Статьи

Плакат в революционной России: от лубка к реализму

Плакат в революционной России: от лубка к реализму

Стилистика лубка оказала большое влияние на то, какими были первые российские политические плакаты, появившиеся как раз в годы Первой мировой войны (1914-1918) и революционных событий 1917-го. О плакатах 1917 года рассказала заведующая отделом изобразительного искусства Государственного центрального музея современной истории России Вера Панфилова.

После февраля 1917 года представители практически всех политических движений, за исключением большевиков и меньшевиков-интернационалистов, декларировали необходимость продолжения войны до победы и верность союзническим обязательствам России. Для того чтобы продолжать эту войну, правительство нуждалось в денежных вкладах населения. В 1916 году возник так называемый Государственный 5,5% заем. После февраля 1917 года он стал Займом свободы. Кустодиевский солдат стал символом: на фоне знамен красных он просит деньги на продолжение войны. В дальнейшем солдат будет практически на всех плакатах 1917 года – от февраля к октябрю.

Другая стилистика. Событийный плакат. Это своего рода картинка из телевизора. На плакате Воскресенская площадь и здание московской Городской думы (впоследствии музея Ленина, а сейчас Исторического музея). Здесь все кипело в марте 1917 года. Это событийная картинка. Зафиксировать событие, порыв. Потому что революцию ждали и ее с восторгом приняли. Население революцию восприняло как начало новой эпохи в истории страны. Широчайшие массы поддержали Февраль. И все это шло на фоне продолжающейся войны. И отсюда как раз востребованность и развитие графики.

Это не совсем плакат. Это иллюстрированная листовка. Почему так? Потому что в России власть персонифицируется. Власть идет по лидерам, по вождям. Исходя из персонификации и необходимости популяризации лидеров новой России, издавались вот такие иллюстрированные листовки. Здесь члены Временного правительства, во главе – председатель думы Михаил Родзянко. В нижнем ряду, третий слева – первый социалист в правительстве Александр Керенский. Керенского и отдельными листами печатали, он был одним из самых популярных. Левое движение активно прогандировало своих. Его рейтинг был очень высок. Здесь на плакате, на листовке – Таврический дворец, флаги, лозунги. Сзади там горлопаны. С флагом-горном. Революционный автомобиль. Много мужчин с оружием в руках. Слева. И лозунги левых. И лозунги эсеров "Земля и воля" и "В борьбе обретешь ты право свое". Пока тут никаких большевиков.

Это плакат издательства "Парус", левого издательства. Оно еще до революции было известно. У истоков этого издательства стоял Максим Горький. Издательство публиковало не только журналы, но и книги, в том числе и ленинские издавались работы. Для левых плакатов привлекли таких известных поэтов и художников как Владимир Маяковский и Алексей Радаков. В этом плакате – традиция лубочного многокомпозиционного рисунка и в то же время некая предтеча комиксов. Это рассказ в картинке. Сначала – кого солдат защищал раньше? Это буржуи. И солдат вынужден защищать прогнивший до конца строй.

В марте 1917 года Николай отрекается от престола и в это же время создается Временное правительство. И вот на этом плакате – "Памятка народной победы". Здесь те же революционные силы: вооруженный солдат, вооруженный рабочий. Снятая мантия горностая. Коленопреклоненный Николай передает корону. Попранные скипетр и держава. А на заднем плане – Таврический дворец, где заседали депутаты Госдумы. И над ним восходит солнце как символ свободы. Этот символ будет потом повторяться в плакатах. Революция в этот короткий период (до октября) представлялась как что-то светлое, доброе, солнечное, но затем, после октября, с началом Гражданской войны революция уже перестала быть барышней в белых одеждах.

Плакат авторства соратника Маяковского по издательству "Парус" Алексея Радакова. Это так называемая социальная пирамида. Сюжеты социальных пирамид были удивительно популярны с начала XX века. Первая социальная пирамида художника Лохова была издана в Женеве в 1891 году. И затем перерисовки и по мотивам – создавалось множество вариантов. Здесь тоже обращение к традициям лубка с понятным смыслом для широких масс. Сверху все накрыто горностаевой мантией. Вспомните, что написал о своей профессии Николай II в ходе всероссийской переписи населения 1897 года? Он написал: "Хозяин земли Русской". Самые популярные сатирические сюжеты до лета 1917 года – антиклерикальные и антимонархические, направленные именно на императора Николая II и его супругу императрицу Александру Федоровну.

Осенью 1917 года в России началась первая в истории всеобщая избирательная кампания. И она была яростной и бескомпромиссной. В выборах участвовали несколько десятков партий и объединений, как политических, так и национальных. Среди принимавших участие в выборах самой многочисленной была партия эсеров.

"Анархию победит демократия". Это кадетская партия. Существенная деталь плаката - сочетание анималистики и мифологических образов – ящера (анархия) и витязя на белом коне (демократия). Перегруженность текстом снижала эффективность воздействия на зрителя, что в дальнейшем в какой-то степени повлияло на результаты выборов.

Сравниваем предыдущий плакат с этим. Эсеры. Грамотно провели избирательную кампанию. Победа эсеров была предопределена такой хорошо поставленной агитацией. Все как надо на плакате. Адресовано рабочим и крестьянам. Ясные и четкие лозунги – "Земля и воля". "Разорвем цепи и весь земной шар будет свободен". Два потока, рабочих и крестьян, по замыслу автора, соединясь, обязательно придут на избирательный участок.

Что касается большевиков, РСДРП, они не считали необходимым уделять внимание художественной агитации – то есть плакату. Но умели делать выводы из ошибок. И когда разгорелась Гражданская война, все силы "красных" были брошены на политическую художественную агитацию. Те же Радаков, Маяковский, другие участвовали в создании знаменитых "Окон РОСТа", ставшие советским "брендом" и классикой мирового плакатного искусства. А белые проиграли с точки зрения наглядной агитации – по-прежнему много ненужных деталей и много текста. Никто не будет читать хорошо написанную программу Деникина, многостолбцовую, на плакате.

30.06.2017

на печать


Комментарии

е
03.01.2020 20:04 | сообщение #1
 

Революционные плакаты всех стран и народов.
Жид обманом сыт: «Сегодня – 7 ноября, годовщина Великой Октябрьской социалистической революции. Именно под таким названием миллионы людей от Бреста до Камчатки, от Алма-Аты до Якутска, от Баку до Кишинёва знали и знают этот день».
Но обмануть так просто невозможно. Поэтому, обрабатывают с детства. Начинаешь проверять, овладевать сложившейся обстановочкой, выясняешь следующее: на революционных плакатах и фотографиях изображены одни жидовские морды. Все - от «угнетателей» до «угнетённых». У угнетённых рабочих и крестьян («Прикидывайтесь бедными и больными» - К.е. в СССР) морда просит кирпича.
Разумеется и на рекламе одни жиды. Изучай типы. Материала, хоть отбавляй.
Не можешь – не ври - «Наша раса будет править миром».

Гость
04.01.2020 18:07 | сообщение #2
 

е, лечись...

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

Есть мнение ...

Платежная система "Мир" потратила на рекламу 3,4 млрд...Платежная система "Мир" потратила на рекламу 3,4 млрд...
Государственная Национальная система платежных карт (НСПК), управляющая платежной системой «Мир», в 2019 году потратила на рекламу 3,36 млрд рублей — почти столько же, сколько Сбербанк. Это позволило бы госкомпании остановиться в шаге от топ-10 рекламодателей в России по размеру рекламного бюджета — немного ниже Сбербанка, но значительно выше любой другой компании с финансового рынка. Выручка НСПК за тот же год составила 16,2 млрд рублей.
"Я против расизма, но..." Как бренды наказывают инфлюэнсеров..."Я против расизма, но..." Как бренды наказывают инфлюэнсеров... (1)
Ксения Собчак и Регина Тодоренко — первые в истории российского рекламного рынка инфлюэнсеры, примерно наказанные брендами за высказывания, которые не отвечают их ценностям. Логично, что контракты с Собчак и Тодоренко разорвали западные компании. В США и Европе бренды уже давно следят за репутацией своих рекламных лиц. Они же, видимо, будут воспитывать инфлюэнсеров и в России. The Bell разобрался, почему они сейчас этим озаботились и какие у них для этого есть инструменты.
Рекламный инструмент Apple Search Ads повышает конверсию в установки...Рекламный инструмент Apple Search Ads повышает конверсию в установки...
Компания Zen Mobile Agency, входящая в состав iConText Group, протестировала рекламный инструмент Apple Search Ads, который стал доступен для россиян в начале мая 2020 года. Продвижение приложений внутри App Store позволяет повысить конверсию в установки на 17%.
Влияние коронавируса на рынок интерактивной рекламы - результаты...Влияние коронавируса на рынок интерактивной рекламы - результаты... (1)
Реагируя на стремительное изменение ситуации на рынке Исследовательский Центр АКАР/РАМУ/IAB Russia провел опрос 23-26 марта 2020 года среди компаний-членов IAB Russia на предмет их отношения к кризису, вызванному вирусом COVID-19, предпринимаемым мерам и оценки ближайшего будущего.
Исследование: Российские топ-менеджеры против гендерного квотирования...Исследование: Российские топ-менеджеры против гендерного квотирования...
Согласно опросу консалтинговой компании Kontakt InterSearch Russia, большинство женщин-руководителей относятся к практике гендерного квотирования в управленческом составе бизнеса положительно, большинство мужчин – отрицательно. При этом в своей организации подобную инициативу поддержали бы 49% женщин и 8% мужчин, против бы высказались 27% женщин и 79% мужчин соответственно.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».
87% компаний используют три и более каналов для внутренних...87% компаний используют три и более каналов для внутренних...
«Лучшие кейсы по внутрикорпоративным коммуникациям. Ключевые тенденции последнего времени. Изменения стремительны, успеваем ли мы за ними?» - данную тему 25 апреля 2018 года обсудили на заседании  Комитета по внутрикорпоративным  коммуникациям Ассоциации менеджеров.
New media, new creativity! "Серебряный меркурий" расширяет...New media, new creativity! "Серебряный меркурий" расширяет...
21-22 марта в Санкт-Петербурге состоялся IV Фестиваль рекламы и маркетинговых услуг «Серебряный Меркурий. Северо-Запад», в рамках  которого прошла Большая конференция. Организатором мероприятия стало ведущее брендинговое агентство России – Brandson (Total Identity Group), во главе с Генеральным директоров агентства, Членом совета АБКР, Еленой Юферевой.
Выставка, посвящённая 100-летию со дня рождения Георгия ЩетининаВыставка, посвящённая 100-летию со дня рождения Георгия Щетинина (6)
В Государственном музее А. С. Пушкина открылась выставка, посвященная не столь широко известному, но заслуживающему пристального внимания художнику-иллюстратору ХХ века Георгию Щетинину.

Форум

Вакансии

  • Загрузка ...

на правах рекламы

11.07.2020 - 10:26
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru на Facebookfacebook    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR

Вход | Регистрация