Новости

Россияне переложили деньги на короткие депозиты

Россияне переложили деньги на короткие депозиты

Повышение ставок по депозитам изменило поведение вкладчиков. В декабре они забирали деньги с длинных вкладов и размещали на короткие, с более высокой доходностью. Привлекая дорогие депозиты, банки взяли на себя процентные риски, справиться с которыми смогут не все.

Банки сыграли вкороткую

После повышения ключевой ​ставки ЦБ до 17% банки резко увеличили ​доходность депозитов, некоторые предложили ставки выше 20% годовых. Традиционно банки предлагают более высокие ставки по длинным вкладам, но конец 2014 года был аномальным для депозитного рынка: под высокую процентную ставку стало возможным разместить вклады на сроки от трех месяцев до года. Банки ограничили выгодные депозитные предложения по сроку в расчете на то, что высокая ставка ЦБ продержится недолго, и с учетом опыта прошлого кризиса 2008–2009 годов: тогда они предлагали ставки выше 20% на срок до трех лет и вынуждены были платить по ним проценты, даже когда ситуация стабилизировалась.

Декабрьская лихорадка отразилась на банковской статистике. Согласно данным ЦБ, вклады на срок от месяца до года выросли на 55%, до 5,1 трлн руб., на срок свыше года – сократились на 13%, до 10,2 трлн руб. До декабря длинные депозиты росли опережающими темпами.

У банков из десятки крупнейших по объему привлечения вкладов населения (по расчетам ЦБ, см. рисунки) очень заметен приток средств на короткие депозиты и отток – с длинных. Например, у Сбербанка больше всего выросли депозиты на срок от 31 до 90 дней (на 68%, до 272,2 млрд руб.) и на срок от полугода до года (на 61%, до 1,56 трлн руб.). Сократились совсем короткие депозиты до месяца (почти в три раза) и совсем длинные на срок свыше трех лет (на 4%).

У ВТБ24 почти в 22 раза выросли средства на депозитах от месяца до трех (до 75,9 млрд руб.). Самое сильное сокращение – на 38%, до 360,2 млрд руб., – на депозитах свыше трех лет.

У Газпромбанка средства на депозитах от трех месяцев до по​​​​​лугода выросли в 33 раза, до 89,7 млрд руб. Самое сильное сокращение – на 15%, до 208 млрд руб., – произошло по депозитам на срок свыше трех лет. У ХКФ Банка на депозитах от месяца до трех средства выросли с нуля до 17,2 млрд руб., отток с депозитов от года до трех составил 22% (до 81,6 млрд руб.).

Пошли намеренно

Все банки из этой десятки повысил​и ставки по вкладам в декабре, некоторые, как Сбербанк и ВТБ24, принимали решение об увеличении ставок несколько раз, также банки дополняли свои линейки специальными вкладами. В частности, ВТБ 24 ввел вклад «Ваш бонус» на срок от 31 до 90 дней со ставкой до 15,2%. ХКФ ввел трехмесячный вклад «Ключевой процент» со ставкой 17% годовых.

«В связи со сложной экономической ситуацией в конце 2014 года многие клиенты опасались размещать средства на длинные сроки, поэтому они стали переразмещать средства в короткие вклады», – комментирует декабрьский тренд вице-президент ВТБ24 Ашот Симонян, добавляя, что сейчас ситуация на рынке стабилизируется и есть тенденция к увеличению сроков открываемых депозитов.

По словам начальника управления депозитных и расчетных продуктов Промсвязьбанка Натальи Волошиной, резкое и значительное увеличение ставок по вкладам привело к тому, что клиентам было выгоднее открывать новые вклады, а не пополнять уже действующие, что сказалось на средней сумме вклада. «Смещение максимальной доходности на вклады сроком до шести месяцев мы провели намеренно, понимая, что в текущих условиях неопределенности с дальнейшим движением ставок банк не готов принимать на себя риски привлечения большого объема дорогих долгосрочных депозитов», – отмечает директор департамента пассивных и страховых продуктов банка «Открытие» Александр Ефремов.

Кто рискует

Банки, которые привлекли вклады на срок выше трех месяцев и по ставке больше 17% годовых, то есть ключевой ставки ЦБ, приняли значимые процентные риски, считает директор по банковским рейтингам «Эксперт РА» Станислав Волков. «Если ЦБ снизит ключевую ставку раньше окончания срока депозита, то у таких банков не будет возможности предложить заемщикам лучшие условия кредитования, в итоге качественные заемщики могут пойти в другие банки, которые не привлекали длинные депозиты по высоким ставкам и поэтому могут предложить ставки ниже, а этому банку придется работать с плохими заемщиками», – говорит Волков. «Эксперт РА» уже поместило такие банки в зону особого внимания, по ним возможно снижение кредитных рейтингов.

Ранее эксперты говорили РБК, что ЦБ может начать снижать ключевую ставку во втором квартале. «Самое раннее, когда ключевую ставку могут снизить, – это в марте. Но это в лучшем случае, если инфляция начнет замедляться», – отмечала  главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова. По мнению главного экономиста БКС Владимира Тихомирова, признаки стабилизации уровня инфляции появятся не ранее второй половины текущего года, а значит, и ставка будет изменена в этом периоде. Глава ВТБ24 Михаил Задорнов в интервью РБК говорил, что у  ЦБ появится возможность для снижения процентных ставок начиная со второго квартала. 

Из рейтинга Банки.ру по доходности депозитов следует, что на рынке достаточно много банков, предлагающих вклады на срок больше трех месяцев и по высоким ставкам. Например, «Тинькофф Банк»  со ставкой 18% по «СмартВкладу» на срок от 6 месяцев, «Хоум Кредит» (19%, полгода), Арксбанк (22%, год), банк «Транспортный» (21,5%, год), Связной Банк (20%, год), «Евромет» (20%, год), «Экспресс-Кредит» (19,6%, год) и другие.

Впрочем, сами банки рисков не видят и говорят о предстоящем снижении ставок по вкладам. «Самые «дорогие» депозиты краткосрочные. Они быстро закончатся, а пролонгироваться в случае стабилизации ситуации будут уже по более низким ставкам. Мы не видим угрозы для прибыльности бизнеса из-за роста ставок по вкладам», – говорит директор по прямым продажам и маркетингу банка «Хоум Кредит» Евгений Сидоров.

Представитель Связного Банка сказал, что ставки по вкладам снизятся  со 2 февраля. «Основной объем размещения средств у нас приходится на вклады линейки SAFE, по которым ставка будет установлена со 2 февраля на уровне 15% годовых», – уточнил он. С 10 февраля ставки по вкладам снизит  «Тинькофф Банк», сообщили в его пресс-службе. 

Сокращение срочности депозитов банки будут компенсировать сокращением срочности кредитного портфеля, считает заместитель гендиректора «Интерфакс-ЦЭА» Алексей Буздалин. «Вынужденное повышение ставок по депозитам банки будут отбивать повышением ставок по ранее выданным кредитам юрлицам, в договорах с компаниями банки обычно предусматривают эту возможность», – отмечает Буздалин. По его словам, банки могут пойти за помощью в ЦБ в случае возникновения кассового разрыва.

Татьяна Алешкина (РБК)

Advertology.Ru

30.01.2015

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Telegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистовTelegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистов
Владимир Ступников, Генеральный директор коммуникационного агентства АУРА в составе Газпром-Медиа Холдинга. Социальные медиа становятся все более важным инструментом в работе каждого PR-специалиста, и одной из относительно новых, но стремительно растущих платформ, является Telegram. Этот мессенджер, изначально позиционировавшийся как безопасный и приватный инструмент связи, приобретает все большую популярность и привлекает внимание маркетологов и PR-специалистов по всему миру.
PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии...PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии... (1)
Татьяна Жигаленкова, управляющий партнер LotUS Communications, рассказала какие компетенции, и требования PR-специалистов будут актуальны через 5 лет.
Маркетинг с AR и VR от HICLICKМаркетинг с AR и VR от HICLICK
В 2024 году маркетологи все чаще начинают использовать метавселенные. По сравнению с социальными сетями, вовлеченность пользователей в иммерсивных площадках гораздо больше. Одним из самых интересных для клиентов форматов являются АR и VR. Как технологии будущего применять в маркетинге уже сегодня, разобрали в агентстве высоких откликов HICLICK.
Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?
Искусственный интеллект уже давно среди нас. Он прочно вошел в нашу жизнь, используется абсолютно в разных её сферах и кардинально меняет лицо современного бизнеса. Рекламная индустрия - не исключение. Самый яркий и известный пример - это нейросети, на основе которых построен поиск рекламных систем Яндекса. Использование нейросетей и других алгоритмов ИИ, делает рекламу еще более эффективной и качественной. Евгений Халин, директор по продуктам Коkос Group рассказывает о том, как работает ИИ, в чем его преимущество и какие перспективы нас ждут.
Как подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраляКак подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраля
В период гендерных праздников предприниматели отмечают 50%-ый рост продаж. – Даже в случае торговли сепараторами или двигателями, при должном подходе. Для маркетологов это время – забег на короткие дистанции. Поэтому важно грамотно подойти к выбору инструментов.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

25.04.2024 - 10:50
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация