Политики России заводят блоги

Губернатор Кировской области Никита Белых в своём ЖЖ сообщил, что его пресс-служба получила сообщение от PR-агентства FPG-Media с коммерческим предложением. Политику предложили вести блог от его имени. Но сначала намекнули: президент приветствует блоги, а потому «постить» надо едва ли не в обязательном порядке.
Текст того письма Белых не удержался и процитировал: «На декабрьском Госсовете, посвящённом «Электронному правительству», президент фактически дал понять представителям госструктур, что в ближайшем будущем политические деятели, не присутствующие на постоянной основе в интернет-пространстве, не будут восприниматься как серьёзные претенденты на высокие позиции».
И далее: «Сегодня у вас есть уникальная возможность выйти на новый уровень освещения деятельности администрации губернатора с помощью работы с платформой livejournal.com, тем самым способствовать росту авторитета и доверия к губернатору Кировской области Никите Юрьевичу Белых».
Депутат, судя по записи в блоге, впечатлился. Причём настолько, что озвучил цены. Разработка блога стоит 163 тыс. рублей, обслуживание - 84 тысячи, продвижение блога - 199,9 тыс. рублей в месяц. В продвижение входит покупка тысячников (три публикации в месяц) - 30,6 тыс. рублей, разработка и внедрение четырёх уникальных виртуальных аккаунтов - 24 тыс. рублей, кросспостинг (50 публикаций) - 1240 рублей. Недёшево.
«Невозможно оценить справедливость таких цен, - говорит интернет-гуру Алекс Экслер. - Совершенно непонятно, что именно они предлагают. Если под разработкой блога за 5,5 тыс. долларов понимается создание эксклюзивного дизайна, адаптация этого дизайна и снабжение его соответствующими сервисами, тогда цена может быть вполне адекватной. Если под этим понимается выбор какого-то стандартного темплета и втыкание в него фотографии Белых, тогда это полный дурдом. Точно так же непонятно, что понимается под обслуживанием и продвижением. На это, с одной стороны, реально можно тратить много времени и сил, а с другой - можно покупать какой-нибудь помойный трафик».
Сегодня губернатора Никиту Белых читает в ЖЖ свыше 3600 подписчиков. По его словам, раскручивался он сам, без помощи пиарщиков. «Как всё-таки хорошо, что блог я веду сам, столько денег бюджету экономлю», - резонно замечает он.
Надо сказать, российский президент недавно действительно высказался с почтением к онлайн-дневникам. «Считаю, что интернет-дневники - это такая неплохая форма общения, прямого общения, получения самой разной, а самое главное, оперативной информации о том, что происходит в мире и стране, и, с другой стороны, неплохая возможность почувствовать себя журналистом, когда ты готовишь ответы на те или иные вопросы или просто пишешь», - сказал он во время выступления на Форуме европейских и азиатских медиа ещё 12 декабря.
Сам Медведев завёл блог в ЖЖ 22 апреля 2009 года. В этот же день у него естественным образом образовалось свыше тысячи постоянных читателей. Сейчас их число превышает 12 тысяч. LiveJournal, собственно, уже давно популярная платформа для общения с народом для многих российских политиков. Есть свой блог и у Сергея Миронова, и у Бориса Грызлова, и у Анатолия Чубайса, и у Олега Морозова, и у Олега Чиркунова. Ведут свои блоги и бизнесмены. Среди них - Евгений Чичваркин, Артемий Лебедев, Олег Тиньков и другие.
Вот как прокомментировал заявление Медведева «Частному корреспонденту» Анатолий Вассерман: «Насколько я могу судить, сам президент не ведёт полноценный блог. Он прекрасно понимает, сколь велики затраты времени на этот вид публичной активности. Его видеосообщения не блог в классическом смысле (с возможностями обратной связи), а только форма собственных выступлений. Исследованием публичной реакции занимаются администраторы блога. Именно они исследуют отклики зрителей и читателей и сообщают президенту лишь наиважнейшие замеченные сведения. Поэтому вряд ли президент требует от других администраторов чего-то существенно большего, нежели делает сам. Намёк президента касается самого факта организации представительства в интернете, но не конкретных его форм и уж подавно не предписывает личное, без ассистентов, ведение блога».
Справедливости ради стоит сказать, что не ЖЖ единым жива блогосфера. Так, набирает обороты русскоязычная версия крупнейшей мировой социальной сети Facebook. В ней также есть возможность вести блоги. «У меня дома и на работе есть компьютер, я катаюсь на горных лыжах, занимаюсь дайвингом. Это дань моде? Это упрощает общение. Это естественный этап - получать отзывы от граждан, субъектов Федерации. Очень много предложений, но чтобы это передать... Отправляйте мне, мы это получим, будем обрабатывать», - делится в интервью Slon.ru директор ФСКН Виктор Иванов.
И всё же раз предложения вроде того, что было сделано в адрес Белых, существуют, значит, есть и какой-никакой спрос. По словам Алекса Экслера, рынок этот вполне развит, но «на нём очень трудно найти профессионалов». Знает он и немало блогов, которые создавались и раскручивались не лично авторами, а профессионалами. Какие дневники можно причислить к этой группе, интернет-гуру уточнять не стал.
Но работает ли бизнес в блогосфере в обратном направлении? Как заработать на блоге? Как-то Антон Носик попытался поэкспериментировать с установкой системы контекстной рекламы Google AdSense. За неполную неделю ему удалось заработать немногим больше 36 долларов.
«Для зарабатывания на ЖЖ таким способом хотя бы тысячи долларов в месяц мне пришлось бы увеличивать посещаемость страниц этого дневника в шесть раз. Что никак не входит в мои планы», - резюмировал Носик и удалил модуль от Google.
Не верит в возможности монетизации авторских блогов на ЖЖ и Экслер: «На блогах, базирующихся на стандартных механизмах вроде ЖЖ или LI, реально что-то заработать практически невозможно. Можно только пробавляться галимой показухой, как это делают некоторые тысячники. Но и это - копейки».
Эксперт предлагает заводить коммерческий онлайн-дневник на отдельном домене - тогда можно будет зарабатывать на продаже рекламных мест под баннеры. «Но, конечно, посещаемость для этого должна быть несколько десятков тысяч человек. Тогда это ощутимые деньги», - говорит он.
А вот глава российского офиса Google Владимир Долгов полагает, что шанс заработать немного денег есть практически у каждого. «Чтобы иметь тысячи читателей, надо либо иметь интереснейший блог, либо быть интереснейшим (или очень известным) человеком. И то и другое, несомненно, достижимо со временем. Либо нужно искать свою собственную небольшую, но очень лояльную аудиторию и вести свой онлайн-дневник, придерживаясь одной или нескольких основных тем», - советует он.
Носик, впрочем, говорит, что единственный способ заработать на блоге в России - прибегать к практике платных постов. Сколько стоит такая реклама, определяется в каждом отдельном случае по-разному. Говорят, стоимость платного поста может варьироваться в диапазоне от 10 долларов (за предложение в одну строчку у обладателя нескольких сотен френдов) до тысячи (большой рекламный пост у очень популярных сетевых писателей).
Меж тем в США блоги являются вполне привычным способом заработка. Так, по данным аналитической компании Technorati, для 28% блогеров США их онлайн-дневник приносит прямую коммерческую выгоду. 15% блогеров и вовсе считают это занятие полноценным источником дополнительного дохода, а 9% - основной работой.
Что ещё более интересно, 4% американских сетевых писателей пишут в дневники на платной основе по заказу своих работодателей. 40% из тех, кто называет блог источником заработка, предпочитают делать деньги на размещении рекламы. В среднем за год эти люди способны заработать таким способом 42 548 долларов. Те же, кто считает блог своей основной работой, преуспели ещё больше: они зарабатывают в среднем 122 222 доллара в год.
Павел Вардиев, главный редактор tuganbaev.ru, ответил на несколько вопросов «Часкора»:
- Сколько в России можно заработать на блогах, если допустить, что автор блога хочет раскрутиться за счёт сторонних заказчиков, а потом зарабатывать на нём?
- На блогах можно заработать довольно существенные суммы, возможно, даже десятки тысяч долларов. Необходимо учесть, что под блогами не стоит понимать только livejournal.com и ему подобные сервисы. На блогах в ЖЖ можно зарабатывать несколько тысяч долларов в месяц, получая минимальный доход от официальной рекламы (сотни долларов максимум) и публикуя оплаченные посты (например, в виде скрытой рекламы). Стоимость одного поста блогера из топ-10, как правило, составляет около 1500 долларов.
Гораздо большим потенциалом монетизации обладают stand-alone-блоги (то есть блоги, располагающиеся на личных сайтах), так как они предоставляют своим владельцам гораздо более широкие рекламные возможности: это и медиареклама, и контекстная реклама, и различные партнёрские программы. Примерами таких успешных сайтов могут служить www.exler.ru, www.oper.ru, а также блог моего шефа Аскара Туганбаева www.tuganbaev.ru.
- Развит ли рынок подобных услуг, описанных Никитой Белых?
- Рынок подобных услуг развит ровно в степени их востребованности. Мне известно о существовании как минимум трёх таких фирм в РФ и одной на Украине (которая, кстати, демпингует). Это реально существующие фирмы, которые обладают необходимым штатом сотрудников, которые весьма профессионально подходят к делу и, как правило, обеспечивают достижение заявленных результатов.
- Насколько законны и этичны такие предложения?
- О законности таких предложений я однозначно судить не возьмусь. Если следовать мнению, что разрешено всё, что не запрещено, и если данные фирмы должным образом оформляют договоры и прочую документацию, то, скорее всего, предъявить им юридические претензии будет нелегко. Хотя, повторюсь, в этом вопросе я не специалист и тут стоит внимательно почитать закон о рекламе. Об этичности таких предложений я предоставлю судить самим блогерам, для кого-то это может показаться этичным, для кого-то - нет.
14.02.2010











Комментарии
Написать комментарий