Репортажи

TYPOMANIA: праздник чистописания

TYPOMANIA: праздник чистописания

Нынешний праздник молодых шрифтовиков прошел под знаком каллиграфии. Небольшой фоторепортаж с первого дня фестиваля. 

В прошлый раз был «праздник букваря», а сегодня, по меткому определению организатора фестиваля Александра Васина, - праздник прописи и чистописания. И это интереснейший, и, кажется, даже поворотный момент. Репутация шрифтовика в массовом сознании колеблется нынче между корифеем и профаном, «советским занудой» и «перестроечным шутом». И роль шута-профана - в последние 20 лет приелась настолько, что колесо скрипнуло и чуть-чуть повернулось в сторону «порядка». Но этого «чуть-чуть» хватило, чтобы явился на свет удивительный артефакт, достойный, по словам известного каллиграфа Евгения Добровинского, презентации на биеннале современного искусства. Судите сами:

TYPOMANIA: праздник чистописания

TYPOMANIA: праздник чистописания

TYPOMANIA: праздник чистописания

То, что занимает целую стену одного из цехов бывшего завода «Флакон»  напоминает знаменитую «Стену плача» и являет собой настоящую новую архаику - тут и ежедневный, трехлетний труд, и замах на громадное количество текста (непременное условие профессиональной состоятельности каллиграфа), и личное желание научиться говорить на «языке написания», его тесно-телесное, ни на каких курсах непреподаваемое, проживание. С одной стороны. С другой - скучный, морально устаревший, всеми разруганный «Бонк». Не любимый роман, не высокочтимый Словарь и, тем более, не священный текст, а нечто массово-расхожее, со всею серьезностью удостоенное «сакральной» коммуникации.

Но ведь не с учебником, а с латиницей.  Любовь Натальи Торопицыной к латинице безгранична до абсурда - художница призналась, что переписала римским капитальным шрифтом.... «Ежика в тумане», так что нежный, эфемерный ежик стал монументальным. Наталья - иллюстратор, естественным образом добравшийся и до текста. Впереди, очевидно, Livre d'artiste. Но такого экстравагантного начала не будет уже ни у одного из корифеев жанра. Думается, дело не столько в Наталье даже и не в школе Евгения Максовича Добровинского, сколько во времени, о чем свидетельствует еще один проект - вырезать буквы римского кэпитала на мраморе. Идея другой ученицы Добровинского - Ольги Умпелевой.

TYPOMANIA: праздник чистописания

TYPOMANIA: праздник чистописания

TYPOMANIA: праздник чистописания

Евгений Максович как-то показал ученикам «камешки», благо в Крыму, куда школа выезжает уже много лет, немало старинных кладбищ. Теперь мастер шутит: можно жить спокойно: надгробие мне ученики сделают. Ольга признается, что прикосновение к камню после компьютерных бдений настолько потрясающе, что хочется резать по мрамору всю жизнь.

Страсть по реальности выплескивается  в материал и инструмент, в буквы и расхожие, а то и в «неподобающие» тексты (где-нибудь на выставке актуального искусства Торопицынский «Ежик» был бы остроумным «посвящением» Гоголевскому Башмачкиу).

Тренд тронулся, точнее, болото вездесущей виртуальной расхлябанности начинает подергиваться ледком рукотворного мастерства, а баланс свободы и необходимости начинает тяготеть к желанной симметрии. В молодежной среде. Приятно.

Послушаем учителя. Евгений Максович Добровинский, каллиграф, член Союза художников, Союза дизайнеров России, академик Академии графического дизайна.

Помнится, на одной выставке в Музее искусство народов Востока, я видела прекрасную каллиграфию современных художников с Ближнего Востока. Но музейщики относились к работам скептически: никакого сакрального текста внутри вязи не было - чистая декорация. Вот и сейчас удивительной красоты и чистоты каллиграфический труд в 700 листов может быть посвящен обычному учебнику английского...

Стоит учесть, что эта каллиграфия, все-таки, шла изнутри, человек хотел изучить язык - и это желание срослось с умением писать. Наталья Торопицына - прекрасный каллиграф, и, вдобавок, иллюстратор, занимается книгами. Конечно, лучше было бы, если бы это было Моисеево Пятикнижие...

У меня в Израиле был опыт знакомства с переписчиками Торы. Конечно, у них все более цельно. Но это не умаляет качества работы обычного каллиграфа. Мы в школе долгое время пишем просто буквы...

Но ведь и буква, понятая как сакральный текст или даже просто как текст, самодостаточна.

Совершенно верно. И очень красивые выходят листы, посвященные поиску формы одной-единственной буквы. Для непосвященного глаза все смотрится одинаково, а мы видим, в чем разница. И это магическое зрелище - одна буква 10 листов, и мы анализируем нюансы и ошибки...

TYPOMANIA: праздник чистописания

TYPOMANIA: праздник чистописания

TYPOMANIA: праздник чистописания

Вы преподаете культурологию шрифта? Погружаете в кульрурную традицию письма?

Это сложный вопрос: в какую культуру прогружать? Если взять русскую традицию, то мы не занимаемся историческими шрифтами (это особое направление - вязь, полуустав, устав, скоропись). Я же ориентирую студентов на занятие современным искусством. Я довольно долго прожил в Израиле, я знаю иудейскую традицию  -  там самая мощная традиция письма, ибо оттуда алфавит произошел - и арабский, и греческий, и кириллический, и латинский - в основе всего алфавит из 22 букв, которыми были написаны Моисеевы Скрижали. Но я сознательно не погружаю туда людей - религиозные и философские вопросы я оставляю открытыми. Во-первых, у меня разные люди, во вторых, религиозное начертание - это  совсем другие дела. Сам я занимаюсь, это мое, но не преподаю. - только каллиграфию в контексте современного ее понимания.

И, все же, вы в лекции упомянули о том, что каллиграфия выстраивает личность. Расскажите. 

Об этом много можно рассказать. Представляете, взрослого человека посадить и сказать: пиши палочки. Мне нужно 100 листов палочек. На каждом листе примерно 20 строчек и в каждой строке 50 - 200 палочек на листе. 100 листов - 2000 палочек. К следующему занятию. И он пишет. Я знаю, чего это стоит! Он должен обязательно преодолеть себя.   Кто не выдерживает - уходит. У меня свободное посещение, я не выдаю никаких дипломов, все построено на личном интересе к профессии и к моему преподаванию. Конечно, мне интересны те, кто делает успехи. Но я никого не гоню - лишь однажды я попросил человека уйти - он создавал нездоровую атмосферу в группе.

Я принимаю почти всех, кто хочет, правда, сначала долго отговариваю. Потому что обидно, когда человек начинает дело и потом говорит, что не сдюжил. И жалко времени и сил.

И как меняются те, кто остается?

Очень сильно. Потому что занятие письмом - само писание, вождение рукой по бумаге и изображение букв в разных сочетаниях связано с развитием мелкой моторики, за которую отвечают, грубо говоря, определенные доли головного мозга. Я по себе знаю: гибкость и чувствительность пальцев у меня, почти 70-летнего человека, очень высокая. Я даже не могу брать теплые предметы, которые для нормального человека привычны.

Я сейчас говорю о физиологии, но обретение почерка, стиля, ощущение стильности в письме - важнейшая духовная вещь, оно ювелирное, оно напрямую связано с тем, как человек себя ведет, как одевается и так далее. Почерк - один из «перекрестков» развития личности. И то, что в современной школе дети не пишут руками, когда-нибудь аукнется. У меня есть знакомые, которые преподают каллиграфию в самых ведущих технических вузах. Специально для развития тонкой моторики пальцев.

TYPOMANIA: праздник чистописания

TYPOMANIA: праздник чистописания

TYPOMANIA: праздник чистописания

Да, расстановка птичек в клетках в тесте ЕГЭ и железная логика заменили нам возможность написать авторский текст собственной рукой. А как меняется отношение ваших студентов к тексту? Все ли им равно, что писать?

Это грустно: почти все они работают  в разных дизайнерских бюро и выполняют чудовищные заказы. У них нет выбора. У меня они получают реабилитацию: мы пишем красивые стихи на выбор. В конце первого года мы пишем сонеты - они выбирают сами. И структуру сонета.

И очень важно (я специально слежу за этим), чтобы это не было тухло, в смысле, не было бы стилизацией «подо что-то», обращено вспять, в антиквариат. Современная каллиграфия должна обладать признаками современности: другой инструментарий, другая бумага, другой ритм жизни. Нельзя просто воспроизводить классический шрифт, там есть признаки нового. Для профессионального глаза. Они современные каллиграфы  и это помогает им в дизайне. Например, безошибочно выбрать шрифт - размер, жирность, цвет, ритм. Года через три ежедневных занятий они чувствуют написанный текст кожей.

Слово «талант», кстати, в моей школе не произносится совсем. Руки не трясутся? Зрение нормальное? Значит, вы можете быть каллиграфом.

Мне кажется, каллиграфия похожа на хоровое пение...

Мне трудно судить. Я чаще привожу параллели с поэзией или с музыкой, которой я очень увлечен, чем с визуальным рядом. Я говорю студенту: вот послушай строчку, композицию - вот такая похожая у тебя ошибка в каллиграфии. И это гораздо интереснее. Это приобретает объемность, глубину междисциплинарную.  Очень важно, что они не ремесленники, они понимают каллиграфию не только в контексте изобразительных, пластических искусств, а вообще в широком контексте культуры. В которую включена и музыка, и литература (особенно поэзия, потому что в поэзию включен ритм).

TYPOMANIA: праздник чистописания

TYPOMANIA: праздник чистописания

TYPOMANIA: праздник чистописания

Вы сейчас засадили студентов за живой перформанс и попросили убрать музыку. А вообще - импровизация под музыку, особенно перкуссионную, возможна? Опыты рисования под музыку есть, но я не слышала о классической каллиграфии. Скорее, это художественные акты, идущие от импровизации к иероглифу или букве 

Конечно. Я как-то сам, в конце 80-х, выступал вместе с очень хорошим польским джазовым оркестром. Я раскатывал такие длинные листы и в ритме джаза работал.

Это был джем или вам давали послушать фонограмму?

Это была чистая импровизация, я ее очень люблю. С барабанами было бы просто идеально. Это очень энергозатратная вещь, ее нельзя делать часто, но если бы кто-нибудь предложил, можно было бы попробовать.

Спрашивала Юлия Квасок
Advertology.Ru

18.06.2013

на печать


Комментарии

petrosin
01.09.2013 10:10 | сообщение #1
 

Очень жаль что с приходом глобальной компьютеризации уходит в прошлое искусство каллиграфии. Современная молодежь все больше деградирует, наверное лет через 50 без компа смогут ставить только крестик вместо подписи.

Написать комментарий

 Проверочный код

Анализ рынков

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Maer рассказал об отношении поколения Z к наружной рекламеMaer рассказал об отношении поколения Z к наружной рекламе
Медиахолдинг комментирует исследование Deloitte и объясняет, как DOOH становится самым лояльным форматом рекламы для молодого поколения.
Wildberries против поставщиков: как отреагировали СМИ и соцсетиWildberries против поставщиков: как отреагировали СМИ и соцсети
Новость о том, как Wildberries поссорился с поставщиками накануне распродаж 11.11, вызвала большой резонанс: 44,4 млн — охват в СМИ, 5 млн — аудитория в соцсетях, 30% сообщений — негативные.
Москвичи признали, что смартфоны пагубно влияют на социальные контакты...Москвичи признали, что смартфоны пагубно влияют на социальные контакты...
Бренд японских ресторанов«Тануки» провел социальный эксперимент, чтобы выяснить, как фаббинг* (привычка отвлекаться на гаджеты) влияет на поведение современных горожан и восприятие вкуса еды. В эксперименте, который проводился в ресторанах бренда, приняли участие более 1000 человек.
Grayling представляет пять коммуникационных трендов второй волныGrayling представляет пять коммуникационных трендов второй волны
Нет никаких сомнений в том, что мы запомним 2020 год. Люди, компании, бренды, государственные структуры и общество в целом – все мы подверглись небывалому испытанию, и уже понятно, что потрясения прошлой весны будут давать о себе знать и в 2021 году. Идея «кризис = возможности» давно превратилась в клише, но очевидно, что изменения в бизнесе, политике и социальной сфере окажут значительное влияние на коммуникации и отношения между компаниями и их целевыми аудиториями - во всех индустриях и сегментах. Grayling публикует второе исследование коммуникационных трендов с начала пандемии и представляет подборку тенденций, актуальных для отрасли в ближайшие месяцы.
"Забудем как страшный сон": как Сбербанк три года..."Забудем как страшный сон": как Сбербанк три года...
За те три года, пока в дизайнерских студиях ковался новый бренд Сбербанка, кресло главы департамента маркетинга и коммуникаций сменили четыре человека. Forbes восстановил историю процесса

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».
87% компаний используют три и более каналов для внутренних...87% компаний используют три и более каналов для внутренних...
«Лучшие кейсы по внутрикорпоративным коммуникациям. Ключевые тенденции последнего времени. Изменения стремительны, успеваем ли мы за ними?» - данную тему 25 апреля 2018 года обсудили на заседании  Комитета по внутрикорпоративным  коммуникациям Ассоциации менеджеров.
New media, new creativity! "Серебряный меркурий" расширяет...New media, new creativity! "Серебряный меркурий" расширяет...
21-22 марта в Санкт-Петербурге состоялся IV Фестиваль рекламы и маркетинговых услуг «Серебряный Меркурий. Северо-Запад», в рамках  которого прошла Большая конференция. Организатором мероприятия стало ведущее брендинговое агентство России – Brandson (Total Identity Group), во главе с Генеральным директоров агентства, Членом совета АБКР, Еленой Юферевой.
Выставка, посвящённая 100-летию со дня рождения Георгия ЩетининаВыставка, посвящённая 100-летию со дня рождения Георгия Щетинина (6)
В Государственном музее А. С. Пушкина открылась выставка, посвященная не столь широко известному, но заслуживающему пристального внимания художнику-иллюстратору ХХ века Георгию Щетинину.

Форум

Вакансии

  • Загрузка ...

на правах рекламы

03.12.2020 - 16:54
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru на Facebookfacebook    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR

Вход | Регистрация