Анализ рынков

Бренды уходят, любовь остается

Бренды уходят, любовь остается

Первая пятерка брендов - Samsung, Adidas, Nike, Apple и Xiaomi - сохранили свои позиции на верхних строчках рейтинга Toп-20 проекта «Любимые бренды россиян» компании OMI (Online Market Intelligence).  Единственным формальным изменением в Топ-5 можно считать перестановку мест Nike и Adidas, занимающих в 2022 году второе и третье места соответственно.

Это стало возможным из-за заметного ухудшения показателей бренда Adidas, покинувшего российский рынок. В то же время бренд Nike, также объявивший об уходе из нашей страны, сумел сохранить свою долю, и этого хватило, чтобы подняться на ступеньку выше. В итоге отрыв лидера - бренда Samsung - от второго места в текущем году даже увеличился при том, что в текущем году его упомянули в качестве любимого на 20% меньше респондентов, чем в прошлом. Полные результаты и описание проекта можно видеть на сайте top20brands.ru.

Как правило, бренды, ушедшие с российского рынка, ухудшают свои показатели в рейтинге или, в лучшем случае, сохраняют их на прежнем уровне. Иногда даже это позволяет им занять более высокие позиции, как это сделали, например, Nike (2 место в 2022 году и 3 место в 2021) или Zara (6 место в 2022 году и 8 место в 2021). Но есть одно яркое исключение. Бренд IKEA вдвое увеличивший долю респондентов, отметивших его как любимый, поднялся сразу на 11 позиций в Топ-20 – с 20 места в 2021 году на 9 место в 2022 г. Создается впечатление, что люди отдали этому покинувшему нашу страну бренду дань уважения.

К сожалению, это лишь исключение. В большинстве случаев ушедшие бренды – кто больше, кто меньше - ухудшают свои позиции. Примеры: McDonald’s (19 место в 2022 году и 12 место в 2021 г.), Coca-Cola (14 и 7, соответственно) и H&M (18 и 11 соответственно). Правда, не надо забывать, что места местами, но и сам факт присутствия этих марок в Топ-20 говорит о многом. Причин для сохранения положительного отношения потребителей к брендам, которых как будто бы уже нет на рынке, много. Это может быть надежда на возвращение, а может быть и просто незнание ситуации. Опрос проводился в августе, многие вывески еще не были сняты (скажем, H&M окончательно закрыл свои магазины только 30 ноября). К тому же де факто продукция многих ушедших брендов все же ввозится в Россию через параллельный импорт.  

Некоторые российские бренды сумели воспользоваться ситуацией и улучшить свои позиции. В результате число российских брендов в Топ-20 в 2022 году увеличилось до четырех: к «Глория Джинс», O'STIN и «Простоквашино» (о принадлежности Danone теперь говорить сложно) прибавился «Вкусвилл».

Помимо общего рейтинга Топ-20 исследователи составили отраслевые рейтинги Топ-10 в каждой из 66 категорий. По сравнению с прошлым годом смена лидера в 2022 году произошла в пятнадцати категориях, в то время как годом ранее – только в десяти.

В четырех категориях («Сладкие газированные напитки», «Водка», «Рыба и морепродукты» и «Шампуни») можно наблюдать важный тренд этого года: российские бренды впервые вытеснили с первой строчки своих глобальных конкурентов.

В категории «Сладкие газированные напитки» бренд «Напитки из Черноголовки» обошел Coca-Cola, который возглавлял отраслевой рейтинг все годы проведения исследования с 2008 года.

В категории «Водка» бренд «Белуга» обошел бессменного лидера категории с 2013 года – бренд Absolut. В обоих случаях глобальные бренды заявляли, как минимум, о приостановке деятельности в России.

Бренд «Чистая линия» занял первое место в категории «Шампуни, кондиционеры и бальзамы для волос», потеснив прошлогоднего победителя категории, входящий в P&G бренд Head & Shoulders. Весьма вероятно, что сыграл свою роль тот факт, что продукты под брендом «Чистая линия» локализованы, они производятся на продолжающих работать российских заводах Unilever.

Бренд «Русское море» занял первое место в категории «Рыба и морепродукты», где с 2015 года лидером был литовский бренд Vici. Последний в апреле заявлял о желании закрыть свои заводы в России.  

Категории, в которых сменился лидер в 2022 г.

№ пп

Категория

Лидер в 2022 г

Место того же бренда в 2021 г.

1

Сладкие газированные напитки

Напитки из Черноголовки

3

2

Водка

Белуга

2

3

Растительное масло

Золотая семечка

2

4

Рыба и морепродукты

Русское море

2

5

Сухие завтраки

Несквик

2

6

Кондитерские изделия

Яшкино

2

7

Продукты быстрого приготовления: лапша, супы, картофельное пюре

Доширак

1

8

Бытовая химия

Ariel

3

9

Шампуни, кондиционеры и бальзамы для волос

Чистая линия

4

10

Средства по уходу за телом (гели для душа, кремы, дезодоранты и прочее)

Dove

2

11

Корма для собак

Chappi

2

12

Обувь

Nike

2

13

Кафе и рестораны

KFC

2

14

Страховые услуги

Альфа-Банк

3

15

Аптеки

Вита

3

Источник: Online Market Intelligence (OMI)

Потеря позиций в 2022 году во внекатегориальном рейтинге Топ-20 для многих глобальных брендов совпала с неудачей в «своих» категориях, то есть, в отраслевых рейтингах Топ-10. Помимо упомянутого выше бренда Coca-Cola опустился на третью строчку в категории «Кафе и рестораны» и бренд McDonald’s. Победителем там стал другой американский бренд KFC. Возможно, это произошло из-за того, что последний уходил из России «не так громко». Второе же место занял «Бургер Кинг», который «не смог уйти» с российского рынка. Эта категория также показательна тем, что в ней уже появился российский бренд, который «заменил» глобальный. Речь идет о «Вкусно. И точка.», который занял шестую строчку.

В некоторых категориях один глобальный бренд победил другой, причем, зачастую речь идет марках из одного портфеля крупной глобальной компании. «Несквик» снова потеснил Nestle в категории «Сухие завтраки», а Chappi в категории «Корма для собак» поменялся местами с Pedigree (оба принадлежат Mars).

В категории «Обувь» Nike поменялся местами с Adidas, причем, кардинальных изменений в этой категории не произошло. Российские или турецкие бренды не вытеснили ушедшихприостановивших деятельность глобальных компаний. Похожую картину можно наблюдать и в категории «Одежда», где в очередной раз победил Adidas.

В категориях, связанных с электроникой, изменений практически нет, а «засилье китайских брендов», можно условно наблюдать только в Топ-10 категории «Сотовые телефоны, смартфоны или КПК», где впервые появился китайский бренд Redmi – он занял восьмую строчку.

В категории «Средства по уходу за телом (гели для душа, кремы, дезодоранты и прочее)» первую строчку впервые занял бренд Dove, который, как и «Чистая линия», принадлежит концерну Unilever. Бессменный победитель категории, бренд Nivea, с идентичными показателями формально опустился на одну позицию, но в реальности можно считать, что он делит с Dove первую и вторую строчку.

2022 год стал удачным сразу для нескольких российских брендов, которые вытеснили с первого места российских конкурентов. Так, в категории «Кондитерские изделия» впервые первую строчку занял бренд «Яшкино», а прошлогодний победитель - «Бабаевский» - опустился на вторую позицию. Также впервые победителями стали «Альфа-Банк» и «Вита» в категориях «Страховые услуги» и «Аптеки» соответственно. «Альфа-Банк» также сохранил за собой четвертое место в категории «Банковские услуги», где победителем в очередной раз стал Сбер.

Знаковыми событиями можно считать не только смену лидера, но иногда и сам факт появления в рейтинге известных российских брендов. Так, в Топ-10 категорий «Автомобили» и «Фототехника» после долгого отсутствия вернулись Lada и «Зенит» соответственно.

Исследование «Любимые бренды россиян» проводится ежегодно с 2008 года. В ходе каждой волны методом онлайн-опроса опрашивают 1500 человек. Выборка квотная стратифицированная, респондентов выбирают случайным образом из access панели OMI из числа людей в возрасте 18 – 55 лет, проживающих в городах с населением свыше миллиона человек.

06.12.2022

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Анализ рынков

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

День знаний для маркетологовДень знаний для маркетологов
Как не ошибиться с выбором формата обучения и предстать перед будущим работодателем успешным специалистом. Директор по маркетингу ведущего IT-холдинга Fplus Ирина Васильева рассказала, на что теперь смотрят работодатели при приеме на работу, как нестандартно можно развиваться в профессии и стоит ли действующим маркетологам обучаться на онлайн-курсах.
Почему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследованиеПочему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследование
Эксперты ЮKassa (сервис для приёма онлайн- и офлайн-платежей финтех-компании ЮMoney) и RetailCRM (решение для управления заказами и клиентскими данными) провели исследование* и выяснили, почему пользователи не завершают покупки в интернет-магазинах. По данным опроса, две трети респондентов хотя бы раз оставляли заказы незавершёнными, чаще всего это электроника и бытовая техника, одежда и товары для ремонта. Вернуться к брошенным корзинам многих мотивируют скидки, кэшбэк и промокоды.
Как в кино: принципы голливудского маркетингаКак в кино: принципы голливудского маркетинга
За пару недель создать ажиотаж вокруг фильма, чтобы все писали о смелом промо, а зрители сметали билеты на премьеру? Маркетинг впечатлений — это искусство, которым Голливуд владеет в совершенстве. Как использовать его принципы в рекламе, рассказывает генеральный директор Mera (by Okkam) Мария Силкина.
ИИ в рекламе: как автоматизация процессов меняет нашу жизньИИ в рекламе: как автоматизация процессов меняет нашу жизнь
Владимир Нерюев, заместитель Генерального директора коммуникационного агентства АУРА (в составе Газпром-Медиа Холдинга) поделился мнением, как искусственный интеллект (ИИ) стал неотъемлемой частью многих сфер нашей жизни, включая рекламу.
Этика vs эффективность: как сделать эффективный маркетинг этичным?Этика vs эффективность: как сделать эффективный маркетинг этичным?
Каждый третий россиянин считает, что неуместная реклама может вызвать сильные негативные эмоции

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

  • Общая Теория Рекламы: «Примечания и Дополнения». (770)
    Примечания и дополнения: «…». Цитата: Источник видео. ...
  • *
    Цитата: Источник иллюстрации. Искренние соболезнования родственникам, друзьям, соратникам ... ...
  • Общая Теория Рекламы: «Фанаты и Жизнь». (358)
    Фанаты и Жизнь: «…». Цитата: Meet the motorway service station superfans who are passionate about pit stops ...
  • *
    Цитата: Источник иллюстрации. Искренние соболезнования родственникам, друзьям, соратникам ... ...
  • Общая Теория Рекламы: «Дураки» и «Дороги». (229)
    «Дураки» и «Дороги»: «расширение к посту №151849». В предыдущем посте №151849 было показано, что ...
  • Общая Теория Рекламы: «Варвар» и «Еретик». (134)
    «Варвар» и «Еретик»: «вором у вора?». Цитата: ФАС признала необоснованным повышение МТС тарифов на связь, ...
  • *
    Цитата: [url=https://img0.joyreactor.cc/pics/post/full/RIP-Джон-Амос-8614430.jpeg] Источник ...
  • Мифы и Правда о Бренд-Менеджерах (20)
    Сегодня снова наткнулся на эту статью, хотя читал лет десять назад! Названия брендов поменялись а смысл тот ...
  • *
    Цитата: Источник иллюстрации. Искренние соболезнования родственникам, друзьям, поклонникам ... ...
  • *
    Цитата: Источник иллюстрации. Искренние соболезнования родственникам, друзьям, поклонникам ... ...

на правах рекламы

07.10.2024 - 14:13
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация