Про дизайн

Ганс Руди Гигер: "Чужой" среди "своих", часть 1

Ганс Руди Гигер: "Чужой" среди "своих", часть 1

Небольшая ретроспектива швейцарского графика,  создателя легендарного ксеноморфа «Чужой» точно  вписалась в современную матрицу идеологического мифодизйна, где рифмуются два «райских» и два «адских» графика: Алекс Грей и Алексей Беляев-Гинтовт, Константин Худяков и Ганс Руди Гигер.

Есть направление искусства, весьма близкое к рекламе,  пропаганде и сказочной иллюстрации одновременно. Его концепт прост и синкретичен, как концентрат парадигмы. Высоколобые критики квалифицируют его как слишком прямолинейный, декоративный, массово-ориентированный. Но действенный: фантастические образы сублимируют инсайты, и порой кажется, инспирируют существование культур и субкультур, создавая для них манифесты, мифодизайн, «фирменный стиль».

Речь идет о так называемом фантастическом реализме - той его части, что не просто визирует сны, но балансирует на грани неоклассики и сюрреализма, компьютерной 3D- графики настоящего и мандалического  символизма далекого прошлого. Но, пожалуй, самым главным признаком этой ветви (и одновременно алиби для не менее фантастического сопоставленя) является настойчивое тяготение художников к созданию и исследованию своего рода антропологической нормы человечества.

Жанр, безусловно, ритуален: здесь все работает на новую традицию, вплоть до материала и техники. Но от мистерии его отличает абсолютная ментальная прозрачность, отсутствие тайного, невысказанного смысла. Вместо него - изобретательность и убедительность лично отработанных идеологических «нормативов» - всегда больше коллективных, нежели индивидуальных, всегда более обязательных, нежели вольных.

Характер «нормы» того или иного фантастического реалиста хорошо виден в сопоставлении с другим художником того же плана.  Нынче в Планетарии - выставка Ганса Руди Гигера, и размышления о нем быстро воскресили в памяти трех других знакомых нашим читателям художников - Константина Худякова, Алекса Грея и Алексея Гинтовта. Именно размышления о художнике, а не о выставке, которая выглядит слабоватой и маловыразительной по сравнению  с тем, что можно найти в сети. (наши публикации со ссылками на интернет-ресурсы художников: http://www.advertology.ru/article81122.htm, http://www.advertology.ru/article82125.htm, http://www.advertology.ru/article103642.htm, http://www.advertology.ru/article103641.htm, http://www.advertology.ru/article83812.htm).

Идеологические фантазмы обладают свойством не проигрывать от интернет-формата, но требуют особой, оперно-монументальной сценографии, а при макро-съемке обнаруживают множество таких же простых и выразительных слоев.  Другими словами, ритуальные вещи ориентированы на определенную архитектуру как «место силы», которое можно интерпретировать как полноту, выстраиваемую от идеи, к образу, языку, медиа - графическим листам, видео, арт-объектам, текстам, и, наконец, площадке.  Понятно, что удаются такие экспозиции художникам лучше всего дома: так, Худякову  в филиале ММСИ на Гоголевском, близ Храма Христа Спасителя и Гинтовту в галерее «Триумф», в двух шагах от Кремля было, где развернуться. А Грею и Гигеру, пришлось гостить в небольших пространствах галереи Врублевской (имея  дома Капеллу Священных зеркал) и подвала под Планетарием (имея дома целый замок-музей Сен-Жермен). Но неизбежная фрагментарность, повторим, преодолима в Интернете. (Гигеровские сайты: http://www.giger.com/, http://www.hrgiger.com/, http://art.vniz.net/ru/giger/Giger-Zodiac_Sign_Taurus.html)

Первое, что бросается в глаза при виде художественной матрицы «4Г» (если «G» приравнять по звучанию к «H») - это оппозиция пар - «райской», позитивной (Гинтовт, Грей) и «адской», негативной (Худяков, Гигер). Bнутри этой оппозиции разыгрываются и другие: созидательное и разрушительное, транс-медитативное и научно-лабораторное, духовное и материальное, целомудренное и греховное и так далее. По другой же оси (Гинтовт-Худяков и Грей-Гигер) также отмечаются два полюса: внешнее и внутреннее, божественно-державное и человеческое. И, наконец,  по третьей оси художники довольно ярко маркируют национальные парадигмы - западную, рационально-индустриальную,  западную же, но ориенталистскую, медитативную и русскую - пограничную, архаизированную.

Путешествуя по этим архетипическим осям, мы обнаружим самих себя в трех семиотических измерениях,  четырех темпераментальных (гуморальных) физиологических состояниях:  кровь (Гинтовт), пневма (Грей), лимфа (Худяков), желчь (Гигер). Вместе - пластичная идеологема Человечества -  важно именно это единство в переливающихся гранях призмы. Это своего рода двойной удар по так называемому глобализму и антиглобализму, ибо архетип изначально и качественно глобален.

Здесь и Там

Путешествуя по пространствам Г-матрицы, можно обнаружить сферы, цилиндры, пирамиды, кубы. Переливающийся звездный кристалл Сверхновой Москвы Гинтовта и угрожающие, как Меланхолия Триера, протоформы Худякова, разлитые затем в апокалиптические паутины и мыльные пелены - это внешние, парадные, драгоценные оправы. С разным знаком, разным цветовым наполнением, температурой.


Грей и Гигер имеют дело с теми же архетипами, но взятыми изнутри, в обратной перспективе и развитии. Бифуркации сознания анатома тонкого тела Грея образуют фрактальные своды сложной внутричакровой капеллы, а Гигер провожает зрителя по кольцам мышц и костей, разломам суставов и болотам органов.


Для Гинтовта и Худякова оказывается одинаково важной поверхность - металл чешуи вождей-тотемов, тщательная, древне-технологичная, многослойная выделка «шкуры» картины (лак, войлок, яичная скорлупа, активная растровость) - для Гинтовта . Обволакивающая членистоногая медиа-паутина, застывающая хитином черепов Адама и Евы роговицы Ангела Апокалипсиса - для Худякова.  Проникая в видеоинсталляцию «Сверхновой Москвы» с помощью фотоаппарата, можно уловить десяток- другой интересных планов ... все той же Сверхновой Москвы. Проникая рукой в интерактивную инсталляцию  глаза Ангела Апокалипсиса, можно «схватить» также несколько сцен одного и того же балета. Другая - говорящая «не верю» голова Адама - обеспечивает лишь проникновение от живого лица к мертвому черепу, а израненная кожа мучеников «Деисуса» и  Исусовы стигматы не пускают далее поверхности. Мы так и не знаем, что происходит внутри, оставляя догадки на совести - главном эвристическом инструменте.  Это, безусловно, путь и державный, и русский, и первобытный. Находка Гинтовта - выжженный на войлоке лампой крупный растр. Изобретение Худякова карта Сибири - места ссылки, представленная как кровоточащая кожа крупным планом. Любая татуировка в этом пространстве инициационна и превращает человека в божество, а пространство - в святилище.


Совсем не то - Грей и Гигер. Их гуманоиды лишены каких-либо покровов, нередко даже кожных. Они просвечены, будто рентгеном,  костями, мышцами, энергетическими линиями и буквально вывернуты наизнанку, дабы зритель убедился в происходящих внутри процессах. Они дихотомичны: любовь и разврат, пере- и вы-рождение, просветление и разложение. Державный акцент на статике, параде, хороводе и балете с центром в осознающей голове смещен на превращения с центром в детородной сфере.




Известно, что любимая проекция Гигера - так называемая третья матрица Станислава Грофа, стадия прохождения родовых путей, преодоления демонического пространства, в свою очередь, навеянная тибетской «Бардо Тхедол».  Однако, в отличие от тибетского источника, герой Гигера не пытается бороться со злом, но погружается в него с головой.   Художник начинает карьеру с серии Necronomicon, что в переводе - совсем не «Книга мертвых» (по мнению тибетских практиков, такой перевод «Бардо Тхедол» неточен, ибо книга предназначена живым и практикующим -  для подготовки к будущему «переходу», который даже Будда не пытался описать). Переводы Necronomicon (название серии идентично названию известной фантастической книги Лавкрафта) - «Книга Мёртвых Законов», «Исследование классификации мёртвых», «Воплощение Закона Мёртвых». Вот это - совершенно адекватные Гигеровскому взгляду варианты. Здесь нет места жизни, но, как мы уже говорили, нет места и статике.

Напротив, у Алекса Грея, хорошо знакомого с тибетской «Книгой Мертвых», отношение к ней вполне адекватное: своими постерами он готовит человека к переходу серией прижизненных практик, в том числе, и практики рисования. Его арт-объекты украшают больницы и хосписы, а уличные инсталляции полны оптимизма. Напомним: псевдоним радужного графика «Грей» означает стирание оппозиций в пространстве Единого, а серая аэрография Гигера, скорее, транслирует трупный нейтрал зооморфного вещества.

Но вернемся на уровень «богов». Можно заметить, что царственная паутина и щупальца Худяковских мух и шершней есть не что иное, как костная материя, надутая медиа-пузырем. А радужные меридианы Грея - аура кроветворного московского органа Гинтовта. Грей обитает в ступах и куполах капелл, как Гинтовт - в цветущей сложности христианско-буддийско-мусульманской столицы Евразии, а Гигер обвивает жертву паутиной внутри роскошного Худяковского оклада. Герой Гинтовта и Худякова - Москва, столица Божественной и Инфернальной Империи, герой Грея и Гигера - обитатель собственного Эго.

В этом смысле любопытно рассмотреть такую спорную территорию, как череп.  Череп безусловен лишь на негативном полюсе. На позитивном - это просвеченная «третьим глазом» голова медитирующего героя Грея и образ врага Гинтовта (минус-прием). Однако упомянутой выше дихотомии «внешнего-внутреннего» эти поправки нисколько не меняют. Итак, френологический мифодизайн в последовательности: Гинтовт, Худяков, Грей, Гигер.




Продолжение следует...

Юлия Квасок
Advertology.Ru

23.05.2012

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

Есть мнение ...

Как использовать потребительские тренды в туризме и маркетинге...Как использовать потребительские тренды в туризме и маркетинге...
Опрос Ipsos показал: путешествия важны для благополучия россиян, но туризму сложно конкурировать с другими статьями расходов. Выиграть в этой борьбе помогут учет потребительских трендов, ориентация на опыт путешественника и маркетинг впечатлений.
Почему в разгар гастрономического бума никто не хочет покупать...Почему в разгар гастрономического бума никто не хочет покупать...
Некогда главную марку русской кухни выставили на торги. От таких новостей возникает какая-то прямо-таки ностальгическая, светлая печаль. На московской площадке для торгов продадут два бренда группы «Елки-Палки» — «Елки-Палки экспресс» и «Елки-Палки трактир». Вы еще помните эти рестораны и точки общепита?
Городские власти запретят звуковую рекламу на улицахГородские власти запретят звуковую рекламу на улицах
Интересно, что добились этого муниципальные депутаты Тверского района.Некоторым очень везет. Их окна, которые так хочется держать открытыми этим теплым летом, выходят на людные улицы с множеством магазинов. А на этих улицах с утра до вечера — то есть все рабочее время — ходят люди с мегафонами, призывающие покупателей немедленно зайти и приобрести товар — как правило, недорогой и, как правило, поддельный. Ну или зайти выпить кофе. Или съесть гамбургер — все работающие и живущие на людных улицах несчастны по-разному и от разного.
Александр Оськин: "За газеты будем бороться"Александр Оськин: "За газеты будем бороться"
Назначена и дата «похорон» печатных СМИ — 29 декабря 2037 года. В неизбежности этого события уверены многие авторитетные медиаспецы. Многие, но не все. У вице-президента Союза предприятий печатной индустрии по распространению печатной продукции (СППИ ГИПП) Александра Оськина на этот счет иное мнение. Слухи о неминуемой и скорой смерти печатных СМИ он считает сильно преувеличенными.
"В Москве общий уровень дизайна улучшается, а хороший уровень..."В Москве общий уровень дизайна улучшается, а хороший уровень...
Как менялись московские вывески на протяжении последних трех десятилетий, чем московские вывески отличаются от европейских и почему дизайнеры наших вывесок, равно как и навигации в метро, не помогают горожанам сориентироваться. Об этом «Москвич Mag» рассказали владельцы дизайнерских студий, разработчики дизайн-кода Москвы, графические дизайнеры и участники фестиваля шрифтовиков Typomania. 

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».
87% компаний используют три и более каналов для внутренних...87% компаний используют три и более каналов для внутренних...
«Лучшие кейсы по внутрикорпоративным коммуникациям. Ключевые тенденции последнего времени. Изменения стремительны, успеваем ли мы за ними?» - данную тему 25 апреля 2018 года обсудили на заседании  Комитета по внутрикорпоративным  коммуникациям Ассоциации менеджеров.
New media, new creativity! "Серебряный меркурий" расширяет...New media, new creativity! "Серебряный меркурий" расширяет...
21-22 марта в Санкт-Петербурге состоялся IV Фестиваль рекламы и маркетинговых услуг «Серебряный Меркурий. Северо-Запад», в рамках  которого прошла Большая конференция. Организатором мероприятия стало ведущее брендинговое агентство России – Brandson (Total Identity Group), во главе с Генеральным директоров агентства, Членом совета АБКР, Еленой Юферевой.
Выставка, посвящённая 100-летию со дня рождения Георгия ЩетининаВыставка, посвящённая 100-летию со дня рождения Георгия Щетинина (6)
В Государственном музее А. С. Пушкина открылась выставка, посвященная не столь широко известному, но заслуживающему пристального внимания художнику-иллюстратору ХХ века Георгию Щетинину.

Форум

Вакансии

  • Загрузка ...

на правах рекламы

21.10.2019 - 13:34
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru на Facebookfacebook    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR

Вход | Регистрация