Конкуренция на кофейной гуще

Илья Якубсон
Вице-президент одного из крупнейших в стране табачных дистрибуторов – группы "Мегаполис".
Член совета директоров розничного холдинга "Провиант", владеющего сетью из 113 магазинов.
Основатель и совладелец сети кофеен "Санта-бин кофе". Оператор сети – ООО "Вилсон" с основным учредителем, по данным ЕГРЮЛ, – Натальей Якубсон.
Экс-совладелец сети игорных клубов "Ниагара" (г. Орел).
"Продуктовая розница надоела. Захотелось заняться бизнесом для души. Перспективная ниша была видна - ни в Орле, ни в соседних городах, да и во всей России тоже нет демократичных кофеен", - рассказывает Якубсон.
Новый этап
В начале года он ушел из розничного бизнеса. Личных средств Якубсона, по его собственным подсчетам, хватит на открытие в Центральной России сети из 15 кофеен. Затраты на первый "Санта-бин" составили $250 000.
Якубсон пытался вести переговоры о покупке франшизы с немецкой сетью кофеен самообслуживания Woyton, но они не нуждались в российских партнерах. Тогда он решил создать собственный бренд по принципу бенчмаркинга - использовать существующие на рынке концепции и ноу-хау. За образец был взят лидер отрасли - крупнейшая в мире по числу кофеен американская сеть Starbucks, признается предприниматель.
За полгода Якубсон с женой Натальей изучили все сетевые кофейни самообслуживания в США и Европе, выучились на курсах бариста, договорились с поставщиками кофе и посуды и начали запуск собственной сети. В проект пришла команда менеджеров, работавшая с Якубсоном в розничном бизнесе, и бариста, работавший в американских кофейнях Starbucks.
Пошли на сближение
Название "Санта-бин" придумал сын-школьник Якубсона, а логотип - цветок из кофейных зерен в круге, визуально напоминающий эмблему Starbucks, - нарисовал орловский художник. В открывшихся в течение лета в Орле трех кофейнях, чашка эспрессо стоит 35 руб., самый дорогой напиток - 150 руб. С учетом русской специфики в концепцию были добавлены зоны "для тех, кто еще не бросил курить" и звуковое сопровождение из русских сказок в туалетах.
Якубсон считает, что позаимствованная у Starbucks идея к обвинениям в плагиате не приведет. До конца года бизнесмен обещает открыть пять точек - подписаны договоры аренды помещений в Курске, Воронеже и Белгороде. А за пять лет - создать сеть по всей России.
По прогнозам Якубсона, окупаемость каждой кофейни составит 18-20 месяцев. Приводить "Санта-бин" в Москву он планирует не раньше чем через два года - это потребует втрое больше инвестиций. "Сельские" предприниматели могут создавать компании федерального масштаба в России, не заходя в Москву. "Магнит" сумел без этого обойтись и построить самую крупную продуктовую сеть", - амбициозно замечает Якубсон. Тем не менее финансовая помощь в создании всероссийской сети ему потребуется. Якубсон рассчитывает найти портфельного инвестора и обсуждает сейчас продажу доли в 20-25% с несколькими инвестфондами. О том, что Якубсон ищет партнера, знают консультанты инвестиционных компаний Da Vinci и Falcon Advisors.
Спорное решение
Пока управляющие российских кофеен раздумывают, приживется ли в России классическая концепция Starbucks, зарабатывающей на кофе, а не на еде, Якубсон проверяет ее на практике. Ежедневная выручка одного кафе "Санта-бин", по словам финдиректора сети Юлии Штельтер, - чуть более $1000, из которых 70% приходится на кофе и кофейные напитки. При этом 10% кофе в прошлом месяце было продано навынос. Участникам столичного рынка кофеен эти показатели кажутся неправдоподобными. "В лучшем случае в обороте российской кофейни на кофе приходится 40%, остальная выручка идет от соков, воды и закуски", - констатирует исполнительный директор сети кофеен Iliy Владимир Руденко. Гендиректор "Шоколадницы" Владислав Лозицкий признает, что на продажи кофе и кофейных напитков приходится менее половины оборота его сети. Руководитель сети "Кофе бин" Джерри Рудитсер также называет цифру в 40%.
К наполеоновским планам Якубсона столичные операторы кофеен тоже отнеслись скептически. Starbucks не зря осторожничала: россиян очень трудно приучить покупать кофе навынос, указывает Руденко. Пока места в нише кофеен хватает, отмечает Рудитсер: потенциальная емкость российского рынка превышает $1 млрд, но он не насыщен даже наполовину. "Конкурировать со Starbucks в России сейчас нетрудно, а через год - попробуйте", - добавляет управляющий "Кофе бин". Он напоминает, что крупнейший игрок в сегменте сетевых кофеен - "Кофе хауз" - уже оценил преимущества самообслуживания и перевел в этот формат две кофейни.
Выяснить отношение к ситуации Starbucks, открывшей в этом месяце свою первую российскую кофейню в торгкомплексе "Мега" в подмосковных Химках, не удалось. Менеджер по глобальным коммуникациям Starbucks в Европе и на Ближнем Востоке Кэрол Пусик сообщила, что компания не комментирует действия конкурентов. Если Starbucks уловит прямое сходство со своим знаком, то сможет инициировать разбирательство против "Санта-бин" - создание похожего по фирменному стилю проекта может подпасть под статью закона о конкуренции, считает старший партнер юридической фирмы "Городисский и партнеры" Владимир Бирюлин.Правда, прежде американской сети придется доказать, что орловская кофейня своей вывеской вводит потребителей в заблуждение. Такие дела всегда непростые, замечает Бирюлин.
Как и в Starbucks, в "Санта-бин" можно выпить кофе или взять его с собой в бумажном стаканчике похожей конструкции.
Как в американской сети, в "Санта-бин" нет официантов, вообще не продается алкоголь, а из еды посетителям предлагают небольшой выбор сэндвичей и десертов.
Ведомости
21.09.2007
Комментарии
Написать комментарий