Новости

РИА Рейтинг назвал самые дорогие публичные компании России

РИА Рейтинг назвал самые дорогие публичные компании России

Рейтинговое агентство "РИА Рейтинг" подготовило очередной рейтинг 100 самых дорогих российских компаний. Состав первой тройки наиболее капитализированных компаний не изменился, однако сменился лидер, которым в 2018 году стал Сбербанк.

В экономическом плане прошедший 2017 год оказался для российских компаний вполне успешным. Макроэкономическая статистика была умеренно-позитивной, потребительские расходы начали расти, а цены на нефть большую часть года находились на относительно высоком и комфортном для российской экономики уровне. Однако это не оказало существенного позитивного влияния на российский фондовый рынок – большинство компаний в первой половине года показали снижение, которое не было скомпенсировано ростом, начавшимся в июне 2017 года. Основной рублевый индекс (МосБиржи) за год снизился на 5,5%, а долларовый (РТС) – вырос лишь на 0,2%. Тем не менее, несмотря на снижение индекса, среди крупнейших по капитализации компаний большинство демонстрировали рост котировок в 2017 году. 

Для оценки произошедших изменений среди российских эмитентов и на российском фондовом рынке в целом эксперты агентства «РИА Рейтинг» подготовили очередной ежегодный, пятый по счету, Рейтинг 100 самых дорогих публичных компаний России по состоянию на начало 2018 года. Согласно рейтингу, суммарная капитализация ТОП-100 российских компаний за прошедший год выросла на 1,3% или на 8,4 миллиарда долларов до 643 миллиарда долларов на 29 декабря 2017 года. Для сравнения, в 2016 году рост был намного больше – +58% или +233 миллиарда долларов. 

За прошедший год список ста крупнейших публичных компаний России поменялся не очень сильно. По итогам 2017 года 9 новых компаний смогли попасть в данный список, в том числе пять компаний за счет проведения IPO и SPO (En+ Group, Детский мир, Ленэнерго, ИНГРАД и Аптечная сеть 36,6). При этом большинству компаний-новичков удалось показать результат, который расположил их в нижней части рейтинга, и лишь одна компания из девяти новых сразу оккупировала позицию в верхней части рейтинга ста самых дорогих компаний России – это En+ Group, которая ранее не была публичной, занявшая 21 место с капитализацией 7,8 миллиардов долларов. 

Медианная капитализация российских 100 публичных компаний не изменилась и составляла 1,8-1,9 миллиарда долларов. В свою очередь, минимальный размер капитализации, с которым можно было попасть в число ТОП-100 самых дорогих компаний по итогам 2017 года, составил 318 миллионов долларов, против 267 миллионов долларов в прошлогоднем рейтинге и 157 на 31 декабря 2015 года. ( Таким образом, нижняя планка для вхождения в число 100 самых дорогих компаний России за два года увеличилась вдвое.

Лидер по капитализации вновь сменился

Состав первой тройки самых дорогих компаний России, как и в 2016 году, не изменился, однако все три компании поменялись местами. Роснефть, которая в 2016 году сдвинула с пьедестала многолетнего лидера (Газпром), в 2017 году не смола удержаться на первом месте и по итогам прошедшего года заняла третью строчку. Это объясняется снижением капитализации Роснефти на 24% за год до 53,30 миллиарда долларов. Лидирующую позицию в рейтинге теперь занимает Сбербанк, капитализация которого за прошедший год выросла почти на 40% до 84 миллиардов долларов. На второй строчке по итогам прошедшего года расположился многолетний лидер – Газпром с капитализацией в 53,35 миллиарда долларов. По итогам 2017 года капитализация Газпрома сократилась на 11%, что позволило ему немного (все на 45 миллионов долларов) обогнать Роснефть.

В первой десятке, согласно рейтингу, также расположились компании ЛУКОЙЛ, НОВАТЭК, Норильский никель, Газпром нефть, Татнефть, Сургутнефтегаз и НЛМК. Стоит отметить, что сразу две компании по итогам года покинули ТОП-10, и соответственно в десятке две компании-новичка. 

Покинули число десяти крупнейших по капитализации компаний России  Магнит и Банк ВТБ. Банк ВТБ потерял в рейтинге 4 места (переместился с 10 места по итогам 2016 года на 14 место на начало 2018 года), что обусловлено сокращением капитализации на 33%. У розничной сети Манит за прошедший год капитализация снизилась еще сильнее – на 39% или на 6,6 миллиарда долларов, что привело к потере 8 мест в рейтинге, и теперь данная компания располагается на 16 месте. По абсолютному объему сокращения капитализации Магнит показал второй результат, уступив лишь Роснефти, а по относительному сокращению стал третьим в числе ТОП-100 после АФК "Система" (-44,6%) и ФГ "Будущее" (-52,3%). 

Вместо выбывших компаний в ТОП-10 вошли Татнефть (8-е место, рост капитализации за год на 19%) и НЛМК (10-е место, +36%). Кроме того, в числе крупнейших десяти компаний страны улучшила свои позиции Газпром нефть, которая переместилась с 9-го на 7-е место за счет роста капитализации на 19% за год. При этом Сургутнефтегаз в 2017 году в рейтинге по капитализации потерял два места и теперь располагается на 9-й позиции, что связано со снижением его капитализации на 5,6% или на 1 миллиард долларов. 

В целом по итогам 2017 года капитализация у компаний первой десятки рейтинга выросла на 2,6%. Таким образом, лидеры в среднем росли несколько быстрее, чем остальные компании. При этом минимальный объем рыночной капитализации, который необходим для попадания в ТОП-10, за год стал, напротив, меньше – 15,3 миллиарда долларов на 29 декабря 2017 года против 15,9 миллиарда долларов на 31 декабря 2016 года. Во многом неплохая суммарная динамика ТОП-10 компаний объясняется результатом у лидера рейтинга – Сбербанка. Его капитализация за год увеличилась на 23 миллиарда долларов, и без его результата все остальные компании из ТОП-10 суммарно показали снижение капитализации.

Отраслевой состав первой десятки за год стал еще более однородным, хотя и ранее разнообразие было не очень большое. Семь из десяти самых дорогих компаний представляют нефтегазовый сектор (годом ранее было 6), также в десятке представлен один банк (ранее было два), и две металлургические компании (по итогам 2016 года была одна металлургическая компания в десятке).

Допэмиссии и SPO обеспечили кратный рост капитализации

Среди 100 самых дорогих компаний рыночная капитализация в 2017 году выросла у 55, что заметно меньше прошлогоднего результата (91 компания). Но в предыдущие годы компаний с положительной динамикой было замено меньше – в 2015 и 2014 годах таких компаний было лишь 45 и 12 соответственно. Лидером по темпам роста рыночной капитализации среди ТОП-100 компаний рейтинга в 2017 года стала девелоперская компания Инград. Капитализация этой компании в течение года возросла более чем в 8 раз. Столь значительный рост капитализации стал следствием роста котировок и дополнительной эмиссии акций на сумму порядка 26 миллиардов рублей в рамках слияния ОПИН и Ингард. Второй компанией по темпам роста стала компания Ленэнерго, капитализация которой выросла в 4,7 раза, что также в основном связанно с допэмиссией. В целом же у 5 компаний рост капитализации в 2017 году был кратным, что в большинстве случаев было обусловлено допэмиссиями. Для сравнения, в 2016 году 25 компаний показали кратный прирост капитализации, что чаще всего определялось динамикой акций.

Наибольшее снижение капитализации в 2016 году из компаний, попавших в рейтинг, продемонстрировала компания финансового сектора ФГ «Будущее». Ее капитализация за год сократилась более чем вдвое. Основной причиной снижения капитализации, по мнению экспертов РИА Рейтинг, стали значительные проблемы у других финансовых компаний (Открытие, БИН и Промсвязьбанк). ФГ "Будущее" понесло убытки в этой связи, что и обусловило снижение ее котировок. В числе компаний со значительным снижением рыночной капитализацией также оказались – "АФК «Система", Магнит, Башнефть, Банк ВТБ, Нижнекамскнефтехим, Лента, Челябинский цинковый завод, Русагро, Уралкалий и Полюс. По мнению аналитиков РИА Рейтинг, снижение капитализации у лидеров по отрицательной динамике было обусловлено в основном индивидуальными причинами.

В 2017 году произошло два относительно крупных IPO, по результатам которых список крупнейших российских компаний пополнился новыми именами. Во-первых, IPO провела En+ Group – холдинговая компания активов Олега Дерипаски. Ее капитализация в основном определяется стоимостью РУСАЛа (48% акций принадлежать En+ Group) и энергетическими активами. В рейтинге En+ Group расположилась на 21-м месте с капитализацией 7,8 миллиарда долларов. Еще одно крупное размещение провела торговая сеть Детский мир (капитализация на начало 2018 года 1,2 миллиарда долларов, 61 место в рейтинге). Можно сказать, что в 2017 году размещения были довольно успешными, однако, по мнению экспертов РИА Рейтинг, предпосылок для радикального расширение географии, отраслевого разнообразия и в целом списка публичных компаний скорее нет.

Отраслевая концентрация остается высокой

Как и прежде наибольший вклад в общую стоимость самых дорогих компаний в 2017 году внесли корпорации, связанные с нефтегазодобычей и нефтепереработкой. На них приходится 39,9% от суммарной капитализации ТОП-100 самых дорогих компаний России, что на 4,2 процентного пункта меньше, чем годом ранее. Сокращение доли связано с отрицательной динамикой стоимости у ряда крупнейших компаний из данного сектора.

Доля рыночной капитализации, приходящиеся на компании финансового сектора, за год выросла до 16,9% против 15,8% в предыдущем рейтинге, а их рыночная стоимость приблизилась к 110 миллиардам долларов (+8,7% к предыдущему году). Третьей по суммарной капитализации отраслью стала металлургия. На металлургические компании приходится 13,9% суммарной рыночной стоимости крупнейших по капитализации российских компаний (11,6%). В целом 2017 год можно назвать «годом металлургов», так как вслед за ценами на сталь и уголь котировки их акций демонстрировали бурную положительную динамику. 

При этом результаты текущего рейтинга свидетельствуют, что российский финансовый сектор резко сократил свою представленность в рейтинге, хотя в прошлом году был лидером по наибольшему числу эмитентов в рейтинге. На начало 2018 года лишь 10 компаний из данного сектора были представлены в числе ТОП-100 самых дорогих компаний России, против 16 по итогам 2016 года. Таким образом, финансовые компании стали лишь четвертыми по представленности среди всех отраслей. Такая динамика числа публичных финансовых компаний связана с санацией трех крупных российских банковских групп, о чем РИА Рейтинг подробно писал в материале, посвященном анализу итогов работы банковского сектора в 2017 году. 

Стоит отметить, что, несмотря на резкое сокращение числа финансовых организаций, доля трех наиболее крупных отраслей по капитализации по-прежнему превышает 70% от суммарной капитализации ТОП-100 компаний в рейтинге. Таким образом, отраслевая концентрация остается относительно высокой.

При этом лидирующей отраслью по темпам роста капитализации в рейтинге стала отрасль "Информационные технологии", доля которой за год выросла на 1,6 процентах пункта до 2,6% суммарной рыночной капитализации. Это стало возможным из-за роста рыночной капитализации компаний, представляющих эту отрасль, более чем в 1,6 раза. Наихудшую динамику в 2017 году продемонстрировали компании, представляющие такие отрасли как "АПК и пищевая промышленность" и "Торговля". 

По мнению экспертов РИА Рейтинг, в 2018 году вероятно продолжение роста котировок у большинства компаний, начавшееся в середине 2017 года. При этом для многих из них эффект низкой базы уже исчерпан и рост не должен быть очень сильным. Обращает на себя внимание, что внешние риски остаются высокими, в частности возможно сильное ужесточение санкций со стороны США, что может стать «черным лебедем» для российского фондового рынка. При этом ряд секторов и компаний из них продолжат выигрывать от стабилизации экономики, снижения инфляции и смягчения денежной политики. 

30.01.2018

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Telegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистовTelegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистов
Владимир Ступников, Генеральный директор коммуникационного агентства АУРА в составе Газпром-Медиа Холдинга. Социальные медиа становятся все более важным инструментом в работе каждого PR-специалиста, и одной из относительно новых, но стремительно растущих платформ, является Telegram. Этот мессенджер, изначально позиционировавшийся как безопасный и приватный инструмент связи, приобретает все большую популярность и привлекает внимание маркетологов и PR-специалистов по всему миру.
PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии...PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии... (1)
Татьяна Жигаленкова, управляющий партнер LotUS Communications, рассказала какие компетенции, и требования PR-специалистов будут актуальны через 5 лет.
Маркетинг с AR и VR от HICLICKМаркетинг с AR и VR от HICLICK
В 2024 году маркетологи все чаще начинают использовать метавселенные. По сравнению с социальными сетями, вовлеченность пользователей в иммерсивных площадках гораздо больше. Одним из самых интересных для клиентов форматов являются АR и VR. Как технологии будущего применять в маркетинге уже сегодня, разобрали в агентстве высоких откликов HICLICK.
Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?
Искусственный интеллект уже давно среди нас. Он прочно вошел в нашу жизнь, используется абсолютно в разных её сферах и кардинально меняет лицо современного бизнеса. Рекламная индустрия - не исключение. Самый яркий и известный пример - это нейросети, на основе которых построен поиск рекламных систем Яндекса. Использование нейросетей и других алгоритмов ИИ, делает рекламу еще более эффективной и качественной. Евгений Халин, директор по продуктам Коkос Group рассказывает о том, как работает ИИ, в чем его преимущество и какие перспективы нас ждут.
Как подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраляКак подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраля
В период гендерных праздников предприниматели отмечают 50%-ый рост продаж. – Даже в случае торговли сепараторами или двигателями, при должном подходе. Для маркетологов это время – забег на короткие дистанции. Поэтому важно грамотно подойти к выбору инструментов.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

13.05.2024 - 05:06
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация