Партнер РЖД начал готовиться к покупкам на рынке наружной рекламы
Компания «Лайса», рекламный партнер РЖД, хочет стать лидером на российском рынке наружной рекламы и ищет объекты для поглощения. Владельцы «Лайсы», утверждают источники РБК, уже интересовались бизнесом «Авто Селла» и группы Gallery, а сейчас не исключают покупку крупнейшего в стране оператора наружной рекламы Russ Outdoor.
Пришельцы из «Сити Сайн Групп»
Новые владельцы «Лайсы» активно изучают рынок на предмет возможных приобретений, рассказали РБК два источника, близкие к компании. Сейчас «Лайса» известна как эксклюзивный партнер ОАО «РЖД»: в 2006 году компания выиграла закрытый конкурс на реализацию всех рекламных возможностей монополии. «Лайса» управляет рекламными конструкциями, установленными в полосах отвода железнодорожного полотна, размещает рекламу внутри вокзалов, расклеивает стикеры в электричках и поездах дальнего следования. Контракт с РЖД действует до декабря 2016 года, но в договоре предусмотрена его пролонгация еще на пять лет.
В апреле прошлого года в «Лайсе» сменились владельцы. 100% ЗАО «Железнодорожное рекламное агентство «Лайса», на которое оформлен контракт с РЖД, у кипрской «Чупароса Инвестментс Лтд» приобрело ООО «Сити Сайн Групп». Оно, в свою очередь, на 50% принадлежит ООО «Региональные проекты», учредителями которого, по данным ЕГРЮЛ, являются Ромео Геворкян (50%), Баграт Газарян (49%) и Игорь Гончаров (1%). Владельцем других 50% «Сити Сайн Групп» является Сергей Колушев, основатель и исполнительный директор PR-агентства Eventica. Среди его наиболее известных проектов – ежегодный Российский экономический форум в Лондоне, престижное деловое мероприятие начала 2000-х.
Минувшей осенью ООО «Сити Сайн Групп» было присоединено к ЗАО «Железнодорожное рекламное агентство «Лайса». До покупки «Лайсы» «Сити Сайн Групп» занималась лишь размещением рекламы в аэропортах Нижнего Новгорода и Самары, причем продажи были доверены сторонней компании – агентству «Нью-Тон». Кроме того, с мая этого года «Сити Сайн Групп» стала партнером все того же «Нью-Тона» по размещению рекламы на общественном наземном транспорте Подмосковья.
ООО «Сити Сайн Групп» было создано только в июне 2013 года, поэтому в СПАРКе нет никаких сведений о его реальной выручке по РСБУ в 2013 году. ЗАО «Железнодорожное рекламное агентство «Лайса» в 2013 году зафиксировало 167,5 млн руб. чистой прибыли по РСБУ при выручке 601 млн руб. Сумма, за которую «Сити Сайн Групп» приобрела «Лайсу», не раскрывалась. По мнению собеседников РБК, знакомых с условиями сделки, «Лайса» стоила никак не меньше $30 млн (более 1,07 млрд руб. на 30 апреля 2014 года по курсу ЦБ).
Сумма, за которую «Сити Сайн Групп» приобрела «Лайсу», не раскрывалась. По мнению собеседников РБК, знакомых с условиями сделки, «Лайса» стоила никак не меньше $30 млн (более 1,07 млрд руб. на 30 апреля 2014 года по курсу ЦБ).
Приценились к «Авто Селлу» и Gallery
«Сити Сайн Групп» купила «Лайсу» на заемные средства, утверждают два источника РБК, осведомленные о сделке. Теперь также на заемные средства уже «Лайса» готова делать новые покупки. Владельцы «Лайсы», в частности, еще в прошлом году проявляли интерес к «Авто Селлу» – компании, которая входит в автохолдинг «Гема» и которая в 2011 году на пять лет стала рекламным оператором московского метрополитена. По итогам прошедшего тогда аукциона «Авто Селл» пообещал выплатить ГУП «Московский метрополитен» в 2011–2016 годах более 14,04 млрд руб. В СПАРКе приводятся финансовые результаты ООО «Авто Селл» по РСБУ только за 2012 год: чистая прибыль 107,8 млн руб. при выручке 2,385 млрд руб.
Владельцы «Лайсы», в частности, еще в прошлом году проявляли интерес к «Авто Селлу» – компании, которая входит в автохолдинг «Гема» и которая в 2011 году на пять лет стала рекламным оператором московского метрополитена. По итогам прошедшего тогда аукциона «Авто Селл» пообещал выплатить ГУП «Московский метрополитен» в 2011–2016 годах более 14,04 млрд руб. В СПАРКе приводятся финансовые результаты ООО «Авто Селл» по РСБУ только за 2012 год: чистая прибыль 107,8 млн руб. при выручке 2,385 млрд руб.
Переговоры велись, но стороны в итоге так и не договорились по стоимости «Авто Селла», утверждают два источника РБК: близкий к «Лайсе» и близкий к «Авто Селлу». Представитель «Авто Селла» не ответил на вопрос РБК. Интересовались владельцы «Лайсы» и покупкой бизнеса Gallery, второго после Russ Outdoor оператора наружной рекламы в России, говорят два источника, близкие к рекламному подрядчику РЖД. Но, по их словам, «Лайсу» не устроило финансовое состояние Gallery.
Последний раз Gallery отчитывалась по МСФО по итогам девяти месяцев 2013 года. Тогда выручка группы достигла 4,631 млрд руб., EBITDA – 1,337 млрд руб., чистая прибыль – почти 172 млн руб. Но летом 2013 года для участия в столичных аукционах по наружной рекламе группа привлекла кредиты на 1,6 млрд руб. На тех аукционах Gallery выиграла 760 мест по рекламным щитам, пообещав в течение 10 лет перечислить в столичный бюджет 13,5 млрд руб.
О текущем финансовом состоянии Gallery стало известно в начале декабря 2014 года, когда агентство Standard & Poor's (S&P) понизило кредитный рейтинг группы с B- до CCC (прогноз изменения рейтинга – негативный). Аналитики S&P констатировали, что Gallery нарушила один из ковенантов по кредиту Сбербанку, и тот сократил объем кредитной линии с 1,5 млрд руб. до 900 млн руб., а срок погашения перенес с 2019 года на апрель 2015-го. Если по итогам 2013 года соотношение валового долга к EBITDA у Gallery равнялось 2,5, то по итогам 2014-го, по оценке S&P, долг будет уже в 21 раз превышать EBITDA.
Проблемы с обслуживанием кредитов спровоцировало падение выручки Gallery и снижение ее рентабельности, следует из сообщения S&P. По данным агентства, доходы Gallery в 2014 году ожидаются «значительно ниже», чем в 2013-м. Рентабельность по EBITDA группы в 2014–2015 годах должна, по оценке S&P, снизиться до 3–5% (по итогам девяти месяцев была 29%).
Это прямое следствие прошедших в Москве аукционов на наружную рекламу. В ходе торгов стоимость лотов выросла почти в 3,5 раза, и победители аукционов, чтобы компенсировать резко возросшие расходы, вынуждены были увеличить стоимость своих услуг для рекламодателей. Но те не согласились с повышением расценок, и спрос на столичную наружную рекламу снизился. Ситуацию усугубила общая экономическая нестабильность. За девять месяцев 2014 года общие расходы на наружную рекламу выросли, по оценке Ассоциации коммуникационных агентств России, лишь на 2%, до 32,2–32,4 млрд руб. (данных за весь 2014 год пока нет). В 2015 году они, по прогнозу Group M, уже снизятся на 18%.
В кризисном 2009 году группа Gallery допустила дефолт по своим евроблигациям на $342,2 млн, после чего структура ее собственности изменилась. 68% группы достались владельцам тех еврооблигаций, 2% – инвесткомпании Da Vinci Capital, которая помогала кредиторам в реструктуризации их долгов, прежние владельцы сохранили за собой только 30%. У фондов Baring Vostok Capital Partners осталось 23,15% Gallery, у одного из ее основателей Анатолия Мостового – 6,85%.
В самой Gallery отрицают интерес «Лайсы» к покупке бизнеса группы. «В Gallery про это ничего не известно», – ответила пресс-служба на запрос РБК. Представитель BVCP Мария Соколова также утверждает, что фонд не обсуждал план продажи Gallery и никто с предложением о покупке не обращался. Олег Туманов, который, по данным на 2013 год, возглавляет совет директоров Gallery и представляет интересы держателей еврооблигаций, не ответил на запрос РБК.
Равнение на первых
Рассматривают владельцы «Лайсы» и возможность покупки крупнейшего в стране оператора наружной рекламы Russ Outdoor, утверждают два источника, близких к «Лайсе». Один из них уточняет, что пока была лишь предварительная встреча, но никаких «серьезных переговоров» еще нет.
Выручка по МСФО всей группы Russ Outdoor в 2013 финансовом году, закончившемся 30 июня 2013 года, в пересчете на рубли достигла почти 10,7 млрд руб., операционная прибыль – 391,1 млн руб., чистый убыток – 462,3 млн руб., указано в последней доступной отчетности, зарегистрированнной в Нидерландах головной Russ Out Of Home B.V. Но в следующем финансовом году доходы Russ Outdoor должны быть ниже. Французская группа JCDecaux, которая с февраля 2012 года владеет 25% Russ Outdoor, в своей отчетности указывала, что в календарном 2013 году выручка Russ Outdoor снизилась по сравнению с 2012-м на 4%, до 10,3 млрд руб. В 2014 году выручка Russ Outdoor также падала, следует из материалов JCDecaux.
Группа, как и Gallery, привлекала кредиты для участия в столичных аукционах на наружную рекламу, где она выиграла около 2,2 тыс. мест за 27,2 млрд руб. От своего крупнейшего акционера – «ВТБ Капитала» – привлекла летом 2013 года 6,5 млрд руб.
Осталась ли группа операционно прибыльной в 2014 году, неизвестно. Но уже в начале прошлого года из-за неблагоприятной ситуации на рекламном рынке Russ Outdoor начала сокращать персонал, признавал в марте 2014-го в интервью «Коммерсанту» управляющий директор группы Максим Ткачев.
Как следует из отчетности Russ Out Of Home B.V., на 30 июня 2013 года 26,43% всей группы принадлежало «ВТБ Капиталу», 25% – JCDecaux, 20,72% – менеджменту группы, 21,85% – News Out Of Home Investments Cooperatiev U.A., чьим бенефициаром назывался основатель телеканала СТС Питер Герви, и 6% Marathon Outdoor Cooperatiev U.A., представляющая интересы члена совета директоров Альфа-банка Андрея Косогова.
«Лайса» может претендовать на пакет «ВТБ Капитала», полагает один из собеседников РБК. В прошлом году «ВТБ Капитал» уже обсуждал возможность продажи своего пакета холдингу «Газпром-Медиа», но опять же до серьезных переговоров дело так и не дошло, говорит источник, близкий к ВТБ, и подтверждает источник, близкий к «Газпром-Медиа».
В пресс-службах Russ Outdoor и «ВТБ Капитала» отказались от комментариев. Содиректору JCDecaux Жан-Франсуа Деко ничего не известно об интересе «Лайсы» к Russ Outdoor. С представителями других акционеров Russ Outdoor связаться не удалось.
Главный сейчас вопрос – сколько стоит бизнес Russ Outdoor на падающем рынке, рассуждает один из собеседников РБК. В 2012 году вся Russ Outdoor могла быть оценена примерно в $518 млн (более 15,6 млрд руб. на день закрытия сделки по курсу ЦБ), следует из отчетности JCDecaux.
Гендиректор «Лайсы» Армен Газарян не ответил на звонки корреспондента РБК. Совладелец «Лайсы» Сергей Колушев интереса к Russ Outdoor не подтверждает, но отмечает, что компания изучает все имеющиеся на рынке возможности.
Advertology.Ru
21.01.2015
Еще статьи по теме
- На "РЖД Арене" появился "Сектор Добра" - 28.10.2022
- Так будут выглядеть высокоскоростные поезда, которые довезут из Москвы в Петербург за два часа - 19.10.2022
- Полосатый рейс: Russ Outdoor и РЖД запустили "тигриный" поезд к Международному форуму по сохранению тигра - 05.09.2022
- У РЖД досрочно сменился рекламный партнер - 06.10.2020
- Электронный билет РЖД (1) - 09.01.2020
- В поезде Москва-Петербург появился фирменный вагон Ikea - 13.02.2019
- "Оживший" суперсайт - 27.08.2018
- ЛАЙСА выходит на международную арену - 24.08.2018
- "Гема" уверена, что сможет заработать на рекламе в метро (1) - 02.09.2016
- ФАС предписала возобновить аукцион на рекламу в метро - 26.08.2016
- все статьи по теме...
Комментарии
Написать комментарий