Статьи

Харизматики за свой счет

Харизматики за свой счетКто подговорил Михаила Саакашвили стать задирой? Николай Сидоров. Он разглядел будущего грузинского президента еще в 1999 г., когда в авангарде отряда политтехнологов группы "Имидж-контакт" вел на парламентские выборы партию "Союз граждан Грузии", в которую входили все будущие лидеры революции - тогда они еще были за Эдуарда Шеварднадзе.

"Нужны были говорящие головы, - вспоминает Сидоров. - У нас был рациональный спикер - Зураб Жвания, женщина-спикер - Нино Бурджанадзе, дело оставалось за эмоциональным". Вовремя данный совет, одна драка в парламенте - и у Саакашвили появилось прозвище Миша-Чума, а у партии - своя "изюминка". Сидоров давно работает заместителем приморского губернатора Сергея Дарькина, которого "избирал" в 2001 г., но интереса к предвыборным сезонам имиджмейкер с 17-летним стажем не теряет. В этом году на "починку лица" политики могут потратить до $50 млн - и это только на федеральном уровне. Технологии делают чудеса. Какой бы "конкретный хозяйственник" ни вышел из сумрака, спустя несколько месяцев он сможет выступить перед камерами со своей программой. Преобразится и аппаратчик, посланный в публичную политику "сверху". Стилисты подберут галстуки, филологи научат грамотно говорить, а психологи - не бояться оппонентов во время дебатов.

ФАБРИКА ЛИЦ

Спикеру Совета Федерации Сергею Миронову с имиджмейкерами не везет. "Они советовали ему сбрить бороду!" - жалуется член политсовета "Справедливой России" Александр Морозов. Если б дело было только в бороде! Миронова по сей день дразнят "защитником выхухоли", а ведь примерить роль любителя природы технологи из "Никколо М" уговорили Миронова еще лет пять назад. Теперь лидер "эсеров" и слышать не хочет о консультантах.

Зато лидер украинской оппозиции Юлия Тимошенко от общения с имиджмейкерами осталась в плюсе. Ее революционная коса - изобретение российского технолога Юлии Русовой. Политики не любят говорить о тех, кто работает над шлифовкой их образа. Вообразите себе едва назначенного президента Чечни Рамзана Кадырова, рассыпающегося в признаниях: ищу имиджмейкера, хочу выглядеть как политик, а не как полевой командир. У чиновников дополнительная причина для секретности - им ни к чему демонстрировать свои амбиции. Ни один чиновник не рискнет нанять внешнего консультанта - проще дать ему работу в своем окружении, уверен Сергей Водопетов из центра "PRопаганда". Пресс-секретарь, глава службы протокола, старший помощник младшего специалиста управления информации - годится любая должность. Она и от лишних интриг в собственном окружении избавит, и от ненужных слухов оградит. Какие бы версии родились в кремлевских коридорах, если бы первый вице-премьер Сергей Иванов, едва получив повышение, оформил контракт с имиджевым агентством? Зачем улучшать имидж "техническому" премьеру Фрадкову? "Образ главы правительства выстраивается исключительно им самим, в ходе деловых публичных мероприятий. Никаких имиджмейкеров в Белом доме нет", - заявляет директор департамента массовых коммуникаций правительства Денис Молчанов, который сам "записан" близкими к власти политтехнологами в консультанты Фрадкова.

По оценке президента Image Contact Consulting Group (ICCG) Алексея Ситникова, специалистов, с которыми могут работать федеральные политики, в России не больше 200, а их средняя зарплата - $10 000 в месяц. В этот круг входит, например, психолог и гендиректор компании "ММ-Класс" Марина Мелия. Ее консультации, которые обычно проводятся не чаще раза в неделю и не дольше полутора часов, стоят $3000 в час. Так что годовой объем рынка можно оценить в $25 млн. Но это высший уровень - постоянное политическое наставничество, или коучинг. Только на федеральных выборах рынок может удвоиться, полагает Николай Сидоров, - в них примут участие семь финансово состоятельных партий, которые развернут в каждом регионе полноценный предвыборный штаб для раскрутки хотя бы одного лидера. Это 12-25 человек, включая психолога, снимающего у кандидата стресс после публичных выступлений, визажистов, стилистов, следящих за соотношением одежды и прически, специалистов по голосу, личных фотографов и съемочную группу. Даже логопеду платить меньше $800-1000 за месяц работы в ходе кампании не принято, поясняет Сергей Марченко - психолог-фрилансер, сотрудничавший с "ИМА-консалтинг" и "PRопагандой" на федеральных и региональных выборах. Средний гонорар "штабного психолога" - $200 в сутки, но его доход может быть и больше, особенно если консультант сидит на процентах от бюджета кампании. "Смета расходов всегда формируется исходя из рекомендаций психолога, который должен найти баланс между ожиданиями избирателей от политика и возможностями самого кандидата", - уточняет Марченко. Недаром негласная задача психолога состоит еще и в том, чтобы "развести" кандидата на деньги. Впрочем, раз на раз не приходится. У того же Ситникова не так давно был шанс сорвать банк: мечтающий о большой федеральной карьере политик предложил ему контракт на $25 млн за политическое консультирование в течение нескольких лет. Но клиент не понравился. "Если я возьму эти деньги, мне придется встретиться с вами еще хотя бы раз, а мне этого очень не хочется", - проводил его Ситников.

$25 млн - выручка цеха имиджмейкеров в "спокойный" год. Перед выборами она может удвоиться

200 производителей политиков федерального уровня - цех имиджмейкеров в России очень небольшой

* Гусев  Д., Матвейчев  О. и др. Ushi mashut oslom: Современное социальное программирование. М.: Alex  J. Bakster Group, 2002.

МАРАФОНЦЫ

К федеральной кампании меньше чем за полгода политика не подготовить, уверен председатель совета директоров компании Enter-Polit Арман Кайцуни. У Сергея Кириенко, с которым Кайцуни по подряду от "Никколо М" начал работать вскоре после августовского дефолта, "запрос на правильное позиционирование в публичном политическом пространстве" созрел почти за год до думских выборов 1999 г. Тогда же экс-премьер взялся за создание движения "Новая сила", ставшего кирпичиком блока "Союз правых сил". Кайцуни отвечал только за психологию. К содержанию приложил руку политтехнолог Петр Щедровицкий, который работает с Кириенко до сих пор - теперь в Росатоме. "Пару раз в неделю по два часа мы смотрели записи его выступлений и сравнивали: какую мысль он хотел донести до зрителей и что сказал на самом деле", - вспоминает Кайцуни. Отвечать взахлеб на любые вопросы позволял себе только ранний Кириенко. Стараниями Татьяны Сушинской, выпускницы Школы-студии МХАТ, уже через 2-3 месяца занятий экс-премьер научился контролировать свое дыхание и не прерывался на середине фразы. Да и сами предложения стали короче: Кайцуни научил Кириенко "ставить точки".

Александр Ершов, работавший на губернаторских выборах Санкт-Петербурга в 1996 г. личным психологом Владимира Яковлева, любит вспоминать про "неубиваемую" стратегию ведения теледебатов против кандидата от власти: хвалить оппонента как политика, но "опускать" по хозяйственной части вопросами вроде: "И кто ж вам такую ерунду подсовывает?".

Объяснить на пальцах тонкости бюджетного процесса, уметь отвечать на вопросы, ответов на которые никогда в жизни не знал, - пик спроса на подобные рецепты пришелся на 1990-е гг. Теперь в ходу больше технологии аппаратного продвижения. "Электорат политика сейчас сосредоточен в Администрации президента", - шутит Мелия. Конечно, навыки общения с простыми избирателями еще в цене, ведь даже при подборе кандидатов в губернаторы Кремль оценивает их популярность. Но без практики выступлений в рейтинговых телевизионных программах и на совещаниях с участием первых лиц сделать карьеру федерального политика сегодня проблематично.

Ну не знает Дмитрий Медведев, как реагировать на преследующего его в Сети Медведа. Зато он уже два срока в кремлевской обойме. За это время забылись его публичные "косяки" вроде плюшевых ботинок члена официальной делегации российского президента, приехавшего с первым визитом в США. Наталья Тимакова из кремлевской пресс-службы быстро объяснила журналистам кремлевского пула, что Медведев на самом деле "вменяемый и адекватный". Убедить в этом помог брифинг в пресс-клубе "4 стороны", где новая кремлевская команда училась общаться с журналистами с минимальным риском - все разговоры шли off the record. Сейчас случайности в освещении деятельности Медведева сведены к минимуму: операторы правительственного пула не хуже газпромовских "личников" знают, как снимать первого вице-премьера. Правда, харизматиком он так и не стал. "Ни у Медведева, ни у его национальных проектов нет лица, и эту проблему не решит ни пиарщик, ни психолог", - категорична руководитель агентства "Старая площадь" Светлана Колосова.

РЕЖИССЕРЫ И НАСТАВНИКИ

Кому интересен канатоходец, который проходит свой путь, ни разу не качнувшись? Надо, чтобы он чуть-чуть не упал! "Но в политике конфликт должен быть тщательно выверен. Импровизация - уже хулиганство, причем жестко наказуемое, как в случае с Рогозиным", - оправдывает свое режиссерское образование Алексей Вайц, любимый "постановщик" политтехнологов из Bakster Group. Одну из его постановок, проект "Хранитель", они даже описали в книге "Ushi mashut oslom: Современное социальное программирование"*.

Дано: январь 2000 г., главный уральский рейдер Павел Федулев, чье имя связывается с десятком заказных убийств, после года тюрьмы выходит на свободу под подписку о невыезде. Сразу после назначения Путина и. о. президента. "Сразу после" - значит "вследствие", решает Вайц, придумавший для Федулева образ тайного хранителя национального достояния, действующего от имени и по поручению ФСБ. "Утечки" в СМИ поддерживают эту легенду, а сам объект на глазах изумленной публики превращается в "интеллигента" - надевает очки и отпускает бородку. "За те полтора месяца, что мы с ним работали, о нем отзывались исключительно как о промышленнике", - вспоминает председатель совета директоров Bakster Group Дмитрий Гусев. До этого Федулев 5 раз пытался избраться в парламенты различного уровня - удалось лишь однажды, в 2000 г., когда он прошел в верхнюю палату свердловского заксобрания. Это высшая точка политической карьеры: Федулев опять сидит по обвинению в рейдерстве.

Плохо выверенная импровизация вредит не только политикам, но и их женам. "Русский язык - это интерфейс между Европой и Китаем", - блеснула в 2001 г. перед российскими филологами Людмила Путина, вспоминает один из сотрудников Администрации президента. Автор этого перла вскоре был выдворен из пресс-службы, а сама первая леди решила получше разобраться в тонкостях делового социального протокола. Этот курс с примерами из жизни королевских дворов Европы и династий американских политиков ей читала Елена Русская, руководитель Русской школы имиджа. "Что делать, если в фойе Большого театра, где собрался весь политический бомонд, вы увидели своего кумира? Людмилу Александровну очень интересовали такие ситуации: где проходит грань между вульгарностью и учтивостью публичного человека?" - вспоминает Русская, отвечающая на подобные вопросы с середины 1980-х, еще с лекций в "клубе жен" членов Политбюро.

Хотя от публичной политики в России мало что осталось, меню имиджмейкеров год от года пополняется новыми "блюдами", а коучеры исправно получают свои гонорары. Другое дело, что, как бы грамотно ни был выстроен имидж, его надо предъявить избирателю. С этой точки зрения отдача на каждый рубль, вложенный в имидж Дмитрия Медведева, регулярно появляющегося в выпусках новостей, куда больше, чем в случае с отлученным от госканалов Михаилом Касьяновым. Но это уже не забота имиджмейкеров. Желающих попытать счастье меньше не становится, и профессионалы выполняют поставленную перед ними задачу. "Беда политиков - отвлеченность ума, склонность к фантазиям и самодовольство", - таков вердикт Вайца, работающего сейчас с высокопоставленным кремлевским чиновником. Про себя Вайц говорит, что он лишь проводник, который не дает своим клиентам отклоняться от намеченной ими же цели. А вот с этим-то и проблема: по наблюдениям Вайца, на вопрос о смысле своего прихода в политику может ответить не более 5% потенциальных клиентов. Хороший совет можно дать каждому, но не каждый потом устроит "революцию роз".

Людмила Романова
smoney.ru

13.03.2007

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Анализ рынков

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Уже 42% москвичей полностью игнорируют телевизорУже 42% москвичей полностью игнорируют телевизор
За последние семь лет каждый десятый москвич перестал включать телевизор. По данным свежего опроса Superjob, в 2025 году почти половина горожан его уже полностью игнорируют.
Личный бренд - это тренд: публичный имидж развивают 40% российских...Личный бренд - это тренд: публичный имидж развивают 40% российских...
Развитие личного бренда постепенно превращается в неотъемлемую характеристику успешного руководителя. Как выяснили эксперты hh.ru и коммуникационного агентства FAVES Communications, сразу 40% управленцев разного уровня уделяют внимание своей публичности и имиджу в профессиональной среде. Еще 28% хотели бы это делать, однако пока к этому не приступили по разным причинам.
Медиаинфляция в fashion-индустрии: за последний год стоимость клика...Медиаинфляция в fashion-индустрии: за последний год стоимость клика...
E-Promo Group представила ежеквартальный отчет по динамике уровня медиаинфляции в performance-каналах в разрезе фешн-направления (одежда, обувь, аксессуары).
Бьюти-рынок столкнулся с ростом затрат на рекламуБьюти-рынок столкнулся с ростом затрат на рекламу
E-Promo Group представила ежеквартальный отчет по динамике уровня медиаинфляции в performance-каналах в разрезе косметики и парфюмерии.
ИИ-видео: как искусственный интеллект меняет производство рекламыИИ-видео: как искусственный интеллект меняет производство рекламы
ИИ-видео революционизируют рекламу! Узнайте, как нейросети создают низкобюджетные ролики с высоким качеством

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Психологическая гибкость: почему без нее бизнесу не выжитьПсихологическая гибкость: почему без нее бизнесу не выжить
Advertology побывал на выступлении бизнес-психолога Евгении Хижняк на конференции SM Network 2025 и рассказывает, как оставаться успешным в мире постоянных перемен.
Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (4)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.

Форум

на правах рекламы

14.12.2025 - 11:37
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация