Статьи

Ювелирный брак и развод

Ювелирный брак и развод

Собственники ювелирной сети "585" разделили бизнес, но оставили один брэнд на двоих - вопреки всем законам маркетинга. Способна ли выжить подобная конструкция на конкурентном рынке или симбиоз невозможен в принципе?

На выходе из метро "Арбатская" молодой человек в красно-желтой куртке раздает прохожим рекламные флаеры ювелирной сети "585", где написано: "Тотальная распродажа - скидки до 70%". Чуть дальше другой промоутер предлагает еще одну листовку, уже с иным содержанием: "Акция-провокация: вернем до 50% от стоимости покупки". На Старом Арбате расположены два магазина "585", они находятся буквально в 150 метрах друг от друга. Но зачем одной компании в один и тот же день проводить две разные акции? Объяснение простое: арбатские магазины "585" принадлежат разным владельцам. 

Полтора года назад петербургский предприниматель Александр Смирнов, а также двое его партнеров Антон Петров и Алексей Феликсов разделили бизнес - крупнейшую на тот момент ювелирную сеть России с 377 точками и оборотом 5,3 млрд руб. в 2010 году. Но при этом сохранили для всех магазинов марку "585". Теперь торговые точки, работающие под одной вывеской, стали конкурентами. 

Бывает, что супруги разводятся, но оставляют общую фамилию и иногда даже продолжают жить в одной квартире. Но для бизнеса ситуация с сохранением единого бренда - нонсенс. Возможно ли это - развивать одну сеть, исповедуя разные принципы ведения бизнеса? 

Золотой раскол

Совместный бизнес собственники "585" начали в 2006 году. Основатель сети Александр Смирнов, имевший на тот момент 40 магазинов в Северо-Западном регионе, задумал построить федеральную розницу. Но денег на развитие не хватало, и он продал 50% компании совладельцу петербургского девелоперского холдинга "Балтийский монолит" Антону Петрову и управляющему одного из филиалов этого же холдинга Алексею Феликсову. Инвесторы вложили в бизнес, по оценкам СФ, более 6 млрд руб. В 2006-2007 годах "585" выросла с 40 до 425 магазинов, а ее выручка в 2007 году составила $200 млн. 

С началом кризиса продажи украшений из золота упали на 22% в денежном выражении, и сети пришлось закрыть треть своих точек. Но после того как рынок начал оживать, выяснилось: каждый из партнеров тянет одеяло на себя. Феликсов и Петров хотели по-прежнему агрессивно открывать магазины и за счет экспансии увеличивать выручку. Смирнов, наоборот, планировал повышать эффективность сети и в дальнейшем выводить ее на IPO. Как вспоминает Феликсов, партнеры несколько раз садились за стол переговоров, но не смогли договориться, поскольку противоречия заключались в стратегических вопросах. Тогда решили мирно разойтись. 

"Добрачное" имущество Смирнова в виде 40 магазинов осталось при нем, а остальные точки поделили по территориальному принципу, с учетом объема генерируемой ими выручки. Так, в конце 2010 года юрлицам Смирнова (по данным "СПАРК-Интерфакс", ему принадлежат "Ювелирная сеть - 585", "585-С-1") отошли 199 точек, расположенных в Северо-Западном и Уральском регионах. Петров и Феликсов учредили несколько юрлиц (их названия собственники не раскрывают) и получили 139 магазинов на Юге России, в Сибири и Центральном регионе. 

Разделив имущество, бывшие партнеры оказались перед сложным выбором: кто оставит себе фамилию, то есть бренд "585"? Марка была зарегистрирована на Смирнова, но ни он, ни его партнеры не хотели менять вывеску на своих магазинах. Как говорит Феликсов, за десять лет существования узнаваемость бренда "585", по расчетам собственников, достигла 70%. Отказываться от него и продвигать с нуля новую марку было бы глупо. В итоге партнеры пришли к соломонову решению: осенью 2010 года Смирнов передал права на марку новому юрлицу - "585", в котором бывшие партнеры имели доли, пропорциональные их участию в бизнесе. 

После раздела компании бизнесмены условились не мешать друг другу и договорились, что не будут открывать новые магазины под вывеской "585" в регионах присутствия прежних партнеров. Исключением стала лишь Москва, здесь джентльменские соглашения не действуют. Раньше в столице работали три магазина, во время кризиса два из них закрыли. Остался один магазин на старом Арбате, который отошел Смирнову. Впрочем, он недолго работал в одиночестве: в 2012 году Феликсов открыл рядом с конкурентом свою точку. 

Ювелирный брак и развод

Под одной крышей

Как и многие разведенные пары, собственники "585" перестали общаться друг с другом. Однако ради бизнеса они договорились какое-то время поддерживать имидж "дружной семьи" - чтобы покупатели не заметили "развода" и почаще "заходили в гости". 

Для начала Смирнов с Феликсовым сохранили во всех магазинах "585" программу лояльности - дисконтные карты, дающие клиентам право получать скидку 5% и 10% на все изделия. Они условились принимать уже выданные 1,1 млн карт, а также сохранили прежний дизайн при выпуске новых. 

Решили вопрос и с интернет-сайтом компании - www.zoloto585.ru. Понятно, что после раздела бизнеса партнеры уже не могли наполнять его каждый своим контентом. Старый адрес достался Смирнову, а Феликсов создал новый домен - www.gold585.ru, но сохранил прежний дизайн и навигацию. Благодаря "долгожительству" своего ресурса Смирнов и по сей день получает больше посетителей. По данным Webomer.ru, сейчас трафик сайта Zoloto585.ru составляет 4,0-4,2 тыс. посещений в день, у Gold585.ru чуть меньше - 3 тыс. в день. 

Сложнее было определиться с рекламной стратегией. До раскола "585" использовала федеральные рекламоносители - телевидение, радио, печатные СМИ - и добавляла к ним промо-акции с раздачей листовок рядом со своими магазинами. Но после раздела бизнеса никто не хотел лить воду на мельницу конкурента и пиарить его за свой счет. Поэтому бывшие партнеры ограничились локальными методами продвижения. Феликсов задействует в качестве рекламоносителей региональные телеканалы, радио, печатные СМИ, Смирнов использует рекламу наружную и в метро, проводит акции в местах продаж. Обе стороны тратят на маркетинг примерно 3% годовой выручки. 

Несмотря на то что бывшие компаньоны сохранили видимость единой сети, в операционной деятельности каждый начал реализовывать собственный подход. 

10,3 млн штук ювелирных изделий без камня были произведены в России в 2011 году. По данным Росстата, это на 1,3% больше, чем в 2010-м.

Обратная сторона

Феликсов, как и планировал, с 2011 года стал активно открывать новые магазины. На собственные и заемные деньги он увеличил свою сеть на 39 торговых точек, вложив около 80 млн руб. По словам Алексея Феликсова, сейчас компания использует примерно 30% заемных средств, долговая нагрузка невелика - 0,3 EBITDA. Смирнов, в свою очередь, открыл за полтора года четыре магазина в Северо-Западном регионе. Но в Москву никто особо не рвется. "Сеть "585" работает в low-сегменте, а в столице имеет смысл открывать магазины среднего ценового сегмента. Возможно, предприниматели думают о выводе на столичный рынок новых форматов, поскольку действующий формат "585" тут неконкурентоспособен",- говорит заместитель гендиректора группы ювелирных компаний "Элит" Денис Винокуров. 

Бывшие компаньоны уже начали пересматривать ассортимент. Так, Феликсов в своих торговых точках увеличил с 50% до 70% предложение недорогих изделий (украшения без камней или с фианитами вместо бриллиантов). Он собирается продавать и собственную продукцию. В конце года вместе с партнером на собственные деньги он запустит в Санкт-Петербурге небольшой завод мощностью переработки 30 кг чистого золота в месяц, или производства 60-90 кг готовых изделий (при выпуске украшений в золото добавляют примеси). 

Александр Смирнов не стал рассказывать СФ об изменениях в своей сети. Но, по словам одного из конкурентов, ассортимент в его магазинах "585" визуально уменьшился на треть по сравнению с магазинами бывших партнеров. По информации других игроков, Смирнов сделал ставку на продукцию с драгоценными камнями. Основа его ассортимента - легкие изделия (в среднем до 2 г золота) с драгоценными камнями, мелкими бриллиантами. Благодаря этому компания привлекает небогатых покупателей и удерживает средний чек в пределах 3,5-4,0 тыс. руб. Зато наценка на такие изделия составляет 120-130% против обычных 100%. 

Как утверждают конкуренты "585", магазины бывших компаньонов сети сейчас работают с одинаковой эффективностью. По расчетам СФ, 2011 год Смирнов мог закончить с выручкой 4,1 млрд руб., а Феликсов - 4 млрд руб. По оценке Дениса Винокурова, при пропорциональном сокращении основного ассортимента на 30% выручка ювелирного магазина с квадратного метра может снизиться максимально на 15%. То есть если компания на рынке в среднем зарабатывает 40 тыс. руб. с квадратного метра в месяц (как у Феликсова), то аналогичный показатель у Смирнова может составлять 34 тыс. руб. 

Впрочем, мирное равновесие в бизнесе бывших партнеров, живущих под одним брендом, скоро закончится. 

Ювелирный брак и развод

Золотые клоны

Бывшие компаньоны не могли не испытывать соблазна поработать на территории конкурента, ведь они знали, какой трафик, оборот, спрос были в магазинах друг друга. Но если нельзя нарушать достигнутые соглашения, то почему бы не запустить еще одну сеть ювелирных магазинов - под иным брендом? Первым на территорию "врага" вступил Феликсов: в августе 2011 года он открыл магазин под вывеской "Золотой" в Санкт-Петербурге, сейчас уже работают десять точек в других регионах. Новый бренд разработало агентство DDC Creative Lab, предприниматель поставил ему задачу показать связь "Золотого" с "585". В итоге во внешнем оформлении вывесок магазинов двух сетей много общего: схожая цветовая гамма, шрифт и основной символ - звезда. 

Правда, ассортимент "Золотого" немного отличается от магазинов "585", принадлежащих Феликсову и Петрову. В "Золотом" около 50% товаров - изделия с драгоценными и полудрагоценными камнями, тогда как в "585" их доля составляет 20%. Из-за этого средний чек в новой сети - 4 тыс. руб., что на 15% выше, чем в "585". Кроме того, в "Золотом" появились новые услуги: обмен старых изделий на новые, выдача микрокредитов в партнерстве с компанией "Мигомденьги". Эти сервисы приносят сети около 10% оборота. 

Правда, новая марка еще не настолько раскручена, как "585", сетует Феликсов. Но в преддверии президентских выборов в интернете появилась информация, что в одном из магазинов "Золотого" будет стоять пудовый бюст Владимира Путина, из которого спустя несколько месяцев сделают украшения в виде сердечек. Выручка от их продажи должна была пойти на лечение онкологических больных. Пресс-служба "Золотого" слухи опровергла, однако не исключено, что это была PR-акция самой компании. 

Увидев агрессивное развитие своих бывших партнеров, Александр Смирнов тоже решил действовать. По информации СФ, в 2012 году он планирует открывать магазины площадью 100-150 кв. м под брендом Since & Forever, который ему разработало лондонское агентство Fitch. Сейчас компания подбирает помещения в Сибири, Поволжье, Южном и Центральном регионах. 

В отличие от Феликсова, Смирнов собирается в новой сети продавать в основном изделия с бриллиантами, рассчитывая на средний чек 11 тыс. руб. По словам генерального директора информационно-аналитического агентства "Росювелирэксперт" Ольги Мироновой, для изделий с бриллиантами это низкий ценовой сегмент - в среднем сегменте чек составляет около 20 тыс. руб. 

В общем, несмотря на то что бывшие собственники "585" создали самостоятельные компании и научились сосуществовать под одним брендом, они так или иначе тянут его в разные стороны. Искусственная конструкция становится все менее устойчивой. Как считает президент Depot WPF Алексей Андреев, из-за несогласованности маркетинговой стратегии бывших компаньонов образ и позиционирование марки "585" будут размываться и дальше. Это значит, что в итоге ее место скоро займут более активные бренды.

Секрет фирмы, kommersant.ru
Advertology.Ru

04.07.2012

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR не находит себе места PR не находит себе места
PR-агентство Comunica опросило читателей отраслевых Telegram-каналов о месте PR-блока в структуре компании и наличии собственного бюджета.
PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.

Книги по дизайну


Logolounge 4. 2000 работ, созданных ведущими дизайнерами мира.

Logolounge 4. 2000 работ, созданных ведущими дизайнерами мира.
Logolounge 4. 2000 работ, созданных ведущими дизайнерами мира.. LogoLounge-4. Здесь собранны лучшие работы в области дизайна логотипов, принадлежащие как "метрам", так и молодым талантам. Эта пестрая коллекция представляет лучшее из того, что собранно на LogoLounge.com, ведь отбор логотипов осуществляли восемь мастеров бренд-дизайна! В первой части книги опубликованы 10 крупнейших рекламных кампаний лучших мировых дизайнеров и несколько локальных проектов, плюс ряд никем еще не использованных знаков. Вторая часть содержит порядка 2 000 логотипов, разбитых на категории. Это настоящий клад, собранный со всех уголков мира, который вдохновит не только профессиональных дизайнеров, но и заинтересованных клиентов – всех кто хочет "попасть в точку" мастерским росчерком. Итак, LogoLounge-4: Одна из самых востребованных книг Коллекция 2000 лучших логотипов для Вашего вдохновения Самый демократичный мировой проект, в котором можете участвовать и Вы!

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

01.06.2025 - 00:17
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация