Есть мнение ...

Московский арт: потешный полк

Московский арт: потешный полк

Скандальная  инсталляция группы «Война»  - «Х...й в плену у ФСБ» несколько раз входила и выходила из шорт-листа государственной премии «Инновация». Вошла ли она в искусство?

Провокации группы «Война», потрясающие умы арт-общественности в последнее время, не могут не вызывать интереса рекламистов. «Война» не шутит, многие связывают с этой группой новый всплеск московского акционизма, его самой радикальной, политической, активной и непримиримой и креативной волны.

На фоне музейно-галерейной скуки и вялой дискредитации попыток протеста, уличные бои «Войны», активно обживающие разные точки города, действительно, смотрятся выигрышно - тут  вам и живой секс в дарвиновском музее - во славу выборов президента, и  человеческая пирамида перед портретом  того же президента в кутузке, и вынос продуктов из «Седьмого континента» «ментом в поповской рясе», и висельники-гастрабайтеры в «Ашане»... «Война» зорко следит за любыми государственными жестами и мгновенно реагирует - даже на реформу милиции группа ответила «зацеловыванием ментов». И бизнес не забыт: взяли и заварили железные двери элитного ресторана «Опричник».

"Мне кажется, что это одно из самых прогрессивных и правильных воплощений искусства, которой в настоящий момент почти повсеместно в России ушло в какую-то формалистическую область", - считает  Андрей Ковалев, автор книги "Российский акционизм 1990-2000" (все цитаты см. в блоге Сергея Плуцера-Сарно, арт-директора группы http://plucer.livejournal.com/384319.html#cutid1)

22 мая 2010 г. на Кремлёвской набережной у поворота на Боровицкую площадь, рядом с Большим Каменным мостом, член арт-группы «Война» Леонид Николаев с синим ведром на голове запрыгнул на служебную машину ФСО со спецсигналом и пробежался по её крыше, а потом убежал от выскочившего из автомобиля офицера. Видео произошедшего вскоре попало в интернет.

Где-то близки по духу «Войне» группа социальных провокаторов-рекламистов Ovosham net (для них тоже обычная социалка недостаточно радикальна и действенна). Несмотря на успех «овощных» акций  - часто - в использовании новых носителей, к Ovosham в рекламной среде отношение двойственное (главным образом, из-за противозаконности вылазок), вот и активисты «Общества синих ведёрок» заявили о своей непричастности к акции «Войны».

Арт-сообщество  тоже реагирует по-разному: кто-то, как, например, Анатолий Осмоловский, теоретик и патриарх московского политического акционизма, считает, что нынче, когда, по его мнению,  есть надежда на конструктивные преобразования в обществе, поддерживается и развивается современное искусство  - не время для эскапад вроде переворачивания милицейских машин под лозунгом «Дворцовые перевороты». Его размышления напоминают нынешние заявления социальных рекламистов о том, что шок в рекламе должен быть хорошо продуман и уместен.

Но группа набирает очки. Особенно сейчас, в развернувшейся полемике вокруг самого масштабного проекта «Войны» -  65-метрового фаллоса, нарисованного   прошлом году на Литейном мосту в Петербурге прямо перед окнами местного ФСБ.

Группа

Дело в том, что проект «Х...й в плену у ФСБ» вошел в шорт-лист ежегодной премии ГЦСИ «Инновация». Затем - из-за опасений руководства института, фаллос из шорта вышел (что сопровождалось бурной перепиской ГЦСИ с «Войной» о соблюдении некоего внутреннего порядка подачи проекта, в ходе которой оказалось, что порядок сей не слишком-то прописан в самом ГЦСИ). И наконец, под влиянием артистической общественности, возмущенной крючкотворством центральной московской институции,  фаллос триумфально вошел обратно в шорт-лист.

Все ждут, что, по законам драматургии, этот, безусловно, эротический акт должен закончиться полным и окончательным разрывом: в случае получения премии (а член на Литейном - безусловно, «забойный» пример стрит-арта, вдобавок, на безрыбье), боевая команда ее отвергнет. Но «Война» поступила круче,  потребовав бойкота и отстранения от должности директора ГЦСИ Михаила Миндлина, который «поставил всю госпремию «Инновация» на грань краха и развала, а ГЦСИ покрыл позором в глазах всего арт-сообщества».

Откровенно политическая оппозиция «Войны», по справедливому мнению многих, создает из любого скандала, «отсидки», «зажима» и проч. стройную арт-биографию, без которой  политический акционизм не был бы таковым. Так что в смысле повоевать у «Войны» все складывается удачно. И более того, арт-сообщество, как бы оно ни относилось к проекту и творчеству группы, просто не может теперь, после нелепых жестов ГЦСИ, не поддержать «товарищей в борьбе».

«Сегодня только на группе «Война» держится московская ситуация современного искусства. Если бы не группа «Война», все современное российское искусство было бы ужасно провинциальной, жалкой, коммерческой еботней, - сказал Андрей Монастырский. -  Раньше, в 1990-е годах такую функцию выполнял Саша Бренер. Сегодня же группа «Война» - это та основа, на которой все держится. Иначе все искусство стало бы страшным провинциальным захолустьем».

Группа

Эту мысль будто услышал герой британского стрит-арта Бэнкси и отстегнул от выручки за работу 4,5 миллиона рублей в поддержку группы. Скажете, не мировой контекст?

Увы, не мировой. На мировой контекст  «член» тянет ровно настолько, насколько тянули  Николай Гаврилыч Чернышевский и Гаврила Принцип - на статус «властителей дум». По содержанию и формам не только мировой contemporary, но и международный сегмент «стрит-арта» куда богаче сей неизбывной всероссийской «иконы». Добро еще была бы инсталляция архетипичной, называлась бы "Война" или вовсе бы никак не называлась - народ бы сам назвал, но может ли искусство на Руси прожить без ФСБ-шного плена? - Не может.Ему просто делать будет нечего. Поэтому арт и строчит из одной пулеметной обоймы -  и  пленным "членом", и «растаможенными» работами Авдея Тер-Оганьяна, и самораспятием на кресте Олега Мавроматти. Инновационность можно "пришить" разве медиапланированию - размещению рисунка на мосту,  пародийных картин -  в Лувре, тела - на кресте иди "электрическом стуле".  И это могут по достоинству оценить рекламисты-социальщики, которым частенько не хватает фантазии и размаха.

Тем не менее, «Война» сейчас отвечает за все современное искусство России, а коллеги по цеху, поддерживая группу, пытаются найти в ее перформансах метафизику и таинственную неоднозначность - например,  отголоски дионисийских культов и культов плодородия в оргиастической акции в Дарвиновском музее и в подъеме «члена» на Литейном. Однако присвоенные проектам названия «Е..и медвежонка!» и «Х...й в плену у ФСБ» говорят о том, что для «воинов» куда ценнее другое.

Кажется, что лишь однажды «Война», по стечению обстоятельств, попала в пограничное пространство - во время перформансов, посвященных Дмитрию Александровичу Пригову. Под гулкое чтение собственных стихов поэт, художник и философ, запертый в дубовом шкафу (несгораемого сейфа не нашли)  должен был быть вознесен силами  акционистов на 22 этаж Дома студентов МГУ на Вернадского. Но незадолго до намеченного дня Пригов скончался, а «Война» на сороковины устроила ему поминки, накрыв стол в вагоне метро кольцевой линии. «Ничего невероятнее и, одновременно, созвучнее самому Пригову, вообразить невозможно. Это рифмуется с одной из его последних работ называвшейся «подземные скоты жмутся поближе»...Поддается ли трансляции, экспонированию, документации самое главное - невидимый финал этой акции? В тартаре туннеля, среди змеиных клубков черного кабеля, по кругу громыхает вагон с накрытым белой скатертью столом...» - размышляет художник и критик Марина Перчихина.

Действительно, так. А в пандан к «вознесению в шкафу» можно вспомнить и знаменитые беседы Пригова с московскими памятниками в медиаперформансе «Дон Жуанский список Дон Жуана», а также «Евангелиста» и «Триптих». Фигура Пригова - пограничная для концептуализма. Одной ногой он будто бы стоит во взрастившей его социальной колее, другой - в мистериальной, возводящей ситуацию «пленных членов» в экзистенциальный и далее -  в трансцедентный статус.  В этот раз на границу Пригов взял с собой «Войну».

Но «Война» не амбивалентна и не трансцедентна. «Война» - это «Война». С недвусмысленным акт-дизайном, копирайтом, пиаром. «Войне» потребно государство, а государству - «Война». Инсайт настолько силен, что даже «Инновация» ГЦСИ умудрилась растеряться и превратиться в кусочек жандармерии. Тема ФСБ-шного плена все еще «катит», как колесо из гоголевских «Мертвых душ», по поводу и бес повода объединяя российский арт в "единую общность" - "потешный полк".

Юлия Квасок  
Advertology.Ru

21.03.2011

на печать


Комментарии

Всеслав
21.04.2011 8:40 | сообщение #1
 

Николай Гаврилович Чернышевский не"тянул" на роль властителя дум, он просто им был

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

Есть мнение ...

Городские власти запретят звуковую рекламу на улицахГородские власти запретят звуковую рекламу на улицах
Интересно, что добились этого муниципальные депутаты Тверского района.Некоторым очень везет. Их окна, которые так хочется держать открытыми этим теплым летом, выходят на людные улицы с множеством магазинов. А на этих улицах с утра до вечера — то есть все рабочее время — ходят люди с мегафонами, призывающие покупателей немедленно зайти и приобрести товар — как правило, недорогой и, как правило, поддельный. Ну или зайти выпить кофе. Или съесть гамбургер — все работающие и живущие на людных улицах несчастны по-разному и от разного.
Александр Оськин: "За газеты будем бороться"Александр Оськин: "За газеты будем бороться"
Назначена и дата «похорон» печатных СМИ — 29 декабря 2037 года. В неизбежности этого события уверены многие авторитетные медиаспецы. Многие, но не все. У вице-президента Союза предприятий печатной индустрии по распространению печатной продукции (СППИ ГИПП) Александра Оськина на этот счет иное мнение. Слухи о неминуемой и скорой смерти печатных СМИ он считает сильно преувеличенными.
"В Москве общий уровень дизайна улучшается, а хороший уровень..."В Москве общий уровень дизайна улучшается, а хороший уровень...
Как менялись московские вывески на протяжении последних трех десятилетий, чем московские вывески отличаются от европейских и почему дизайнеры наших вывесок, равно как и навигации в метро, не помогают горожанам сориентироваться. Об этом «Москвич Mag» рассказали владельцы дизайнерских студий, разработчики дизайн-кода Москвы, графические дизайнеры и участники фестиваля шрифтовиков Typomania. 
Sabre Award 2019: забота о здоровье, инфлюенсеры, цифровые технологии...Sabre Award 2019: забота о здоровье, инфлюенсеры, цифровые технологии...
22 мая состоялось награждение победителей одного из самых престижных конкурсов в сфере PR SabreAward 2019. Специалисты аналитического агентства Смыслография проанализировали кейсы победителей и номинантов и отметили актуальные направления развития мирового PR рынка.
Поколение Z. Смогут ли его представители стать хорошими...Поколение Z. Смогут ли его представители стать хорошими... (2)
Поколение Z — люди, рожденные после 1995-ого года. Уже сейчас «зетовцы» составляют почти четверть всего населения РФ и, судя по подсчетам прогнозистов, к 2020-ому штат каждой российской компании на 40% будет состоять именно из сотрудников этого поколения. Насколько компетентными и квалифицированными PR-специалистами могут стать эти пока еще очень молодые и даже совсем юные ребята? О перспективах поколения Z в PR рассуждает Дарья Субоч, СЕО коммуникационного агентства SlavaPR.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».
87% компаний используют три и более каналов для внутренних...87% компаний используют три и более каналов для внутренних...
«Лучшие кейсы по внутрикорпоративным коммуникациям. Ключевые тенденции последнего времени. Изменения стремительны, успеваем ли мы за ними?» - данную тему 25 апреля 2018 года обсудили на заседании  Комитета по внутрикорпоративным  коммуникациям Ассоциации менеджеров.
New media, new creativity! "Серебряный меркурий" расширяет...New media, new creativity! "Серебряный меркурий" расширяет...
21-22 марта в Санкт-Петербурге состоялся IV Фестиваль рекламы и маркетинговых услуг «Серебряный Меркурий. Северо-Запад», в рамках  которого прошла Большая конференция. Организатором мероприятия стало ведущее брендинговое агентство России – Brandson (Total Identity Group), во главе с Генеральным директоров агентства, Членом совета АБКР, Еленой Юферевой.
Выставка, посвящённая 100-летию со дня рождения Георгия ЩетининаВыставка, посвящённая 100-летию со дня рождения Георгия Щетинина (6)
В Государственном музее А. С. Пушкина открылась выставка, посвященная не столь широко известному, но заслуживающему пристального внимания художнику-иллюстратору ХХ века Георгию Щетинину.

Форум

Вакансии

  • Загрузка ...

на правах рекламы

17.08.2019 - 11:12
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru на Facebookfacebook    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR

Вход | Регистрация