Статьи

Свежевыжатый $501 млн.

Когда компания "Мултон" появилась на рынке производства соков, такового фактически не было. Десять лет спустя она, если верить управляющему директору Александру Критскому,продана на пике коммерческого успеха.

"Это был один из самых профессионально подготовленных процессов поглощения в истории Coca-Cola", – заявил, закрывая сделку по покупке ЗАО "Мултон", финансовый директор Coca-Cola Hellenic Bottling Company (CCHBC, греческая "дочка" Coca-Cola) Дорос Константину.
Действительно, параметры сделки обсуждались всего несколько месяцев, почти полтора из которых стороны ждали вердикта Европейской комиссии. "Все, чего можно было достичь на рынке соков, "Мултон" достиг, – говорит управляющий директор ЗАО "Мултон" Александр Критский. – Вкладывать и дальше в этот рынок для наших амбициозных акционеров – бессмысленно. Им нужны большие проекты, и есть масса быстрорастущих и более емких рынков, например ритейл и "пищевка". В них, в частности, и будут инвестированы средства".

Имена экс-акционеров ЗАО "Мултон" – Дмитрий Коржев, Дмитрий Троицкий, Юрий Пилипенко – появились в прессе сразу после сообщений о продаже компании (источниками информации для СМИ служат базы данных Регистрационной палаты, налоговиков, а также предположения других участников рынка).

До 1998 года, как вспоминают старожилы петербургского бизнеса, оперативным управлением "Мултона" занимался один из учредителей, Дмитрий Троицкий. История роста началась в 1998 году, когда двери офиса открыл Александр Критский, назначенный управляющим директором.

"Акционеры нашли меня через агентство. Прежде чем я возглавил компанию, мы общались почти полгода. Они поставили серьезную задачу – превратить "Мултон" из локальной компании в национальную", – вспоминает Критский. Под его руководством родился бренд "Добрый"; именно Критский не поддержал объявленную в 2002 году московским "Вимм-Билль-Данном" ценовую войну, не прогадав на растущем рынке, а позже запустил бренд Rich. Кстати, после покупки "Мултона" высказывалось предположение, что Coca-Cola приобрела компанию именно из-за этого бренда, чтобы было что противопоставить "Тропикане" PepsiCo (разливается на мощностях новосибирского "Нидана"). Александр Критский, разубеждая в этом корреспондента "ПП", приводит такие аргументы: "Прибыль, которую приносит Rich, несравнима с прибыльностью другого бренда – "Доброго". Кроме того, о какой конкуренции в сегменте соков между Coca-Cola и Pepsi-Co вообще можно говорить?"

Владельцы "Мултона", всматриваясь в потенциальных топ-менеджеров, не ошиблись в выборе. К началу 2000-х годов "Мултон" действительно "опутывает" всю Россию, а акционеры получают возможность активно вкладываться в другие проекты. Одни из них реализуются более-менее публично. Но в основном бизнес-инициативы непубличных учредителей становятся богатой почвой для предположений в среде петербургского бизнеса, к чему еще имеют отношение "мултоновцы".

Отметим, что серьезный интерес к западным инвесторам, как говорит Александр Критский, у акционеров ЗАО "Мултон" родился в 2002 году. Именно тогда акционеры начали задумываться над формой привлечения иностранного капитала: частичная или полная продажа компании либо IPO (первоначальное публичное предложение акций). "С одной стороны, нужны были средства на развитие "Мултона", с другой стороны – вложения в другие проекты акционеров. С течением времени выбор пал на стопроцентную продажу компании", – вспоминает Александр Критский.

Как уже отмечалось, полученные $501 млн. будут вложены в другие проекты. "Мултон" же ждет свой путь, по которому его поведет новый акционер и топ-менеджмент, осуществляющий оперативное руководство. Сейчас компания переживает период интеграции. Через 3-4 месяца будет ясно, какие именно из сильных сторон покупателя и объекта покупки могут быть взаимовыгодно использованы, а с обновленным лицом "Мултон" предстанет конкурентам и потребителям через год.

Как акционеры повышали капитализацию "Мултона"

2002 год

Запуск бренда Rich, который, по сути, стал соковой революцией № 2 (№ 1 – запуск сока под брендом "Добрый" в 1999 году). Участники рынка высказывали мнение, что Coca-Cola приобрела ЗАО "Мултон" исключительно из-за "квадратных коробочек" (см. текст).
Доля рынка по РФ: 22%

2003 год

Консолидация активов ЗАО "Мултон" – двух заводов (Петербург, Москва) и двух торговых компаний. Аудитором ЗАО стала компания KPMG, а "Объединенная финансовая группа" – финансовым консультантом. Прозвучали первые оценки аналитиками стоимости бизнеса ЗАО "Мултон" – $150 млн.
Доля рынка по РФ: 25,5%

2004 год

Устойчивое положение на рынке. Компания проводит ряд встреч относительно возможной покупки других участников рынка. "Если бы мы объединились тогда с другим производителем, – отмечает Александр Критский, – сейчас компания была бы продана значительно дороже".
Доля рынка по РФ: 26%

2005 год

Переговоры с Coca-Cola о продаже компании начались осенью 2004 года. Сделка была закрыта в апреле 2005 года. Аналитики, оценивая вероятную стоимость сделки (до ее официального объявления), называли цифры от $300 млн. до 700.
Доля рынка по РФ: нет данных

Источники: данные компании, оценки аналитиков

Чем еще владеют создатели "Мултона"

"Пищевка"

В 2002 году Дмитрий Коржев и Дмитрий Троицкий (в качестве учредителей ЗАО "Русский сок" и ЗАО "Нева-Русь" при участии еще одной компании) приобретают контрольный пакет акций "Очаковского молочного завода". Практически сразу после сделки делаются заявления о дальнейшей покупке аналогичных предприятий в Вологде, Белгороде, Воронеже и Новосибирске. Возвращаясь к "свежим" $501 млн., заработанным на продаже ЗАО "Мултон", и интересу, который питают экс-мултоновцы к пищевой промышленности, логично предположить, что именно сейчас и всплывут прежние планы.

Автомобильный бизнес
Экс-акционеров "Мултона" связывают также и с участием в автомобильном бизнесе. Действительно, согласно данным налоговых органов, Дмитрий Коржев до весны 2002 значился учредителем ООО "Русь-Авто", деятельностью которого являлась оптовая торговля. А ЗАО "Русь-Авто" – официальный дилер Audi в Петербурге – по некоторым данным, является родственной компанией "Очаковского молочного завода".

Ритейл
И наконец, еще один проект, в связи с которым упоминаются имена "мултоновцев": появившаяся в Петербурге в 2002 году сеть гипермаркетов "О’Кей". С одной стороны, создатели "Мултона" намерены увеличивать свое присутствие в рознице (официально не сообщается, какой). С другой стороны, несколько поставщиков "О’Кея", опрошенных "ПП", подтверждают, что среди учредителей Dorinda Holding S.A. (Люксембург), компании, развивающей в России сеть гипермаркетов "О’Кей", присутствуют "мултоновские" имена. Кроме того, по информации эстонских СМИ, г-н Хиллар Тедер (известный в Эстонии предприниматель) "входит в число собственников Dorinda вместе с российскими предпринимателями, чьим бизнесом раньше было производство соков". Вместе с тем, руководство "O’Кея" никак не комментирует личности владельцев. На вопрос корреспондента "ПП" о планах учредителей генеральный директор сети Игорь Макаров ответил так: "Сейчас мы строим три гипермаркета, планируем искать новые участки под застройку… Кто такой Троицкий? В первый раз слышу такую фамилию". К 2010 году компания намерена построить в России 10 торговых комплексов и 50 гипермаркетов.

Наталья Ризова
"Предприниматель Петербурга"

31.05.2005

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

Есть мнение ...

"Он покупает, а ему платят!..""Он покупает, а ему платят!.."
Бизнес пробует все новые механики программ лояльности для своих клиентов. Что интересного появилось на рынке за последнее время? «Щедрая жизнь» от «Перекрестка» и «Ренессанс Жизнь», сервисы Qrooto и «Едадил» как новые форматы, не вызывающие приступа скуки у потребителя.
Эффективность рекламы: что продает и что произойдетЭффективность рекламы: что продает и что произойдет
За многие годы существования рекламы как индустрии, у рекламщиков сложился ряд убеждений, которые считаются истинными и принимаются, по умолчанию, при разработке кампаний. Некоторые из этих убеждений существуют давно, а некоторые, совсем “молодые”, рождаются с появлением и развитием новых форматов и технологий. Но сегодня всё так быстро меняется, что и они могут уже очень скоро потерять свою актуальность. И это, кстати, также еще одно новое убеждение. Попробуем разобраться в истинности расхожих рекламных установок и в том, как они работают в коммуникации.
Сдуло шлюпку, как скорлупкуСдуло шлюпку, как скорлупку
Пресс-служба спасателей Ставрополья три года пишет заголовки в рифму.
Чего действительно хотят женщины? Исследование #TogetherWeTriumphЧего действительно хотят женщины? Исследование #TogetherWeTriumph
Ведущий бренд нижнего белья Triumph, более 130 лет поддерживающий женщин во всем мире благодаря своим функциональным бра, провел глобальное исследование среди женщин, чтобы узнать, что придает им уверенность в себе, вдохновляет и открывает возможности каждый день.
Кейс салона "Амрита": как запустить программу лояльности за...Кейс салона "Амрита": как запустить программу лояльности за...
Принято считать, что запуск программы лояльности — долгий и затратный процесс. Для крупного бизнеса это действительно так: нужно закупить сканеры, изготовить пластиковые карты, установить программное обеспечение на сервера, обучить кассиров, системных администраторов и аналитиков.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».
87% компаний используют три и более каналов для внутренних...87% компаний используют три и более каналов для внутренних...
«Лучшие кейсы по внутрикорпоративным коммуникациям. Ключевые тенденции последнего времени. Изменения стремительны, успеваем ли мы за ними?» - данную тему 25 апреля 2018 года обсудили на заседании  Комитета по внутрикорпоративным  коммуникациям Ассоциации менеджеров.
New media, new creativity! "Серебряный меркурий" расширяет...New media, new creativity! "Серебряный меркурий" расширяет...
21-22 марта в Санкт-Петербурге состоялся IV Фестиваль рекламы и маркетинговых услуг «Серебряный Меркурий. Северо-Запад», в рамках  которого прошла Большая конференция. Организатором мероприятия стало ведущее брендинговое агентство России – Brandson (Total Identity Group), во главе с Генеральным директоров агентства, Членом совета АБКР, Еленой Юферевой.
Выставка, посвящённая 100-летию со дня рождения Георгия ЩетининаВыставка, посвящённая 100-летию со дня рождения Георгия Щетинина (6)
В Государственном музее А. С. Пушкина открылась выставка, посвященная не столь широко известному, но заслуживающему пристального внимания художнику-иллюстратору ХХ века Георгию Щетинину.
ДИЗАЙН и РЕКЛАМАДИЗАЙН и РЕКЛАМА (1)
Выставка рекламной индустрии "ДИЗАЙН и РЕКЛАМА" проходит 22-й раз с 12 по 15 апреля 2016 года в Центральном Доме художника на Крымском Валу. 

Форум

Вакансии

  • Загрузка ...

на правах рекламы

17.11.2018 - 17:30
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru на Facebookfacebook    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR

Вход | Регистрация