Репортажи

Укрощение красивого

Укрощение красивого

О лике героя и мурле мещанина, о всёчестве и всеядности - небольшая экскурсия с Advertology.ru по зимним вернисажам.

На Московских площадках проходят одновременно две выставки. «Венера советская» и «Украшение красивого». «Венера» - в музейно-выставочном центре «Рабочий и Колхозница», а «Украшение» - в Новой Третьяковке и частью в галерее Вересов.

«Венера советская» - женские образы в скульптуре, живописи, графике и фотографии - выставлялась в 2007 году в «Русском музее», из чьих фондов она и образована. До нас экспозиция доехала не полностью - и картин поубавилось, и раздел фотографии исчез с легендарными «ню» А.Гринберга, приговоренного во времена оны к 5 годам тюрьмы за «порнографию».

Проект «Украшение красивого» отдела Новейших течений ГТГ соединил наивное искусство и китч «авангардистов» эпохи перестройки хронологически продолжив тему советского афродитария. Оказалось, что выставки ведут концептуальный диалог, до того злободневный, что возникает острое желание устроить настоящий «передел».

Наив - гнездо романтизма. Хитиновым покровом на его нежном теле - китч. Он служит то щитом вдохновения, то палачом пошлости. Кураторы «Украшения» считают, что благими помыслами устлана дорога в ад, кураторы «Венеры» возражают: это дорога в рай - сплошные ямы да канавы. Двумя проектами, собственно, заявлены два направления - традиционное и контемпорари, академическое и протестное. Однако стоит сдвинуть точку сборки к оси «романтизм»-«цинизм» или «премодерн»-«постмодерн» , если угодно. Наивное искусство, трактуемое с одной стороны, как святая простота, с другой - как благоглупость окажется на самой оси.

Для «Украшателей» простота - мишень для иронии, туповатость, приговоренная к пошлости и агрессии. Напротив, «Венеры» дают наиву шанс прорваться в эмпиреи высокой безыскусности. Граница тонка, но существенна.

Укрощение красивого
Сергей Чернов и Елена Чернова. Пояс верности. 2012

Укрощение красивого
Вера Мухина. Крестьянка. 1937
 

Гуляя по экспозициям на Крымском Валу и в галерее «Вересов», замечаешь, что «украшательской» коллекции очень недостает сильного наива. Например, фантастических имперских хоругвей «Сверхновой Москвы» Алексея Беляева-Гинтовта - они лишены иронии и сантиментов, а между тем наивного космизма и имперского китча в программе «Украшений» довольно. Чувствуется рука цензора: наив - удел маленького человечка, неразумного дитяти, способного, если дать ему волю, вырасти в порочного хлыща или авторитарного шизофреника, но не шибко страшного - смех ослабляет...

Вот пара характерных превращений, произошедших на выставке с двумя проектами известных питерских романтиков - Тимура Новикова и Алексея Чернова.

«Посвящение Оскару Уайльду» Тимура Новикова напоминает буддийские мандалические орнаменты, народные молельные коврики и выглядит подношением, многократным простиранием перед утонченным и остроумием ориенталиста-аристократа.

Но «Соловьи и розы» Елены Берг (1992-2012) доводят название известной сказки Уайльда до гламурного рефрена, выводя романтический пафос в тиражный шлягер «Ласкового мая».

Укрощение красивого
Тимур Новиков. Посвящение Оскару Уайльду. 1992

Укрощение красивого
Елена Берг. Соловьи и розы. 1998-2012

Сергей Чернов, известный модельер «Поп-Механики», восстанавливает «Белые розы» до митьковского романса, распеваемого влюбленными. На выставке он появляется в самодельном скафандре со шлангом-пуповиной, замкнув на младенце-космонавте половинки сердец.

И тут космический трепет оборачивается наркотическим трипом «Данаи» Александра Савко ( 2008), сменившей советское-оборонное-православное на импортное-заокеанское-сибаритское... Савко представлен на выставке обильно, как сочный антитоталитарный и антибуржуазный Дисней...

Укрощение красивого
Сергей Чернов. Белка и Стрелка. 2012

Укрощение красивого
Александр Савко. Даная. 2008

Наив серьезен и торжественен, украшение здесь нередко принимает вид иконного оклада, орнамента с тайными мандалическими знаками, неопознанными современными дешифровщиками. Царственны домработницы и кухарки, сосредоточены коты и львы. Им и невдомек, что через секунду они превратятся, как лакеи в крыс - в жен мясников, подмигивающих стерв и паяцев в «тибетских противогазах», торчащих из-под Архиповских платков...

Укрощение красивого
Два кота. Музей традиционных искусств народов мира (Собрание К. Миронова и А. Быкова)

Укрощение красивого
Александр Савко. Диптих. Красная мистерия. 1992

Выставка насмешливых разочарований невероятно изобретательна и сегодня феерически скучна, как скандальные посты в фейсбуке, обрастающие комом истеричных комментов. Вместо всепожирающей эсхатологической пасти выходит какая-то жалобная книга эпохи гласности со смешными картинками.

Георгий Пузенков. Who is afraid of Russian Pop-Pixels 2002
Георгий Пузенков. Who is afraid of Russian Pop-Pixels 2002 и др.

Укрощение красивого
Вячеслав Колейчук. Незнакомка. 1998

Спокойная, банно-размеренная «Венера советская» тоже «движется и не движется», пересаживая неповоротливую, пухлую богиню из живописного окна в окно плакатное. Однако импульсом тут служит не пресыщение, а удивление. Забавные мелочи от Венеры - то небрежно бросит пояс и лифчик из грубого советского атласа поверх ренессансного хаоса, то забудет надеть носок или туфлю. Неумеющих рисовать по-Кантору предостаточно, зато желающих - хоть отбавляй. И романтический пафос, как пенная волна, выбрасывает на берег откровения - Александры Якобсон, Юрия Тырсы, Татьяны Мавриной... Полнота не жадна, худоба не анорексична. Норма интересна.

Гвоздем выставки - фемины Владимира Лебедева - веер абсолютно разных и ярких образов во главе с разбитной и пронзительной Блоковской «Катькой».

Укрощение красивого
Владимир Лебедев. Катька. 1918

Укрощение красивого
Владимир Лебедев. Акробатка обнаженная. 1925

И фресковые метростроевки Александра Самохвалова, и серия агитационной графики, и уже упомянутая Мухинская «Крестьянка», оставшаяся от расформированного музея вместе с лестницей, торчащей в небо белого потолка. Здешние венеры легко мужают и с успехом бы примерили в трудовом или спортивном ритуале маску грозного божества.

Укрощение красивого
Александр Самохвалов. Со сверлом. Из серии «Девушки метростроя», 1934

Укрощение красивого
Кира Суворова. Тоня. 1977.

Возможно, успешной точкой соприкосновения с китчем была бы не беззащитная идиллия, а гневная сатира, которой столько же лет, сколько лубку или прянику. Может статься, какие-нибудь «Окна РОСТА» смотрелись бы рядом с экспонатами выставки в Третьяковке куда органичнее, но тогда пришлось бы переименовать ее в «Укрощение красивого».

Интересно, что третьяковские кураторы отсылаются к выставке «Мишень», устроенной «лучистом» Михаилом Ларионовым в 1913 году. Однако, при первом же рассмотрении, оказывается, что романтизм куда ближе к концепции «Мишени», чем китч, ибо речь у Ларионова идет о синтезе, или, как говорили, «всечестве», а не о всеядности. В одном пространстве были собраны картины художников - профессионалов и самоучек, детские рисунки, плюс - несколько наивных серий самого Ларионова. Они прямо перекликаются с «Венерой советской».

Например, Ларионовская серия «Венеры» рифмуется с наивной живописью другого участника «Мишени» - Александра Шевченко, чья «венера» присутствует на «Венере Советской».

Другая серия - «Времена года» - импровизированный лубок с нехитрыми надписями - перекликается с лубками Бориса Кустодиева. Кустодиев нужен всем - он присутствует на обеих нынешних выставках, однако интересен и концептуально ценен именно Кустодиевский лубок, к тому же, малоизвестный.

Концепция выставки и течения «лучизма» была обнародована в диспуте, приуроченном к «Мишени». Темой были «Восток, национальность и Запад», и Ларионов со товарищи громко заявили о «восточной» ориентации, а Ларионов помещает в экспозицию несколько своих «лучистых» работ.

Напомним, что увлечение Востоком в обобщенном, «антизападном» смысле - как синтезом, ритуалом, иррациональностью, спонтанностью, «энергетикой» - все это было в высшей степени характерно для художественных поисков первых русских авангардистов и было противопоставлено разлагающему аналитизму и самодовольной и пробытийной форме.

Пожалуй, светоносному лучизму Ларионова на «Венере советской» также найдется рифма - представленные здесь белые купальщицы Казимира Малевича. С этой романтической «горы» и были благословлены все  стили, этим светом и был и стерты все границы. «Мы протестуем против рабского подчинения Западу, возвращающему нам наши же и восточные формы в опошленном виде и все нивелирующему...», - горячо писал Ларионов в манифесте.

Укрощение красивого
Казимир Малевич.Купальщицы. Ок.1930. Выставка «Венера Советская»

Укрощение красивого
Ольга Хейфиц. Вилендорские венеры. 2012. Выставка «Украшение красивого»

Протестный пафос «Украшения красивого» обнаруживает несколько иной поворот мысли: «Искусство ХХ века выстраивалось на оппозиции авангарда и китча и категорически отвергало «эстетику прекрасного», узурпированную массовой культурой, индустрией рекламы и шоу-бизнеса. При этом художники «авангарда» периодически использовали и даже эксплуатировали возможности эстетического «китча». Именно «китч» стал необходимым ресурсом художественной модернизации».

Добавим, необходимым, но не достаточным. Кажется, что все эти шерстистые черные квадраты, пластиковые куклы и лучистые тюремные решетки смотрелись бы совершенно по-другому рядом с авангардистской сатирой. А рядом с наивом такой протест сильно напоминает предательский выстрел в пращура с его непосильным для расслабленного потомка, сверхчеловеческим месседжем.

Укрощение красивого
Сергей Катран. 6 решеток. 2012. Выставка «Украшение красивого»
Решетки - победители в конкурсе «на улучшение психологического фона колонии», выбранные самими заключенными.

Укрощение красивого
Владимир Серов. Заменим! 1941. Выставка «Венера советская»

Очевидно и то, что «пощечина общественному вкусу» была для первых авангардистов скорее, следствием и вынужденным условием, чем стимулом и тем более, содержанием творчества. Традиция всегда строит или разрушает, а не стяжает и разбазаривает. А собранная «Новейшими течениями» коллекция настолько пресыщенна, настолько обуреваема поисками малейших поводов чего-нибудь безопасно и манерно «преступить», что перестает ассоциироваться с каким-либо серьезным поиском вообще. Cоцстатус «дворников и сторожей»,сменивший  «ассенизаторов и водовозов» сделался тем самым пресловутым и отнюдь не наивным украшательством, против которого, собственно, и выступали первопроходцы-авангардисты. Замкнутость этого «круговорота» не только хорошо известна, но и активно поддерживается рынком.

Поэтому возникает желание перенести всех невинных ангелов и кухарок с Крымского Вала на ВДНХ, а оттуда командировать для борьбы с пошлостью несколько суровых советских чуринг - мы основательно подзабыли, как они выглядят и о чем глаголят....

В проекте Ростана Тавасиева видео морского дна с рыбами и рептилиями Лени Рифеншталь наложено на «Дно» Горьковское - съемки «Жизни Клима Самгина». Тут же, в качестве «алаверды» хочется скрестить  роскошных орнитологических «Птиц» ВВС с летучими отрядами «Триумфа воли». Ну решительно все хочется переделать, дабы отделить всечество от всеядности и рассмотреть, наконец,  в деталях андрогина и гермафродита, как их рассматривали древние. Не выплескивая с водой амбиций ни человеческого, ни метафизического. Возможно, тогда и стала бы возможной полная и симметричная реконструкция нашего рискованного и раскованного совриска.

Укрощение красивого
Сергей Воронцов. Колонны. 2000. Выставка «Украшение красивого»

Юлия Квасок
Advertology.Ru

29.12.2012

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Telegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистовTelegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистов
Владимир Ступников, Генеральный директор коммуникационного агентства АУРА в составе Газпром-Медиа Холдинга. Социальные медиа становятся все более важным инструментом в работе каждого PR-специалиста, и одной из относительно новых, но стремительно растущих платформ, является Telegram. Этот мессенджер, изначально позиционировавшийся как безопасный и приватный инструмент связи, приобретает все большую популярность и привлекает внимание маркетологов и PR-специалистов по всему миру.
PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии...PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии... (1)
Татьяна Жигаленкова, управляющий партнер LotUS Communications, рассказала какие компетенции, и требования PR-специалистов будут актуальны через 5 лет.
Маркетинг с AR и VR от HICLICKМаркетинг с AR и VR от HICLICK
В 2024 году маркетологи все чаще начинают использовать метавселенные. По сравнению с социальными сетями, вовлеченность пользователей в иммерсивных площадках гораздо больше. Одним из самых интересных для клиентов форматов являются АR и VR. Как технологии будущего применять в маркетинге уже сегодня, разобрали в агентстве высоких откликов HICLICK.
Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?
Искусственный интеллект уже давно среди нас. Он прочно вошел в нашу жизнь, используется абсолютно в разных её сферах и кардинально меняет лицо современного бизнеса. Рекламная индустрия - не исключение. Самый яркий и известный пример - это нейросети, на основе которых построен поиск рекламных систем Яндекса. Использование нейросетей и других алгоритмов ИИ, делает рекламу еще более эффективной и качественной. Евгений Халин, директор по продуктам Коkос Group рассказывает о том, как работает ИИ, в чем его преимущество и какие перспективы нас ждут.
Как подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраляКак подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраля
В период гендерных праздников предприниматели отмечают 50%-ый рост продаж. – Даже в случае торговли сепараторами или двигателями, при должном подходе. Для маркетологов это время – забег на короткие дистанции. Поэтому важно грамотно подойти к выбору инструментов.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

19.04.2024 - 22:19
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация