Статьи

Дело о смайликах

Дело о смайликах

Представители компании "Суперфон" заявили, что им удалось зарегистрировать в Роспатенте в качестве товарного знака смайлик. Теперь, по мнению президента "Суперфона" Олега Тетерина, ни одна коммерческая организация не может использовать смайлики в рекламных целях без специальной лицензии. Обычным гражданам ставить смайлики разрешается.

Тетерин предполагает, что решение Роспатента распространяется не только на конкретный зарегистрированный знак, но и на схожие с ним. "Суперфон" готов продавать юридическим лицам годовую лицензию стоимостью в несколько десятков тысяч долларов на использование смайликов.

Законодательство (статья 1515 Гражданского кодекса) разрешает правообладателю требовать изъятия из оборота и уничтожения за счет нарушителя товаров, на которых незаконно размещены товарные знаки или схожие обозначения. Закон также предусматривает выплату правообладателю компенсации на сумму до пяти миллионов рублей.

В "Суперфоне" уже присматриваются к таким компаниям, как "Корбина телеком", Nestle и McDonalds. Все они используют в рекламе или на некоторых товарах смайлики. Интересуют "Суперфон" также сервис обмена мгновенными сообщениями ICQ и социальная сеть "Одноклассники.ру" - они тоже применяют смайлики. Даже если в "Суперфоне" об этом не думали, список можно продолжить использующими смайлики сетями обмена сообщениями MSN Messenger, Yahoo! Messenger, Google Talk и Skype.

К счастью, к вечеру 11 декабря Роспатент не только прояснил ситуацию, но и развернул ее на сто восемьдесят градусов. Он зарегистрировал в качестве товарного знака лишь логотип "Суперфона", в который действительно входит смайлик. При этом, по словам представителей Роспатента, сам смайлик отдельно от логотипа товарным знаком не является и не может быть зарегистрирован в таком качестве. В Роспатенте сослались на статью 1483 Гражданского кодекса, перечисляющую причины для отказа в регистрации товарных знаков. Там, в частности, есть пункт 2 части первой, запрещающий регистрировать общепринятые символы и термины.

Похоже, многочисленных судебных разбирательств не будет. Интернет-компании, а также все организации, использующие популярную рожицу, теперь могут спать спокойно, пока кто-нибудь не попытается зарегистрировать в качестве товарного знака все буквы алфавита и не станет на день грозой всей Сети. До очередного разъяснения.

История вопроса

Новость о регистрации смайлика звучит абсурдно, если не знать, что в России не впервые пытаются получить деньги за его использование. В 2000 году гатчинский изобретатель Виктор Петров получил патент за номером 2160608 на схематичное изображение настроения членов семьи. Он предлагал нанести рисунки, похожие на смайлики, на карточки и показывать эти карточки знакомым и близким. Веселая рожица символизировала хорошее настроение, грустная - соответственно, плохое.

Военный пенсионер Петров обратился со своим изобретением к западным компаниям, а через несколько лет обнаружил в мобильном телефоне Siemens S45 15 картинок, якобы созданных на основе его смайликов. В августе 2005 года Октябрьский районный суд Петербурга признал правоту Петрова и обязал Siemens прекратить использование смайликов на территории России. Через некоторое время горсуд отменил решение районного суда. На этом, кажется, эта история и закончилась.

За рубежом смайлики имеют гораздо более богатую правовую историю. Они зарегистрированы и используются более чем в сотне стран мира в 25 категориях товаров и услуг.

Вопреки истории, рассказанной в фильме "Форрест Гамп", где главный герой на бегу создал улыбающуюся рожицу, смайлик нарисовал в 1963 году художник Харви Болл по заказу компании The State Mutual Life Assurance. Десятиминутная работа принесла ему 45 долларов. В 1999 году Болл основал корпорацию World Smile и начал продавать лицензии на рожицу, направляя выручку на финансирование благотворительных проектов и организацию Всемирного дня улыбки.

Кроме того, с 1971 года английский журналист Франклин Луфрани начал зарабатывать на изображениях смайликов в Европе и Великобритании. Он предлагал и предлагает использовать смайлики в качестве универсального языка.

Ну а привычный компьютерный смайлик :-) изобрел профессор Скотт Фальман 19 сентября 1982 года. По крайней мере, так считают для определенности. Еще одним претендентом на звание изобретателя смайлика является Кевин Маккензи, чуть раньше предложивший знак -) для обозначения иронии.

Одной из самых скандальных попыток использовать смайлик в коммерческих целях стало намерение сети магазинов Wal-mart зарегистрировать в США смайлик в качестве торговой марки. Главным противником этой идеи стал все тот же Луфрани. В марте 2008 года Wal-mart проиграла судебное разбирательство и "погрустнела", то есть избавилась от смайликов.

В настоящее время существуют миллиарды, а может быть, и десятки миллиардов смайликов. Они встречаются в электронной почте, на сайтах, на значках, на календарях, а также на любой поверхности, где их только можно нарисовать. Самое хорошее - почти все они никому и ничего не стоили. Улыбка должна быть бесплатной.

Александр Амзин
Lenta.ru

14.12.2008

на печать


Комментарии

Koenig Dragon
15.12.2008 3:54 | сообщение #1
 

Минута славы Суперфона)..
Тот же вирус=)

julya-st
15.12.2008 8:30 | сообщение #2
 

Это бред-смайлики патентовать!!!!!

Написать комментарий

 Проверочный код

Анализ рынков

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Уже 42% москвичей полностью игнорируют телевизорУже 42% москвичей полностью игнорируют телевизор
За последние семь лет каждый десятый москвич перестал включать телевизор. По данным свежего опроса Superjob, в 2025 году почти половина горожан его уже полностью игнорируют.
Личный бренд - это тренд: публичный имидж развивают 40% российских...Личный бренд - это тренд: публичный имидж развивают 40% российских...
Развитие личного бренда постепенно превращается в неотъемлемую характеристику успешного руководителя. Как выяснили эксперты hh.ru и коммуникационного агентства FAVES Communications, сразу 40% управленцев разного уровня уделяют внимание своей публичности и имиджу в профессиональной среде. Еще 28% хотели бы это делать, однако пока к этому не приступили по разным причинам.
Медиаинфляция в fashion-индустрии: за последний год стоимость клика...Медиаинфляция в fashion-индустрии: за последний год стоимость клика...
E-Promo Group представила ежеквартальный отчет по динамике уровня медиаинфляции в performance-каналах в разрезе фешн-направления (одежда, обувь, аксессуары).
Бьюти-рынок столкнулся с ростом затрат на рекламуБьюти-рынок столкнулся с ростом затрат на рекламу
E-Promo Group представила ежеквартальный отчет по динамике уровня медиаинфляции в performance-каналах в разрезе косметики и парфюмерии.
ИИ-видео: как искусственный интеллект меняет производство рекламыИИ-видео: как искусственный интеллект меняет производство рекламы
ИИ-видео революционизируют рекламу! Узнайте, как нейросети создают низкобюджетные ролики с высоким качеством

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Психологическая гибкость: почему без нее бизнесу не выжитьПсихологическая гибкость: почему без нее бизнесу не выжить
Advertology побывал на выступлении бизнес-психолога Евгении Хижняк на конференции SM Network 2025 и рассказывает, как оставаться успешным в мире постоянных перемен.
Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (4)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.

Форум

на правах рекламы

18.12.2025 - 06:33
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация