Репортажи

Шершавым языком иконы

Шершавым языком иконыИкона как средство пропаганды для нас – либо часть теории визуального восприятия, либо анекдот. Тем неожиданнее соприкоснуться со временем, когда образ Божий был на пике функциональности.  Со Смутным временем.

50 икон  и других предметов искусства  середины XVII в выставлены в Патриаршем Дворце Московского Кремля в рамках экспозиции "Иконописцы царя Михаила Романова" . Для рекламиста эта выставка ценна не столько тем, что длительная реставрация и атрибуция открыла новые яркие имена: династию Савиных (Истому, Назария и Никифора), Марка Матвеева и Третьяка Гаврилова Кущикова и многих других мастеров широкого профиля – от иконописи и книжной миниатюры до эскизов к шитью и "черни" по металлу. Слишком актуальный нрав у этих произведений. Им далеко до праздничной невозмутимости "Симона Ушакова". Каждая из вещей создается в горячую пору, повествует о горячем событии и используется в горячих ситуациях.

Приглашенные со всей Руси  для восстановления Кремля после смуты мастера постарались украсить храмы и дворцы традиционными православными сюжетами. Но злоба дня так и сквозит в "воспоминаниях". "Богоматерь Федоровская". С ней, спасенной когда-то от татар Федором Стратилатом, московское посольство пришло к Михаилу Романову. "Богоматерь Боголюбская с предстоящими". Восходит ко сну Андрея Боголюбского на привале. Ныне среди "предстоящих" – основатель Успенского собора, сподвижник Ивана Калиты митрополит Петр, Михаил Романов, патриарх Филарет и простой народ. Сюжет так и называется "Моление о народе"

Чудов Монастырь. Разграбленный французами и разрушенный советской властью, но это потом. "Сейчас" же, после пожара в 1626 году, спешно, разными мастерами, пишется новый иконостас. Вместе с его фрагментами на выставке -  подробнейшая (70 клейм!)  икона "Чудо Архангела Михаила в Хонех" 1630 г., рассказывающая, как  покровитель воинов явился и разбил копьем камень на выстроенной язычниками запруде, грозившей затопить православный храм. Все равно, кто супостат – язычник, латинян, смутьян – все едино. Удвоенные иконы пророков заставляют не столько сравнивать мастера и школу, сколько ощущать тревожные будни пропаганды.

Мерная (в размер новорожденного) икона Иоанна Белоградского, небесного патрона царевича Иоанна Михайловича -  в одном зале с гробовой иконой: здесь умерший малыш встречает своего святого. Тут же - "Михаил Малеин"- личная икона отца.  Главное ли для  Михаила Романова пожар Москвы, поляки и еретики? Из надгробного убранства сына сохранился удивительный по красоте праздничный покров, где череп и кости в основании креста- сплошь из жемчуга…Опасность грозит каждому. Вот почему на выставке так много патрональных икон.

Складень с  изображением Сергия Радонежского и Никона Авраамия Палицына и ковчег для святынь Ивана Хворостинина. Оба деятеля  были дважды сосланы в монастырь при разных царях. Служилый путь тернист: того и гляди, обвинят в ереси, вольности или западничестве. А между тем,  крамола сквозит и в оформлении военного шлема Михаила Романова,  и в живописном решении одеяния Алексея - божьего человека на патрональной иконе Алексея Михайловича. Тишайшего.

Заложенное искони в образе, жесте, цвете, композиции бессмертие грубо нарушено. Бог со своими помощниками будто выходит из вечности, множится в образах с неимоверной скоростью и экспрессией, не пропуская ни одного значимого события, не забывая ни об одном значимом лице. Как люди, иконы живут недолго – горят и плавятся в пожарах, теряют опальных владельцев, собираются, осиротевшие,  у хозяйских надгробий, спорят о традиции и новизне. Но лики неизменно светлы, а жесты вселяют покой и веру. Написанные быстро и ярко, разными мастерами, они создают иллюзию коллективного хотения и радения за что-то одно. И конкретной, почти утилитарной пользы – организатора, оратора, терапевта.

Юлия Квасок
Advertology.Ru

07.08.2007

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Telegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистовTelegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистов
Владимир Ступников, Генеральный директор коммуникационного агентства АУРА в составе Газпром-Медиа Холдинга. Социальные медиа становятся все более важным инструментом в работе каждого PR-специалиста, и одной из относительно новых, но стремительно растущих платформ, является Telegram. Этот мессенджер, изначально позиционировавшийся как безопасный и приватный инструмент связи, приобретает все большую популярность и привлекает внимание маркетологов и PR-специалистов по всему миру.
PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии...PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии... (1)
Татьяна Жигаленкова, управляющий партнер LotUS Communications, рассказала какие компетенции, и требования PR-специалистов будут актуальны через 5 лет.
Маркетинг с AR и VR от HICLICKМаркетинг с AR и VR от HICLICK
В 2024 году маркетологи все чаще начинают использовать метавселенные. По сравнению с социальными сетями, вовлеченность пользователей в иммерсивных площадках гораздо больше. Одним из самых интересных для клиентов форматов являются АR и VR. Как технологии будущего применять в маркетинге уже сегодня, разобрали в агентстве высоких откликов HICLICK.
Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?
Искусственный интеллект уже давно среди нас. Он прочно вошел в нашу жизнь, используется абсолютно в разных её сферах и кардинально меняет лицо современного бизнеса. Рекламная индустрия - не исключение. Самый яркий и известный пример - это нейросети, на основе которых построен поиск рекламных систем Яндекса. Использование нейросетей и других алгоритмов ИИ, делает рекламу еще более эффективной и качественной. Евгений Халин, директор по продуктам Коkос Group рассказывает о том, как работает ИИ, в чем его преимущество и какие перспективы нас ждут.
Как подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраляКак подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраля
В период гендерных праздников предприниматели отмечают 50%-ый рост продаж. – Даже в случае торговли сепараторами или двигателями, при должном подходе. Для маркетологов это время – забег на короткие дистанции. Поэтому важно грамотно подойти к выбору инструментов.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

25.04.2024 - 02:14
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация