Статьи

Второй год подряд доля нелегальных сигарет в России растет ускоренными темпами

Второй год подряд доля нелегальных сигарет в России растет ускоренными темпами

По результатам исследования, проведенного аналитическим агентством Kantar TNS в 1-ом квартале 2018 года, доля нелегального рынка сигарет значительно увеличилась и достигла 7,7% против 4,6% годом ранее. По отраслевым расчетам в масштабах российского рынка объём нелегальной продукции составит около 20 млрд штук сигарет в 2018 году, а государственный бюджет может потерять более 50 млрд рублей дохода от табачных акцизов и НДС.

Исследование проводилось аналитическим агентством KantarTNS[1] по заказу компаний JTI, PMI, BAT и ITметодом интервью и обмена пачек у курильщиков в возрасте от 19 до 64 лет. Опрос респондентов проходил в 8 регионах России в период с января по февраль 2018 года.

Динамика роста доли нелегальной продукции в России

В структуре нелегального рынка основной объём (более 37%) составляют сигареты, произведенные в странах-партнерах России по Евразийскому экономическому союзу. В масштабах российского рынка на их долю приходится 2,9% всего потребления табачных изделий (или около 7,5 млрд. сигарет). Значительная часть представлена сигаретами белорусских производителей, выпущенными как для внутреннего рынка с акцизными марками Республики Беларусь, так и предназначенными для экспорта. В целом, Белоруссия остается крупнейшей страной-поставщиком нелегальных сигарет в Россию, занимая 2,2% российского табачного рынка.

Тенденцией последних лет стало увеличение доли сигарет, произведенных за пределами стран ЕАЭС, в частности в Объединенных Арабских Эмиратах и Сербии. В общем объёме нелегального потребления их доля увеличилась до 24,6%. С момента проведения предыдущего исследования в 1-ом квартале 2017 года их доля на российском рынке увеличилась с 0,7% до 1,9%.

Другую быстрорастущую категорию на нелегальном рынке составляет табачная продукция, находящаяся в обороте либо без специальной акцизной марки, либо с признаками её подделки. Доля данной категории увеличилась с 1,6% до 2,4% российского рынка в 1-ом квартале 2018 года. На ее рост повлияло отсутствие до настоящего момента обязательной системы цифровой маркировки, позволяющей эффективно отслеживать производство, оборот и уплату акцизов российскими производителями.

Изменение доли нелегальной продукции в приграничных регионах России

В приграничных регионах наиболее высокий уровень проникновения нелегальной продукции отмечен в Брянской и Смоленской областях. В этих регионах России доля нелегальных сигарет почти в три раза превышает общероссийские показатели. В первом квартале 2018 года она достигла 21,4% всех продаж сигарет на этой территории.

В граничащих с Казахстаном регионах России (Саратовской, Самарской, Оренбургской и Челябинской областях) доля нелегальных сигарет за год увеличилась почти в 2,5 раза с 5,5% в 2017 году до 13,6% по итогам первого квартала 2018 года.

На Северном Кавказе (в республиках Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Адыгеи и Северной Осетии-Алании) доля сигарет, имеющих нелегальное происхождение, за год увеличилась вдвое до 23,4% в 1-ом квартале 2018 года. При этом доля теневого рынка табачных изделий в республиках Северного Кавказа превышает общероссийский уровень в три раза.

Распространение нелегальной продукции по республикам Северного Кавказа неравномерное. Если в Карачаево-Черкесии доля контрафакта и контрабанды составляет 7,3%, то в Кабардино-Балкарии и Северноей Осетии она превышает 30%, а в Нальчике 45%.  

Среди городов с населением более 1 млн человек наиболее высокая доля нелегальных сигарет была зафиксирована в Омске 29%, Ростове-на-Дону 26%, Красноярске 15% и Новосибирске 12%. 

Комментарии табачных производителей:

«Значительный рост доли нелегального рынка на протяжении последних двух лет доказывает, что цена остается единственным ключевым фактором выбора в пользу дешевой нелегальной продукции, – считает вице-президент JTI по корпоративным отношениям и коммуникациям в России Сергей Головко. – В условиях, когда неопределенность с гармонизацией ставок акциза между Россией и странами Евразийского экономического союза остается главным фактором перетока более дешевой табачной продукции из соседних стран на внутренний рынок России, любое повышение ставок акциза в России – без привязки к уровню акцизной нагрузки в соседних странах и покупательной способности населения в России – только способствует ценовой привлекательности и все более лояльному отношению потребителей к нелегальным сигаретам. Эффективное решение проблемы нелегального рынка в России требует принятия комплекса мер, включающего – вместе с выравниванием ставок акцизов на табачную продукцию на увроне ЕАЭС и совершенствованием внутрироссийского законодательства и его правоприменения – еще и обязательное введение цифровой маркировки в странах-участницах ЕАЭС».

«Для того чтобы остановить стремительный рост рынка нелегальной табачной продукции в России и обеспечить устойчивые налоговые поступления в государственный бюджет, необходим комплексный подход, включающий предсказуемую взвешенную налоговую политику государства, ужесточение санкций за производство и сбыт нелегальной табачной продукции и повышение эффективности правоприменительной практики, отметил вице-президент по корпоративным вопросам «Филип Моррис Интернэшнл» в России Сергей Слипченко. – Также, мы считаем, что введение единой минимальной цены на сигареты дополнило бы комплекс мер по противодействию росту нелегального рынка, поскольку этот механизм стал бы действенным индикатором для контролирующих органов и потребителей, позволяя быстро и эффективно определять нелегальную продукцию и выводить её из розничного оборота. В дополнение к этому, введение фиксированной розничной цены на табачные изделия будет способствовать повышению прозрачности их оборота на российском рынке. Внедрение обязательной системы цифровой маркировки табачной продукции на территории государств-членов ЕАЭС также позволит ограничить рост нелегального рынка и, тем самым, сократить потери государственного бюджета Российской Федерации и одновременно реализовать полноценное свободное движение легально произведенной продукции в границах Союза».  

 «Доля нелегальной продукции достигла беспрецедентных 7,7% – примерно на столько сократился объём легального рынка сигарет в прошлом году. Это означает, что в ответ на повышение табачных налогов и цен на сигареты российские курильщики не бросают курить, а переходят на доступный контрафакт. Это наносит колоссальный ущерб государству и легальному бизнесу – более 50 млрд рублей в год. Результаты исследования и зарубежный опыт говорят о том, что дальнейшее повышение акцизов в России неизбежно приведёт к усугублению проблемы. Остановить распространение нелегальной продукции поможет взвешенная акцизная политика России и её соседей по ЕврАзЭС. Кроме того, необходимо развивать правоприменительную практику и усиливать финансовое наказание за продажу «серого» продукта. Сейчас расследование дел по торговле контрафактом растягивается на долгие годы, а наказание несоизмеримо низкое, по сравнению с криминальным доходом», – прокомментировал руководитель «БАТ Россия» по противодействию незаконному обороту табачных изделий Максим Курганский.

«Следует обратить внимание на тот факт, что доля сигарет, нелегально произведенных на территории РФ, увеличилась в полтора раза. Эффективным методом борьбы с производством нелегальной продукции в России является отслеживание оборота производственного табачного оборудования, необходимость которого предусмотрена действующим законодательством, однако, в силу непонятных причин, не применяется на практике, говорит Георгий Соустин, директор департамента по корпоративным и юридическим вопросам в России и странах Центральной Азии компании ImperialTobacco. – Еще одним тревожным фактом является драматический рост доли нелегальной продукции в регионах с невысоким доходом населения (Северная Осетия, Брянская область) – в пять раз выше, чем в среднем по стране – что свидетельствует о критическом уровне цен легальной продукции для людей с низким доходом. В этой связи любая инициатива, влекущая за собой увеличение стоимости легальной табачной продукции, должна быть тщательно взвешена».


 

[1] ЗАО «ТНС МИЦ»

20.04.2018

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Telegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистовTelegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистов
Владимир Ступников, Генеральный директор коммуникационного агентства АУРА в составе Газпром-Медиа Холдинга. Социальные медиа становятся все более важным инструментом в работе каждого PR-специалиста, и одной из относительно новых, но стремительно растущих платформ, является Telegram. Этот мессенджер, изначально позиционировавшийся как безопасный и приватный инструмент связи, приобретает все большую популярность и привлекает внимание маркетологов и PR-специалистов по всему миру.
PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии...PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии... (1)
Татьяна Жигаленкова, управляющий партнер LotUS Communications, рассказала какие компетенции, и требования PR-специалистов будут актуальны через 5 лет.
Маркетинг с AR и VR от HICLICKМаркетинг с AR и VR от HICLICK
В 2024 году маркетологи все чаще начинают использовать метавселенные. По сравнению с социальными сетями, вовлеченность пользователей в иммерсивных площадках гораздо больше. Одним из самых интересных для клиентов форматов являются АR и VR. Как технологии будущего применять в маркетинге уже сегодня, разобрали в агентстве высоких откликов HICLICK.
Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?
Искусственный интеллект уже давно среди нас. Он прочно вошел в нашу жизнь, используется абсолютно в разных её сферах и кардинально меняет лицо современного бизнеса. Рекламная индустрия - не исключение. Самый яркий и известный пример - это нейросети, на основе которых построен поиск рекламных систем Яндекса. Использование нейросетей и других алгоритмов ИИ, делает рекламу еще более эффективной и качественной. Евгений Халин, директор по продуктам Коkос Group рассказывает о том, как работает ИИ, в чем его преимущество и какие перспективы нас ждут.
Как подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраляКак подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраля
В период гендерных праздников предприниматели отмечают 50%-ый рост продаж. – Даже в случае торговли сепараторами или двигателями, при должном подходе. Для маркетологов это время – забег на короткие дистанции. Поэтому важно грамотно подойти к выбору инструментов.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

16.04.2024 - 14:27
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация