Статьи

Реклама в колыбели цивилизации

Реклама в колыбели цивилизации

Фотоотчет о Сирии и Ливане сквозь призму рекламы. С чего начать рассказ о рекламе в странах, где даже надписи на заборах и прочая народная графика насчитывают не одну сотню лет?

Например, эти записи в стиле "здесь был Вася" на стенах древних храмов Баальбека в Ливане оставили европейские путешественники XIX века. Эта сделана рукой некоего Пастухова в 1862 году.

Фотоотчет о Сирии и Ливане сквозь призму рекламы

В то время не считалось предосудительным использовать памятники старины в целях саморекламы. При желании, подвиг Пастухова можно повторить и сейчас, т. к. бдительных старушек в каждом музейном углу в этих странах не наблюдается. Местные жители так и поступают: здесь древности не экспонат, на который нельзя дышать, а элемент быта, которому, между прочим, пара-тройка тысяч лет. Например, эту колонну в Дамаске воздвигли еще римляне. Ее, и десятки таких же, до сих пор используют для расклейки объявлений, как какие-нибудь банальные столбы.

Фотоотчет о Сирии и Ливане сквозь призму рекламы

Листовки с крестами на арабском (обратите внимание на правостороннее выравнивание) - тоже разновидность саморекламы. Ими обклеена половина старого города. Как выяснилось, это сообщения о смерти. Интересующиеся могут почитать о покойном и, если проникнутся, придти на отпевание.

Фотоотчет о Сирии и Ливане сквозь призму рекламы

Древние рекламные традиции формируют плотные слои деятельности предыдущих поколений, как на этой стене старой армянской церкви в столице Сирии.

При все при этом рядовым сирийцам, даже тем из них, кто худо-бедно владеет английским языком, незнакомо слово "advertising". На границе при заполении въездной анкеты пограничники интересуются занимаемой должностью и почему-то всегда именами отца и матери. Выражения "advertising director" и "advertising manager" неизменно ставят их в тупик.

Даже местная образовання молодежь, с которой довелось пообщаться, открывала словарь, услышав очередное "advertising". Со временем я перестал нагружать своих знакомых и пограничников лишними знаниями и представлялся просто: "manager". Это слово всегда вызывало уважительные комментарии. Хорошо быть менеджером на Востоке.

Все же реклама в этих странах присутствует и весьма разнообразная. Просто жизнь людей настолько срослась с бесчисленными кустарными и профессиональными творениями рекламщиков, что они не считают нужным их как-то "по научному" называть. Давая имя предмету или понятию, мы выделяем его из общего ряда явлений. А как можно выделить из общего ряда рекламу, когда весь город, вся страна живет этим двигателем торговли? Здесь каждый зазывала на рынке "advertising manager".

Реклама может быть современной модификацией старинных настенных объявлений, как этот трафарет, продвигающий кафе "Tche".

Фотоотчет о Сирии и Ливане сквозь призму рекламы

Может быть выполнена в европейско-американском формате "цивилизованной" городской мебели.

Фотоотчет о Сирии и Ливане сквозь призму рекламы
Фотоотчет о Сирии и Ливане сквозь призму рекламы

Я заметил, что изобразительная часть "наружки" в этих странах хромает. Или - давайте будем политкорректными - отличается от того, что можно увидеть в Европах. Художественное фото спагетти на картинке сверху - один редких примеров постановочного профессионального фото. Большая часть креатива ограничена примитивной графикой и арабской вязью разнообразных оттенков. Перетяжки и вовсе не желают потрясать воображение креативом.

Фотоотчет о Сирии и Ливане сквозь призму рекламы

Возможно, творчество в стиле "меньше картинок - больше слов" восходит к традициям ислама, который не одобряет изображения людей, животных и предметов. Поэтому в мусульманских странах искусство каллиграфии и создания узоров оказалось на высоком уровне, а вот об исламских художниках и иконописцах нам ничего не известно: они просто не существовали.

Правда, попадаются творческие исключения. Такой кубический формат мне еще нигде не встречался.

Фотоотчет о Сирии и Ливане сквозь призму рекламы

Однако Сирия и, особенно, Ливан не 100% исламские страны. Эти земли стали местом зарождения и первоначального закрепления христианства. Поэтому местные христиане занимают заметное место в обществе, а в Ливане они неизменно оккупируют важные госпосты. Порой мне казалось, что христианская символика здесь попадается чаще, чем исламская. Объявление с такой фотографией и подписью на арабском в Сирии и Ливане не несет ничего сюрреалистичного.

Фотоотчет о Сирии и Ливане сквозь призму рекламы

То ли картинка неудачная, то ли эти двое друг другом недовольны. По моему, здесь речь о диалоге или противостоянии православной и католической церквей.

Как раз в дни моего пребывания в Ливане здесь к апогею шла очень напряженная избирательная кампания.

Ливан - страна бесконечных конфликтов: еще в начале 90-х здесь закончилась кровопролитная 15-летняя гражданская война, а следы былых боев до сих пор не стерты с лица Бейрута. В городе периодически попадаются брошенные, мертвые здания со следами боев. Как, например, это самое известное строение - отель Holiday Inn. Его построили накануне войны, и оно недолго поработало по специальности. В годы "гражданки" достоинства здания оценили снайперы, которых выкуривали с помощью артиллерии.

Фотоотчет о Сирии и Ливане сквозь призму рекламы

Выборы должны были состояться 7-го июня, и местные жители советовали мне паковать чемоданы до этого срока. Ожидался очередной местный барабум.

Действительно, кандидаты в местный парламент призывали голосовать за себя отчаянно, не на жизнь, а на смерть. Такого количества политической рекламы я нигде и никогда не видел, даже в бурлящие 90-е. Оклеено было все, что можно было оклеить, без всякого уважения к эстетике среды и понятию уместности рекламы именно в этом месте. 

Фотоотчет о Сирии и Ливане сквозь призму рекламы

На сайте Лебедева, который тоже был в Ливане этой весной, есть фото из Триполи. К сожалению, я не нашел этот дом, но в Триполи можно встретить сотни похожих.

Фотоотчет о Сирии и Ливане сквозь призму рекламы

Творческое воображение местных депутатов ограничилось поиском мест для поклейки, а не самой рекламой. Стандартный вариант (99%) - портрет себя любимого и слоган под ним. Как выглядит портрет и под каким градусом он висит - слишком мелкие проблемы, чтобы о них задумываться.

Фотоотчет о Сирии и Ливане сквозь призму рекламы

 "Косички" из прорезей, которые делают на всех перетяжках, этому товарищу не мешают.

Фотоотчет о Сирии и Ливане сквозь призму рекламы

На этом плакате призывают сообща поднять с колен Ливан.

Фотоотчет о Сирии и Ливане сквозь призму рекламы

Обратите внимание: дамы изображены на каблуках, в брюках и без платка-хиджаба. Ливан - самая либеральная арабская страна.

А на этих изображениях предупреждают, что Франклином кое-кто стремится закрыть рот свободному ливанцу. Остановите пухлую волосатую руку империи зла - так, наверное, здесь написано.

Фотоотчет о Сирии и Ливане сквозь призму рекламы
Фотоотчет о Сирии и Ливане сквозь призму рекламы

Замечательно, что при этом самое престижное учебное заведение в Ливане называется Американский университет Бейрута (AUB), а среди модной молодежи кофе и пирожные из Starbucks здесь в большем почете, чем традиционный фалафель от уличного торговца. Вот и вездесущий Marlboro в горной ливанской деревушке.

Фотоотчет о Сирии и Ливане сквозь призму рекламы

Еще Бейрут запомнился рекламой в стиле знаменитой голливудской Аллеи славы. Эта компания просто рада сообщить, что она основана в 1937 году.

Фотоотчет о Сирии и Ливане сквозь призму рекламы

На древней ливанской земле найдены следы не только юной американской цивилизации. Европейские компании также сражаются за внимание обеспеченных ливанцев, которых тут очень немало (судя по количеству хороших авто и жилья). Audi бесцеремонно разместили свою рекламу на крыше автосалона Skoda. Предлагается беспроцентный кредит на 4 года на все модели Audi A. Действительно, зачем вам Шкода?

Фотоотчет о Сирии и Ливане сквозь призму рекламы

Сирия и Ливан - замечательные страны, с богатой историей и красивой природой, которую пока не испортили даже сверхактивные рекламщики.

Фотоотчет о Сирии и Ливане сквозь призму рекламы

Армен Каладжян Btsmarketing.com
Advertology.Ru

15.07.2009

на печать


Комментарии

Gotie
16.07.2009 11:51 | сообщение #1
 

Браво очень классная статья! и посмеялась, и порадовалась! Спасиб!

Armen
16.07.2009 13:14 | сообщение #2
 

Мне тоже статья понравилась, потому что она моя. :)
И опубликована неожиданно... Улыбка

mardan
20.07.2009 13:36 | сообщение #3
 

не знаю как в Ливане и Сирии, но вот в соседней стране Султанате Оман дела с рекламой (особенно в столице Маскате) обстоят чуть лучше. Но все же нет такой насыщенности рекламными носителями. Хотя они довольно интересно оформляют витрины Подмигивать
а за статью спасибо, легкая и хорошо читается,+ наглядный фотоотчет)

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Telegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистовTelegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистов
Владимир Ступников, Генеральный директор коммуникационного агентства АУРА в составе Газпром-Медиа Холдинга. Социальные медиа становятся все более важным инструментом в работе каждого PR-специалиста, и одной из относительно новых, но стремительно растущих платформ, является Telegram. Этот мессенджер, изначально позиционировавшийся как безопасный и приватный инструмент связи, приобретает все большую популярность и привлекает внимание маркетологов и PR-специалистов по всему миру.
PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии...PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии... (1)
Татьяна Жигаленкова, управляющий партнер LotUS Communications, рассказала какие компетенции, и требования PR-специалистов будут актуальны через 5 лет.
Маркетинг с AR и VR от HICLICKМаркетинг с AR и VR от HICLICK
В 2024 году маркетологи все чаще начинают использовать метавселенные. По сравнению с социальными сетями, вовлеченность пользователей в иммерсивных площадках гораздо больше. Одним из самых интересных для клиентов форматов являются АR и VR. Как технологии будущего применять в маркетинге уже сегодня, разобрали в агентстве высоких откликов HICLICK.
Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?
Искусственный интеллект уже давно среди нас. Он прочно вошел в нашу жизнь, используется абсолютно в разных её сферах и кардинально меняет лицо современного бизнеса. Рекламная индустрия - не исключение. Самый яркий и известный пример - это нейросети, на основе которых построен поиск рекламных систем Яндекса. Использование нейросетей и других алгоритмов ИИ, делает рекламу еще более эффективной и качественной. Евгений Халин, директор по продуктам Коkос Group рассказывает о том, как работает ИИ, в чем его преимущество и какие перспективы нас ждут.
Как подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраляКак подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраля
В период гендерных праздников предприниматели отмечают 50%-ый рост продаж. – Даже в случае торговли сепараторами или двигателями, при должном подходе. Для маркетологов это время – забег на короткие дистанции. Поэтому важно грамотно подойти к выбору инструментов.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

26.04.2024 - 21:26
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация