Статьи

Удар в пачку

Удар в пачку

В последний месяц во всем мире резко активизировалась борьба с курением - в США и Великобритании власти обнародовали планы по существенному ужесточению требований к продаже и маркировке табачных изделий, а представители минздравов 172 стран приняли совместную конвенцию, ограничивающую применение вкусовых добавок в сигаретах.

Очередная антитабачная кампания началась после того, как у фармацевтических корпораций стали падать продажи антитабачных препаратов, а у производителей сигарет начала расти прибыль.

Купи труп

Минздрав США 10 ноября представил план, в рамках которого производителей табачных изделий заставят размещать на пачках предупреждающие картинки с надписями. Федеральное управление США по надзору за качеством пищевых продуктов и лекарственных средств (FDA) представило 36 макетов изображений, отличающихся жесткостью и натуралистичностью, на некоторых из них изображены тела мертвых людей. До 22 октября 2012 года производители должны будут перейти на выпуск сигарет в новой упаковке с изображениями, которые получат максимальный общественный отклик (см. статью Американцы нагонят страху на курильщиков от 11 ноября). Первыми в мире графические предупреждения о вреде курения на пачках сигарет внедрили еще в 2000 году власти Канады. Их примеру последовали власти Бразилии, Австралии, Чили, Ирана, Сингапура и некоторых других стран.

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в настоящее время во всем мире насчитывается около 1,3 млрд курильщиков табака. Ежегодно только в США от причин, связанных с курением, преждевременно умирают около 450 тыс. человек, еще 8 млн страдают от заболеваний, вызванных этой привычкой. По данным Американской ассоциации по исследованию раковых заболеваний, курение может вызывать до 18 видов рака. Курение также считается одной из причин возникновения сердечно-сосудистых заболеваний.

20 ноября представители минздравов 172 стран, включая Россию, одобрили в Уругвае руководящие принципы к ст. 9 и 10 рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака, рекомендовав ограничить вкусовые добавки в сигаретах, которые, по мнению минздравов, делают курение привлекательным. 21 ноября стало известно, что правительство Великобритании собирается заставить табачные компании продавать в стране сигареты в пачках без ярких цветов и изображений - например, единого монотонного серого или коричневого цвета. По мнению властей, это снизит привлекательность сигарет в глазах молодежи.

Случайное совпадение

Очередной этап активизации борьбы с курением проходит на фоне любопытной тенденции: прибыли некоторых крупных фармацевтических компаний от продажи ряда популярных антитабачных препаратов падают, а прибыли табачных компаний растут. Если в 2007 году продажи одного из популярных на Западе препаратов от курения Chantix (в Европе Champix) американской компании Pfizer составляли $883 млн, то в 2008 году снизились до $846 млн, а в 2009 году - до $700 млн. В первые девять месяцев 2010 года продажи Chantix / Champix по всему миру снизились еще на 4% по сравнению с аналогичным периодом 2009 года и составили $522 млн. Сама Pfizer поясняет это "изменениями в маркировке продукта и другими факторами". Дело в том, что 1 июля 2009 года FDA рекомендовала производителям препаратов против курения Chantix (Pfizer), Zyban (GlaxoSmithKline) и их дженериков добавить на упаковки лекарств предупреждения о "риске серьезных нейропсихических симптомов у пациентов, принимающих эти препараты: симптомы могут включать изменения в поведении, враждебность, беспокойство, угнетенное состояние, суицидальные настроения и попытки самоубийства". По данным USA Today, с момента выхода Chantix на рынок в 2006 году в FDA поступили сообщения о 98 суицидах и 188 попытках суицида людей, принимавших Chantix, и 14 самоубийствах и 17 попытках самоубийств людей, принимавших Zyban. У британской GlaxoSmithKline в 2008 году продажи антитабачных препаратов сократились на 12% по сравнению с 2007 годом, а в 2009 году - еще на 1%, составив £339 млн. Эта тенденция уже привела к тому, что в США, по данным Euromonitor International, в последние годы рынок антитабачных препаратов показывает отрицательный рост (см. диаграмму). Сейчас объем мирового рынка табачных изделий составляет более $613 млрд, антитабачных препаратов - всего лишь $2,1 млрд.

Пока фармацевтические компании теряют деньги на курильщиках, табачные компании наращивают прибыль. Прибыль Philip Morris International за первые девять месяцев этого года по выросла на 6,1%, до $20,2 млрд. Чистая прибыль British American Tobacco за первую половину этого года увеличилась на 8%, до £2,3 млрд. У Japan Tobacco за первую половину 2010/11 финансового года чистая прибыль выросла на 24%, до $988 млн.

Борцы с курением отмечают, что табачные компании усиливают лоббистскую деятельность или оказывают давление на власти развивающихся стран. По данным The New York Times, British American и Imperial Tobacco частично финансировали рекламную кампанию Альянса австралийских ритейлеров против планов властей страны обязать табачные компании продавать сигареты в пачках монотонной расцветки. В этом году Philip Morris International подала в суд против правительства Уругвая, которое приняло закон о том, что предупреждение о вреде здоровью от курения должно занимать 80% площади пачки.

Борцы за права курильщиков обвиняют фармацевтические компании в лоббировании своих интересов через общественные организации, указывая, например, на фонд Robert Wood Johnson Foundation, одного из главных акционеров компании Johnson & Johnson (помимо прочего, производит пластыри и жевательную резинку Nicorette), который спонсирует программы, направленные на борьбу с курением. В мае 2009 года американские СМИ отметили, что замглавы минздрава был назначен известный антитабачный лоббист Билл Корр, который ранее руководил крупной общественной организацией Campaign for Tobacco-Free Kids, получающей поддержку от фармацевтических компаний.

У нас

Россия, по данным Минздрава РФ и ВОЗ, самая курящая страна в мире - курит 39,1% взрослого населения. Несмотря на все ограничения рекламы и продажи сигарет, Россия на фоне Европы остается либеральной. "Налоговая нагрузка у нас ниже, а перечень мест, где нельзя курить, сравнительно небольшой",- говорит глава информагентства "Русский табак" Максим Королев. Разница между суммой акциза с пачки сигарет в России и Европе шестикратная - у нас это 20 евроцентов, а в ЕС - минимум €1,28. Одним из главных финансистов антитабачного движения в России считается фонд мэра Нью-Йорка Майкла Блумберга. С 2007 года фонд начал предоставлять гранты российским общественным организациям на антитабачную деятельность. Сейчас в России действуют семь грантов фонда Блумберга на общую сумму более $2 млн. Антитабачной рекламой в России занимаются и производители средств от курения (тот же Pfizer).

Размещение антитабачной рекламы, как правило, бесплатно для заказчика: она классифицируется как социальная. На ТВ в 2009 году, по данным TNS Russia, антитабачная реклама размещалась только в октябре-декабре. Ролики на эту тематику набрали за эти месяцы 1,83 тыс. GRP (условная единица; отражает количество зрителей, увидевших ролик) в целевой аудитории старше 18 лет. В этом году антитабачной рекламы стало больше: за январь-сентябрь ее объем составил уже 2,13 тыс. GRP. Растет и антитабачная наружная реклама: по данным "ЭСПАР-Аналитик", всего в России в 2008 году было зафиксировано 333 поверхности, в 2009-м - 412, а за первые девять месяцев 2010 года - почти 1,36 тыс. В центральной прессе с 2007 года антитабачной рекламы не было вовсе, отмечают в аналитическом центре "Видео Интернешнл" (АЦВИ). При этом пресса - единственное медиа, где разрешена реклама табака. По оценке АЦВИ, в 2008 году на рекламу табачных изделий в прессе было потрачено 724 млн руб., в 2009-м - 735 млн руб - 1,4% и 2,5% всех рекламных бюджетов в прессе соответственно. За первые девять месяцев этого года затраты на рекламу табака снизились на 20%, до 415 млн руб.

Перемены на российском рынке ожидаются в ближайшие пять лет. В сентябре премьер Владимир Путин подписал антитабачную концепцию Минздравсоцразвития. В ней установлено, что к 2012 году должны быть запрещены любые виды рекламы и продвижения сигарет, к 2015 году поэтапно вводится полный запрет на курение в общественных местах, а акцизы должны увеличиться в десять раз, до европейского уровня.

Евгений Хвостик, Олег Трутнев, Сергей Соболев. "Ъ"
Advertology.Ru

29.11.2010

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Telegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистовTelegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистов
Владимир Ступников, Генеральный директор коммуникационного агентства АУРА в составе Газпром-Медиа Холдинга. Социальные медиа становятся все более важным инструментом в работе каждого PR-специалиста, и одной из относительно новых, но стремительно растущих платформ, является Telegram. Этот мессенджер, изначально позиционировавшийся как безопасный и приватный инструмент связи, приобретает все большую популярность и привлекает внимание маркетологов и PR-специалистов по всему миру.
PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии...PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии... (1)
Татьяна Жигаленкова, управляющий партнер LotUS Communications, рассказала какие компетенции, и требования PR-специалистов будут актуальны через 5 лет.
Маркетинг с AR и VR от HICLICKМаркетинг с AR и VR от HICLICK
В 2024 году маркетологи все чаще начинают использовать метавселенные. По сравнению с социальными сетями, вовлеченность пользователей в иммерсивных площадках гораздо больше. Одним из самых интересных для клиентов форматов являются АR и VR. Как технологии будущего применять в маркетинге уже сегодня, разобрали в агентстве высоких откликов HICLICK.
Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?
Искусственный интеллект уже давно среди нас. Он прочно вошел в нашу жизнь, используется абсолютно в разных её сферах и кардинально меняет лицо современного бизнеса. Рекламная индустрия - не исключение. Самый яркий и известный пример - это нейросети, на основе которых построен поиск рекламных систем Яндекса. Использование нейросетей и других алгоритмов ИИ, делает рекламу еще более эффективной и качественной. Евгений Халин, директор по продуктам Коkос Group рассказывает о том, как работает ИИ, в чем его преимущество и какие перспективы нас ждут.
Как подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраляКак подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраля
В период гендерных праздников предприниматели отмечают 50%-ый рост продаж. – Даже в случае торговли сепараторами или двигателями, при должном подходе. Для маркетологов это время – забег на короткие дистанции. Поэтому важно грамотно подойти к выбору инструментов.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

30.04.2024 - 22:42
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация