Новости

Минкультуры требует передать наследие семьи Рерихов государству

Минкультуры требует передать наследие семьи Рерихов государству

В Международном центре Рерихов, владеющем коллекцией, считатют, что законных оснований для ее изъятия нет.

Первый заместитель министра культуры Владимир Аристархов обратился в Хамовническую межрайонную прокуратуру Москвы с просьбой проверить законность владения Международным центром Рерихов (МЦР) культурными ценностями из наследия семьи Рерихов.

В обращении отмечается, что в июне 2014 года Мосгорсуд постановил, что МЦР не является правопреемником Советского фонда Рерихов, которому Святослав Рерих завещал 453 произведения своего отца, знаменитого художника Николая Рериха. «Таким образом, МЦР удерживает без достаточных правовых оснований имущество Святослава Рериха, завещанного им Советскому фонду Рерихов», — подчеркивается в обращении.

Чиновник также акцентирует внимание правоохранительных органов на том, что МЦР не принимает мер по включению в состав негосударственной части Музейного фонда РФ творческого наследия семьи Рерихов (всего порядка 3 тыс. предметов), а архивные документы, хранящиеся в МЦР, не отнесены к составу Архивного фонда РФ.

В пресс-службе ведомства «Известиям» пояснили, что обращение Владимира Аристархова в прокуратуру связано с имеющимися у Минкультуры опасениями по поводу судьбы коллекции.

— В связи со сложной финансовой ситуацией в МЦР есть вероятность, что часть фондов может быть реализована на антикварном рынке. Минкультуры предлагает МЦР принять меры по передаче государству находящегося в настоящее время в МЦР наследия Рерихов, завещанного Святославом Рерихом Советскому фонду Рерихов, который прекратил свою деятельность и был исключен из ЕГРЮЛ в мае 2008 года. Впоследствии эти произведения будут включены в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации и закреплены на праве оперативного управления за Государственным музеем Востока (сейчас там уже хранится часть наследия Рерихов. — «Известия»). Тем самым будет объединено наследие Рерихов, завещанное Советскому фонду Рерихов. После этого можно будет вести речь о механизмах общественно-государственного партнерства по сохранению и изучению наследия Рерихов, — отметили в Минкультуры.

Межрайонный прокурор Евгений Пузанов направил вице-президенту МЦР Александру Стеценко представление, в котором потребовал дать объяснения по доводам обращения Владимира Аристархова. В ответе на представление прокурора (есть у «Известий») Александр Стеценко отметил, что решение Мосгорсуда «вовсе не означает, что наследие Рерихов, переданное МЦР его собственником, Святославом Рерихом еще при его жизни, находится в МЦР незаконно, поскольку Могсорсуд данного обстоятельства не установил, равно как и не установил принадлежности находящегося у МЦР наследия государству».

— Мы владеем наследием Рериха не на основании правопреемства Советского фонда Рериха, а на основании того, что владелец так распорядился, — заявил Стеценко «Известиям». — И если Минкультуры считает, что МЦР незаконно владеет наследием, то им необходимо подать иск в суд и доказать в суде права государства на эту часть наследия. Почему Минкультуры этого не делает? Потому что прав нет.

Кроме того, первый заместитель генерального директора МЦР Павел Журавихин пояснил «Известиям», что центром ведется плановая работа и по включению культурных ценностей в негосударственную часть Музейного фонда.

— Сегодня у музея действительно тяжелая финансовая ситуация, мы этого не скрываем. Но Минкультуры нас огульно обвиняет во всех смертных грехах, рассказывая правоохранительным органам, что Центр может продать картины, так как у него трудное финансовое положение. Многое из того, что было написано в предписании прокурора, не соответствует действительности. Например, мы ведем работу по включению культурных ценностей из наследия Рерихов в Музейный фонд еще с 2005 года. Но включение в список — это долгий процесс: сначала идет работа с фондом, описание, фотографирование и фотофиксация. И сейчас эта работа продолжается, — сказал Журавихин.

Руководители рериховских обществ и музеев, связанных с семьей Рерихов, по-разному относятся к идее передачи коллекции государству. Директор Музея-института семьи Рерихов, президент Международного благотворительного фонда «Рериховское наследие» Алексей Бондаренко солидарен с позицией Минкультуры.

— Первоочередная задача государства и рериховского мира — принять все возможные меры для обеспечения государственной регистрации всех рериховских архивов и коллекций, находящихся в распоряжении МЦР, обеспечить передачу государству всего наследия, удерживаемого без законных на то оснований. Нельзя разрешать узкой группе лиц безответственно морочить голову обществу сказками об общественном музее Рерихов, подвергая угрозе утраты его собрание, — считает Бондаренко.

Председатель Рериховского общества города Пензы Анатолий Салычев считает, что передача государству наследия Рерихов нарушит волю Святослава Рериха.

— Я не понимаю, почему в этой ситуации не учитывается воля дарителя. Он завещал, чтобы наследие находилось в общественной собственности. Эту общественность и представляет народ. Важно, чтобы коллекция находилась в руках общественности. Центр прекрасно работает, в нем проведена отличная реставрация. И это показывает, что за одни и те же деньги, выделяемые общественным и государственным организациям, общественные сделают лучше, потому что работают не за деньги, а за идею, — уверен Салычев.

Спор о наследии семьи Рерихов длится уже более 20 лет. После распада СССР перестал существовать Советский фонд Рерихов, и на его месте в 1991 году, еще при жизни Святослава Рериха, возникла новая организация — Международный центр Рерихов. МЦР настаивает на том, что полномочия новой организации подтверждаются в частности в письме Святослава Рериха от 22 октября 1992 года.

«Я, доктор Святослав Рерих, [...] подтверждаю, что Международный центр Рерихов, созданный по моей инициативе, является правопреемником Советского фонда Рерихов», — говорится в тексте документа.

Однако юристы, представляющие интересы Музея Востока и Минкультуры, утверждают, что письмо не доказывает законность владения собранием МЦР, поскольку не содержит никаких распоряжений относительно имущества Рериха и передачи его центру.

Ольга Завьялова, Евгения Коробкова (Известия)

Advertology.Ru

25.08.2015

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR не находит себе места PR не находит себе места
PR-агентство Comunica опросило читателей отраслевых Telegram-каналов о месте PR-блока в структуре компании и наличии собственного бюджета.
PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.

Книги по дизайну


Сюнга. Откровенное искусство Японии / Shunga. Explicit Art of Japan

Сюнга. Откровенное искусство Японии / Shunga. Explicit Art of Japan
Сюнга. Откровенное искусство Японии / Shunga. Explicit Art of Japan. В этой книге многое впервые. Впервые на русском издается книга посвященная Японской откровенной гравюре Сюнга. Впервые в издании представлено более 700 произведений. Когда мы их отбирали из трехтысячной коллекции шли настоящие редакционно-искусствоведческие баталии. В книгу вошли самые интересные, значимые и редкие работы. Впервые проведена атрибуция некоторых гравюр и книг. Хвастаться не хорошо, но это действительно круто!   О Сюнга С момента создания этих волнующих образов прошли сотни лет, однако японская эротическая гравюра продолжает приковывать взгляды зрителей по всему миру. Можно долго спорить о том, кто впервые взялся за изображение на бумаге, в глине или мраморе сексуальных сцен. Их можно обнаружить еще на фресках древнего Рима или на античных вазах Греции. Вся Европа в эпоху Возрождения не брезговала картинками, поднимающими «тонус». Да почему только Европа? Нечто подобное было характерно и для древнего Перу. А что уж сказать об Индии, где Камасутра служит своеобразной азбукой для мужчин и женщин! Славился этим искусством и Китай. Но если спросить знатока этого жанра о наиболее эффектных образцах изобразительного искусства, то ответ будет однозначным: на этом поприще удачнее всего потрудились мастера ксилографии Японии XVII-XIX веков. Отнюдь не намекаем на сексуальную распущенность японских мастеров культуры. Дело в том, что взаимоотношения полов во всем их разнообразии в Японии всегда воспринимались как нечто естественное, причем не ограниченное сугубо семейными рамками в японской религии – синтоизме – не удастся найти ничего, что бросало бы мрачную тень на секс. Даже древние мифы, посвященные космогоническим процессам, нередко насыщены сугубо сексуальными подробностями. Возьмем, к примеру, описание процесса зарождения мира, изложенное в самом древнем письменном памятнике Японии – «Кодзики», датированным 712 годом. Результатом этого вполне невинного, с точки зрения японца, божественного инцеста и стало появление Японского архипелага, а вместе с ним и всего мира, в котором мы живем. В стране издавна существовал (и поныне сохраняется!) фаллический культ, связанный с прославлением богини плодородия. Сюнга в дословном переводе означает «весенние картинки». Почему японцы дали такое название рисункам? Вернее всего, этот термин был позаимствован у китайцев. Но в Японии он прижился. Может быть, это связано с характерным для этого народа четким ощущением смены времен года. Именно весной под теплыми солнечными лучами не только оживает природа, но и обостряются человеческие чувства, эмоции переполняют душу. Книжки-альбомы сюнга изначально считались лучшим и непременным подарком молодоженам со стороны родителей, родственников или друзей. Часть гравюр в книжке изображала весьма реалистичные ситуации, другая была более фантазийной, где любовники принимали поистине невозможные позы, доступные, пожалуй, лишь опытным акробатам. Книгами сюнга в стране увлекались все поголовно, не зависимо от материального или социального статуса, старики и молодежь, мужчины и женщины. Правительство Японии не раз пыталось лишить свой народ столь дешевого и доступного развлечения. Однако это приводило лишь к росту ухищрений участников торговых сделок. Среди книг сюнга множество шедевров таких именитых и талантливых мастеров гравюры, как Моронобу Хисикава, Хокусаи Кацусика, Иссё Миягава, Сигэнобу Янагава, Утамаро Китагава, Эйсэн Томиока. Авторы графических листов предельно откровенно, с мельчайшими анатомическими подробностями изображали моменты интимных контактов между мужчинами и женщинами, мужчинами и мужчинами, женщинами и женщинами, людьми и животными (например, осьминогами, тиграми), женщинами, мужчинами и потусторонними существами… Сюнга вполне обоснованно может считаться прародителем таких современных жанров искусства, широко распространившихся по современному миру, как анимэ и манга.

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

14.06.2025 - 14:39
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация