Статьи

Профессии. Промоутер, мерчендайзер и супервайзер

Профессии. Промоутер, мерчендайзер и супервайзерПромоутер, мерчандайзер, супервайзер - три основных специалиста, которые трудятся на ниве BTL-маркетига. Несмотря на то, что профессии эти сегодня весьма распространены, многие люди слабо представляют себе, кто это такие и чем они занимаются.
На самом деле под этими трудно выговариваемыми терминами скрываются достаточно простые вещи.

Начать нужно с того, что такое BTL . Авторство термина BTL принадлежит одному из руководителей компании Procter&Gamble, который утверждал маркетинговый бюджет на будущий год. В смету расходов были включены все традиционные средства продвижения - реклама в прессе, на телевидении и т. д. Маркетологи подвели черту под окончательной суммой, но тут вспомнили, что не учли затраты на раздачу бесплатных образцов и прочие акции по продвижению товара. Пришлось вписывать эти цифры ниже, то есть, под чертой. С тех пор традиционную прямую рекламу называют ATL - above the line ("над чертой"), а все остальные методы стимулирования сбыта - BTL - below the line ("под чертой"). Стимулированием сбыта с помощью этих самых "остальных" методов и занимаются промоутеры, мерчендайзеры и супервайзеры.

Промоутер

Промоутер - это специальность низшей ступени в цепочке занятых в BTL-маркетинге. Но это не значит, что его работа не является важной и нужной. Именно от грамотных действий промоутеров во многом зависит успех любой программы продвижения.

Вот основные виды работы, на которые привлекают промоутеров:

  • Раздача листовок, рекламных материалов.
  • Дегустация продукции.
  • Выдача подарков за покупку.
  • Консультирование покупателей по поводу конкретного товара и т.д.

Промоутеры чаще всего работают в специализированных агентствах, на условиях сдельной оплаты. Или самостоятельно - на несколько разных компаний. Чаще всего промоутерами подрабатывают студенты. Это слишком нестабильный и неравномерный заработок, чтобы сделать его своим основным источником дохода. Компании редко держат в своем штате промоутеров, так как они не требуются постоянно. Необходимость в их услугах возникает в рамках какой-либо акции на определенное время. Поэтому предприятиям выгоднее обращаться в агентства или нанимать людей на временную работу.

Конечно, любому промоутеру необходимы коммуникативные навыки. Ему необходимо грамотно отвечать на вопросы и деликатно выходить из конфликтных ситуаций, если таковые возникают. Не помешают и организаторские способности: необходимо так организовать себя и свою команду, чтобы не возникало заминок и задержек. Быстрая реакция и мобильность, ответственность, хорошая память и умение работать в команде - также то, без чего не обходится ни один хороший промоутер.

Перед началом работы компании проводят специальные тренинги, на которых промоутеры получают необходимые сведения о продвигаемом товаре (услуге), его характеристиках, преимуществах, целевой аудитории, конкурентах и т.п. А в серьезных агентствах для промоутеров организуют специализированные тренинги по теории стимулирования продаж, преодолению возражений, развитию актерских навыков.

Требования к кандидатам в промоутеры весьма демократичны: возраст - от 18 (реже от 16) до 30 лет, в основном - необязательно наличия высшего образования. Условия работы чаще всего таковы: свободный график, 3-4 часа работы в день, в среднем 100-150 рублей в час.

Мерчендайзер

Мерчендайзинг (от английского merchandise - товары) дословно переводится как "искусство торговать". Фактически это целый комплекс мероприятий, которые проводятся в торговом зале с целью увеличения продаж и активного продвижения того или иного продукта. Соответственно, мерчендайзер - это специалист по продвижению товара в торговых точках розничной торговли.

Эта профессия появилась в 30-е годы ХХ века в США. Американская маркетинговая ассоциация определяет мерчендайзинг как "планирование продвижения правильного товара в правильном количестве в правильное время в правильном месте по правильной цене". Другими словами, для того чтобы покупатель воспринимал предлагаемый товар как "правильный", а значит, нужный, и существует система мерчендайзинга.

На практике деятельность мерчендайзера включает в себя четыре основных направления.

Первое - это выкладка товара в торговой точке.

Второе - обеспечение торговых точек, где представлен товар, фирменными рекламоносителями, листовками, специальными плакатами, декоративными элементами с логотипом компании и т.д.

Третье - это торговое оборудование. Многие компании предлагают магазинам собственные фирменные полочки, стеллажи, полки.

Четвертое - работа с продавцами. Задача мерчендайзера состоит в том, чтобы продавец выгодно представлял именно его товар.

В обязанности мерчандайзера входит также контроль наличия товаров на складе, а иногда и отслеживание цен конкурентов.

Требования к кандидатам на место мерчандайзера тоже демократичны, но их все-таки больше, чем к промоутеру. Возраст, как правило, - от 20 лет. Желательно наличие высшего образования и знание основ мерчандайзинга. Во многих компаниях обязательным требованием к кандидату является наличие водительских прав и личного автомобиля. В последнее время предпочтение чаще отдают кандидатам-мужчинам - ведь им проще доставлять и разгружать товары и промоматериалы. Хороший мерчендайзер должен обладать эстетическим чувством, азартом и смелостью в принятии решений.

В зависимости от того, каково место этой позиции в структуре компании, заработок мерчендайзера колеблется от $500 до $1000. Иногда предусматриваются также выплаты процентов от продаж.

Работа промоутером и мерчендайзером - это старт карьеры в области продаж. Эти специальности не относится к специальностям на всю жизнь. Обычно, поработав некоторое время, люди продвигаются дальше: в супервайзеры, сотрудники отдела маркетинга или менеджеры по продажам.

Супервайзер

Супервайзер в переводе с английского означает "наблюдатель" (supervise - наблюдать, контролировать). Супервайзер в BTL-маркетинге - это человек, который руководит группой промоутеров и мерчандайзеров. Как правило, супервайзером становится человек, уже работавший промоутером или мерчандайзером, знающий специфику работы "изнутри".

Это комплексная профессия: в ней сочетаются пспециальности учителя, тренера, продавца, аналитика, экономиста и многих других. Поэтому к кандидатам на эту должность обычно предъявляются достаточно высокие требования требования: возраст - от 23-25 лет, высшее образование, опыт работы от 1 года, в большинстве случаев - наличие автомобиля. Для супервайзера очень важны лидерские качества и умение грамотно организовать работу группы. Следовательно, человек, работающий на этой стезе, должен обладать высоким профессионализмом в подборе кадров и хорошей интуицией. Ведь формирование команды - это главный момент, без этого не добиться основной цели - увеличения продаж.

Идеальным считается кандидат, обладающий также навыками планирования и системным мышлением - умением видеть ситуацию в целом и прогнозировать ее развитие. Нужно отлично знать структуру и технику продаж, уметь вести переговоры, знать специфику рынка и основы мерчандайзинга. Ему должны быть присущи такие личные качества, как коммуникабельность, наблюдательность, стрессоустойчивость, требовательность, способность работать в напряженном режиме.

Доход супервайзера складывается, как правило, из фиксированного оклада и процентов от продаж его группы. По статистике HeadHunter, общая сумма дохода супервайзера в Москве обычно колеблется от $1000 до $2000, в регионах - в среднем составляет $800. Многие работодатели предоставляют своим сотрудникам в пользование служебный сотовый телефон или берут на себя определенную часть затрат при пользовании личным аппаратом, также выдаются компенсации за использование в работе своего личного автомобиля или оплачивается проездной на общественный транспорт.

А в заключение хочется отметить, что специализированно на промоутеров, мерчандайзеров и супервайзеров в России пока не учат. Не смотря на их огромную востребованность. Обычно агентства, рекламно-маркетинговые компании или компании-дилеры товаров сами проводят специальные тренинги для новых сотрудников, обучают их основам профессии, ориентируясь на западный опыт.

Юлия Юткина
Личные Деньги

29.04.2008

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

Есть мнение ...

Генеральный директор Insight People Алина Зиннатуллина: "Будущее...Генеральный директор Insight People Алина Зиннатуллина: "Будущее...
Социальные сети давно стали не только площадкой коммуникации пользователей, но и эффективным инструментом бизнеса. Компании разного масштаба активно используют инструменты интернет-маркетинга для стимулирования продаж и повышения узнаваемости. С изменением медиаландшафта в связи с событиями прошедшей весны перестроилась структура и сместился фокус, но соцсети как бизнес-актив использовать не перестали и не перестанут никогда.
Кто кого бросил. Как рассказать на собеседовании, за что вас выгнали с...Кто кого бросил. Как рассказать на собеседовании, за что вас выгнали с...
С февраля 2022 года почти четверть представителей малого и среднего бизнеса избавилась от малоэффективных сотрудников, свидетельствуют данные Platforma и «Сравни. ру». Многим из них осенью предстоит пройти непростой квест: найти новое место и не оплошать, объясняя причины увольнения рекрутеру. «Секрет» узнал у экспертов, как провести беседу так, чтобы поставить на дальнейшей карьере жирный крест, и как действовать, чтобы этого не допустить.
Россиянин хотел засудить банк за назойливую рекламу, но попал на 115...Россиянин хотел засудить банк за назойливую рекламу, но попал на 115...
Житель Уфы устал получать рекламные СМС-сообщения от банка. Чтобы привлечь финансовую организацию к ответственности за незаконный спам, он обратился в суд. Но вот незадача: срок давности уже давно прошел, поэтому мужчине отказали в иске. Отказали ему и в том, чтобы банк возместил расходы на юриста, которые составили 115 000 рублей. Почему ВС не согласился с этой частью решения?
"Корпоративный чат - это восьмичасовое собрание 30 человек без..."Корпоративный чат - это восьмичасовое собрание 30 человек без...
6 лет назад я написал важный пост о том, что корпоративные чаты — зло: рассказал про синхронность, небрежность, иллюзию контроля и эффект свидетеля. С тех пор много чего поменялось в худшую сторону. Телеграм, вацап, дискорд и другие чатики потихоньку вытесняют средства нормальной коммуникации.
Исследование Rambler&Co: россияне рассказали о своем отношении к...Исследование Rambler&Co: россияне рассказали о своем отношении к...
46% верят делам и только 4% – словам публичных людей.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».
87% компаний используют три и более каналов для внутренних...87% компаний используют три и более каналов для внутренних...
«Лучшие кейсы по внутрикорпоративным коммуникациям. Ключевые тенденции последнего времени. Изменения стремительны, успеваем ли мы за ними?» - данную тему 25 апреля 2018 года обсудили на заседании  Комитета по внутрикорпоративным  коммуникациям Ассоциации менеджеров.

Форум

Вакансии

  • Загрузка ...

на правах рекламы

12.08.2022 - 20:36
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR

Вход | Регистрация