Рейтинги

Рынок подсолнечного масла в 2010 году

Рынок подсолнечного масла в 2010 году

То особое внимание, которое традиционно уделяется рынку подсолнечного масла как государством и обществом, так и рыночными субъектами не случайно, в силу его ярко выраженного социального характера, а также высокого значения сразу в нескольких отраслях народного хозяйства страны.

Помимо повседневной кулинарии, подсолнечное масло активно используется в масложировой и лакокрасочной промышленности, при производстве консервов и мыла, а также все в больших объемах в парфюмерии и медицине.

Мировой рынок

По данным прошлогодних исследований мировое производство подсолнечника достигло трех миллионов тонн, а масла - 11, 5 млн. тонн. Главными игроками на этом рынке уже долгие годы остаются Россия, обладающая самой большой площадью посевов подсолнечника, и Украина, с которыми активно конкурируют страны ЕС. Большую роль играют также Аргентина и Турция.

Главным событием прошедшего года стало повсеместное сокращение сбора семян подсолнечника по сравнению с 2008 годом. При этом почти везде рос валовой объем производства. Исключением стала Аргентина, на территории которой свирепствовала засуха, стоившая стране более 90% урожая, а также сокращения производства на четверть.

Рис.1. Объемы производства масла основными игроками (2008 - 2009 гг.)

Рынок подсолнечного масла

Главными конкурентами внутрироссийских игроков остаются украинские производители, что в купе со сходным техническим оснащением и агротехнологиями делает эту страну наиболее интересной для исследования. По данным Госкомстата Украины в прошлом году валовой сбор семян подсолнечника сократился на 2,5% по сравнению с 2008 годом, достигнув, таким образом, 6,4 млн. т., при этом произведено 2,7 млн. т. нерафинированного подсолнечного масла. Интересен для исследователя почти 40% скачок закупочных цен в 2010 году до 2769 грн/т (в 2009 году - 1987 грн/т).

Рынок России

Фактически современное состояние рынка растительного масла берет свое начало в 1999 - 2001 годах, когда на государственном уровне был принят комплекс мер, ограничивающих экспорт семян подсолнечника, а главное - импорт растительных масел. Результатом такой политики стало увеличение валовых объемов подсолнечного масла на внутреннем рынке. Переломным для развития отрасли стали 2005 - 2006 годы, когда были собраны рекордные объемы. Во многом поэтому на следующий год посевные площади были резко сокращены, что в купе со снижением урожайности привело к резкому скачку цен на подсолнечное масло. В любом случае за десять лет сборы урожая увеличились на 2/3.

В 2009 г. ситуация стала выправляться - посевные площади выросли на 16,5% и составили 7171 тыс. га. Однако снижение урожайности на 6,5% до 11,5 ц/га не позволило получить ожидаемый эффект.

Рис.2. Производство подсолнечного масла в России (2008 - 2010 гг.)

 Рынок подсолнечного масла

Тем не менее, объемы производства подсолнечного масла в прошлом году перевалили за 2,5 млн. т, оказавшись рекордными за последние десять лет. Прирост по сравнению с 2008 годом составил 35%. Во многом этому способствовало строительство новых предприятий по переработке подсолнечника, число которых достигло 28. Наиболее активными игроками следует признать ЭФКО, Юг Руси и Аткарский МЭЗ.

К сожалению, 2010 год вряд ли окажется столь же удачным. Даже не смотря на успехи аграриев, которые, судя по всему, смогут собрать сопоставимый с прошлогодним урожай, прогнозируемое снижение производства составит 7-9%.

Динамика цен на российском рынке

До 2008 года цены на рынке растительного масла строго определялись урожаем подсолнечника и объемами производства: до 2006 года объемы собранных семян и производства росли, поэтому положительная динамика цен определялась в основном инфляционной составляющей. Резкое снижение урожая, имевшее место в 2008 году обусловило скачок цен на 55% по сравнению с предыдущим годом.

Рис. 3. Динамика цен на российском рынке (2008 - 2010 гг.)

 Рынок подсолнечного масла

В 2009 году мы наблюдали незначительное снижение цен даже на фоне резкого роста производства, что можно объяснить, прежде всего, неблагоприятной мировой конъюнктурой. В этом году влияние общемировых тенденций также окажет значительное влияние на российский рынок, а, значит, снижения цен ожидать не приходится.

Экспорт - импорт

Благодаря положительной динамике развития производственных мощностей, за десять лет удалось сократить долю импорта на 70%. В 2010 году валовой объем импорта не превысит 50 тыс. т, что составит чуть более 3% общего объема произведенного масла.

Естественно, что основным импортером по-прежнему остается Украина, чья доля лишь немногим не дотягивает до 95%. Лишь 2,8% поставок контролирует Молдова, еще 1% - Аргентина, чье удаленное положение не позволяет расширить торговые связи.

В области экспорта подсолнечного масла наша страна достигла поистине впечатляющих показателей, особенно с учетом масштабов собственного потребления этого продукта. За 11 месяцев текущего года за рубеж было продано около 560 тыс. т, что составило около 40% от общего объема производства.

Рис.4. Экспорт российского подсолнечного масла в страны дальнего зарубежья в 2009 г.

 Рынок подсолнечного масла

Главным контрагентом России на этом рынке является Турция, которая в этом году закупила более 92 тыс. т. Следующие за ней Италия, Египет и Индия в совокупности закупят около 125 тыс. т. Интересно, что около 5% российского экспорта приходится на Грецию, традиционного потребителя оливкового масла.

inFOLIO Research Group
Advertology.Ru

26.11.2010

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Telegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистовTelegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистов
Владимир Ступников, Генеральный директор коммуникационного агентства АУРА в составе Газпром-Медиа Холдинга. Социальные медиа становятся все более важным инструментом в работе каждого PR-специалиста, и одной из относительно новых, но стремительно растущих платформ, является Telegram. Этот мессенджер, изначально позиционировавшийся как безопасный и приватный инструмент связи, приобретает все большую популярность и привлекает внимание маркетологов и PR-специалистов по всему миру.
PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии...PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии... (1)
Татьяна Жигаленкова, управляющий партнер LotUS Communications, рассказала какие компетенции, и требования PR-специалистов будут актуальны через 5 лет.
Маркетинг с AR и VR от HICLICKМаркетинг с AR и VR от HICLICK
В 2024 году маркетологи все чаще начинают использовать метавселенные. По сравнению с социальными сетями, вовлеченность пользователей в иммерсивных площадках гораздо больше. Одним из самых интересных для клиентов форматов являются АR и VR. Как технологии будущего применять в маркетинге уже сегодня, разобрали в агентстве высоких откликов HICLICK.
Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?
Искусственный интеллект уже давно среди нас. Он прочно вошел в нашу жизнь, используется абсолютно в разных её сферах и кардинально меняет лицо современного бизнеса. Рекламная индустрия - не исключение. Самый яркий и известный пример - это нейросети, на основе которых построен поиск рекламных систем Яндекса. Использование нейросетей и других алгоритмов ИИ, делает рекламу еще более эффективной и качественной. Евгений Халин, директор по продуктам Коkос Group рассказывает о том, как работает ИИ, в чем его преимущество и какие перспективы нас ждут.
Как подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраляКак подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраля
В период гендерных праздников предприниматели отмечают 50%-ый рост продаж. – Даже в случае торговли сепараторами или двигателями, при должном подходе. Для маркетологов это время – забег на короткие дистанции. Поэтому важно грамотно подойти к выбору инструментов.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

30.04.2024 - 23:52
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация