Есть мнение ...

Меняется реальность. Меняемся мы. Коммуникация в посткризисный период

Меняется реальность. Меняемся мы. Коммуникация в посткризисный период

Три года все терпеливо ждали, когда завершится кризис и мы заживем по-старому. За это время все успели свыкнуться с новыми экономическими реалиями и даже приняли их, нашли новые способы радоваться жизни.

Наступило осознание того, что по-прежнему уже не будет, а если и будет, то не скоро. Правительство рапортует, что к концу 2017 года в России практически остановлен экономический спад и «фокус сменился на обеспечение роста в контексте новой экономической нормы». А тем временем в России сформировалась новая потребительская реальность: смирившись с текущей ситуацией, мы пересмотрели свои предпочтения, приобрели новые покупательские привычки и стали более оптимистично оценивать свое положение.

По результатам международного исследования «GfK Consumer Life» и проекта
«Портрет российского потребителя» можно выделить следующие основные тренды, присущие поведению российских потребителей в новых экономических реалиях:

1. В первую очередь, это снижение потребления. Естественно, что при условии, когда цены ползут вверх, а уровень зарплат остаётся на том же уровне, мы просто не способны покупать столько же, сколько и прежде. По данным Росстата, к 2017 году реальные доходы на душу населения снизились на 10% за последние 3 года, а уровень бедности увеличился более чем на 2%.

2. Рационализация потребления. Когда мы уже не можем покупать всё, что душа пожелает, приходится выбирать только самое необходимое и действительно важное для тебя лично. Отпадает желание совершить покупку просто потому, что кто-то из твоего окружения приобрел то же самое. Понты и веяния моды отошли на второй план для многих потребителей. Россияне стали более избирательными в покупках и стараются использовать разные способы экономии. В первую очередь экономят на ежедневных расходах:

3. «Перетекание» потребителей в онлайн. Существование в условиях экономии вынуждает потребителей сравнивать все ценовые предложения перед покупкой. Наиболее удобно это делать в интернете. Мы чаще ищем более доступные заменители привычных товаров на AliExpress и реже берем с собой в магазины детей, чтобы уберечься от непредвиденных трат. По данным GfK Rus Omnibus, доля интернет-покупателей выросла на 13% по сравнению с весной 2014 года. Покупая онлайн, потребители стремятся не только сэкономить деньги и время, но и убедиться в оптимальности своего выбора за счет отзывов реальных покупателей и менее ограниченного ассортимента по сравнению с оффлайн-магазином.

4. Позитивное отношение к рекламе. Сокращение потенциала потребителей вызывает необходимость увеличивать количество промо-кампаний ритейлерами и производителями товаров. Для потребителей стало нормой получать специальные предложения и скидки. А повышенный интерес к рекламе обусловлен желанием не упустить выгодное предложение.

5. Потребительский патриотизм. В масштабах страны это явление носит, скорее, вынужденный характер и подкрепляется многочисленными патриотическими увещеваниями СМИ. А обеспеченный столичный народ научился даже получать удовольствие от новых условий потребления. Сначала всех коробило от российского хамона и пармезана, но со временем граждане распробовали новые вкусы, производители «подтянулись» под наши предпочтения, стали посещать новые интересные мероприятия, где можно купить и попробовать модные нынче «крафтовые» продукты. И не важно, к какой категории граждан вы себя относите, западные санкции повлияли на потребительский патриотизм населения в целом: по данным GfK Rus Omnibus, 74% россиян положительно относятся к политике импортозамещения (июнь 2017).

6. Взаимовлияние потребителей. В условиях, когда стоимость риска совершить неправильную покупку возросла в два раза, потребители стали относиться трепетнее к взаимодействию с брендами. Современные покупатели не только изучают отзывы о товарах или услугах, но и, осознавая себя главными во взаимоотношениях с брендом, занимают более активную позицию – делятся своим опытом, призывают бренды вести прозрачную деятельность, обращаясь к ним публично в социальных сетях.

7. Жилище становится домом. Когда стабильности нет и реальность меняется стремительно, потребители нуждаются в спокойном и предсказуемом месте. Это не просто место, куда человек приходит отдохнуть, а целая вселенная, которую он создает сам и где устанавливает собственные правила. По данным GfK Consumer Life, в России доля тех, кто наслаждается проведением дома большей части свободного времени, увеличилась на 6% за последние 3 года.

Тенденции в поведении потребителей в посткризисный период  создают определённые препятствия брендам, но вместе с тем открывают и новые возможности. Успешная коммуникация теперь должна не только учитывать изменения, которые произошли с потребителем за время рецессии, но и предложить принципиально новый стиль общения с ним.   

Новый формат коммуникаций

Период турбулентности – это время создания новых авторитетов. Реальная польза от продукта или услуги, а также прозрачность и понятность коммуникации стали сейчас основными критериями для потребителей. Так как наши ожидания от взаимодействия с брендами сильно разнятся, важно дифференцировать потребности и предоставлять регулярную обратную связь клиентам. Успешными в новых условиях будут бренды, которые точно выделяют для коммуникации наиболее важные потребительские сегменты и общаются с ними в формате регулярного диалога. 

Можно выделить следующие основные направления для создания эффективной коммуникации в настоящее время:

1. Использование существующей заинтересованности в рекламных предложениях, предоставляющих потребителям реальную выгоду. Необходимо создавать максимально индивидуализированный контент, который должен доставляться «по адресу». Если объем сообщений, время и место их получения удовлетворяют потребителя, а тематика ему интересна и близка, он никогда не откажет бренду в общении.

2. Проявление истинной эмпатии по отношению к своим потребителям и демонстрация им этого на реальных примерах. Важно давать больше, чем просто необходимость купить у вас что-то прямо здесь и сейчас. Потребители высоко оценят участие в создании того самого необходимого опыта, который важнее сиюминутного обладания.

3. Предоставление возможности честного сравнения всех плюсов и минусов в онлайн-среде. Этим бренд как будто говорит: «мне не страшна конкуренция, сравнивайте и выбирайте лучшее именно для Вас, дорогой Клиент!».  

4. В период нестабильности потребителям важно полностью идентифицировать себя с брендом, поэтому требуется полноценно и органично вливаться в Earned media, где потребители обсуждают бренды и дают друг другу советы.

Согласно прогнозам крупнейших рекламных холдингов, инвестиции в медиа в 2018 году увеличатся более чем на 10%. Конкуренция за обновленное сознание потребителей усилится, и выиграют те компании, которые направят свои усилия на построение коммуникации в новом формате, согласующемся с обновленными потребительскими тенденциями.

Статья составлена по материалам:
Исследование «GfK Consumer Life» и проект
«Портрет российского потребителя»
Данные Федеральной службы государственной статистики
Официальные публикации рекламных холдингов в СМИ

Аксинья Носкова, Глава консалтингового бюро Master Marketing

13.02.2018

на печать


Комментарии

Глеб
16.02.2018 16:17 | сообщение #1
 

Отличный материал!

Гуру
19.02.2018 13:03 | сообщение #2
 

Все по делу - очень полезно!

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

Есть мнение ...

Смартфоны и гаджеты стали самым непопулярным подарком на День святого...Смартфоны и гаджеты стали самым непопулярным подарком на День святого...
Россияне предпочитают дарить съедобные подарки на День Святого Валентина. Такие результаты показал опрос пользователей Одноклассников, проведенный накануне праздника.
Меняется реальность. Меняемся мы. Коммуникация в посткризисный периодМеняется реальность. Меняемся мы. Коммуникация в посткризисный период
Три года все терпеливо ждали, когда завершится кризис и мы заживем по-старому. За это время все успели свыкнуться с новыми экономическими реалиями и даже приняли их, нашли новые способы радоваться жизни.
Талант или навык? Название для бизнесаТалант или навык? Название для бизнеса (3)
Всякому адекватному человеку ясно, что лучшее название для магазина одежды – «Одежда», строительной фирмы – «СМУ» или «Стройтрест», а для кафе-мороженого – «Кафе-мороженое». Но главное – это понятно и неймеру, если он тоже адекватен и не сформировался эстетически и ментально, гуляючи по томным приморским бульварам в шикарном костюме с золотым отливом.
В российские корпоративы пришла мода на самих себяВ российские корпоративы пришла мода на самих себя
В конце 2017 – начале 2018 года среди агентств наблюдался активный спрос на корпоративные мероприятия «А-ля рус». Успехом стали пользоваться тематические праздники с медведями, русскими принтами и икрой с блинами. Гжель, хохлома, башни московского Кремля, звезды, красный и золотой, преобладали в айдентике событий. Тренды прошлых лет на нано-праздники, цифровую трансформацию и тематические корпоративы в стиле «Великого Гетсби» уходят в прошлое.
Реклама не просто опасна. Она доводит до безумияРеклама не просто опасна. Она доводит до безумия (2)
В сети можно узнать все, что угодно, о любом человеке — а особенно о его слабостях. Этим активно пользуются рекламщики: они выслеживают и подслушивают пользователей, а часто доводят своих жертв до клинических состояний. 

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Выставка, посвящённая 100-летию со дня рождения Георгия ЩетининаВыставка, посвящённая 100-летию со дня рождения Георгия Щетинина (2)
В Государственном музее А. С. Пушкина открылась выставка, посвященная не столь широко известному, но заслуживающему пристального внимания художнику-иллюстратору ХХ века Георгию Щетинину.
ДИЗАЙН и РЕКЛАМАДИЗАЙН и РЕКЛАМА
Выставка рекламной индустрии "ДИЗАЙН и РЕКЛАМА" проходит 22-й раз с 12 по 15 апреля 2016 года в Центральном Доме художника на Крымском Валу. 
Художник-археологХудожник-археолог
ГЦТМ имени А. А. Бахрушина открылась выставка «Кирилл Данелия. Новая археология» — проект, в центре внимания которого Кирилл Данелия, как художник и коллекционер. 
Московское метро - Подземный Памятник архитектурыМосковское метро - Подземный Памятник архитектуры
Открывается выставка "Московское метро - Подземный Памятник архитектуры". Поход за креативом и вдохновением. Возможность посмотреть как выглядели проекты метро. Реализованные или нет экспонаты выставки интересны дизайнерам.
Художественные сокровища РоссииХудожественные сокровища России (1)
Открылась выставка «Художественные сокровища России. Лучшее из российских собраний: от иконы до живописи модерна». Как всякая новая выставка работа получилась спорная. Новая площадка, попытка нового экспонирования, известные и не известные работы русских мастеров. Стоит пойти и составить собственное мнение.

Форум

Вакансии

  • Загрузка ...

на правах рекламы

22.02.2018 - 08:31
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru на Facebookfacebook    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR

Вход | Регистрация