Есть мнение ...

Гордость, отчаяние и Ломоносов: с чем ассоциируется у россиян российская наука

Гордость, отчаяние и Ломоносов: с чем ассоциируется у россиян российская наука

Какие ассоциации у Вас возникают, когда говорят «российская наука»? Такой вопрос задали жителям средних и крупных городов по всей России телеканал «Наука» и Институт современных медиа (MOMRI).

Оказалось, что ассоциативное поле россиян достаточно сильно зависит от места проживания (москвичи и петербуржцы – самые пессимистичные), от пола (у женщин в целом меньше ассоциаций и они более абстрактны, а мужчины более конкретны и чаще дают критичные оценки), а также от возраста (чем старше, тем более полярны и оценочны суждения респондентов; чем моложе – тем больше конкретных понятий, объектов, сфер ассоциируется с российской наукой).

В целом более чем у половины всех опрошенных жителей российских городов есть какие-либо ассоциации с понятием «российская наука» – таких 58%. Меньше оказалось тех, у кого нет никаких ассоциаций – 42%. Сложнее всего отвечать на этот вопрос было молодежи: в группе 18-24 летних респондентов более половины (52%) не смогли сказать, с чем у них ассоциируется «российская наука» («не знаю с чем», «наука она и есть наука», «ни с чем» и подобные ответы).

Все возникшие у опрошенных ассоциации с российской наукой, можно разделить на несколько смысловых категорий:

1. Позитивные характеристики и оценки – это более трети всех названных ассоциаций (36%), и почти четверть (23%) от ответов всех респондентов, участвовавших в исследовании.  Респонденты говорили, что испытывают гордость, видят перспективы развития науки, оценивают ее как передовую, испытывают положительные эмоции: «Мощь и сила», «Наша гордость», «Впереди планеты всей», «Все хорошо», «Положительные ассоциации», «Радость», «Верю в нее», и прочее. Чаще такие характеристики давали люди пенсионного возраста, а также женщины.

2. Негативные характеристики и оценки дал каждый десятый опрошенный (11%): «Отчаяние», «Все в упадке», «В России нет науки», «Наука умерла», «Развал», «Недостаточное финансирование», «Утечка мозгов» и прочее. Существенно чаще такие ассоциации возникали у мужчин, жителей Москвы и Санкт-Петербурга.

3. Ассоциации с научными институтами, учеными, известными лицами, системой образования возникли у каждого десятого респондента (10%), чаще – у опрошенных в возрасте до 45 лет. Для них российская наука – это ученые, Академия наук, университеты и институты, история науки: «Умные люди», «Профессора в очках», «Молодые ученые», «Наши специалисты», «РАН», «Новосибирский Институт», «Образование», «Институт Курчатова», «Советская наука» и т.п. Среди молодежи довольно часто встречался ответ «Сколково» (4% от всех опрошенных возраста 18-35 лет). Также респонденты называли выдающихся деятелей науки – М.Ломоносов, Д.Менделеев, К.Циолковский, А.Сахаров, С.Капица, М.Келдыш. Знаменитых ученых чаще называли мужчины, в целом это 2%  от всех названных ассоциаций.

4. Часть опрошенных ответили, что «российская наука» ассоциируется у них с конкретными научными сферами, отраслями, направлениями, областями приложения научных знаний: «Космос», «Достижения в космической отрасли» и подобные ответы (3%); «Медицина», «Здравоохранение» (в сумме назвали 2%); «Физика», «Химия», «Математика», «Точные науки», «Фундаментальная наука», а также такие ответы как «Производство», «Промышленность» и пр.. Еще 2% россиян, в основном мужчины, сказали, что российская наука ассоциируется у них с военными технологиями, ВПК, оборонной промышленностью. В сумме ответы с обозначением научных сфер и направлений развития и применения научной мысли назвали 7% всех опрошенных – 9% среди мужчин, и 5% среди женщин.

5. Ассоциируют российскую науку с высокими технологиями, достижениями, инновациями 6% от всех опрошенных. Респонденты давали такие ответы как: «Прогресс, изобретения», «Научные открытия», «Высокие технологии», «Инновации», «Изучение нового», «Научные исследования», «Сложные разработки», «Роботы и искусственный интеллект». В том числе, около 1% всех ответов касались нанотехнологий: «Наночастицы», «Нанотехнологии», «Роснано» и даже «Чубайс».

6. Ассоциации с источниками информации, рассказывающими о науке, возникли у 1% респондентов. Для них российская наука – это «научные журналы», «журнал “Наука и жизнь”», «Телеканал “Наука”», «СМИ».

При анализе ответов обращает на себя внимание возрастная специфика. Существенно отличаются ответы респондентов в возрасте до 40-45 лет и более старшем. Так, до этого возраста большая часть ассоциаций – это ассоциации с образованием, институтами, именами ученых, а также конкретными научными сферами, направлениями; лишь около трети опрошенных дают оценочные характеристики (все хорошо, позитив, гордость, упадок и пр.). После 40-45 лет доминируют именно оценочные ассоциации: «Мощь», «Передовая наука», «Надежда», «Отставание», «Разруха», и т.п.) – это более 2/3 всех ответов респондентов старшего возраста.

В результатах опроса прослеживается также корреляция с телесмотрением (что тесно связано также и с возрастным фактором – ведь с возрастом зрители смотрят телевизор больше): в ответах респондентов, ответивших что они смотрят телевизор (хотя бы иногда, с любой частотой), процент положительных ассоциаций в 2 раза выше, чем у тех респондентов, которые телевизор не смотрят. У респондентов же, которые не смотрят телевизор, превалируют негативные ассоциации с российской наукой.

Опрос проведен Институтом современных медиа (MOMRI) в период с 20 по 25 июня 2017 года. Общее количество опрошенных - 1600 человек в возрасте 18 лет и старше, проживающих в городах с населением 100 тысяч человек и более. Метод опроса - телефонное интервью по случайной выборке. Статистическая погрешность не превышает 2,5%.  В статье приведены данные по 994 ответам респондентов (63% от общей выборки), которые смогли назвать свои ассоциации.

18.09.2017

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Этика vs эффективность: как сделать эффективный маркетинг этичным?Этика vs эффективность: как сделать эффективный маркетинг этичным?
Каждый третий россиянин считает, что неуместная реклама может вызвать сильные негативные эмоции
Роль PR - специалистов в формировании будущего AI (искусственного...Роль PR - специалистов в формировании будущего AI (искусственного...
Управляющий партнер LotUS Communications Татьяна Жигаленкова поделилась экспертным мнением о роли PR специалистов в формировании будущего искусственного интеллекта.
Профессия digital-мира - influence marketing manager Профессия digital-мира - influence marketing manager
Работа с блогерами требует определенных навыков и знаний. Как найти релевантного инфлюенсера под конкретные сегменты брендов и определенные задачи, что необходимо проверить перед стартом сотрудничества, как и на каких условиях с ним взаимодействовать, какие важные нюансы необходимо соблюсти в коммуникации/документации? На все эти вопросы знает ответы — инфлюенс-маркетинг менеджер. Кирилл Диденок, диджитал продюсер, основатель коммуникационного агентства DIDENOK TEAM, рассказал, что входит в обязанности инфлюенс-маркетинг менеджера, и как им стать.
Telegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистовTelegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистов
Владимир Ступников, Генеральный директор коммуникационного агентства АУРА в составе Газпром-Медиа Холдинга. Социальные медиа становятся все более важным инструментом в работе каждого PR-специалиста, и одной из относительно новых, но стремительно растущих платформ, является Telegram. Этот мессенджер, изначально позиционировавшийся как безопасный и приватный инструмент связи, приобретает все большую популярность и привлекает внимание маркетологов и PR-специалистов по всему миру.
PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии...PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии... (1)
Татьяна Жигаленкова, управляющий партнер LotUS Communications, рассказала какие компетенции, и требования PR-специалистов будут актуальны через 5 лет.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

25.07.2024 - 00:12
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация