Новости

Законопроект о "праве на забвение" могут принять до конца июня

Законопроект о "праве на забвение" могут принять до конца июня

Профильный комитет Госдумы рекомендовал его к принятию.

Комитет по информационной политике рекомендовал Госдуме поддержать закон "о праве на забвение", сообщил думский корреспондент «Ведомостей». 

Законопроект, дающий право гражданам удалять информацию о себе из поисковых систем, был внесен в Госдуму в последних числах мая этого года. Авторы документа – депутаты Алексей Казаков, Вадим Деньгин, Ольга Казакова и Леонид Калашников. Этот законопроект наделяет граждан России правом добиваться удаления, в частности, из поисковых систем в интернете ссылок на информацию о них, которую эти граждане сочли недостоверной, неактуальной или распространяемой с нарушением законодательства, следует из пояснительной записки к законопроекту. Судебного решения не требуется – поисковик обязан верить заявителю на слово. Из числа подлежащих регулированию поисковых систем исключаются «определенные федеральным законом информационные системы, имеющие общегосударственное значение».

Суть закона - право граждан на актуальную и правдивую информацию о себе в сети, рассказал один из авторов проекта Алексей Казаков ("Справедливая Россия"). Гражданин может обратиться в поисковую систему с просьбой убрать ссылки, и поисковик может принять решение об удалении, если он отказывает, то гражданин в суде доказывает, что ссылки неактуальные, не соответствуют действительности, объясняет депутат. Поисковик будет обязан убрать ссылки только по решению суда, а удаление по обращению граждан - дело добровольное, подчеркнул парламентарий. Большое количество граждан пользуются интернетом, среди них дети, и не каждый может себя защитить - через этот закон появится такой механизм. Меньше всего это касается публичных людей: у них иммунитет, это не может быть их инструментом, это инструмент граждан, считает Казаков.

В общественных кругах и среди пользователей очень много тех, кто поддерживают этот механизм: человек в конструктивном диалоге сможет удалить недостоверные ссылки, объяснил другой автор проекта Вадим Деньгин (ЛДПР). "Человек имеет право быть представленным в интернете так, как он считает нужным", - считает он. Деньгин отметил, что критики говорят о том, что есть преступники и недобросовестные граждане, которые через какое-то время смогут "отбелиться" - удалить информацию о себе, но он считает, что простые граждане не должны страдать от этого. Существует международная практика: в Европе каждый человек может сделать то же самое, говорит депутат. Члены комитета спросили авторов, чем их закон отличается от иска о чести и защите достоинства. Убираются ссылки, а не сам материал, подчеркнул депутат. "Звучит лишь деструктивная критика, но мы ни слова не услышали о том, как работать с этим, а это хорошая тема, добрая. Мы сейчас создаем лишь скелет, а уже дальше будем конкретнее обсуждать его", - пожаловался Деньгин.

В целом комитет его поддерживает, есть ряд замечаний, которые нужно будет устранить во втором чтении, сообщил председатель комитета Леонид Левин ("Справедливая Россия"). "Подобного рода процедура больше года действует в Евросоюзе: Высший суд принял решение, что граждане могут удалять ссылки на недостоверную информацию. Это не закон о забвении, а закон о достоверной информации", - считает председатель. Из положительных вещей - в отношениях с поисковиками появляется возможность досудебного урегулирования, законопроект в этом плане можно сравнить с антипиратским, отметил Левин. "Это часть принципов взаимодействия с отраслью. Будет ли убираться информация, которая не должна убираться, - хочу обратить внимание, что конечное решение принимает суд", - подчеркнул он. Левин сообщил, что сегодня в три часа дня в Госдуме состоится совещание с поисковыми системами по этому законопроекту, а 16 июня он будет рассматриваться в первом чтении на пленарном заседании. Комитет по конституционному законодательству также поддерживает концепцию этого законопроекта.

В четверг в Госдуме прошло совещание руководителя профильного комитета по информполитике Леонида Левина с интернет-отраслью. В нем принимали участие представители «Яндекса», Mail.ru Group, Rambler & Co и др. Левин предложил компаниям подготовить поправки к законопроекту и предоставить их в комитет до 17 июня, говорит один из участников этой встречи. Закон о «праве на забвение» будет рассматриваться в первом чтении 16 июня, и скорее всего он будет принят, дал понять депутат, говорит собеседник «Ведомостей». Представители интернет-отрасли на совещании не протестовали против закона, а многие даже высказывались в том духе, что «право на забвение» очень нужно, добавляет он.

В целом интернет-компании предлагали депутатам в основном технические поправки в законопроект, не затрагивая его сути, – например, надо или нет вообще удалять ссылки не только на недостоверную, но и на достоверную информацию. По словам гендиректора Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Сергея Плуготаренко, компании, в частности, настаивали на том, что в законе должны быть указаны конкретные адреса, которые надо удалять из поисковой выдачи. Нельзя указывать, чтобы поисковики просто удалили недостоверную информацию о каком-то человеке – тогда поисковикам просто придется премодерировать весь контент, который они индексируют, а это технически невозможно. Также интернет-компании считают, что государство не должно наделять их функциями правоохранительных органов: поисковики не должны сами решать, является информация достоверной или нет. В идеале это все-таки должно делаться через суд, считает Плуготаренко. Но чтобы такие процессы не затягивались, делать это можно по упрощенной судебной процедуре, которая не предполагает присутствия истца и ответчика в суде.

Депутаты утверждают, что их законопроект соответствует европейской практике. Однако это не совсем так. Действительно, граждане Евросоюза с мая 2014 г. могут добиваться от поисковиков удаления ссылок на информацию о них. Но речь идет не об отдельном законе, а о решении Европейского суда. Тогда суд встал на сторону испанского гражданина Марио Костеха Гонсалеса в деле против Google: он требовал удалить из поисковой выдачи ссылки на электронную статью в газете о продаже его дома на аукционе в счет уплаты долга (этот долг был впоследствии погашен), а также ссылки на эту статью. Но Европейский суд подчеркнул, что «право на забвение» не абсолютно и в каждом конкретном случае необходимо оценивать баланс частных и публичных интересов, а также учитывать необходимость защиты таких фундаментальных прав, как свобода слова и права СМИ. В российском документе эти понятия даже не упоминаются.

«При принятии такого законопроекта важно обратить внимание на необходимость идентификации пользователей при обращении об удалении той или иной информации из поисковиков, - говорит директор по связям с законодательной и исполнительной властью "Мегафона" Дмитрий Петров. - Это нужно для того, чтобы компания была уверена в том, что удаляет данные именно того гражданина, который ее об этом попросил, а также чтобы исключить недобросовестные действия».

Если российские пользователи начнут активно использовать этот закон, это грозит серьезным падением поискового трафика для интернет-проектов, считает директор по внешним коммуникациям Rambler & Co Матвей Алексеев. Особенно опасно это для электронных СМИ, чьи статьи начнут исчезать из индекса поисковых систем.

Критика

С резкой критикой законопроекта о «праве на забвение» выступил «Яндекс» – главный поисковик рунета (его доля составила в мае 57,1%, по данным Liveinternet). Если закон будет принят, он нарушит конституционное право граждан на поиск, доступ и получение информации, говорила представитель «Яндекса» Ася Мелкумова, доступ к большому массиву общественно значимой информации может быть затруднен. Создается почва для многочисленных злоупотреблений, а на поисковики возлагаются не свойственные им функции госорганов: их обязывают самостоятельно определять достоверность информации, размещенной в интернете, законность ее распространения, а также наличие в тех или иных событиях признаков преступлений, давать юридическую квалификацию таким действиям и определять сроки давности привлечения к уголовной ответственности. Все это приведет к нарушению функционирования поисковых систем, предупреждала она. Представитель Google не комментирует эту законодательную инициативу. Но ранее Google активно выступал против введения такого регулирования в Европе.

Ольга Чуракова, Анастасия Голицына (Ведомости) Advertology.Ru

15.06.2015

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Маркетинг с AR и VR от HICLICKМаркетинг с AR и VR от HICLICK
В 2024 году маркетологи все чаще начинают использовать метавселенные. По сравнению с социальными сетями, вовлеченность пользователей в иммерсивных площадках гораздо больше. Одним из самых интересных для клиентов форматов являются АR и VR. Как технологии будущего применять в маркетинге уже сегодня, разобрали в агентстве высоких откликов HICLICK.
Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?
Искусственный интеллект уже давно среди нас. Он прочно вошел в нашу жизнь, используется абсолютно в разных её сферах и кардинально меняет лицо современного бизнеса. Рекламная индустрия - не исключение. Самый яркий и известный пример - это нейросети, на основе которых построен поиск рекламных систем Яндекса. Использование нейросетей и других алгоритмов ИИ, делает рекламу еще более эффективной и качественной. Евгений Халин, директор по продуктам Коkос Group рассказывает о том, как работает ИИ, в чем его преимущество и какие перспективы нас ждут.
Как подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраляКак подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраля
В период гендерных праздников предприниматели отмечают 50%-ый рост продаж. – Даже в случае торговли сепараторами или двигателями, при должном подходе. Для маркетологов это время – забег на короткие дистанции. Поэтому важно грамотно подойти к выбору инструментов.
Тренды в мобильном маркетинге-2024Тренды в мобильном маркетинге-2024
Как будет работать мобильный маркетинг в 2024 году и какие тренды прямо сейчас влияют на весь рынок, рассказывает Алла Рауд, руководитель направления ASO в IT-Agency.
Новые медиа – Новая реальностьНовые медиа – Новая реальность
Сегодня российская блогосфера стремительно трансформируется. И это неудивительно: только за последний год ведущие отечественные социальные сети продемонстрировали, пожалуй, самую серьезную бизнес- и маркетинговую активность за долгие годы – появились новые сервисы, произошло резкое расширение аудиторий, усилился приток авторов, возникли инновационные форматы и мн. др.  Блогеры, в свою очередь, стали расширять перечень жанров, в которых они работают; оформился тренд на мультиформатность и партнерства. Рекламодатели же сделали ставку на блогосферу как на приоритетный и наиболее эффективный канал продвижения. Наконец, государство стало рассматривать блогосферу как полноценного экономического субъекта, что, естественно, отразилось в законодательной базе.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

29.03.2024 - 01:56
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация