Новости

Бизнесу могут ограничить ставки по депозитам

Бизнесу могут ограничить ставки по депозитам

В конце 2014 года ставки по вкладам для юрлиц превысили ставки по вкладам населения почти на 7 процентных пунктов.

Ассоциация региональных банков России обратилась в Центробанк с предложением ограничить максимальную ставку по депозитам компаний. Письмо за подписью президента ассоциации и зампредседателя комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолия Аксакова направлено председателю ЦБ Эльвире Набиуллиной (копия есть у редакции). В настоящее время регулятор ограничивает максимальные ставки только в отношении вкладов граждан, и в условиях кризиса банки начали взвинчивать ставки по депозитам для компаний. В отрасли опасаются, что крупные игроки могут окончательно лишить депозитов мелкие банки. С другой стороны, административные планки для корпоративных депозитов сулят отрасли дополнительные проблемы с ликвидностью.

Сейчас по требованиям ЦБ ставка по вкладам физлиц не может превышать более чем на 3,5 процентного пункта ставку 10 банков, привлекающих наибольший объем средств населения. По итогам первой декады января 2015 года ставка топ-10 банков составляла 15,325% годовых (ЦБ определяет значение каждые 10 дней), и максимально допустимый уровень для банков сейчас — 18,825% годовых. Ранее по требованию регулятора допустимым превышением было 2 процентных пункта, в условиях кризиса ЦБ пошел на смягчение требований, при этом накануне Нового года ЦБ выпустил письмо, в котором указал, что даже сейчас ставки по вкладам физлиц будут объектом его повышенного внимания. За систематические нарушения регулятор может ограничить прием средств населения тем или иным банком. После «черного вторника», 16 декабря 2014 года (когда доллар преодолел значение в 80 рублей, а евро — в 100 рублей), банки начали пользоваться тем, что к уровню доходности депозитов юрлиц ЦБ лоялен.

— Ставки по депозитам юрлиц, как правило, были ниже ставок для физлиц, то есть до падения курса рубля и связанного с этим повышения процентов по вкладам они были не выше 10% годовых, — заявил Аксаков «Известиям». — В декабре 2014 года наблюдались скачки процентов как по вкладам граждан, так и по депозитам для компаний, всё это следствие форс-мажорной ситуации. В условиях неопределенности и структурного дефицита ликвидности некоторые банки, в том числе крупнейшие, начали завышать проценты по депозитам для юридических лиц. Накануне Нового года максимальные ставки по вкладам физлиц достигали 23% годовых, а по депозитам для компаний — 29,7%. Однако в 2015 году банки скорректировали эти показатели, сегодня максимальные ставки по вкладам для граждан и депозитам для компаний находятся на примерно одинаковом уровне — около 20% годовых.

Аксаков отмечает, что резкие скачки ставок по депозитам для юрлиц негативно влияют на конкурентную среду.

— ЦБ, очевидно, должен иметь механизм управления такими ситуациями, — продолжает собеседник. — Мы предложили начать обсуждение и работу по созданию соответствующей модели, на которую регулятор ориентировал бы все банки. Возможно, определять средневзвешенную ставку по 10 крупнейшим банкам в случае с депозитами юрлиц нецелесообразно, поскольку эти участники рынка в числе первых начали повышать проценты для корпоративных клиентов. Может быть, лучше ориентироваться на средние ставки по рынку. Пакет предложений по поддержанию ликвидности системы и смягчению регулирования мы направили накануне Нового года. Думаю, что позиция ЦБ станет известна в ближайшее время.

В пресс-службе Центробанка отказались от комментариев.

Начальник аналитического управления банка БКФ Максим Осадчий подтверждает, что ограничение ставок на рынке вкладов в условиях набега вкладчиков вынудило банки начать гонку ставок по депозитам юрлиц.

— Причем среди лидеров этой гонки оказался крупнейший банк страны — Сбербанк, который 22 декабря предлагал юрлицам разместить 3-месячные депозиты в рублях под 29,7%, — указывает аналитик. — Поэтому раз уж введено ограничение на одном рынке, то разумно ввести аналогичное ограничение и на смежном рынке. Самый простое решение — распространить ограничение ставок по вкладам населения (в настоящее время 18,825%) и на рынок депозитов юрлиц.

В Сбербанке не прокомментировали тему.

Большинство экспертов — против ограничений.

— Это бессмысленно, как и в случае с вкладами граждан, — считает руководитель практики инвестиционного консультирования ФБК Роман Кенигсберг. — Никто не обосновывал научно целесообразность введения допустимого уровня превышения средней ставки по топ-10 розничных банков в 2 п.п. и 3,5 п.п. При этом все понимают, что депозиты сейчас проигрывают в доходности валютным операциям. Так зачем искусственно создавать кризис ликвидности у банков и дополнительное давление на рубль? Уже давно ведется речь о том, что необходимо анализировать бизнес-модели банков. Кто-то из банкиров может позволить себе дорогие депозиты, кто-то нет. А с административными рычагами мы скоро дойдем до запрета высокой доходности по облигациям на рынке ценных бумаг.

Управляющий директор по корпоративной работе Абсолют Банка Максим Грошев уверен, что ставки по корпоративным депозитам должны определяться рынком.

— В корпорациях, которые формируют основной объем рынка депозитов, уже давно используется система оценки рисков на банки, — поясняет Грошев. — Как правило, в проблемные банки, для которых каждый миллион рублей критичен с точки зрения их внутренней ликвидности, никто деньги не понесет, несмотря на уровень предлагаемых ставок. Поэтому ограничения на рынке пусть и косвенно, но уже присутствуют. Если банк готов заплатить очень высокую ставку по депозиту, то он четко должен сознавать, за счет каких источников он будет выплачивать проценты.

Вице-президент — управляющий директор по развитию среднего и регионального крупного бизнеса Промсвязьбанка Александр Чернощекин предполагает, что ограничение может повлечь за собой сокращение всей депозитной базы либо появление мошеннических схем, способных в любом случае приносить депозитору доход.

Ведущий эксперт по банковским рейтингам агентства «Эксперт РА» Владимир Тетерин напоминает, что ситуация, когда доходность по депозитам юрлиц устанавливались выше, чем ставки по депозитам физлиц, уже имела место в прошлый кризис 2008–2009 годов и не повлекла за собой введения ограничений по ставкам.

— Следует помнить, что в условиях, когда вложения юрлиц не страхуются Агентством по страхованию вкладов в отличие от вкладов физлиц (страховка государства — 1,4 млн рублей), повышенная доходность может включать своего рода премию за риск, который компании в отличие от массового вкладчика могут оценить с более высокой точностью, — пояснил Тетерин.

Анастасия Алексеевских (Известия)

Advertology.Ru

14.01.2015

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Telegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистовTelegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистов
Владимир Ступников, Генеральный директор коммуникационного агентства АУРА в составе Газпром-Медиа Холдинга. Социальные медиа становятся все более важным инструментом в работе каждого PR-специалиста, и одной из относительно новых, но стремительно растущих платформ, является Telegram. Этот мессенджер, изначально позиционировавшийся как безопасный и приватный инструмент связи, приобретает все большую популярность и привлекает внимание маркетологов и PR-специалистов по всему миру.
PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии...PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии... (1)
Татьяна Жигаленкова, управляющий партнер LotUS Communications, рассказала какие компетенции, и требования PR-специалистов будут актуальны через 5 лет.
Маркетинг с AR и VR от HICLICKМаркетинг с AR и VR от HICLICK
В 2024 году маркетологи все чаще начинают использовать метавселенные. По сравнению с социальными сетями, вовлеченность пользователей в иммерсивных площадках гораздо больше. Одним из самых интересных для клиентов форматов являются АR и VR. Как технологии будущего применять в маркетинге уже сегодня, разобрали в агентстве высоких откликов HICLICK.
Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?
Искусственный интеллект уже давно среди нас. Он прочно вошел в нашу жизнь, используется абсолютно в разных её сферах и кардинально меняет лицо современного бизнеса. Рекламная индустрия - не исключение. Самый яркий и известный пример - это нейросети, на основе которых построен поиск рекламных систем Яндекса. Использование нейросетей и других алгоритмов ИИ, делает рекламу еще более эффективной и качественной. Евгений Халин, директор по продуктам Коkос Group рассказывает о том, как работает ИИ, в чем его преимущество и какие перспективы нас ждут.
Как подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраляКак подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраля
В период гендерных праздников предприниматели отмечают 50%-ый рост продаж. – Даже в случае торговли сепараторами или двигателями, при должном подходе. Для маркетологов это время – забег на короткие дистанции. Поэтому важно грамотно подойти к выбору инструментов.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

18.04.2024 - 16:56
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация