Брендинг

"Есть идея - есть IKEA": история самой популярной мебельной торговой марки

"Есть идея - есть IKEA": история самой популярной мебельной торговой марки

Ингвару Кампраду было всего 17 лет, когда он основал IKEA в 1943 году. До этого молодой человек занимался продажей всяких мелочей, например, ручек, кошельков и рамок для фотографий. «Я до сих пор помню то приятное ощущение, которое испытал, получив свою первую прибыль. В то время мне было не более пяти лет», — говорил Ингвар.

Название IKEA составлено из первых букв имени и фамилии основателя, названия фермы, где он вырос (Эльмтарюд) и ближайшей деревни — Агуннарюд. 

История логотипа

Кампрад зарегистрировал фирму Handelsfirman IKEA в июле 1943 года. На первом логотипе было название, а ниже надпись «Агуннарюд, Швеция», через некоторое время на лого появились слова «импорт-экспорт». Слово ИКЕА было написано курсивом, строчными буквами и с ударением.

Предшественники сегодняшнего логотипа начали появляться в 1950-х годах. Так, в в 1951 году лого представлял собой стилизацию под гладкую традиционную красную восковую печать с тонким белым контуром.

Новую версию в 1952 году разработал дизайнер Гиллис Лундгрен. IKEA писалась заглавными буквами и была помещена в форму, напоминающую облако. В палитре присутствовали светло-коричневые и кремовые оттенки. Коричневая эмблема изначально располагалась на фоне многочисленных вертикальных полос разной толщины.

В 1953 году логотип был упрощен, его фон стал светло-бежевым без узоров. Под эмблемой, в правом нижнем углу логотипа появилось слово «Агуннарюд».

Цветовая палитра меняется в 1955 году, желтая эмблема с черными буквами теперь располагалась в левой части горизонтально вытянутого черного прямоугольника. В 1956 году эмблема становится черной, а буквы и квадратный фон — светло-бежевыми. 

Новый логотип был представлен в 1957 году для первой линейки мебели компании. Теперь эмблема окрашена в черный цвет и размещена на ярко-желтом фоне с черным строгим контуром.

В 1958 году форма облака превратилась в овал, а ярко-желтый оттенок сменился на белый. Композиция осталась прежней, только теперь фон был черным, а овал — белым. Черная надпись IKEA усилена: массивные формы букв стали четкими и строгими.

Апостроф над буквой E был удален в 1962 году, а шрифт логотипа изменен вручную, до еще более узнаваемых форм. Логотип стал черно-белым.

Слоган был полностью удален из логотипа IKEA в 1967 году. Еще одно изменение цветовой палитры сделано в 1982 году, на этот раз IKEA нашла свое идеальное сочетание — желтый круг, помещенный внутри синего прямоугольника, и синяя надпись посередине.

Синий и желтый цвета логотипа также являются цветами шведского флага и напоминают о происхождении компании. Комбинация была впервые использована в 1977 году и стала официальной в 1983 году. 

В 1984 году появилось первое руководство по визуальному профилю, в котором четко описывалось использование IKEA в качестве «товарного знака» и IKEA в качестве «словесного знака». А с 1991 года строились только синие магазины с желтой надписью IKEA на фасаде. 

В 2019 компания объявила о редизайне логотипа, на первый взгляд изменения оказалось сложно заметить. Однако они были. Сами буквы стали крупнее на фоне овала, пространство у букв «Е» и «А» оказалось больше, а нога «К» получила новый угол наклона. Технически логотип стал проще и чище. Начертание приобрело более современный вид.

Развитие компании

Сначала ИКЕА занималась почтовой рассылкой и продажей мелких товаров. Для расширения ассортимента Кампрад решил продавать мебель, она считалась в то время дефицитным товаром. До этого периода в магазине работал только сам Кампрад. В 1948 году он нанял первого сотрудника. К 1950 году штат компании уже насчитывал 4 человека. В 1951 году у IKEA появился первый каталог.

Цены на мебель предприятия были настолько низкими, что сначала люди скептически отнеслись к ее товарам. Тогда Кампрад решил превратить свою старую мастерскую в выставочный зал, чтобы люди могли сами проверить ее перед покупкой.

Потом он придумал еще одно революционное решение. Почтовая доставка громоздкой мебели была дорогой и неудобной, и товары часто повреждались в пути. В 1956 году в IKEA решила снять ножки со стола, благодаря чему появились плоская упаковка и концепт самостоятельной сборки мебели. В 1958 году в Эльмхульте был открыт фирменный магазин IKEA. 

К началу 60-х годов в Швеции работали уже несколько магазинов IKEA. Кампрад задумался о выходе на зарубежные рынки. Начал он с Норвегии, в 1963 году открылся магазин в Осло. Потом IKEA появилась в Дании. С этого началась экспансия мировая IKEA, сеть открывала свои магазины все в новых городах и странах.

Первые попытки IKEA выйти на российский рынок были еще в 1980-х.  Кампрад вел переговоры и планировал создать в СССР комплекс по производству мебели. Но соглашение не было достигнуто.

Удалось это только в конце 1990-х, в начале 2000 года в Химках (Московская область) открылся первый магазин. 

Сейчас Inter IKEA Systems B.V. является правообладателем IKEA и держателем международной франшизы IKEA, функции разработки ассортимента, поставок сырья и коммуникаций переданы другим компаниям.

В 2012 IKEA впервые провела оценку своей торговой марки в результате внутренней сделки. Дочерняя компания IKEA Systems выкупила права на бренд у головной Interogo за $11,2 млрд. 

В настоящее время один из крупнейших в мире ритейлеров по продаже товаров для дома и мебели принадлежит нидерландскому фонду Stichting INGKA Foundation и семье основателя Ингвара Кампрада. Прибыль IKEA исчисляется миллиардами евро.

25.02.2022

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR не находит себе места PR не находит себе места
PR-агентство Comunica опросило читателей отраслевых Telegram-каналов о месте PR-блока в структуре компании и наличии собственного бюджета.
PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.

Книги по дизайну


Перестройка моды

Перестройка моды
Перестройка моды. В этом издании мы предлагаем обзор феномена альтернативной моды, который возник в конце XX века на фоне распада советской империи. Когда богема 1980–1990-х годов пыталась рефлексировать на современность через контркультурные наряды, без особых шансов на реализацию идей в виде одежды, так как легкая промышленность и экономика страны в этот период стремительно увядали. Эту историю предлагается рассматривать в канве взлета и падения не менее сложной истории советской моды, декларативно претендовавшей с первых лет существования Советского Союза на то, чтобы стать альтернативой буржуазной моде. История, похожая по романтичному настрою на историю конструктивистов 1920–1930-х, когда на модный фронт вместо конструкторов и швей были призваны художники и студенты. Уже поэтому мы не можем обойтись без беглого обзора истории от «альтернативы» начала XX века до «альтернативы» его конца, между которыми лежали разорительные смертоносные войны, каждый раз ввергающие страну в нищету и вынуждая население довольствоваться практически любой одеждой. Нелегкие времена, которые смешались с периодами нэпа, «советского шика» и «застоя», когда линия «социалистического костюма» деградировала, а советская экономика оказалась не готова к удовлетворению возросших нужд населения и индивидуализации вкуса. Само существование этих проблем в СССР не признавалось и в должной мере не изучалось, что и сыграло в итоге ключевую роль в поисках альтернатив на любом уровне, от носибельных, до самых вычурных художественных форм. К концу ХХ века размылось и понимание мейнстрима в моде, у разных социальных групп оно было свое. Но, говоря о моде, мы пытаемся рассказать о жителях прежде всего Москвы и крупных городов советского пространства. Не укрощенная неофициальная мода, балансируя на грани перформанса и дизайнерского шоу, появилась внезапно. Новые модельеры молниеносно отвоевали собственное пространство на рок-сцене, в сквотах и на официальных подиумах. С началом Перестройки отношение к представителям субкультур постепенно менялось – от откровенно негативного к ироничному и заинтересованному. Но еще достаточно долго модников с их вызывающим дресс-кодом обычные советские граждане воспринимали приблизительно также как инопланетян. Самодеятельность в области моды активно процветала и в студенческой среде 1980-х. Из рядов студенческой художественной вольницы в основном и вышли новые, альтернативные дизайнеры. Часть из них ориентировалась на художников-авангардистов, не принимая в расчет реальную моду. Приключения художников в рамках модной индустрии, где имена советских дизайнеров переплелись с известными именами из мировой модной индустрии для всех участников этого движения закончились по‑разному. Каждый выбрал свой путь.

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

01.06.2025 - 13:08
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация