Статьи

"Python по вкусу - как слегка забродивший компот". Белорусы делают кофе для разработчиков

"Python по вкусу - как слегка забродивший компот". Белорусы делают кофе для разработчиков

Чуть больше четырёх лет назад эта кофейня-ростерия стала первым в Минске заведением с собственным оборудованием для обжарки кофе. Сегодня «SORSO di espresso» — это уже несколько кофеен, собственное производство и тренинг-центр. Проект поставляет оборудование для кофеен, участвуя в его разработке, занимается изобретениями и выводит на рынок новые продукты. Например, id-coffee или «кофе для айтишников», в котором каждый купаж назван в честь языка программирования — Java, JavaScript, C++ и Python.

Как доработать ПО ростера, сделанного компанией со 150-летней историей

Бизнес быстро набрал обороты: буквально за 2 года «SORSO» выросла из стен кофейни и первой в Беларуси открыла производство Specialty coffee. 

— Мы закупили инновационное оборудование, аналогов которого до того момента не существовало, — рассказывает Юрий. — Одна из российских компаний предложила идею обжарки кофе в так называемом «псевдокипящем слое». Для кофейного сообщества, в том числе белорусского, направление было абсолютно новое. Мы не только купили ростер под серийным номером 001, но и тестировали такое оборудование — по сути, участвовали в разработке.

Первое время основатели обжаривали кофе сами (и были уверены, что он не может быть «пожарен не так»), но обороты нарастали, к процессу подключались сотрудники, выращенные внутри компании. Чтобы процесс обжарки не вышел из-под контроля, компания приобрела новый ростер — с компьютерным контролем процесса. Он используется на производстве по сей день.

Выбирали среди производителей, которые не только полностью понимают процесс, но и предлагают понятные системы. В итоге обратились к одной из самых уважаемых в мире компаний – немецкой фирме Probat, которая вот уже 150 лет выпускает ростеры для производства кофе. 

Оборудование Probat позволяет вести компьютерный контроль обжарки каждого сорта кофе по индивидуальному профайлу. Однако в «SORSO di espresso» пошли дальше — доработали программу, которая управляет ростером, вместе с разработчиками-энтузиастами.

— Существует немало специальных платформ для управления машинами, которые выполняют обжарку кофе, — поясняет Юрий Стальмахов. — И есть много разработчиков, которые делают такие программы «ради фана», просто чтобы попробовать, как это будет работать. Ребята, придумавшие программу Artisan, — как раз такие энтузиасты, никак не связанные с кофе. Они дали нам доступ к программе, отвечали и продолжают отвечать на наши вопросы. А мы с их помощью адаптируем её под нужды собственного производства. Мы синхронизировали Artisan с нашей машиной, «подружили» её с базовым ПО ростера.

Производство: большая аналитическая работа, отбор и «домашка»

Важно понимать, что производство кофе начинается не с его обжарки, а с большой аналитической работы, объясняет Юрий. Она может вестись несколько месяцев.

— Мы взвешиваем, измеряем, оцениваем все параметры, отмечаем мельчайшие дефекты на зёрнышках. И то, как всё это вкупе может повлиять на вкус напитка.

Только после этого специалисты переходят к следующему этапу — обжарке небольшого образца для дегустации. В профессиональной среде это называется сэмплинг. После чего данные снова вносятся в программу, которая позже, уже на этапе обжарки кофе, будет давать подсказки человеку. 

Юрий не скрывает: в обжарке кофе есть два основных параметра — это температура и время. Именно они и влияют на результат. Однако при этом каждое зёрнышко имеет свою геометрию, плотность и твёрдость, а также параметры влажности» — их тоже нужно обязательно вносить в программу. Так постепенно создаётся индивидуальный профайл для обжаривания конкретного сорта кофе.

На втором году своего существования компания стала официальным представителем одного из крупнейших трейдеров зелёного кофе в России, получив доступ к огромному выбору сортов. Прежде, чем кофе приедет в Минск, специалисты компании едут к своему поставщику и на месте оценивают не менее 50 разных сортов. Выбирают в итоге два, «которые понравятся больше всего».

— Дальше мы контролируем продукт уже здесь, на территории производства. У нас своя школа по обучению бариста, в которой сегодня работает 4 преподавателя. Они занимаются дегустацией каждый день, без исключения.

Юрий тоже ежедневно берёт «домашнюю работу», чтобы продегустировать что-то. «Домашка» у Юрия Стальмахова небольшая: 3-5 сортов. Но он признаётся, что дома уделяет процессу дегустации гораздо больше времени, чем на производстве.

— Дома нет спешки, суеты, и можно сконцентрироваться на своих ощущениях. Найти не только так называемые дескрипторы — основные запахи и вкусы, но и почувствовать ещё что-то. Обычно я отмечаю всё: допустим, какая-то нота показалась мне странной, раньше я её не встречал  обязательно описываю её и своё восприятие. Могу, например, отметить, что «при третьем подходе к чашке почувствовал вкус перезрелой сливы». Такие пометки обязательны, чтобы потом я мог понять, в какой момент сливовый оттенок изменился.

«Кофе для айтишников»: кислый C++ и Python с оттенком натуральной обработки

Юрий Стальмахов, как выясняется в процессе разговора, — фигура творческая, ищущая. Так его поиски себя в музыке привели к тому, что он играет на «всех существующих музыкальных инструментах». И в кофейном деле он тоже ищет — новые вкусы, сочетания. Так появляются новые линейки. Последняя и самая интересная — «кофе для айтишников», она же id-coffee. Каждый купаж назван в честь языка программирования — JavaScript, Java, C++ и Python.

В разработке этого продукта участвовала большая команда, в том числе айтишники: они подсказали идею. Некоторые из этих людей оставили на упаковках id-coffee отпечатки своих пальцев — на каждой упаковке разные. По словам Юрия, это было важно: «Так я закладывал сюда и идею конкретной личности».

Созданию id-coffee предшествовало чуть ли не целое исследование: Юрий изучал, как каждый язык видят сами профессионалы в отрасли, просил дать ассоциации с цветом. Так С++ приобрёл оттенок ночного неба, JS стал оранжево-жёлтым, Java — красным, но с добавлением розового, а Python — фиолетовым. Работа над последним, кстати, была самой сложной.

— Один человек в нашей команде произнес фразу, застрявшую у меня в голове: «Python — это язык, на котором создается искусственный интеллект». И скорее всего — «язык программирования будущего». Понять, как заложить в продукт идею будущего, было непросто. Я искал связи в кофейной отрасли. В тот момент на пике популярности был кофе натуральной обработки. Раньше он мало кому нравился, поскольку подразумевал наличие в чашке земляных или — что ещё хуже — плесневых оттенков. Но с развитием технологий приобрёл привкус вина, переспелых фруктов и интересные оттенки манго. И я подумал, что неплохо было бы дать купажу Python ярко выраженный оттенок натуральный обработки.

В итоге у кофе Python вкус слегка перезревших ягод. Юрий говорит, что похожее ощущение появляется, когда вы пьёте слегка забродивший компот.

Java — бодрящий кофе: команда стремилась «добавить в него больше динамики, энергии». А у C++, по словам его создателя, сложный и неоднозначный оттенок послевкусия. Одновременно это «самый кислый» продукт в линейке: ассоциация с витамином C.

— Я хотел, чтобы после глотка возникала пауза — небольшой шок: «Что это? Откуда?» И вот когда однажды, заварив кофе по новому рецепту, я сам сделал глоток и задумался, этот купаж и появился в упаковке C++.

Ближе всех Юрию был JavaScript: ведь JS — это его собственные инициалы. У него то мягкое послевкусие, которое нравится самому Юрию.

Стальмахов рассказывает, что в производстве традиционной линейки обычно используется арабика из бразильского региона, но для id-coffee команда намеренно выбрала колумбийскую арабику — «самую интересную, которую удалось найти». 

Изобретение: кофе в таблетках

В id-coffee Юрий Стальмахов реализовал не все свои амбиции. Он признаётся, что всегда «мечтал привнести что-то новое в индустрию». Наконец, появилась идея.

— Однажды в поездке мы с партнёром заварили кофе — просто бросили молотый кофе в чашку. И я начал рассуждать: как бы это придумать так, чтобы человек мог пить вкусный кофе и не думать о том, как он перемолот и обжарен, не выверять, сколько грамм насыпать. Просто залить водой и наслаждаться напитком. Так возникла идея кофейной таблетки.

С формой Юрий экспериментировал, пытаясь по-разному уплотнить кофе, чтобы защитить его от агрессивного воздействия кислорода. И в какой-то момент обратил внимание, что постоявший несколько дней кофе в одноразовом стаканчике по форме напоминает таблетку. Со временем определились необходимые размеры: диаметр таблетки составляет 3 см, высота — 1 см. Это «как хорошая ложка кофе». Хотели обратиться к фармацевтам, ведь у них большой опыт производства таблеток. Но оказалось, с такими размерами фармацевтические предприятия не работают.

— Когда мы нашли станок, который позволил нам сформировать таблетку, появилась другая проблема: при прессовании частицы молотого кофе стали разрушаться, пропадал и запах, и вкус.

Полгода ушло на эксперименты. Пока не появилась идея применить горячее прессование, чтобы верхний слой таблетки запечатывался, как глазурь. В конечном итоге цель была достигнута: кофейное зерно размололи, а потом превратили его в «зерно» побольше. С такими же плотными стенками, которые естественным образом сохраняют кофе внутри.

Юрий долго перечисляет преимущества кофейной таблетки: её можно «бросить в портфель и взять с собой в путешествие, можно было заварить в поезде или на борту самолета.

— Мы даже думали, что кофейная таблетка могла бы в перспективе стать продуктом для нашей армии. Почему нет? Представьте: находясь в трудных условиях, солдат сможет заварить себе абсолютно натуральный молотый кофе.

Кофе начинает стареть, как только вы открыли банку, — он «начинает дышать», объясняет Юрий. «Купив большую упаковку кофе, вы не выпиваете его за раз, и через 5 дней он становится старым. Таблетку же вы вскрываете непосредственно перед завариванием — и она не стареет, кофе в ней герметично запечатан».

— Но идея не только в том, чтобы сохранить кофе свежим. Представьте, что вы покупаете коробку кофейных таблеток, а там ассорти — вся кофейная планета. Или вообразите, что к вам в гости пришли друзья, и вы говорите: «Ребята, у меня есть свой собственный рецепт кофе». Берёте 5 разных таблеток и создаёте свой собственный купаж. Это будет то же самое, что делаю я, но простым способом, потому что всё уже взвешено и смолото.

Со временем в «SORSO» обещают разработать «шпаргалку» с рекомендациями, как сочетать разные кофейные таблетки, чтобы покупатели могли экспериментировать.

Но создание таблетки — это лишь одно из направлений работы. Есть и другие новые идеи, в том числе такие, которые могут быть запатентованы.

— За кофе закрепилась слава «традиционного напитка», но традиционность кофе — только в том, что этот продукт не поменял своего аромата и вкуса за много веков. Он радует нас так же, как людей тысячу лет тому назад. Но современная жизнь вносит коррективы во всё: сегодня мы хотим жить быстрее, получать продукты всё более высокого качества, а платить всё меньше. Это объективно так. Поэтому я каждый день вынашиваю мысль: как это сделать? 

23.07.2018

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

Есть мнение ...

"В Москве общий уровень дизайна улучшается, а хороший уровень..."В Москве общий уровень дизайна улучшается, а хороший уровень...
Как менялись московские вывески на протяжении последних трех десятилетий, чем московские вывески отличаются от европейских и почему дизайнеры наших вывесок, равно как и навигации в метро, не помогают горожанам сориентироваться. Об этом «Москвич Mag» рассказали владельцы дизайнерских студий, разработчики дизайн-кода Москвы, графические дизайнеры и участники фестиваля шрифтовиков Typomania. 
Sabre Award 2019: забота о здоровье, инфлюенсеры, цифровые технологии...Sabre Award 2019: забота о здоровье, инфлюенсеры, цифровые технологии...
22 мая состоялось награждение победителей одного из самых престижных конкурсов в сфере PR SabreAward 2019. Специалисты аналитического агентства Смыслография проанализировали кейсы победителей и номинантов и отметили актуальные направления развития мирового PR рынка.
Поколение Z. Смогут ли его представители стать хорошими...Поколение Z. Смогут ли его представители стать хорошими... (1)
Поколение Z — люди, рожденные после 1995-ого года. Уже сейчас «зетовцы» составляют почти четверть всего населения РФ и, судя по подсчетам прогнозистов, к 2020-ому штат каждой российской компании на 40% будет состоять именно из сотрудников этого поколения. Насколько компетентными и квалифицированными PR-специалистами могут стать эти пока еще очень молодые и даже совсем юные ребята? О перспективах поколения Z в PR рассуждает Дарья Субоч, СЕО коммуникационного агентства SlavaPR.
PR-бюджет в 50 тысяч рублей приводит московский бизнес к разочарованиюPR-бюджет в 50 тысяч рублей приводит московский бизнес к разочарованию
Коммуникационное агентство «Со-общение» провело исследование удовлетворенности компаний Москвы и Санкт-Петербурга результатами использования PR как инструмента продвижения своих товаров и услуг.
Как видео помогает сайтам улучшать позиции в поискеКак видео помогает сайтам улучшать позиции в поиске
Специалисты сервиса Rookee провели эксперимент и выяснили, влияет ли видео на ранжирование сайта в поисковых системах.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».
87% компаний используют три и более каналов для внутренних...87% компаний используют три и более каналов для внутренних...
«Лучшие кейсы по внутрикорпоративным коммуникациям. Ключевые тенденции последнего времени. Изменения стремительны, успеваем ли мы за ними?» - данную тему 25 апреля 2018 года обсудили на заседании  Комитета по внутрикорпоративным  коммуникациям Ассоциации менеджеров.
New media, new creativity! "Серебряный меркурий" расширяет...New media, new creativity! "Серебряный меркурий" расширяет...
21-22 марта в Санкт-Петербурге состоялся IV Фестиваль рекламы и маркетинговых услуг «Серебряный Меркурий. Северо-Запад», в рамках  которого прошла Большая конференция. Организатором мероприятия стало ведущее брендинговое агентство России – Brandson (Total Identity Group), во главе с Генеральным директоров агентства, Членом совета АБКР, Еленой Юферевой.
Выставка, посвящённая 100-летию со дня рождения Георгия ЩетининаВыставка, посвящённая 100-летию со дня рождения Георгия Щетинина (6)
В Государственном музее А. С. Пушкина открылась выставка, посвященная не столь широко известному, но заслуживающему пристального внимания художнику-иллюстратору ХХ века Георгию Щетинину.

Форум

Вакансии

  • Загрузка ...

на правах рекламы

17.07.2019 - 02:55
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru на Facebookfacebook    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR

Вход | Регистрация