руками, когда-нибудь аукнется. У меня есть знакомые, которые преподают каллиграфию в самых ведущих технических вузах. Специально для развития тонкой моторики пальцев.

TYPOMANIA: праздник чистописания

TYPOMANIA: праздник чистописания

TYPOMANIA: праздник чистописания

Да, расстановка птичек в клетках в тесте ЕГЭ и железная логика заменили нам возможность написать авторский текст собственной рукой. А как меняется отношение ваших студентов к тексту? Все ли им равно, что писать?

Это грустно: почти все они работают  в разных дизайнерских бюро и выполняют чудовищные заказы. У них нет выбора. У меня они получают реабилитацию: мы пишем красивые стихи на выбор. В конце первого года мы пишем сонеты - они выбирают сами. И структуру сонета.

И очень важно (я специально слежу за этим), чтобы это не было тухло, в смысле, не было бы стилизацией «подо что-то», обращено вспять, в антиквариат. Современная каллиграфия должна обладать признаками современности: другой инструментарий, другая бумага, другой ритм жизни. Нельзя просто воспроизводить классический шрифт, там есть признаки нового. Для профессионального глаза. Они современные каллиграфы  и это помогает им в дизайне. Например, безошибочно выбрать шрифт - размер, жирность, цвет, ритм. Года через три ежедневных занятий они чувствуют написанный текст кожей.

Слово «талант», кстати, в моей школе не произносится совсем. Руки не трясутся? Зрение нормальное? Значит, вы можете быть каллиграфом.

Мне кажется, каллиграфия похожа на хоровое пение...

Мне трудно судить. Я чаще привожу параллели с поэзией или с музыкой, которой я очень увлечен, чем с визуальным рядом. Я говорю студенту: вот послушай строчку, композицию - вот такая похожая у тебя ошибка в каллиграфии. И это гораздо интереснее. Это приобретает объемность, глубину междисциплинарную.  Очень важно, что они не ремесленники, они понимают каллиграфию не только в контексте изобразительных, пластических искусств, а вообще в широком контексте культуры. В которую включена и музыка, и литература (особенно поэзия, потому что в поэзию включен ритм).

TYPOMANIA: праздник чистописания

TYPOMANIA: праздник чистописания

TYPOMANIA: праздник чистописания

Вы сейчас засадили студентов за живой перформанс и попросили убрать музыку. А вообще - импровизация под музыку, особенно перкуссионную, возможна? Опыты рисования под музыку есть, но я не слышала о классической каллиграфии. Скорее, это художественные акты, идущие от импровизации к иероглифу или букве 

Конечно. Я как-то сам, в конце 80-х, выступал вместе с очень хорошим польским джазовым оркестром. Я раскатывал такие длинные листы и в ритме джаза работал.

Это был джем или вам давали послушать фонограмму?

Это была чистая импровизация, я ее очень люблю. С барабанами было бы просто идеально. Это очень энергозатратная вещь, ее нельзя делать часто, но если бы кто-нибудь предложил, можно было бы попробовать.

Спрашивала Юлия Квасок
Advertology.Ru

18.06.2013

на печать


Комментарии

petrosin
01.09.2013 10:10 | сообщение #1
 

Очень жаль что с приходом глобальной компьютеризации уходит в прошлое искусство каллиграфии. Современная молодежь все больше деградирует, наверное лет через 50 без компа смогут ставить только крестик вместо подписи.

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Telegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистовTelegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистов
Владимир Ступников, Генеральный директор коммуникационного агентства АУРА в составе Газпром-Медиа Холдинга. Социальные медиа становятся все более важным инструментом в работе каждого PR-специалиста, и одной из относительно новых, но стремительно растущих платформ, является Telegram. Этот мессенджер, изначально позиционировавшийся как безопасный и приватный инструмент связи, приобретает все большую популярность и привлекает внимание маркетологов и PR-специалистов по всему миру.
PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии...PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии... (1)
Татьяна Жигаленкова, управляющий партнер LotUS Communications, рассказала какие компетенции, и требования PR-специалистов будут актуальны через 5 лет.
Маркетинг с AR и VR от HICLICKМаркетинг с AR и VR от HICLICK
В 2024 году маркетологи все чаще начинают использовать метавселенные. По сравнению с социальными сетями, вовлеченность пользователей в иммерсивных площадках гораздо больше. Одним из самых интересных для клиентов форматов являются АR и VR. Как технологии будущего применять в маркетинге уже сегодня, разобрали в агентстве высоких откликов HICLICK.
Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?
Искусственный интеллект уже давно среди нас. Он прочно вошел в нашу жизнь, используется абсолютно в разных её сферах и кардинально меняет лицо современного бизнеса. Рекламная индустрия - не исключение. Самый яркий и известный пример - это нейросети, на основе которых построен поиск рекламных систем Яндекса. Использование нейросетей и других алгоритмов ИИ, делает рекламу еще более эффективной и качественной. Евгений Халин, директор по продуктам Коkос Group рассказывает о том, как работает ИИ, в чем его преимущество и какие перспективы нас ждут.
Как подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраляКак подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраля
В период гендерных праздников предприниматели отмечают 50%-ый рост продаж. – Даже в случае торговли сепараторами или двигателями, при должном подходе. Для маркетологов это время – забег на короткие дистанции. Поэтому важно грамотно подойти к выбору инструментов.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

25.04.2024 - 16:11
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация