Статьи

Второй год подряд доля нелегальных сигарет в России растет ускоренными темпами

Второй год подряд доля нелегальных сигарет в России растет ускоренными темпами

По результатам исследования, проведенного аналитическим агентством Kantar TNS в 1-ом квартале 2018 года, доля нелегального рынка сигарет значительно увеличилась и достигла 7,7% против 4,6% годом ранее. По отраслевым расчетам в масштабах российского рынка объём нелегальной продукции составит около 20 млрд штук сигарет в 2018 году, а государственный бюджет может потерять более 50 млрд рублей дохода от табачных акцизов и НДС.

Исследование проводилось аналитическим агентством KantarTNS[1] по заказу компаний JTI, PMI, BAT и ITметодом интервью и обмена пачек у курильщиков в возрасте от 19 до 64 лет. Опрос респондентов проходил в 8 регионах России в период с января по февраль 2018 года.

Динамика роста доли нелегальной продукции в России

В структуре нелегального рынка основной объём (более 37%) составляют сигареты, произведенные в странах-партнерах России по Евразийскому экономическому союзу. В масштабах российского рынка на их долю приходится 2,9% всего потребления табачных изделий (или около 7,5 млрд. сигарет). Значительная часть представлена сигаретами белорусских производителей, выпущенными как для внутреннего рынка с акцизными марками Республики Беларусь, так и предназначенными для экспорта. В целом, Белоруссия остается крупнейшей страной-поставщиком нелегальных сигарет в Россию, занимая 2,2% российского табачного рынка.

Тенденцией последних лет стало увеличение доли сигарет, произведенных за пределами стран ЕАЭС, в частности в Объединенных Арабских Эмиратах и Сербии. В общем объёме нелегального потребления их доля увеличилась до 24,6%. С момента проведения предыдущего исследования в 1-ом квартале 2017 года их доля на российском рынке увеличилась с 0,7% до 1,9%.

Другую быстрорастущую категорию на нелегальном рынке составляет табачная продукция, находящаяся в обороте либо без специальной акцизной марки, либо с признаками её подделки. Доля данной категории увеличилась с 1,6% до 2,4% российского рынка в 1-ом квартале 2018 года. На ее рост повлияло отсутствие до настоящего момента обязательной системы цифровой маркировки, позволяющей эффективно отслеживать производство, оборот и уплату акцизов российскими производителями.

Изменение доли нелегальной продукции в приграничных регионах России

В приграничных регионах наиболее высокий уровень проникновения нелегальной продукции отмечен в Брянской и Смоленской областях. В этих регионах России доля нелегальных сигарет почти в три раза превышает общероссийские показатели. В первом квартале 2018 года она достигла 21,4% всех продаж сигарет на этой территории.

В граничащих с Казахстаном регионах России (Саратовской, Самарской, Оренбургской и Челябинской областях) доля нелегальных сигарет за год увеличилась почти в 2,5 раза с 5,5% в 2017 году до 13,6% по итогам первого квартала 2018 года.

На Северном Кавказе (в республиках Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Адыгеи и Северной Осетии-Алании) доля сигарет, имеющих нелегальное происхождение, за год увеличилась вдвое до 23,4% в 1-ом квартале 2018 года. При этом доля теневого рынка табачных изделий в республиках Северного Кавказа превышает общероссийский уровень в три раза.

Распространение нелегальной продукции по республикам Северного Кавказа неравномерное. Если в Карачаево-Черкесии доля контрафакта и контрабанды составляет 7,3%, то в Кабардино-Балкарии и Северноей Осетии она превышает 30%, а в Нальчике 45%.  

Среди городов с населением более 1 млн человек наиболее высокая доля нелегальных сигарет была зафиксирована в Омске 29%, Ростове-на-Дону 26%, Красноярске 15% и Новосибирске 12%. 

Комментарии табачных производителей:

«Значительный рост доли нелегального рынка на протяжении последних двух лет доказывает, что цена остается единственным ключевым фактором выбора в пользу дешевой нелегальной продукции, – считает вице-президент JTI по корпоративным отношениям и коммуникациям в России Сергей Головко. – В условиях, когда неопределенность с гармонизацией ставок акциза между Россией и странами Евразийского экономического союза остается главным фактором перетока более дешевой табачной продукции из соседних стран на внутренний рынок России, любое повышение ставок акциза в России – без привязки к уровню акцизной нагрузки в соседних странах и покупательной способности населения в России – только способствует ценовой привлекательности и все более лояльному отношению потребителей к нелегальным сигаретам. Эффективное решение проблемы нелегального рынка в России требует принятия комплекса мер, включающего – вместе с выравниванием ставок акцизов на табачную продукцию на увроне ЕАЭС и совершенствованием внутрироссийского законодательства и его правоприменения – еще и обязательное введение цифровой маркировки в странах-участницах ЕАЭС».

«Для того чтобы остановить стремительный рост рынка нелегальной табачной продукции в России и обеспечить устойчивые налоговые поступления в государственный бюджет, необходим комплексный подход, включающий предсказуемую взвешенную налоговую политику государства, ужесточение санкций за производство и сбыт нелегальной табачной продукции и повышение эффективности правоприменительной практики, отметил вице-президент по корпоративным вопросам «Филип Моррис Интернэшнл» в России Сергей Слипченко. – Также, мы считаем, что введение единой минимальной цены на сигареты дополнило бы комплекс мер по противодействию росту нелегального рынка, поскольку этот механизм стал бы действенным индикатором для контролирующих органов и потребителей, позволяя быстро и эффективно определять нелегальную продукцию и выводить её из розничного оборота. В дополнение к этому, введение фиксированной розничной цены на табачные изделия будет способствовать повышению прозрачности их оборота на российском рынке. Внедрение обязательной системы цифровой маркировки табачной продукции на территории государств-членов ЕАЭС также позволит ограничить рост нелегального рынка и, тем самым, сократить потери государственного бюджета Российской Федерации и одновременно реализовать полноценное свободное движение легально произведенной продукции в границах Союза».  

 «Доля нелегальной продукции достигла беспрецедентных 7,7% – примерно на столько сократился объём легального рынка сигарет в прошлом году. Это означает, что в ответ на повышение табачных налогов и цен на сигареты российские курильщики не бросают курить, а переходят на доступный контрафакт. Это наносит колоссальный ущерб государству и легальному бизнесу – более 50 млрд рублей в год. Результаты исследования и зарубежный опыт говорят о том, что дальнейшее повышение акцизов в России неизбежно приведёт к усугублению проблемы. Остановить распространение нелегальной продукции поможет взвешенная акцизная политика России и её соседей по ЕврАзЭС. Кроме того, необходимо развивать правоприменительную практику и усиливать финансовое наказание за продажу «серого» продукта. Сейчас расследование дел по торговле контрафактом растягивается на долгие годы, а наказание несоизмеримо низкое, по сравнению с криминальным доходом», – прокомментировал руководитель «БАТ Россия» по противодействию незаконному обороту табачных изделий Максим Курганский.

«Следует обратить внимание на тот факт, что доля сигарет, нелегально произведенных на территории РФ, увеличилась в полтора раза. Эффективным методом борьбы с производством нелегальной продукции в России является отслеживание оборота производственного табачного оборудования, необходимость которого предусмотрена действующим законодательством, однако, в силу непонятных причин, не применяется на практике, говорит Георгий Соустин, директор департамента по корпоративным и юридическим вопросам в России и странах Центральной Азии компании ImperialTobacco. – Еще одним тревожным фактом является драматический рост доли нелегальной продукции в регионах с невысоким доходом населения (Северная Осетия, Брянская область) – в пять раз выше, чем в среднем по стране – что свидетельствует о критическом уровне цен легальной продукции для людей с низким доходом. В этой связи любая инициатива, влекущая за собой увеличение стоимости легальной табачной продукции, должна быть тщательно взвешена».


 

[1] ЗАО «ТНС МИЦ»

20.04.2018

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

Есть мнение ...

Городские власти запретят звуковую рекламу на улицахГородские власти запретят звуковую рекламу на улицах
Интересно, что добились этого муниципальные депутаты Тверского района.Некоторым очень везет. Их окна, которые так хочется держать открытыми этим теплым летом, выходят на людные улицы с множеством магазинов. А на этих улицах с утра до вечера — то есть все рабочее время — ходят люди с мегафонами, призывающие покупателей немедленно зайти и приобрести товар — как правило, недорогой и, как правило, поддельный. Ну или зайти выпить кофе. Или съесть гамбургер — все работающие и живущие на людных улицах несчастны по-разному и от разного.
Александр Оськин: "За газеты будем бороться"Александр Оськин: "За газеты будем бороться"
Назначена и дата «похорон» печатных СМИ — 29 декабря 2037 года. В неизбежности этого события уверены многие авторитетные медиаспецы. Многие, но не все. У вице-президента Союза предприятий печатной индустрии по распространению печатной продукции (СППИ ГИПП) Александра Оськина на этот счет иное мнение. Слухи о неминуемой и скорой смерти печатных СМИ он считает сильно преувеличенными.
"В Москве общий уровень дизайна улучшается, а хороший уровень..."В Москве общий уровень дизайна улучшается, а хороший уровень...
Как менялись московские вывески на протяжении последних трех десятилетий, чем московские вывески отличаются от европейских и почему дизайнеры наших вывесок, равно как и навигации в метро, не помогают горожанам сориентироваться. Об этом «Москвич Mag» рассказали владельцы дизайнерских студий, разработчики дизайн-кода Москвы, графические дизайнеры и участники фестиваля шрифтовиков Typomania. 
Sabre Award 2019: забота о здоровье, инфлюенсеры, цифровые технологии...Sabre Award 2019: забота о здоровье, инфлюенсеры, цифровые технологии...
22 мая состоялось награждение победителей одного из самых престижных конкурсов в сфере PR SabreAward 2019. Специалисты аналитического агентства Смыслография проанализировали кейсы победителей и номинантов и отметили актуальные направления развития мирового PR рынка.
Поколение Z. Смогут ли его представители стать хорошими...Поколение Z. Смогут ли его представители стать хорошими... (2)
Поколение Z — люди, рожденные после 1995-ого года. Уже сейчас «зетовцы» составляют почти четверть всего населения РФ и, судя по подсчетам прогнозистов, к 2020-ому штат каждой российской компании на 40% будет состоять именно из сотрудников этого поколения. Насколько компетентными и квалифицированными PR-специалистами могут стать эти пока еще очень молодые и даже совсем юные ребята? О перспективах поколения Z в PR рассуждает Дарья Субоч, СЕО коммуникационного агентства SlavaPR.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».
87% компаний используют три и более каналов для внутренних...87% компаний используют три и более каналов для внутренних...
«Лучшие кейсы по внутрикорпоративным коммуникациям. Ключевые тенденции последнего времени. Изменения стремительны, успеваем ли мы за ними?» - данную тему 25 апреля 2018 года обсудили на заседании  Комитета по внутрикорпоративным  коммуникациям Ассоциации менеджеров.
New media, new creativity! "Серебряный меркурий" расширяет...New media, new creativity! "Серебряный меркурий" расширяет...
21-22 марта в Санкт-Петербурге состоялся IV Фестиваль рекламы и маркетинговых услуг «Серебряный Меркурий. Северо-Запад», в рамках  которого прошла Большая конференция. Организатором мероприятия стало ведущее брендинговое агентство России – Brandson (Total Identity Group), во главе с Генеральным директоров агентства, Членом совета АБКР, Еленой Юферевой.
Выставка, посвящённая 100-летию со дня рождения Георгия ЩетининаВыставка, посвящённая 100-летию со дня рождения Георгия Щетинина (6)
В Государственном музее А. С. Пушкина открылась выставка, посвященная не столь широко известному, но заслуживающему пристального внимания художнику-иллюстратору ХХ века Георгию Щетинину.

Форум

Вакансии

  • Загрузка ...

на правах рекламы

22.08.2019 - 16:11
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru на Facebookfacebook    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR

Вход | Регистрация