Статьи

"Python по вкусу - как слегка забродивший компот". Белорусы делают кофе для разработчиков

"Python по вкусу - как слегка забродивший компот". Белорусы делают кофе для разработчиков

Чуть больше четырёх лет назад эта кофейня-ростерия стала первым в Минске заведением с собственным оборудованием для обжарки кофе. Сегодня «SORSO di espresso» — это уже несколько кофеен, собственное производство и тренинг-центр. Проект поставляет оборудование для кофеен, участвуя в его разработке, занимается изобретениями и выводит на рынок новые продукты. Например, id-coffee или «кофе для айтишников», в котором каждый купаж назван в честь языка программирования — Java, JavaScript, C++ и Python.

Как доработать ПО ростера, сделанного компанией со 150-летней историей

Бизнес быстро набрал обороты: буквально за 2 года «SORSO» выросла из стен кофейни и первой в Беларуси открыла производство Specialty coffee. 

— Мы закупили инновационное оборудование, аналогов которого до того момента не существовало, — рассказывает Юрий. — Одна из российских компаний предложила идею обжарки кофе в так называемом «псевдокипящем слое». Для кофейного сообщества, в том числе белорусского, направление было абсолютно новое. Мы не только купили ростер под серийным номером 001, но и тестировали такое оборудование — по сути, участвовали в разработке.

Первое время основатели обжаривали кофе сами (и были уверены, что он не может быть «пожарен не так»), но обороты нарастали, к процессу подключались сотрудники, выращенные внутри компании. Чтобы процесс обжарки не вышел из-под контроля, компания приобрела новый ростер — с компьютерным контролем процесса. Он используется на производстве по сей день.

Выбирали среди производителей, которые не только полностью понимают процесс, но и предлагают понятные системы. В итоге обратились к одной из самых уважаемых в мире компаний – немецкой фирме Probat, которая вот уже 150 лет выпускает ростеры для производства кофе. 

Оборудование Probat позволяет вести компьютерный контроль обжарки каждого сорта кофе по индивидуальному профайлу. Однако в «SORSO di espresso» пошли дальше — доработали программу, которая управляет ростером, вместе с разработчиками-энтузиастами.

— Существует немало специальных платформ для управления машинами, которые выполняют обжарку кофе, — поясняет Юрий Стальмахов. — И есть много разработчиков, которые делают такие программы «ради фана», просто чтобы попробовать, как это будет работать. Ребята, придумавшие программу Artisan, — как раз такие энтузиасты, никак не связанные с кофе. Они дали нам доступ к программе, отвечали и продолжают отвечать на наши вопросы. А мы с их помощью адаптируем её под нужды собственного производства. Мы синхронизировали Artisan с нашей машиной, «подружили» её с базовым ПО ростера.

Производство: большая аналитическая работа, отбор и «домашка»

Важно понимать, что производство кофе начинается не с его обжарки, а с большой аналитической работы, объясняет Юрий. Она может вестись несколько месяцев.

— Мы взвешиваем, измеряем, оцениваем все параметры, отмечаем мельчайшие дефекты на зёрнышках. И то, как всё это вкупе может повлиять на вкус напитка.

Только после этого специалисты переходят к следующему этапу — обжарке небольшого образца для дегустации. В профессиональной среде это называется сэмплинг. После чего данные снова вносятся в программу, которая позже, уже на этапе обжарки кофе, будет давать подсказки человеку. 

Юрий не скрывает: в обжарке кофе есть два основных параметра — это температура и время. Именно они и влияют на результат. Однако при этом каждое зёрнышко имеет свою геометрию, плотность и твёрдость, а также параметры влажности» — их тоже нужно обязательно вносить в программу. Так постепенно создаётся индивидуальный профайл для обжаривания конкретного сорта кофе.

На втором году своего существования компания стала официальным представителем одного из крупнейших трейдеров зелёного кофе в России, получив доступ к огромному выбору сортов. Прежде, чем кофе приедет в Минск, специалисты компании едут к своему поставщику и на месте оценивают не менее 50 разных сортов. Выбирают в итоге два, «которые понравятся больше всего».

— Дальше мы контролируем продукт уже здесь, на территории производства. У нас своя школа по обучению бариста, в которой сегодня работает 4 преподавателя. Они занимаются дегустацией каждый день, без исключения.

Юрий тоже ежедневно берёт «домашнюю работу», чтобы продегустировать что-то. «Домашка» у Юрия Стальмахова небольшая: 3-5 сортов. Но он признаётся, что дома уделяет процессу дегустации гораздо больше времени, чем на производстве.

— Дома нет спешки, суеты, и можно сконцентрироваться на своих ощущениях. Найти не только так называемые дескрипторы — основные запахи и вкусы, но и почувствовать ещё что-то. Обычно я отмечаю всё: допустим, какая-то нота показалась мне странной, раньше я её не встречал  обязательно описываю её и своё восприятие. Могу, например, отметить, что «при третьем подходе к чашке почувствовал вкус перезрелой сливы». Такие пометки обязательны, чтобы потом я мог понять, в какой момент сливовый оттенок изменился.

«Кофе для айтишников»: кислый C++ и Python с оттенком натуральной обработки

Юрий Стальмахов, как выясняется в процессе разговора, — фигура творческая, ищущая. Так его поиски себя в музыке привели к тому, что он играет на «всех существующих музыкальных инструментах». И в кофейном деле он тоже ищет — новые вкусы, сочетания. Так появляются новые линейки. Последняя и самая интересная — «кофе для айтишников», она же id-coffee. Каждый купаж назван в честь языка программирования — JavaScript, Java, C++ и Python.

В разработке этого продукта участвовала большая команда, в том числе айтишники: они подсказали идею. Некоторые из этих людей оставили на упаковках id-coffee отпечатки своих пальцев — на каждой упаковке разные. По словам Юрия, это было важно: «Так я закладывал сюда и идею конкретной личности».

Созданию id-coffee предшествовало чуть ли не целое исследование: Юрий изучал, как каждый язык видят сами профессионалы в отрасли, просил дать ассоциации с цветом. Так С++ приобрёл оттенок ночного неба, JS стал оранжево-жёлтым, Java — красным, но с добавлением розового, а Python — фиолетовым. Работа над последним, кстати, была самой сложной.

— Один человек в нашей команде произнес фразу, застрявшую у меня в голове: «Python — это язык, на котором создается искусственный интеллект». И скорее всего — «язык программирования будущего». Понять, как заложить в продукт идею будущего, было непросто. Я искал связи в кофейной отрасли. В тот момент на пике популярности был кофе натуральной обработки. Раньше он мало кому нравился, поскольку подразумевал наличие в чашке земляных или — что ещё хуже — плесневых оттенков. Но с развитием технологий приобрёл привкус вина, переспелых фруктов и интересные оттенки манго. И я подумал, что неплохо было бы дать купажу Python ярко выраженный оттенок натуральный обработки.

В итоге у кофе Python вкус слегка перезревших ягод. Юрий говорит, что похожее ощущение появляется, когда вы пьёте слегка забродивший компот.

Java — бодрящий кофе: команда стремилась «добавить в него больше динамики, энергии». А у C++, по словам его создателя, сложный и неоднозначный оттенок послевкусия. Одновременно это «самый кислый» продукт в линейке: ассоциация с витамином C.

— Я хотел, чтобы после глотка возникала пауза — небольшой шок: «Что это? Откуда?» И вот когда однажды, заварив кофе по новому рецепту, я сам сделал глоток и задумался, этот купаж и появился в упаковке C++.

Ближе всех Юрию был JavaScript: ведь JS — это его собственные инициалы. У него то мягкое послевкусие, которое нравится самому Юрию.

Стальмахов рассказывает, что в производстве традиционной линейки обычно используется арабика из бразильского региона, но для id-coffee команда намеренно выбрала колумбийскую арабику — «самую интересную, которую удалось найти». 

Изобретение: кофе в таблетках

В id-coffee Юрий Стальмахов реализовал не все свои амбиции. Он признаётся, что всегда «мечтал привнести что-то новое в индустрию». Наконец, появилась идея.

— Однажды в поездке мы с партнёром заварили кофе — просто бросили молотый кофе в чашку. И я начал рассуждать: как бы это придумать так, чтобы человек мог пить вкусный кофе и не думать о том, как он перемолот и обжарен, не выверять, сколько грамм насыпать. Просто залить водой и наслаждаться напитком. Так возникла идея кофейной таблетки.

С формой Юрий экспериментировал, пытаясь по-разному уплотнить кофе, чтобы защитить его от агрессивного воздействия кислорода. И в какой-то момент обратил внимание, что постоявший несколько дней кофе в одноразовом стаканчике по форме напоминает таблетку. Со временем определились необходимые размеры: диаметр таблетки составляет 3 см, высота — 1 см. Это «как хорошая ложка кофе». Хотели обратиться к фармацевтам, ведь у них большой опыт производства таблеток. Но оказалось, с такими размерами фармацевтические предприятия не работают.

— Когда мы нашли станок, который позволил нам сформировать таблетку, появилась другая проблема: при прессовании частицы молотого кофе стали разрушаться, пропадал и запах, и вкус.

Полгода ушло на эксперименты. Пока не появилась идея применить горячее прессование, чтобы верхний слой таблетки запечатывался, как глазурь. В конечном итоге цель была достигнута: кофейное зерно размололи, а потом превратили его в «зерно» побольше. С такими же плотными стенками, которые естественным образом сохраняют кофе внутри.

Юрий долго перечисляет преимущества кофейной таблетки: её можно «бросить в портфель и взять с собой в путешествие, можно было заварить в поезде или на борту самолета.

— Мы даже думали, что кофейная таблетка могла бы в перспективе стать продуктом для нашей армии. Почему нет? Представьте: находясь в трудных условиях, солдат сможет заварить себе абсолютно натуральный молотый кофе.

Кофе начинает стареть, как только вы открыли банку, — он «начинает дышать», объясняет Юрий. «Купив большую упаковку кофе, вы не выпиваете его за раз, и через 5 дней он становится старым. Таблетку же вы вскрываете непосредственно перед завариванием — и она не стареет, кофе в ней герметично запечатан».

— Но идея не только в том, чтобы сохранить кофе свежим. Представьте, что вы покупаете коробку кофейных таблеток, а там ассорти — вся кофейная планета. Или вообразите, что к вам в гости пришли друзья, и вы говорите: «Ребята, у меня есть свой собственный рецепт кофе». Берёте 5 разных таблеток и создаёте свой собственный купаж. Это будет то же самое, что делаю я, но простым способом, потому что всё уже взвешено и смолото.

Со временем в «SORSO» обещают разработать «шпаргалку» с рекомендациями, как сочетать разные кофейные таблетки, чтобы покупатели могли экспериментировать.

Но создание таблетки — это лишь одно из направлений работы. Есть и другие новые идеи, в том числе такие, которые могут быть запатентованы.

— За кофе закрепилась слава «традиционного напитка», но традиционность кофе — только в том, что этот продукт не поменял своего аромата и вкуса за много веков. Он радует нас так же, как людей тысячу лет тому назад. Но современная жизнь вносит коррективы во всё: сегодня мы хотим жить быстрее, получать продукты всё более высокого качества, а платить всё меньше. Это объективно так. Поэтому я каждый день вынашиваю мысль: как это сделать? 

23.07.2018

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

Есть мнение ...

"Азбука вкуса" в новой городской рекламе предлагает нам..."Азбука вкуса" в новой городской рекламе предлагает нам...
Нам придется искать и находить трюфели, а то мы слишком засиделись за компьютерами.
Бесконечные переименования стирают у москвичей память места и чувство...Бесконечные переименования стирают у москвичей память места и чувство...
Во вторник власти Москвы решили, что «Шереметьевской», «Рубцовской» и «Стромынки» на карте метро Москвы не будет. А Карачарово, Крюково и еще трем десяткам станций, ставшим частью МЦД, дадут другие названия.
Как использовать потребительские тренды в туризме и маркетинге...Как использовать потребительские тренды в туризме и маркетинге...
Опрос Ipsos показал: путешествия важны для благополучия россиян, но туризму сложно конкурировать с другими статьями расходов. Выиграть в этой борьбе помогут учет потребительских трендов, ориентация на опыт путешественника и маркетинг впечатлений.
Почему в разгар гастрономического бума никто не хочет покупать...Почему в разгар гастрономического бума никто не хочет покупать...
Некогда главную марку русской кухни выставили на торги. От таких новостей возникает какая-то прямо-таки ностальгическая, светлая печаль. На московской площадке для торгов продадут два бренда группы «Елки-Палки» — «Елки-Палки экспресс» и «Елки-Палки трактир». Вы еще помните эти рестораны и точки общепита?
Городские власти запретят звуковую рекламу на улицахГородские власти запретят звуковую рекламу на улицах
Интересно, что добились этого муниципальные депутаты Тверского района.Некоторым очень везет. Их окна, которые так хочется держать открытыми этим теплым летом, выходят на людные улицы с множеством магазинов. А на этих улицах с утра до вечера — то есть все рабочее время — ходят люди с мегафонами, призывающие покупателей немедленно зайти и приобрести товар — как правило, недорогой и, как правило, поддельный. Ну или зайти выпить кофе. Или съесть гамбургер — все работающие и живущие на людных улицах несчастны по-разному и от разного.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».
87% компаний используют три и более каналов для внутренних...87% компаний используют три и более каналов для внутренних...
«Лучшие кейсы по внутрикорпоративным коммуникациям. Ключевые тенденции последнего времени. Изменения стремительны, успеваем ли мы за ними?» - данную тему 25 апреля 2018 года обсудили на заседании  Комитета по внутрикорпоративным  коммуникациям Ассоциации менеджеров.
New media, new creativity! "Серебряный меркурий" расширяет...New media, new creativity! "Серебряный меркурий" расширяет...
21-22 марта в Санкт-Петербурге состоялся IV Фестиваль рекламы и маркетинговых услуг «Серебряный Меркурий. Северо-Запад», в рамках  которого прошла Большая конференция. Организатором мероприятия стало ведущее брендинговое агентство России – Brandson (Total Identity Group), во главе с Генеральным директоров агентства, Членом совета АБКР, Еленой Юферевой.
Выставка, посвящённая 100-летию со дня рождения Георгия ЩетининаВыставка, посвящённая 100-летию со дня рождения Георгия Щетинина (6)
В Государственном музее А. С. Пушкина открылась выставка, посвященная не столь широко известному, но заслуживающему пристального внимания художнику-иллюстратору ХХ века Георгию Щетинину.

Форум

Вакансии

  • Загрузка ...

на правах рекламы

17.11.2019 - 23:45
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru на Facebookfacebook    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR

Вход | Регистрация