Анализ рынков

Исследование российского и мирового рынков традиционных услуг мобильной связи

Исследование российского и мирового рынков традиционных услуг мобильной связи

Компания J’son & Partners Consulting представляет краткие результаты исследования российского и мирового рынков традиционных услуг мобильной связи (голос и SMS).

Мировой рынок и региональные особенности

Основная тенденция на мировом рынке мобильной связи – стагнация доходов от голосовых услуг и SMS на фоне повышения доходов от услуг мобильной передачи данных. В целом по миру голосовые услуги все еще демонстрируют незначительный рост доходов – в основном за счет стран БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай), в то время как в США и странах Евросоюза доходы в 2012 г. снизились на 3-4%.

Динамика доходов от голосовых услуг в разбивке по регионам, 2012 г.

Доходы от текстовых сообщений, включая SMS, также пока продолжают расти. По прогнозу Portio Research, в 2013 г. операторы заработают на мобильных сообщениях (Mobile Messaging или MM) $230 млрд – на 5,5% больше по сравнению с показателем 2012 г. При этом SMS в ближайшие 1-2 года будут продолжать составлять большую часть доходов операторов в этом сегменте. В целом по миру пик доходов от MM придется на 2015 г., после чего они начнут снижаться.

Доходы от мобильной передачи сообщений в мире, 2010-2017 гг., $ млрд

В Северной Америке, по прогнозам Ericsson, голосовой трафик будет расти вплоть до 2018 г., и к концу прогнозного периода достигнет 3759 млрд мин. в год. С другой стороны, показатель MOU достигнет максимума в 2013 г., после чего станет снижаться – до 801 мин. в мес. к концу 2018 г. При этом стоит отметить, что США – это один из самых благополучных развитых рынков в отношении традиционных услуг. Благодаря активному внедрению сетей LTE, продвижению на рынок смартфонов, взвешенной тарифной политике и пр., американским операторам удается поддерживать высокий уровень потребления мобильных услуг, несмотря на возрастающее давление со стороны OTT-сервисов.

Прогноз MOU и голосового трафика в Северной Америке, 2010-2018 гг.

В Западной Европе ситуация меняется от страны к стране, что во многом связано с особенностями локальных рынков. В Нидерландах, где одни из самых высоких цен на SMS среди стран ЕС, в 2009 г. был основан сервис WhatsApp, и уже в 2011 г. произошло снижение доходов от SMS. В 2012-2013 гг. выручка в этом сегменте продолжала снижаться, и наметился еще один негативный тренд – снижение доходов от голосовых услуг. 

Доходы голландских операторов в разбивке по сегментам, тыс. EUR, 2009-2012 гг.

Напротив, в Германии потребление SMS растет год от года, несмотря на замещение их OTT в некоторых случаях. Немецкий регулятор связывает это с увеличением использования SMS в бизнес-транзакциях. Еще одним драйвером потребления традиционных услуг в Германии стали пакетные предложения: на них пришлось 58% всех SMS и 70% звонков в 2012 г. 

Потребление голосовых услуг и SMS в Германии, 2010-2012 гг.

На развитых азиатских рынках тенденция стагнации традиционных сервисов наметилась еще несколько лет назад. Так, в Гонконге все началось со снижения SMS-трафика в праздничные дни, и в результате потребление SMS в стране за последние 2 года упало более чем в 2 раза. 

Ежемесячное потребление SMS в Гонконге, 2003-2012 гг.

Но наиболее сложная ситуация наблюдается в Японии. Например, голосовой ARPU крупнейшего в стране оператора NTT DoCoMo  снижается уже более 10 лет подряд, что влечет за собой снижение и общего ARPU, несмотря на существенный рост в сегменте передачи данных. Общая выручка оператора от мобильного бизнеса снизилась в 2013 финансовом году на 1,1%. Спецификой японского рынка является то, что абоненты почти не пользуются SMS, предпочитая им мобильную электронную почту.

MOU и ARPU оператора NTT DoCoMo, 2003-2013 фин. гг.

Развивающиеся страны

Рост доходов операторов в сегменте традиционных услуг в целом по миру происходит во многом благодаря развивающимся странам. В Индии, Китае, Пакистане, Вьетнаме, Индонезии, на Филиппинах и в других странах рынок еще не достиг насыщения, и можно ожидать дальнейшего расширения абонентской базы достаточно быстрыми темпами. Новые абоненты, как правило, возникают из самых бедных слоев населения, поэтому увеличение ARPU в этих регионах маловероятно. Большая абонентская база компенсирует низкие затраты абонентов на голосовую связь до определенной степени, и операторы в ближайшей перспективе неизбежно начнут искать пути внедрения новых неголосовых услуг, способствующих увеличению доходов.

Между тем, на крупнейшем рынке Китая уже начинается влияние альтернативных сервисов по передаче мгновенных сообщений – мобильных мессенджеров (MIM). Как следует из данных китайского министерства индустрии и информационных технологий (MIIT), абонентская база в 2012 г. росла быстрее SMS-трафика – 11% против 2%, соответственно. При этом среднее число сообщений на одного абонента снизилось на 11%. С апреля 2012 г. по апрель 2013 г. число пользователей SMS в Китае уменьшилось на 9,72 млн (только 67,5% абонентов воспользовались SMS в апреле 2013 г., 73,7% – в апреле 2012 г.).

Основные факторы

Основные факторы, влияющие на трафик и доходы от традиционных услуг:

  • Макроэкономическая ситуация – в условиях рецессии, а также под действием регуляторов операторы вынуждены снижать тарифы, а абоненты – экономить на услугах связи.
  • Рост проникновения смартфонов и возрастающее давление со стороны OTT-сервисов – по оценкам Yankee Group, каждый прирост проникновения смартфонов в Европе на 10% снижает доходы сотовых операторов от голоса и SMS на $1,5 млрд ежегодно за счет все большего использования ОТТ-сервисов.
  • Тарифная политика операторов : в ряде стран (США, Германия и др.) операторам пока удается удерживать положительную динамику потребления традиционных услуг за счет пакетных предложений с включенным объемом голосового, SMS и data-трафика, специальными тарифами для пользователей нескольких устройств с SIM-картами и пр.
  • Рост в сегменте A2P SMS – включают в себя финансовые сервисы, рекламу, маркетинг, бизнес-администрирование, продажу билетов и др. В 2012 г. рынок A2P оценивался Transparency Market Research в 137 млрд сообщений, при этом 67% приходилось на Азиатско-Тихоокеанский регион. Рост рынка прогнозируется до 2017 г., CAGR составит 36,8% (2012-2017 гг.).

Ситуация в России

По данным J’son & Partners Consulting, фактические доходы «большой тройки» мобильных операторов России от SMS-услуг в первом полугодии 2013 г. выросли на 2,6% по отношению к аналогичному периоду прошлого года и достигли 19,3 млрд руб. По итогам всего 2012 г. темпы роста были ниже – 1,5%, что говорит о том, что снижения темпов роста в данном сегменте пока что не происходит – напротив, они растут.

Совокупные доходы от SMS-операторов «большой тройки» в России 2011-2013 гг., млрд руб.

  • Существенным «фактором поддержки» рынка SMS-услуг в России является рост популярности SMS-банкинга. В 2012 г. значительно выросло количество пользователей (которые при помощи SMS оплачивают счета и следят за состоянием своего банковского счета), количество транзакций и общий оборот рынка по оплате сервисов и услуг с помощью SMS-банкинга.
  • Борьба с нелегальными SMS-рассылками (спамом) и возможное введение интерконнекта для SMS-трафика позволит крупным мобильным операторам разгрузить свои сети. В случае внедрения SMS-интерконнекта операторы смогут получить дополнительный источник доходов и снизить расходы на борьбу с SMS-спамом.
  • Еще одним из генераторов SMS-трафика в России являются разнообразные услуги SMS-информирования и оповещения. Возможности монетизации этого трафика для операторов будут зависеть, в первую очередь, от условий его тарификации.

Однако быстрый рост покрытия 3G (а в перспективе – 4G), проникновения смартфонов и рост осведомленности пользователей относительно альтернативных MIM-сервисов, а также возможное ухудшение экономической ситуации могут привести в среднесрочной перспективе к стагнации доходов от традиционных услуг (голос и SMS) в России, как это случилось на ряде развитых рынков. С другой стороны, российские операторы могут переломить этот негативный тренд за счет, например, более активного продвижения пакетных и конвергентных (с фиксированной связью) предложений, дальнейшего стимулирования потребления традиционных услуг и грамотного выстраивания своей маркетинговой политики.

По данным J’son & Partners Consulting, доходы от голосовых услуг (без учета доходов от роуминга и интерконнекта) в первом полугодии 2013 г. снизились примерно на 1% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. По итогам всего 2012 г. незначительное снижение доходов от голоса, которое наблюдалось в 2011 г., сменилось таким же незначительным ростом. С учетом роуминга и интерконнекта выручка от голосовой связи в России увеличилась в 2012 г. на 4,4% против 2,3% годом ранее.

Совокупные доходы от голосовых услуг* операторов «большой тройки» в России 2010-2013 гг., млрд руб.

По мнению J’son & Partners Consulting, экономический фактор может послужить толчком к существенному снижению потребления абонентами традиционных услуг (голос и SMS) только в случае повторения кризиса, близкого в ситуации 2008-2009 гг. При реализации сценария, близкого к базовому прогнозу Минэкономразвития, доходы в этом сегменте будут оставаться «плоскими» на протяжении 2014-2016 гг., незначительно (на 1-2%) отклоняясь в ту или иную сторону.

Несмотря на рост голосового трафика, снижение показателей APPM и голосового APRU приводит к тому, что доходы от «голоса» продолжают расти только за счет роуминговых платежей и платы за интерконнект. Приход новых игроков на рынок мобильной связи (Ростелеком/Tele2, виртуальные операторы) может снизить долю операторов «большой тройки» на рынке. Высокая конкуренция за абонентов оказывает давление на тарифы, как следствие, может привести к общему падению маржинальности.

J’son & Partners Consulting
Advertology.Ru

21.10.2013

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Telegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистовTelegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистов
Владимир Ступников, Генеральный директор коммуникационного агентства АУРА в составе Газпром-Медиа Холдинга. Социальные медиа становятся все более важным инструментом в работе каждого PR-специалиста, и одной из относительно новых, но стремительно растущих платформ, является Telegram. Этот мессенджер, изначально позиционировавшийся как безопасный и приватный инструмент связи, приобретает все большую популярность и привлекает внимание маркетологов и PR-специалистов по всему миру.
PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии...PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии... (1)
Татьяна Жигаленкова, управляющий партнер LotUS Communications, рассказала какие компетенции, и требования PR-специалистов будут актуальны через 5 лет.
Маркетинг с AR и VR от HICLICKМаркетинг с AR и VR от HICLICK
В 2024 году маркетологи все чаще начинают использовать метавселенные. По сравнению с социальными сетями, вовлеченность пользователей в иммерсивных площадках гораздо больше. Одним из самых интересных для клиентов форматов являются АR и VR. Как технологии будущего применять в маркетинге уже сегодня, разобрали в агентстве высоких откликов HICLICK.
Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?
Искусственный интеллект уже давно среди нас. Он прочно вошел в нашу жизнь, используется абсолютно в разных её сферах и кардинально меняет лицо современного бизнеса. Рекламная индустрия - не исключение. Самый яркий и известный пример - это нейросети, на основе которых построен поиск рекламных систем Яндекса. Использование нейросетей и других алгоритмов ИИ, делает рекламу еще более эффективной и качественной. Евгений Халин, директор по продуктам Коkос Group рассказывает о том, как работает ИИ, в чем его преимущество и какие перспективы нас ждут.
Как подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраляКак подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраля
В период гендерных праздников предприниматели отмечают 50%-ый рост продаж. – Даже в случае торговли сепараторами или двигателями, при должном подходе. Для маркетологов это время – забег на короткие дистанции. Поэтому важно грамотно подойти к выбору инструментов.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

25.04.2024 - 16:43
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация