Статьи

Бизнесмены с выгодой использовали олимпийские ляпы

Бизнесмены с выгодой использовали олимпийские ляпы

Пока несколько миллиардов человек просто следили за Олимпиадой у телевизоров, предприниматели искали способ, как сделать на этом деньги. 

Одни быстро среагировали на ляп с нераскрывшимся кольцом, случившийся во время открытия Игр, другие несколько лет работали над созданием скандального антиолимпийского имиджа. РБК daily нашла бизнесменов, которые смогли поймать олимпийскую волну, заработать на ней и при этом не нарушить закон.

Генеральный директор «Первого канала» и креативный директор церемоний открытия и закрытия Игр Константин Эрнст сумел пошутить над собой: он не только обыграл ляп с нераскрывшимся кольцом на финальном шоу, но и появился на пресс-конференции в майке с изображением «дефектного» олимпийского символа. Такие футболки появились в продаже уже через несколько часов после трансляции церемонии открытия Олимпиады. Первой на промах российских организаторов среагировала китайская компания TaoBao, она быстро начала производить и продавать майки, бейсболки и чехлы для iPhone. Цена китайских футболок — от 35 до 119 юаней, то есть от 200 до 700 руб. Российского подразделения у компании нет, представитель TaoBao в Китае на запрос РБК daily ответил, что «заказов из России на такие майки пока не поступало». По данным компании, число проданных на TaoBao футболок с таким символом не превышает 100 штук.

Эту же идею эксплуатирует и американская торговая площадка Zazzle, но просит за новый фэшн-тренд дороже: майка обойдется в сумму от 15 до 29 долл. (550—1000 руб.).

Те, кто не хочет возиться с заказами на иностранных сайтах, могут купить такую футболку и в российском интернет-магазине. Представитель московского сервиса Printom.ru Олеся Погребняк сообщила, что ежедневно к ним поступает от трех до десяти заказов на изготовление футболок с уже прославившимся принтом. Цена на сайте — 750 руб. за майку. В интернет-магазине TeeArt РБК daily рассказали, что их компания тоже получала несколько звонков с просьбой напечатать на майках символ с нераскрывшимся кольцом, но был ли среди заказчиков Константин Эрнст, утверждать не могут.

Четыре с половиной пиццы

Владелец новосибирской пиццерии «Пицца Синица» Алексей Яковлев открытие Олимпиады своими глазами не видел, о казусе с нераскрывшимся кольцом ему рассказали друзья. Пересмотрев нашумевший момент церемонии, Алексей решил, что это прекрасный материал для рекламной кампании. «Я подумал — ведь это так смешно, столько денег вложили в Олимпиаду, а кольцо не раскрылось. Мне показалось, что эту тему можно юмористически обыграть. И сделал рекламный баннер с намеком на то самое нераскрывшееся олимпийское кольцо», — рассказывает Алексей.

Акция гласит: купи четыре большие пиццы и получи маленькую в подарок. Закона ресторан не приступал, считает Яковлев, ведь права на бренд с нераскрывшимся кольцом пока еще никому не принадлежат.

«Выручка за февраль превысила доходы января на 30% и составила около 500 тыс. руб. по сравнению с 307 тыс. руб. в прошлом месяце. Я не могу сказать, был ли этот рост связан с успехом «олимпийской» рекламы — доходы от маркетинга всегда трудно посчитать. Главное, что этой пиар-шуткой мы повеселили своих покупателей», — пояснил предприниматель.

Рекламный баннер стал популярен не только в Новосибирске: картинка облетела просторы Рунета и дала материал для многочисленных мемов. Алексей Яковлев уверен, что прибыль от акции с пятой бесплатной пиццей меньше того дохода, который ресторан получит от притока новых клиентов, оценивших дизайнерский талант основателя. В Олимпийском комитете России РБК daily заявили, что не будут вмешиваться в вопросы того, как используется олимпийский символ с нераскрывшимся кольцом. В качестве отдельного товарного знака такое изображение зарегистрировано быть не может, считает патентный поверенный компании HQ-Result Оксана Иващенко. «Экспертиза, необходимая для регистрации товарного знака, занимает 12 месяцев и больше. То есть бренд, который появился после церемонии открытия Олимпиады в Сочи, теоретически может быть оформлен не раньше февраля 2015 года. Изображение с нераскрывшимся кольцом можно считать сходной до степени смешения с уже существующей олимпийской символикой. Поэтому любые компании, использующие этот знак в коммерческих целях, нарушают права МОК», — считает эксперт.

Тем не менее ни из МОК, ни откуда-либо «сверху» звонки предпринимателям не поступали. Однако проблемы все же могут возникнуть, считает специалист налоговой практики юридической группы «Яковлев и партнеры» Ульяна Пунанова. «Сейчас федеральным законом от 01.12.07 № 310-ФЗ запрещается не только несанкционированное использование предпринимателями олимпийской символики, но и любые действия, направленные на введение потребителя в заблуждение. С учетом того что символ с «дефектным» кольцом создаст у многих покупателей ассоциацию с Олимпийским играми в Сочи, то использование такого символа с большой вероятностью может быть признано незаконным», — поясняет она.

Цена искусства

Красноярец Василий Слонов прославился благодаря серии работ Welcome to Sochi 2014. Он начал работу над ней еще в 2007 году, когда только стало известно, что Сочи станет столицей зимних Игр. «Я сразу понял, что официальная пропаганда Игр будет унылой, безвкусной и беззубой», — вспоминает художник. Так родилась идея создать образ своей, новой Олимпиады.

Он превратил Чебурашку в зубастого монстра, олимпийские кольца — в микс из виселиц и колючей проволоки. Талант художника оценил Марат Гельман — галерист и тогда еще директор музея современного искусства PERMM. Welcome to Sochi 2014 была выставлена в московском арт-центре «Винзавод». После громкого успеха работы экспонировали в музее Гельмана в Перми, где в итоге выставка была закрыта, а художника обвинили в экстремизме. Правда, и к этому Олимпийский комитет России отнесся спокойно — его эксперты не нашли в работах состава преступления.

Опрошенные РБК daily юристы считают решение Олимпийского комитета логичным: «Изображение пяти олимпийских колец — это объект исключительного права на средства индивидуализации, а не авторского права. Исключительные права МОК на такую символику нарушаются, если использовать ее на упаковках товаров, вывесках, рекламе. Само по себе воспроизведение этого изображения на картине или в виде скульптуры не является правонарушением», — комментирует Александр Дондоков, юрист адвокатского бюро «Линия права».

По словам художника, всю кампанию он просчитал до мелочей: Слонов работал на грани юридически дозволенного, но законную черту не переступал. «Известным меня сделала дурь чиновников. Обвинения в незаконном использовании олимпийских символов и экстремизме были заведомо провальными. Я и без помощи адвокатов смог бы доказать своим оппонентам, что они лохи», — говорит Слонов.

Официальных извинений Слонову чиновники не принесли, но он на власть не в обиде. «В искусстве скандал отливается золотыми монетами», — считает художник. Раньше за одну картину Слонову платили около 500 евро, после олимпийской истории — 6 тыс. евро.

На волне успеха художник запустил ряд проектов-спутников Welcome to Sochi 2014. Проект состоял из трех сегментов: картины Welcome to Sochi 2014, наградные топоры и товары народного потребления.

«На эту мысль меня навели воспоминания об Олимпиаде-80. Тогда простые бытовые приборы маркировались олимпийской эмблемой и сразу взлетали в цене на 25 руб.», — рассказывает художник. Первую партию Слонов делал своими руками. Планировал договориться с крупными производителями и поставить дело на широкую ногу. Но скандал с закрытием выставки не позволил запустить серийное производство — партнеров не нашлось.

К изучению спроса на рынке сувениров Слонов подошел научно: опросил фокус-группу, которая почти единогласно объявила главным символом России шапку-ушанку. «Я подумал, что продавать обычные ушанки, которых и так полно на любом рынке, — банально. И решил делать их из соломы — еще одного символа нашей страны. С материалом проблем не было: ученые подсчитали, что в России столько соломы, что ею можно покрыть весь Тихий океан», — говорит Василий. Еще одна идея художника — авторские мухобойки. Их Слонов планировал разместить в каждом гостиничном номере Сочи — заботился об иностранных гостях, чтобы тех не закусали морозостойкие комары.

Массовым спросом олимпийские товары не пользовались: например, русские лапти в виде коньков разошлись по миру в количестве восьми штук. Зато цена доходила до 3 тыс. долл.

По словам художника, основной доход ему приносит продажа полотен. На данный момент Слонов заключил контракты с двумя европейскими и одним российским интернет-магазинами. Кроме прибыли от прямых продаж художник рассчитывает на заказы 3D-печати своих сувениров. Несмотря на то что оригинальное производство тонет в море пиратских маек и сумок, ловить мошенников за руку Слонов не собирается. «Я не жадный, — говорит художник. — Олимпиада дала мне заработать, а теперь я даю людям заработать на себе».

Валерия Житкова, rbcdaily.ru
Advertology.Ru

28.02.2014

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

Есть мнение ...

Почему в разгар гастрономического бума никто не хочет покупать...Почему в разгар гастрономического бума никто не хочет покупать...
Некогда главную марку русской кухни выставили на торги. От таких новостей возникает какая-то прямо-таки ностальгическая, светлая печаль. На московской площадке для торгов продадут два бренда группы «Елки-Палки» — «Елки-Палки экспресс» и «Елки-Палки трактир». Вы еще помните эти рестораны и точки общепита?
Городские власти запретят звуковую рекламу на улицахГородские власти запретят звуковую рекламу на улицах
Интересно, что добились этого муниципальные депутаты Тверского района.Некоторым очень везет. Их окна, которые так хочется держать открытыми этим теплым летом, выходят на людные улицы с множеством магазинов. А на этих улицах с утра до вечера — то есть все рабочее время — ходят люди с мегафонами, призывающие покупателей немедленно зайти и приобрести товар — как правило, недорогой и, как правило, поддельный. Ну или зайти выпить кофе. Или съесть гамбургер — все работающие и живущие на людных улицах несчастны по-разному и от разного.
Александр Оськин: "За газеты будем бороться"Александр Оськин: "За газеты будем бороться"
Назначена и дата «похорон» печатных СМИ — 29 декабря 2037 года. В неизбежности этого события уверены многие авторитетные медиаспецы. Многие, но не все. У вице-президента Союза предприятий печатной индустрии по распространению печатной продукции (СППИ ГИПП) Александра Оськина на этот счет иное мнение. Слухи о неминуемой и скорой смерти печатных СМИ он считает сильно преувеличенными.
"В Москве общий уровень дизайна улучшается, а хороший уровень..."В Москве общий уровень дизайна улучшается, а хороший уровень...
Как менялись московские вывески на протяжении последних трех десятилетий, чем московские вывески отличаются от европейских и почему дизайнеры наших вывесок, равно как и навигации в метро, не помогают горожанам сориентироваться. Об этом «Москвич Mag» рассказали владельцы дизайнерских студий, разработчики дизайн-кода Москвы, графические дизайнеры и участники фестиваля шрифтовиков Typomania. 
Sabre Award 2019: забота о здоровье, инфлюенсеры, цифровые технологии...Sabre Award 2019: забота о здоровье, инфлюенсеры, цифровые технологии...
22 мая состоялось награждение победителей одного из самых престижных конкурсов в сфере PR SabreAward 2019. Специалисты аналитического агентства Смыслография проанализировали кейсы победителей и номинантов и отметили актуальные направления развития мирового PR рынка.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».
87% компаний используют три и более каналов для внутренних...87% компаний используют три и более каналов для внутренних...
«Лучшие кейсы по внутрикорпоративным коммуникациям. Ключевые тенденции последнего времени. Изменения стремительны, успеваем ли мы за ними?» - данную тему 25 апреля 2018 года обсудили на заседании  Комитета по внутрикорпоративным  коммуникациям Ассоциации менеджеров.
New media, new creativity! "Серебряный меркурий" расширяет...New media, new creativity! "Серебряный меркурий" расширяет...
21-22 марта в Санкт-Петербурге состоялся IV Фестиваль рекламы и маркетинговых услуг «Серебряный Меркурий. Северо-Запад», в рамках  которого прошла Большая конференция. Организатором мероприятия стало ведущее брендинговое агентство России – Brandson (Total Identity Group), во главе с Генеральным директоров агентства, Членом совета АБКР, Еленой Юферевой.
Выставка, посвящённая 100-летию со дня рождения Георгия ЩетининаВыставка, посвящённая 100-летию со дня рождения Георгия Щетинина (6)
В Государственном музее А. С. Пушкина открылась выставка, посвященная не столь широко известному, но заслуживающему пристального внимания художнику-иллюстратору ХХ века Георгию Щетинину.

Форум

Вакансии

  • Загрузка ...

на правах рекламы

22.09.2019 - 04:17
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru на Facebookfacebook    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR

Вход | Регистрация