Статьи

Конь и лань. Надо ли объединять отделы маркетинга и сбыта?

Есть известная шутка о том, в чем разница методов работы маркетолога и менеджера по продажам (сейлс-менеджера). И тому и другому была поставлена задача - напоить лошадь. Сейлс взял ее за повод и стал тащить к реке. Долго мучился сам, измучил животное, наконец, дотащил и с большим трудом наклонил ее голову к воде. Лошадь напилась, цель достигнута. Маркетолог дал лошади полизать соли, после чего та бодро побежала к реке и напилась сама. Так можно ли объединять в одном отделе специалистов, чьи методы работы столь отличны друг от друга?

Леонид Барышев, генеральный директор "Эссен продакшн" (производство майонеза), считает, что объединение маркетологов и менеджеров по продажам в одном отделе позволяет избежать конфликтов между ними.

Сергей Голубев, заместитель генерального директора по маркетингу и развитию ЗАО "ТД Тракт", специализирующегося на торговле спецодеждой, напротив, полагает, что маркетологи должны быть отделены от сейлс-менеджеров. Ведь иначе можно не увидеть за деревьями леса!

Леонид Барышев, "Эссен продакшн": 

"Разумеется, я не буду говорить "за всю Одессу", но в нашей компании, да и во многих других, с которыми мне приходилось сталкиваться, нет противопоставления маркетологов и "сбытовиков". Они работают бок о бок в прямом и переносном смысле. Отдел маркетинга и сбыта занимает в нашем офисе одну большую комнату. Такая диспозиция является принципиальным решением. Кстати, начальник отдела (он же заместитель гендиректора) Айдар Авхадиев, поначалу отнесся к этому решению негативно. Ему, конечно, хотелось работать в отдельном кабинете, что вполне соответствовало бы его статусу в компании. Но жизнь подтвердила правильность избранного нами пути.

Отдел маркетинга и сбыта включает в себя три группы: логистику, сбыт и маркетинг. Причем последняя из них немногочисленна - всего два человека. В их задачу входит организация рекламной поддержки и проведение мероприятий по стимулированию продаж - промо-акций, сэмплинга и т.п.

Наша компания сравнительно молода, и мы быстро растем. Увеличиваются объемы продаж, расширяется география сбыта продукции. В этих условиях планирование становится проблемой. Разумеется, нельзя допускать, чтобы отдел продаж сам верстал свой план. Лучше, когда его разрабатывают люди информированные и в определенной степени независимые. Но если они оторваны от менеджеров, занимающихся продажами, их планы останутся только красивыми картинками! Работа бок о бок позволяет маркетологам глубже понимать специфику продаж и строить реалистичные планы.

Но самое главное, - она дает возможность оперативно принимать решения. Нам приходится действовать в условиях жесткой конкуренции. А это значит, что мы должны уметь быстро реагировать на любые изменения, происходящие на рынке. С одной стороны, такие решения должны приниматься на "высоком уровне", что достигается соответствующим статусом начальника отдела. С другой - быть компетентными. Последнее означает, что в их подготовке должны принимать участие разные специалисты - и сбытовики, и маркетологи. В условиях ограниченного времени это может быть достигнуто только сокращением "расстояния" между ними - как с точки зрения иерархии, так и буквально - территориально. Тогда тактические шаги удается быстро согласовать на горизонтальном уровне - и тут же вынести проект решения на рассмотрение общего руководства. Начальник же отдела, будучи заместителем гендиректора, при необходимости всегда может зайти в мой кабинет, "открыв дверь ногой", и оперативно решить любой вопрос. Для него у меня всегда найдется время".

Сергей Голубев, ЗАО "ТД Тракт":

"Традиционно между отделом маркетинга и отделом продаж (сбыта) существуют и будут существовать противоречия, порой перерастающие в открытый конфликт. Причин такого положения вещей несколько. Маркетологи и продавцы имеют разные критерии оценки эффективности своей работы, у них отличные друг от друга временные горизонты видения проблем: продавцы живут сегодняшним днем, маркетологи же "смотрят вдаль". Наконец, отделы маркетинга и продаж по-разному собирают информацию о внешней среде и по-разному же ее используют.

Руководство любой достаточно крупной компании нуждается в проверенной информации о рынке. Как ее получить? Количество клиентов компании измеряется десятками тысяч, и топ-менеджеры, чтобы получить сведения об их потребностях, не могут выкраивать сколько-нибудь значимое время для прямых контактов. Но опираться только на мнение продавцов, которые напрямую общаются с клиентами, тоже неправильно - их суждение не является независимым!

При любой системе мотивации продавцам невыгодно повышение планов продаж в натуральном и денежном выражении. Наоборот, им легче продать товар, снижая цены и давая неоправданно высокие скидки; при этом утверждается, что у конкурентов скидки еще больше.

Решить проблему призван отдел маркетинга, который выступает в роли незаинтересованной стороны. Полученная им информация может значительно осложнить жизнь отделу сбыта, а потому конфликт между подразделениями становится практически неизбежным. В то же время собирать информацию о рынке маркетологи могут, конечно, самостоятельно, без продавцов, но это обычно сложно и дорого, да и не слишком эффективно.

В результате между отделами маркетинга и продаж возникают "сложные и противоречивые" отношения. Маркетологи выступают в качестве контролирующего органа и осложняют жизнь продавцам. В то же время именно с их помощью они получают информацию. Продавцы же пользуются маркетинговой информацией, которую не получишь только при помощи личных контактов с клиентами.

Эти противоречия имеют место не только среди менеджеров, но и на уровне руководства. Поэтому отделы продаж и маркетинга лучше разделять. Кроме того, их следует ставить на одну иерархическую ступень, подчиняя генеральному директору компании. При подчинении отдела маркетинга службе продаж ценность отдела маркетинга как поставщика независимой информации о рынке крайне невелика. Обратный вариант приведет к тому, что главной задачей компании станет сбор информации о рынке, а не повышение прибыли".

Дмитрий Фролов
"Компания"

05.10.2005

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Telegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистовTelegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистов
Владимир Ступников, Генеральный директор коммуникационного агентства АУРА в составе Газпром-Медиа Холдинга. Социальные медиа становятся все более важным инструментом в работе каждого PR-специалиста, и одной из относительно новых, но стремительно растущих платформ, является Telegram. Этот мессенджер, изначально позиционировавшийся как безопасный и приватный инструмент связи, приобретает все большую популярность и привлекает внимание маркетологов и PR-специалистов по всему миру.
PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии...PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии... (1)
Татьяна Жигаленкова, управляющий партнер LotUS Communications, рассказала какие компетенции, и требования PR-специалистов будут актуальны через 5 лет.
Маркетинг с AR и VR от HICLICKМаркетинг с AR и VR от HICLICK
В 2024 году маркетологи все чаще начинают использовать метавселенные. По сравнению с социальными сетями, вовлеченность пользователей в иммерсивных площадках гораздо больше. Одним из самых интересных для клиентов форматов являются АR и VR. Как технологии будущего применять в маркетинге уже сегодня, разобрали в агентстве высоких откликов HICLICK.
Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?
Искусственный интеллект уже давно среди нас. Он прочно вошел в нашу жизнь, используется абсолютно в разных её сферах и кардинально меняет лицо современного бизнеса. Рекламная индустрия - не исключение. Самый яркий и известный пример - это нейросети, на основе которых построен поиск рекламных систем Яндекса. Использование нейросетей и других алгоритмов ИИ, делает рекламу еще более эффективной и качественной. Евгений Халин, директор по продуктам Коkос Group рассказывает о том, как работает ИИ, в чем его преимущество и какие перспективы нас ждут.
Как подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраляКак подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраля
В период гендерных праздников предприниматели отмечают 50%-ый рост продаж. – Даже в случае торговли сепараторами или двигателями, при должном подходе. Для маркетологов это время – забег на короткие дистанции. Поэтому важно грамотно подойти к выбору инструментов.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

02.05.2024 - 04:33
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация