Интервью

Рачик Петросян: "Львиная доля жалоб на рекламу касается SMS-спама"

Рачик Петросян: "Львиная доля жалоб на рекламу касается SMS-спама"

Недавно Совет Федерации одобрил закон о борьбе с SMS-спамом. Согласно документу, отправлять абоненту рекламные сообщения можно только после его предварительного согласия. Причем пользователь может потребовать от оператора прекратить рассылки.

Руководитель столичного управления Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Рачик Петросян в интервью M24.ru рассказал, как идет борьба с SMS-спамом и другой незаконной рекламой в Москве, а также о том, какие меры борьбы с излишними требованиями на конкурсах и аукционах разрабатывает ФАС совместно с правительством Москвы и как вычислить нарушителя антимонопольного законодательства по IP-адресу. 

Рачик Ашотович, как часто москвичи жалуются на SMS-спам? 

С начала года мы получили более 2 тысяч жалоб на рекламу. Львиная доля этих обращений касается как раз SMS-спама. В 2014 году возбуждено около 100 дел, из них более 50 – по фактам SMS-рассылок. Однако нередко при рассмотрении жалобы выясняется, что рассылка была законной: клиент сам подписывал договор, в котором был пункт о согласии получать новости компании. Иногда рассылка осуществляется с заграничных коммутационных центров, и выявить конечное лицо, которое отправляет сообщение, невозможно в установленные законом сроки – 30 дней. Тем не менее есть случаи, когда удается дойти до первоисточника и возбудить дело. В основном SMS-спам шлют компании, работающие в сфере услуг. 

Как повлияет новый закон об SMS-спаме на работу УФАС?

Операторы сотовой связи отныне сами, в соответствии с обращением пользователя, обязаны прекращать распространение ненадлежащей рекламы абонентам либо той рекламы, которая абонентам больше не интересна. В целом это должно упростить механизм отказа абонента от нежелательных сообщений: не нужно писать жалобы в государственные органы, собирать и прикладывать документы, такие как скриншоты сообщений, детализацию от оператора и т.п. 

Необходимо отметить, что на работу антимонопольного органа в нынешнем виде законопроект не повлияет: даже если абонент отказался от получения в дальнейшем сообщений с помощью оператора, сам факт получения им таких сообщений до отказа все еще остается предметом внимания УФАС. 

Механизм контроля за исполнением операторами связи новой обязанности напрямую законом или специальной административной нормой пока не урегулирован. Если такие случаи будут происходить, УФАС совместно с другими контролирующими органами, с Роскомндазором, безусловно, примет решение о квалификации возможных незаконных действий операторов связи и привлечении их к ответственности. 

Какая еще реклама беспокоит москвичей?

Порядка 30 дел в этом году возбуждено по жалобам на рекламу в СМИ, прежде всего алкоголя и медицинских услуг. Например, рекламу алкоголя сегодня маскируют под обзоры вин, при этом на страницах журнала крупным планом печатаются бутылки конкретной марки. Много жалоб на рекламу БАДов, на использование образа врача. Закон запрещает актерам рекламировать товар, переодевшись медработниками: у зрителей складывается ложное впечатление, что это действительно врач, и они начинают ему верить. 

Вы планируете как-то модернизировать систему приема обращений от москвичей в УФАС?

Нам необходимо учитывать специфику наших заявителей – это в основном юридические лица и предприниматели, реже граждане. В настоящее время мы изучаем такую возможность для тех случаев, когда это удобно для граждан, например для заявлений о нарушениях в сфере рекламы.

Мы хотим принимать обращения от граждан через портал "Наш город" и многофункциональные центры. 

По каким направлениям вы сотрудничаете с правительством Москвы? Как оцениваете работу "Портала поставщиков"?

В целом сотрудничество с мэрией идет по всем направлениям. Одно из них - мы вместе с правительством Москвы намерены сформулировать четкий список требований, которые городские заказчики смогут предъявлять поставщикам в капиталоемких сферах: в строительстве, ЖКХ и т.д. Они будут "зашиты" в качестве обязательных в техзадание. То есть будет прописано, что заказчик сможет требовать от подрядчиков соблюдения нескольких конкретных параметров. Это системная мера, которая поможет бороться со злоупотреблениями. Сейчас в конкурсную документацию можно включить вообще любое требование. Бывали просто комичные случаи, когда заказчик требовал указать точный размер щебня или количество сучков на ветках деревьев. Мы составили список всех нарушений и направили в тендерный комитет и контрольное управление правительства Москвы. 

В январе этого года вступил в силу Федеральный Закон №44 "О госзакупках", который ввел понятие "объективность закупки". В описании товара нельзя предъявлять требования, которые не влияют на его потребительские свойства и соблюдение которых невозможно проверить. Например, вы закупаете электронную систему с пластиковым блоком питания и указываете, что содержания углерода в пластике должно быть не 0,09%, а 0,08%. Это требование не имеет определяющего значения, но, если поставщик ошибся на одну цифру, его выкидывают с конкурса и аукциона. Другой пример: в техзадании на 700 листов заказчик где-нибудь мелким шрифтом прописал, что в заявке вместо запятых надо везде ставить точку с запятой, и если поставщик этого не заметит, то также "вылетит". Мы признаем такие требования незаконными и отменяем закупки.

По итогам 2013 года ФАС признала, что в Москве идет самая активная борьба за развитие конкуренции, по сравнению с другими регионами. Штаб по защите конкуренции возглавляет лично мэр Сергей Собянин. "Портал поставщиков" - пример того, как систему закупок можно сделать прозрачнее, чем того требует закон. Поставщики сами размещают свою информацию, а заказчики могут приобретать товар по прозрачным ценам. 

Что еще изменилось с принятием ФЗ-44?

Одно из новшеств касается согласования. Теперь, когда заявку на конкурс подал только один участник, это должно быть согласовано в антимонопольной службе. В результате объем согласований вырос примерно в 10 раз: с начала года УФАС рассмотрела более 2 тысяч таких случаев. Мы считаем эту норму избыточной. Она, по сути, является административным барьером и не приносит практической пользы. Если кого-то незаконно не допустили на конкурс, мы и так получаем жалобу.

Число жалоб в антимонопольную службу изменилось? 

Всего с начала года было подано порядка 4 тысяч жалоб, из них 51% признали обоснованными. Примерно столько же обращений было в первом полугодии 2013 года. Однако стоит отметить, что самих конкурсов стало меньше: многие заказчики, зная, что в январе вступают в силу новые правила, спешили провести аукционы в конце прошлого года

Вы начали вычислять нарушителей антимонопольного законодательства по IP-адресам. Насколько эффективным оказался этот метод?

С конца прошлого года мы возбудили более 60 дел по факту картельных сговоров. Это на порядок больше, чем прежде. Раньше за целый год мог набраться десяток дел. За первое полугодие 2014 года мы оштрафовали нарушителей более чем на 200 млн рублей. Суммарная стоимость заказов, при реализации которых были выявлены сговоры, – более 1 млрд рублей. 

К примеру, трое предпринимателей принимали участие в девяти аукционах на комплексное содержание придомовых и дворовых территорий, внутриквартальных подъездов в Северо-Западном округе, суммарная стоимость которых составляла более 50 млн рублей. При этом каждая из этих компаний выиграла в трех аукционах с минимальным снижением, в то время как два других участника таких аукционов после подачи ценового предложения конкурентом отказывались от дальнейшей борьбы. 

УФАС возбуждает дела на основании сходства IP-адресов. При картельном сговоре бизнесмены заранее договариваются между собой, передают флэшки и электронные подписи одному человеку, который с одного компьютера торгуется сам с собой на электронной площадке. В итоге стоимость контракта для вида снижается на 0,5% и товар поставляется по завышенной цене, которую участники сговора делят между собой.

Вы следите за сферой ритуальных услуг в Москве?

В прошлом году ГУП "Ритуал" было оштрафовано на 300 тысяч рублей. Мы возбуждали дело против предприятия за то, что оно произвольно устанавливало цены на места захоронений и надгробные памятники. ГУП "Ритуал" занимает монопольное положение на рынке, все кладбища отведены ему. Позже ГУП "Ритуал" выработало единые правила определения стоимости своих услуг и вывесило их на сайте. После этого жалоб на нарушение антимонопольного законодательства не поступало.

В июне Апелляционный суд поддержал столичное УФАС, которое предлагало упростить согласование перепланировки помещений в многоквартирных домах. Когда оно вступит в силу и что изменится для москвичей?

Решение еще может быть обжаловано. Но если оно вступит в законную силу, то москвичи смогут получить справку о техническом состоянии помещения не только в ГУП "МосжилНИИпроект", но и в любой другой организации, которая специализируется на этой деятельности. В результате заключение можно будет заказать по рыночной стоимости, а не по той, которую установило ГУП.

Недавно Апелляционный суд также поддержал нас в том, что мы отменили решение 7-летней давности, согласно которому ОАО "Мосводоканал" должно закупать реагенты у конкретной компании. Такое обязательство могло привести к росту тарифов, которые зависят от стоимости реагентов. Теперь "Мосводоканал" сможет закупать реагенты по очистке воды на торгах согласно закону 223 "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".


София Сарджвеладзе, m24.ru
Advertology.Ru

15.07.2014

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Есть мнение ...

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

Есть мнение ...

Влияние коронавируса на рынок интерактивной рекламы - результаты...Влияние коронавируса на рынок интерактивной рекламы - результаты...
Реагируя на стремительное изменение ситуации на рынке Исследовательский Центр АКАР/РАМУ/IAB Russia провел опрос 23-26 марта 2020 года среди компаний-членов IAB Russia на предмет их отношения к кризису, вызванному вирусом COVID-19, предпринимаемым мерам и оценки ближайшего будущего.
Исследование: Российские топ-менеджеры против гендерного квотирования...Исследование: Российские топ-менеджеры против гендерного квотирования...
Согласно опросу консалтинговой компании Kontakt InterSearch Russia, большинство женщин-руководителей относятся к практике гендерного квотирования в управленческом составе бизнеса положительно, большинство мужчин – отрицательно. При этом в своей организации подобную инициативу поддержали бы 49% женщин и 8% мужчин, против бы высказались 27% женщин и 79% мужчин соответственно.
Спортивный бренд Puma обвинили в нацизме. Все из‑за сходства...Спортивный бренд Puma обвинили в нацизме. Все из‑за сходства...
Спортивный бренд Puma обвинили в нацизме из‑за схожести одной из моделей кроссовок с Гитлером. Об этом пишет Esquire.
#5x20: Пять маркетинговых и коммуникационных трендов 2020 года#5x20: Пять маркетинговых и коммуникационных трендов 2020 года
Прогноз тенденций от коммуникационного агентства Grayling. Какие маркетинговые и коммуникационные тренды определят 2020 год? Международная команда стратегов, консультантов и креативных специалистов PR-агентства Grayling определила пять ключевых трендов, которые окажут влияние на коммуникационную деятельность брендов и компаний в этом году.
Эмпатия, сознательное потребление, wellbeing: эксперты АБКР...Эмпатия, сознательное потребление, wellbeing: эксперты АБКР...
Секция «INNOVATION CORNER — ЗА ЧТО ГОТОВЫ ПЕРЕПЛАЧИВАТЬ ПОТРЕБИТЕЛИ В 2020» стала частью деловой программы выставки upakovka 2020. Эксперты Ассоциации брендинговых компаний России узнали о потребительских инсайтах и инновационных решениях в упаковке на примере успешно реализованных кейсов. Артем Маслов, управляющий партнер брендингового агентства Clёver Branding, поделился своим опытом вывода новых продуктов. В устоявшихся категориях правила игры, как и визуальные коды, понятны. Как должен выглядеть бренд на полке, если речь идет, например, об оливках в мягкой упаковке, позиционирующихся как вкусный и полезный снек? Неопределенность – это всегда риск, но в то же время и возможности. В компании Bonduelle рискнули и вывели на рынок линейку оливок Bonduelle, которые можно взять с собой на работу или вечеринку. Дизайн упаковки разработало Clёver Branding. Несмотря на скептические отзывы, новый продукт обосновался не только на полках магазинов, но и активно продается в торговых автоматах.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».
87% компаний используют три и более каналов для внутренних...87% компаний используют три и более каналов для внутренних...
«Лучшие кейсы по внутрикорпоративным коммуникациям. Ключевые тенденции последнего времени. Изменения стремительны, успеваем ли мы за ними?» - данную тему 25 апреля 2018 года обсудили на заседании  Комитета по внутрикорпоративным  коммуникациям Ассоциации менеджеров.
New media, new creativity! "Серебряный меркурий" расширяет...New media, new creativity! "Серебряный меркурий" расширяет...
21-22 марта в Санкт-Петербурге состоялся IV Фестиваль рекламы и маркетинговых услуг «Серебряный Меркурий. Северо-Запад», в рамках  которого прошла Большая конференция. Организатором мероприятия стало ведущее брендинговое агентство России – Brandson (Total Identity Group), во главе с Генеральным директоров агентства, Членом совета АБКР, Еленой Юферевой.
Выставка, посвящённая 100-летию со дня рождения Георгия ЩетининаВыставка, посвящённая 100-летию со дня рождения Георгия Щетинина (6)
В Государственном музее А. С. Пушкина открылась выставка, посвященная не столь широко известному, но заслуживающему пристального внимания художнику-иллюстратору ХХ века Георгию Щетинину.

Форум

Вакансии

  • Загрузка ...

на правах рекламы

07.04.2020 - 08:06
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru на Facebookfacebook    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR

Вход | Регистрация