Интервью

Егор Альтман: интернет – это просто новый способ доставки контента

Егор Альтман: интернет – это просто новый способ доставки контента

О том, как живет рынок рекламы в кризисное время, и о текущих тенденциях этого сектора, почему не надо противопоставлять телевидение и интернет, а также зачем надо менять требования на информационное сопровождение, рассказал вице-президент Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР) и президент AltCommunicationGroup Егор Альтман.

– Последнее время было для российской экономики и отечественного бизнеса очень непростым. Думаю, что и на рекламном рынке кризис сказался существенно. Расскажите, какие тенденции наблюдались на рынке рекламы в последние три года?

– Конечно, рынок упал, и достаточно сильно, но при этом сохранил свою фрагментированность: что-то упало больше, что-то меньше. Традиционно больше всех потерял сегмент прессы, меньше всех упал интернет, но в целом весь рынок спикировал вниз. И на это повлияло, во-первых, падение курса рубля, потому что международный рынок номинирован в долларах и падение российского рынка было усилено растущей курсовой разницей. А во-вторых, на ситуации на рынке сказалось общее снижение потребительской активности, из-за чего ожидания рекламодателей оказались негативнее предполагаемых и многие компании попросту свернули свои бюджеты.

Но в то же время уже в первом квартале на рынке наметились позитивные изменения. В том числе рекламодатели начали «размораживать» свои бюджеты, чему во многом способствовало поведение национальной валюты. Ведь у многих крупных рекламодателей бюджеты именно валютные.

Сейчас в целом ситуация стабилизировалась. Понятно, что все равно условия далеки от докризисных, но по крайней мере рынок стал снова стабильным. Растет активность, и мы видим ее по наружной рекламе в Москве. Буквально год назад было очень много щитов с надписью «Рекламное место сдается», сейчас такое положение дел меняется.

– Рекламодатели продолжают вкладываться в телевидение, но при этом, по последним данным, интернет-аудитория значительно растет. Например, в числе недавних новостей – Первый канал, который оказался шестым по аудитории после пяти крупных интернет-порталов.

– Здесь важно понимать, что с точки зрения бюджетов, когда сравнивают телевидение и интернет, понятно, что все-таки телевидение в России имеет более весомые позиции.

– Потому что оно, вероятно, более «продающее»?

– Это медиа, которому люди очень сильно доверяют. Такой уровень доверия к телевидению сохранился еще с советских времен, и реклама в этом смысле воспринимается как часть контента. Понятно, что ни один продукт по этому показателю с ТВ сравниться не может.

Важно понимать, что в интернете лидирует контекстная реклама. А контекст – это много небольших рекламодателей. Большие рекламные агентства с маленькими компаниями не работают. Контекстное размещение в интернете – это кампании с очень небольшими бюджетами, это работа либо напрямую, либо через специализирующуюся только на этом компанию. Поэтому, если взять бюджеты крупных рекламных агентств, там, естественно, будет лидировать телевидение.

– Есть данные, как соотносятся бюджеты, вкладываемые в телевидение и интернет?

– Я могу сказать, что рекламный рынок в 2016 году оценивается где-то в 329 млрд рублей. И он потерял от 14 до 29%. Интернет же с точки зрения объема бюджетов, включая деньги маленьких рекламодателей, уже давно догнал и перегнал телевидение.

– Как, по-вашему, будет меняться это соотношение в дальнейшем? Интернет продолжит наращивать денежную массу?

– Это очень каверзный вопрос в том смысле, что есть какие-то определенные сайты в интернете и есть какие-то определенные каналы на телевидении. Но когда вы смотрите телевидение в интернете – это к чему отнести? В данном случае интернет – это просто новый способ доставки контента, это дистрибуция.

Сначала был театр, потом появилось кино. Но актеры в театре и кино, как известно, пересекаются. Пожалуйста, вы можете сходить и посмотреть спектакль с Аль Пачино. Это просто способ доставки, потому что кино с точки зрения тиражирования намного удобнее. Спектакль нельзя сразу одновременно показать миллиарду человек, а кино можно.

С телевидением и интернетом то же самое. И там и там человек смотрит видеокартинку, просто телевидение изменилось. С моей точки зрения, интернет просто дополнил телевидение, улучшил его и расширил. И это деление, на мой взгляд, скоро сотрется. Чем пресса отличается от радио? Тут очень четкая граница. А вот если взять печатную и интернет-версию какого-нибудь СМИ, то для меня это будет одной и той же газетой. Просто я могу ее читать и с планшета, а могу купить в киоске бумажную версию. Но в любом случае контекст там, как правило, пересекается. И интернет, конечно, продолжит развиваться. У него для этого есть все предпосылки.

– В итоге какой канал доставки информации останется ключевым?

– Ключевым каналом дистрибуции контента с точки зрения рекламодателя, конечно, остается телевидение. Вне всякого сомнения, для крупного рекламодателя оно наиболее привлекательно. Для рекламодателей поменьше, естественно, лидирует интернет, потому что там есть возможность сделать таргетированную рекламную кампанию с небольшим бюджетом. И интернет в большей степени переигрывает именно меньшим барьером входа.

– То есть это как сравнивать маленькую контекстную рекламу в «Яндексе» и, например, тридцать секунд на каком-нибудь телеканале…

– Разница огромная, а главное, ни пятнадцать, ни тридцать секунд на канале небольшому бизнесу не нужно, потому что необходимо создавать частотность. Это как в школе. Для того чтобы выучить стихотворение, вам нужно его прочитать раз пять – десять. То же самое и с рекламой.

В интернете это все-таки не совсем реклама, контекст – это справочная информация. Вот вы справочник, желтые страницы открыли, ищете, где можно починить машину. Телевидение же человек включает, чтобы увидеть картинку, развлечься, услышать что-то новое.

Поэтому я против прямого противопоставления телевидения и интернета. Думаю, в какой-то момент сложное отношение к интернету поменяется, все к этому привыкнут и появится что-нибудь новое.

– Раз уж мы говорим про тенденции на рынке, то как чувствуют себя сами игроки, рекламные агентства? На других рынках были банкротства и поглощения, а что происходит с рекламой?

– Крупных банкротств пока не было, никто еще не закрывался. Что касается укрупнения, то прослеживается следующая тенденция. Если посмотреть на рынок с точки зрения последствий кризиса, то можно увидеть: и в 1998 году, и в 2008 году рынок локальных агентств, которые по сути и представляют малый и средний бизнес, становился все меньше и меньше. На сегодняшний момент около 80% рынка занимают большие международные сетевые агентства, которые имеют филиалы по всему миру и могут предоставить рекламодателям связанный с этим сервис. Другой вопрос, что 20% – это тоже много. Но локальные агентства вынуждены работать на сокращающемся рынке, что в итоге приведет к тому, что останется два-три агентства, а остальные либо закроются, либо станут частью сетей.

– А вот недавняя новость о слиянии основанного вами Hidalgo и агентства Gram. Из-за чего произошло?

– В прошлом году внутри синдиката наметились определенные перемены. В ходе оптимизации структуры компании в рамках бренда Hidalgo образовались два самостоятельных течения, одно из которых возглавил мой партнер Дмитрий Солопов, а второе – я. При этом я по-прежнему остаюсь мажоритарным акционером большинства юридических лиц, входящих в Рекламный синдикат. Но я отошел от операционного управления Синдикатом. Теперь этим занимается Дмитрий Солопов, а я развиваю новый проект вместе с ключевыми топ-менеджерами Hidalgo – AltCommunicationGroup.

– Разделение произошло потому, что поменялись взгляды?

– Hidalgo было создано двадцать лет назад, и за это время мы выросли и в какой-то момент начали смотреть на многие вопросы по-разному. Кризис в этом плане стал своеобразной точкой невозврата. Говорят, для одного стакан всегда наполовину пуст, для другого наполовину полон. Как мне кажется, для Дмитрия кризис стал поводом для оптимизации расходов и консервации направлений. Для меня кризис – стимул для развития. Будущее Hidalgo мы видели по-разному.

– В условиях непростой работы на локальном посткризисном рынке развитие нового бизнеса звучит как рисковый шаг.

– С нами осталось 95% прежней команды Hidalgo, усилиями которой по результатам предыдущего года агентство вошло в пятерку самых крупных локальных агентств с официальным оборотом, указанным в рейтинге, почти в 2,5 млрд рублей. Клиенты также сделали свой выбор: мы выигрываем новые тендеры и продолжаем работать с теми же компаниями, с которыми работали, – в сферах недвижимости, IT, ритейла, с банками и НПФ.

– Каким вы видите будущее компании как локального агентства?

– В связи с теми тенденциями, которые сейчас происходят, на рынке места для большого количества локальных агентств, а это малый и средний бизнес, в итоге не останется. Сейчас наша стратегия направлена на увеличение доли рынка. С учетом трендов на рынке, о которых я говорил, это верная стратегия. Мы по-прежнему хотим стать первым или вторым локальным агентством в России в течение ближайших трех лет, но теперь как AltComGroup.

– Сказываются ли ограничения на работу малых и средних рекламных компаний при работе с крупными тендерами, госзакупками?

– Два года назад мы с коллегами в рамках АКАР создали секцию агентств, не входящих в международные холдинги. Мы начали разбираться с проблемами этих, с одной стороны, небольших, с другой стороны, активно представленных в ассоциации локальных компаний, которых в России на текущий момент около двухсот. Из них, кстати, около 90% – это малый и средний бизнес. Мы написали открытое письмо при поддержке президента АКАР с просьбой снять заградительные барьеры при тендерах госкомпаний и компаний с госучастием для малого и среднего бизнеса.

В этом году внутри АКАР появилась комиссия по малому и среднему бизнесу. И мы сейчас активно проводим рабочие встречи с Минэкономразвития, бизнес-омбудсменом Борисом Титовым, Госкорпорацией по развитию малого и среднего бизнеса, ТПП.

У нас есть три ключевых вопроса: доступ к «дешевым деньгам», потому что для участия в тендере необходимо предоставлять банковскую гарантию, которая по сути является некой формой кредита.

Вторая проблема – это постоплаты, потому что в связи с кризисом начались отсрочки и задержки платежей. Плюс крупные компании вписывают очень большие сроки, что приводит к тому, что малому и среднему бизнесу приходится идти в банк и под очень высокую ставку брать деньги. Третий вопрос – это заградительные барьеры, о которых я уже говорил. И надо сказать, что после всех наших активностей и переговоров ряд государственных компаний убрали заградительный барьер.

Виктор Голубев («Газета.Ru») 
Advertology.Ru

26.09.2016

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Роль PR - специалистов в формировании будущего AI (искусственного...Роль PR - специалистов в формировании будущего AI (искусственного...
Управляющий партнер LotUS Communications Татьяна Жигаленкова поделилась экспертным мнением о роли PR специалистов в формировании будущего искусственного интеллекта.
Профессия digital-мира - influence marketing manager Профессия digital-мира - influence marketing manager
Работа с блогерами требует определенных навыков и знаний. Как найти релевантного инфлюенсера под конкретные сегменты брендов и определенные задачи, что необходимо проверить перед стартом сотрудничества, как и на каких условиях с ним взаимодействовать, какие важные нюансы необходимо соблюсти в коммуникации/документации? На все эти вопросы знает ответы — инфлюенс-маркетинг менеджер. Кирилл Диденок, диджитал продюсер, основатель коммуникационного агентства DIDENOK TEAM, рассказал, что входит в обязанности инфлюенс-маркетинг менеджера, и как им стать.
Telegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистовTelegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистов
Владимир Ступников, Генеральный директор коммуникационного агентства АУРА в составе Газпром-Медиа Холдинга. Социальные медиа становятся все более важным инструментом в работе каждого PR-специалиста, и одной из относительно новых, но стремительно растущих платформ, является Telegram. Этот мессенджер, изначально позиционировавшийся как безопасный и приватный инструмент связи, приобретает все большую популярность и привлекает внимание маркетологов и PR-специалистов по всему миру.
PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии...PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии... (1)
Татьяна Жигаленкова, управляющий партнер LotUS Communications, рассказала какие компетенции, и требования PR-специалистов будут актуальны через 5 лет.
Маркетинг с AR и VR от HICLICKМаркетинг с AR и VR от HICLICK
В 2024 году маркетологи все чаще начинают использовать метавселенные. По сравнению с социальными сетями, вовлеченность пользователей в иммерсивных площадках гораздо больше. Одним из самых интересных для клиентов форматов являются АR и VR. Как технологии будущего применять в маркетинге уже сегодня, разобрали в агентстве высоких откликов HICLICK.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

14.07.2024 - 11:15
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация